УДК 796

Реабилитация студентов, имеющих специальную медицинскую группу для занятий по физической культуре

Шапошников Сергей Андреевич – студент Астраханского государственного архитектурно-строительного университета.

Кузнецов Игорь Анатольевич – профессор кафедры Философии, социологии и лингвистики Астраханского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: В статье описана организация физической культуры в учебных заведениях с учетом здоровья студентов и по результатам медицинской комиссии. Даны рекомендации по физической реабилитации студентов.

Ключевые слова: студент, специальная медицинская группа, физическая культура, здоровье, реабилитация.

Роль реабилитации детей в специальных медицинских группах (СМГ) на занятиях по физкультуре в школьные годы не столь значительна, как в студенчестве. Во время получения профессионального образования у большинства юношей и девушек начинает усиливаться физический “иммунитет”, т.е. созревает потребность к физическим упражнениям, сохраняющим физическую форму и укрепляющих здоровье. Хотя научные исследования не полностью раскрыли этот вопрос, поэтому он не такой однозначный, как может показаться. Тем не менее, будем рассматривать проблему занятий в СМГ относительно старших школьников и студентов колледжей и ВУЗов.

В зависимости от состояния здоровья в начале каждого учебного года проходит распределение студентов в медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Учитываются также уровень физической подготовки и физического развития, интересы обучающихся.

Медкомиссия, то есть медицинское обследование студентов, и получение допуска врача является обязательным условием правильной организации дисциплины «Физическая культура». Функции физической культуры, характерные для нее свойства воздействия на личность и межличностные отношения, необходимы для удовлетворения естественных потребностей индивида в движении, оптимизации физической подготовки, развития и улучшение здоровья. Важной ролью физической культуры считается социализация молодого поколения, которая включает процесс введения человека в жизнь общества через овладение опытом социальной жизни и дисциплины, постижение социальных норм, ролей и функций, вступление в социальные группы. В результате социализации, осуществляемой государством и его социальными институтами в рамках занятий физической культурой, формируется социально зрелая личность студента.

Результатами занятий физической культурой выступают формирование правильной осанки, освоение элементов спортивных игр, развитие равновесия и других физических качеств. На некоторых занятиях также тренируются спортивные элементы, к примеру, бросок в кольцо, передачи, эстафеты с мячом, игры в волейбол, футбол, баскетбол, гандбол и т. д.

Студентов, занимающихся физической культурой, можно разделить на три группы: основную, подготовительную и специальную (2 подгруппы – A и B). Занятия в этих группах отличаются структурой и объемом физической нагрузки. Интуитивно уже понятно, что каждая последующая группа требует от студента меньше физической нагрузки, и отличается программой занятий. В специальной группе, в отличие от основной, методика упражнений отличается индивидуальным подходом к каждому студенту. Некоторые подходы могут быть даже лечебными, к примеру, некоторым студентам важно заниматься спортом на природе. С лечебной целью должны подбираться упражнения, похожие на основные, но менее интенсивные и длительные. Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, упражнения с мячами (к примеру, бросок лежа с мата) также помогают студентам с некоторыми заболеваниями. На базе медицинского учреждения проводятся сеансы ЛФК для студентов, отнесенных к группе лечебной физкультуры, с целью реабилитации, занятия урочного типа и др. Для повышения эффективности лечебных занятий используются факторы длительности, регулярности, интенсивности, сочетание общего и местного воздействия физических упражнений. Правильно проводимые систематические занятия не только способствуют улучшению состояния здоровья студентов, но и значительно повышают их выносливость и физическую подготовленность.

К подготовительной группе относятся студенты, которые, в отличие от студентов из СМГ, занимаются вместе с основной группой, но с менее интенсивной нагрузкой. Иными словами, это студенты с определенными заболеваниями временного характера, но при этом допущенные к занятиям. На практике она сами ставят себе рамки своих возможностей. К примеру, студентам дают задание пробежать 10 кругов в легком темпе, а обучающийся из подготовительной группы в силу своих возможностей пробегает только 6 кругов.

В специальных медицинских группах A и B в основном также занимаются студенты с определенными заболеваниями или отклонениями в здоровье. Хотя группа и называется “специальной”, все равно следует учитывать противопоказания для каждого отдельного студента к определенным видам упражнений. То есть, опять же, практикуется индивидуальный подход к каждому учащемуся: кому-то нельзя прыгать, кому-то бегать, кому-то плавать и т. д. 

Рассмотрим несколько примеров заболеваний. Стоит отметить, что при каждом заболевании существует свой комплекс упражнений с конкретным числом повторений, длительностью и прочими параметрами, но конкретных цифр мы писать не будем (сколько подтягиваний, кругов, отжиманий и т. д.).

  1. Для студентов, у которых отмечаются проблемы с почками, значительно снижается физическая нагрузка. Им нельзя прыгать, допускать переохлаждения тела. При проведении лечебных упражнений стоит уделить внимание укреплению мышц передней стенки живота. В бассейне ограничивается время пребывания в воде (от 5 до 15 минут). А лучше студенту обговорить вопрос о занятиях плаванием с лечащим врачом.
  2. Студентам, у которых наблюдаются проблемы с нервной системой, нельзя делать упражнения, вызывающие нервное перенапряжение, к примеру, упражнения в равновесии на повышенной опоре. В большинстве случаях рекомендацией от врачей для таких студентов будет уменьшение длительности и интенсивности выполнения некоторых упражнений.
  3. Студентам, у которых есть проблемы с органами зрения, запрещаются кувырки, иногда прыжки.
  4. При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта уменьшается нагрузка на пресс, часто запрещаются упражнения, связанные с прыжками.

Большое значение имеют рекомендации врачей, которые даются в процессе занятий физическими упражнениями. Порой физкультура может способствовать лечебной профилактике заболеваний и восстановлению здоровья.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: каждому студенту СМГ необходим индивидуальный подход, учитывающий его заболевание, физическое состояние и развитие. И лучше, если упражнения будут направлены на улучшение самых “больных мест” студента.

Список литературы

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник, для студентов факультета физической культуры педагогики по специальности //Москва:Просвещение, 1990. — 287 с.
  2. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. И.А. Кузнецова. Изд. 2-е, дополненное и переработанное (в пер.), Астрахань: изд. ИП «Р.В. Сорокин». 2022. – 432 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: