УДК 614.86

Дорожно-транспортная безопасность и аварии на транспортном средстве в Кировской области

Асапова Рузана Вадимовна – студент Кировского государственного медицинского университета.

Вехман Ксения Егоровна – студент Кировского государственного медицинского университета.

Полишко Андрей Иванович – старший преподаватель кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Кировского государственного медицинского университета.

Аннотация: Приводятся среднестатистические данные по Кировской области, раскрываются основные причины аварий на дорогах области, а также проведен сравнительный анализ дорожно-транспортных происшествий. Указываются действия аварийно-спасательной службы в зоне чрезвычайной ситуации на дорогах.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, автотранспорт, безопасность, авария, аварийно-спасательная служба.

Ознакомившись с данными об авариях на дорогах РФ, было выявлено, что каждые 30 секунд погибает один человек. Таким данным могут послужить различные факторы: плохая видимость, нетрезвый водитель, плохие погодные условия и др. Каждый год при дорожно-транспортном происшествии потерпевшими становятся 1,2 миллиона человек и 25-40 миллионов получают тяжелые ранения.

Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в Кировской области составляет 5,8 погибших на 100 пострадавших, что позволяет говорить об актуальности проблем, создаваемых на автотранспорте.

Причин возникновения дорожно-транспортных происшествий на дорогах области достаточно много. Так мы можем выделить главные из них: превышение безопасной скорости, нарушение правил маневрирования, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, выезд на встречную полосу движения. Значимую роль в этих авариях играют плохие дороги, метеорологические условия, неисправность автотранспорта и др.

Так, техническое состояние автомобиля может создать не только серьезные, но и необратимые последствия. Неисправная тормозная система и подушка безопасности транспортного средства могут привести к летальному исходу.

Климатические условия, такие как туман, дождь, гололед или метель заметно снижают видимость, уменьшается сцепление шин с дорогой, значительно увеличивается тормозной путь автомобиля. И это всего лишь малая часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.

Также потенциальную опасность представляет собой управление транспортным средством в темное время суток, когда видимость предметов на горизонтальном участке дороги уменьшается. В такое время большое количество предметов, к сожалению, остается вне зоны освещения фарами. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, происходят именно в темное время суток.

Наиболее сильное влияние на состояние безопасности дорожного движения оказывают факторы плохого состояния дорожного покрытия и автомобилизация. Существенный рост автомобильного парка отмечается как в областном центре, так и в районах области. Но при этом, пропускная способность улично-дорожной сети остается практически неизменной.

Осложняет ситуацию заметное снижение транспортной дисциплины участников дорожного движения.

1

Рисунок 1. Сравнительная характеристика количества пострадавших от ДТП 2020-2022г.

На сравнительной таблице дорожно-транспортных аварий по Кировской области 2020-2021 годов видно, что существенных изменений по показателям не наблюдается (рисунок). Распространенными видами аварий в 2020-2021 годах являются: столкновение транспортных средств (выезд на встречную полосу), управление автомобилем в нетрезвом состоянии и наезд на пешехода.

В 2022 году на дорогах Кировской области произошло 1389 автомобильных аварий, в которых погибли 140 человек и 1765 получили травмы различной степени тяжести. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то число автомобильных аварий и травмированных в них людей сократилось на 15% и 17,5%, однако число погибших возросло.

Самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий в текущем году является столкновение средств передвижения. По причине выезда на встречную полосу уже в этом году погибли 75 и были травмированы 811 человек.

Четверть ДТП в этом году было связано с наездом на пешеходов: погибли – 32; травмированы 390 человек.

Аварийно-спасательные работы в случае ДТП проводят с целью спасения людей, материальных и культурных ценностей, а также защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций.

Согласно Федеральному закону «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ к оказанию помощи пострадавшим могут привлекаться участники аварии, а также добровольцы, которые оказались рядом с местом происшествия.

На практике для безопасности проведения АСР на месте дорожно-транспортного происшествия определяются рабочие зоны. В ближней зоне (на расстоянии 3-5 метров от объекта происшествия) располагаются участники ликвидации последствий ДТП, которые выполняют соответствующие работы по оказанию помощи пострадавшим. Устанавливаются светоотражающие конусы ограждения и сигнальная лента. В дальней зоне (на расстоянии 8-10 метров) находятся остальные сотрудники аварийно- спасательной группы, готовые применить дополнительные АСС. За рабочими зонами располагается транспорт ГИБДД, СМП, АСМ и подразделений ГПС МЧС России.

Сначала оказывают помощь пострадавшим, которые не зажаты транспортным средством и способны покинуть транспортное средство через люки, двери, оконные проемы при помощи спасателей или самостоятельно. В последующем освобождают пострадавших с зажатыми частями тела. При этом отгибают листы металла и профильные материалы, проводят перекусывание перегородок, сидений.

Чтобы снизить количество ДТП в Кировской области и в любой другой части страны, водителям рекомендуется пересмотреть или изменить свою манеру вождения, если в ней имеются недостатки. Также важно быть предельно осторожными и внимательными, соблюдать соответствующий скоростной режим и правила дорожного движения, находясь за рулем автотранспорта. Все это становится важнейшим залогом безопасности водителя, пассажиров и пешеходов.

Список литературы

  1. Медицина катастроф: учебное пособие / под ред. В.М. Рябочкина, Г.И. Назаренко. - М.: ИНИ Лтд, 1996. - 261 с.
  2. Основы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях: учебник / под ред. Н.Н. Винничука, В.В. Давыдова. - СПб: СПХФА, 2003. - 187 с.
  3. Основные принципы организации психолого-психиатрической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях / В.М. Гарнов // Медицинская помощь. – 2004. – № 3.
  4. Официальный сайт Госавтоинспекции | ГИБДД: [Электронный ресурс] URL: http://stat.gibdd.ru\ (Дата обращения 10.12.22)
  5. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru./ (дата обращения: 11.12.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: