УДК 376.3

Особенности речевого развития младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (средствами ИКТ)

Савельичева Татьяна Владимировна – учитель-логопед ГБОУ школа №502 г. Санкт-Петербурга; магистр Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского.

Заверткина Любовь Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского.

Аннотация: В данной статье рассматриваются актуальные вопросы диагностики и коррекции речевых нарушений у младших школьников с интеллектуальной недостаточность средствами современных информационно-компьютерных технологий.

Авторами статьи сделан вывод, что речь детей с нарушением познавательной деятельности характеризуется наличием аграмматизмов, трудностями словообразования, лексическими заменами. В результате была выявлена необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию речи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. В качестве примера перечислены основные компьютерные программы, ресурсы и игры для детей младшего школьного возраста с нарушением познавательной деятельности.

Предполагается, что использование информационно-компьютерных технологий позволит обеспечить доступность и качество коррекционно-логопедической помощи для детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями.

Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, интеллектуальная недостаточность, школьники, речевые нарушения, логопедическая помощь.

Среди современных детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наиболее многочисленную группу составляют дошкольники и школьники с органическими поражениями коры головного мозга, которые проявляются в недоразвитии всей эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

У детей нарушением познавательной деятельности нарушения речи носят системный характер. Речь страдает как целостная функциональная система. Нарушения касаются всех ее компонентов: грамматического строя, лексики, фонетико-фонетической стороны.[15]

Сегодня речевые нарушения рассматриваются в психологическом, клиническом, психолингвистическом, нейропсихологическом, педагогическом аспектах. Их изучению посвящены работы Р. Е. Левиной, Т. В. Ахутиной, А. Н. Корнева, О. А. Токаревой, Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой, Е. А. Логиновой, Н. А. Никашиной, Л. Г. Парамоновой, И. Н. Садовниковой, М. Е. Хватцевой, Л. Ф. Спировой, С. Н. Шаховской, А. В. Ястребовой и других авторов.

В исследованиях, которые провели О. И. Азова, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, И. В. Прищепова, констатируется взаимосвязь речевых нарушений с возникновением у младших школьников нарушений в орфографии, развитием неуспеваемости, формированием отклонений в личностном развитии.

Вместе с современными технологиями организации коррекционно-развивающей работы со школьниками младших классов, у которых отмечаются нарушения познавательной деятельности и речи, все более востребованными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Они часто используются как перспективное средство коррекционно-педагогической деятельности в начальной школе. Их применяют в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями письменной и устной речи. Развитие компьютеров и компьютерных технологий дает возможность вводить в практику новые, еще не апробированные варианты обучения таких детей. Современные средства электроники и телекоммуникаций открывают поистине уникальные горизонты образовательной деятельности. [2, 4]

Важно отметить, что применение компьютерных программ в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью отличается полифункциональным характером. В ходе нее не только усваиваются знания, но и развиваются внимание, познавательная активность, зрительно-моторная координация, произвольная регуляция поведения (способность подчинять свою деятельность заданным требованиям и правилам, управлять своими эмоциями, планировать свои действия и понимать результаты поступков).

С приходом в образовательную деятельность информационно-компьютерных технологий открылись реальные возможности для индивидуализации процессов обучения. У детей значительно возросла эмоциональная заинтересованность и мотивация достигнуть результатов коррекционно-развивающей деятельности. [7]

Собственный опыт позволяет утверждать, что применение новых информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе значительно сокращает время работы для формирования произносительных навыков, способствует развитию самоконтроля учеников.

Нельзя отрицать, что компьютер является новым мощным средством для умственного развития детей. Но при этом важно помнить, что использование этого инструмента в учебно-воспитательной работе требует тщательной организации учебно-воспитательного процесса в целом и общеобразовательных, коррекционно-развивающих занятий в частности.

Отечественные и зарубежные исследования по вопросам не только Возможность и целесообразность использования компьютерных технологий в дошкольных и школьных образовательных организациях доказывают как зарубежные, так и отечественные исследования. Они подтверждают и особую роль компьютера в развитии умственных способностей личности, в ее индивидуальном становлении.

В рамках нашего научного исследования по вопросу использования ИКТ в логопедической работе с учащимися младших классов с нарушением познавательной деятельности, мы в декабре-январе 2021-2022 гг. провели обследование особенностей речевого развития 20 учащихся школы № 502 города Санкт-Петербурга.

Диагностика содержала 6 блоков, каждый из которых был посвящен обследованию определенной области: фонематического слуха, слухового ритма, артикуляционной моторики, синтаксических и морфологических аграмматизмов, уровня развития мелкой моторики, связной речи.

Задания для диагностических методик подбирались на основании работ Л. С. Выготского, Н.И. Жинкина, Г.Л. Зайцевой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Р. Лурии, Л.С. Волковой, Г.С. Гуменной, Е.М. Мастюковой, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Т.А. Фотековой.

По всем заданиям была определена трехбалльная система оценки:

1 балл – ребенок не справляется с заданием, 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки, или есть незначительные сложности при выполнении задания (в зависимости от типа задания), 3 балла – ребенок справляется с заданием. Также по общему количеству баллов, набранному за все 16 заданий, оценивался общий уровень речевого развития младших школьников, а именно: 6-14 баллов – низкий уровень, 15-30 – средний уровень, 31-48 – высокий уровень.

На констатирующем этапе исследования высокий уровень речевого развития не показал ни один ребенок, средний уровень выявлен у 15% учащихся, низкий уровень – 85% детей.

Резульаты по отдельным заданиям показаны на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Результаты диагностики.

Для преодоления речевых нарушений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нами начата коррекционная работа с использованием различных компьютерных ресурсов, среди которых есть как готовые продукты, так и самостоятельно разработанные инструментарии:

  • обучающие игры («Игры для Тигры», «Компьютерный практикум для логопедических занятий в начальной школе», «Волшебный букварь»);
  • логопедический инструментарий, составленный с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
  • цифровые видеоролики, аудиозаписи.

В процессе проведения логопедической работы с младшими школьниками с нарушением познавательной деятельности средствами ИКТ мы предполагаем обеспечить доступность и качество коррекционно-логопедической помощи; компенсацию нарушенных компонентов речевой деятельности.

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. 2013. №11. С. 33-36.
  2. Аринова, К.Н. Готовность педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2018. № 3. С. 10-14.
  3. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина / Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. Москва, 2012. 254 с.
  4. Босова Я. М. Использование цифрового образовательного ресурса в логопедической работе с детьми / Я. М. Босова// Дошкольная педагогика. 2014. № 4. С. 49-51.
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. Москва: ВЛАДОС, 2013. 232с.
  6. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. Москва, 2013. 132 с.
  7. Заверткина Л.В.. Вачеян Л. А. К вопросу формирования профессиональных качеств педагогов-дефектологов в условиях дистанционного обучения // Вестник Костромского государственного университета. 2021.Т.27.№4.С.81-89.
  8. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект) / С.Ф. Иваненко // Дефектология. 2014. №1. С. 52-55.
  9. Иншакова О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О. Б. Иншакова. Санкт-Петербург, 2013. 189 с.
  10. Кибирева Т. Г. Компьютерные технологии в логопедической работе с младшими школьниками // Логопед. 2012. № 10. С. 66-70.
  11. Кучмезов Р.А.Методологические подходы к проблеме формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 255-258.
  12. Медведева Е. Ю., Силантьева А. А. Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР посредством использования компьютерных игр//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т.8. №3 (28).С.140-143.
  13. Разумова А.Б., Рицкова Т.И. Цифровая трансформация: тенденции развития образовательного процесса и готовность педагогов // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей всероссийской конференции с международным участием, Ярославль, 03–04 декабря 2020 года. Ярославль. 2021. С. 47-52.
  14. Рожнов А.А., Соломченко М. А., Ильенко Н. М., Жилина Л. В. Модель формирования профессиональных качеств у будущих педагогов посредством игровой технологии // Вестник педагогических наук. 2021. № 1. С. 102-109.
  15. Чибрикова М. Э., Гомзякова Н. Ю. Применение компьютерных технологий в логопедической практике//Вестник Московского государственного областного университета. 2018. Т.9 (7).С.31-34.

Интересная статья? Поделись ей с другими: