УДК 784

Музыкальный язык китайских хоровых произведений

Ван Чжэн – аспирант Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Аннотация: Статья посвящена исследованию становления китайского национального стиля хорового искусства. Раскрываются яркие черты жанрово-стилевых основ китайских хоровых произведений, а также факторы, которые их обуславливают (исторические, социокультурные, музыкальные). Охарактеризован синтез жанровых моделей бытовой и массовой песни в Китае с использованием европейских музыкальных тем. Выделены ключевые отличия китайского хорового музыкального искусства от европейского.

Ключевые слова: хоровое искусство, хоровая музыка, хоровые произведения, многоголосое пение, китайское хоровое пение.

Профессиональное хоровое искусство Китая имеет относительно не давнюю историю своего развития. Принято считать, что его возраст насчитывает не более ста лет. Главным фактором, обусловившим профессионализацию хорового творчества в Поднебесной, стало образование национального музыкального образования в стране. Несмотря на то, что изначально хоровое творчество в традиционном его понимании, берет свое начало в западных странах, даже за такой короткий срок ему удалось сполна адаптироваться к китайской цивилизации и перенять черты китайской музыкальной национальной классики.

На протяжении многих лет хор исполнял песнопения и мессы европейского Возрождения, джазовые и духовные песни в современной музыке, от традиционных хоровых произведений раннего Китая до припева национальных народных песен с различными характеристиками. В то же время хор также адаптировал некоторые хоровые произведения со своими собственными стилевыми характеристиками, которые сыграли большую роль в культивировании хоровой осведомленности, формировании стиля и улучшении собственных качеств участников.

Большую роль в развитии хорового искусства в Китае в свое время сыграл жанр школьной песни. Изначально школьная песня была создана для того, чтобы реализовать новую образовательную концепцию, выдвинутую китайским императором Гуансюй, который ориентировался в этом на европейскую и японскую модель. Это был период конца XIX века, когда в китайских общеобразовательных школах впервые начали включаться уроки пения, а занятия музыкой стали продвигаться как обязательная дисциплина [1].

Уже в то время в Китае музыка считалась важным инструментом, которое позволяет напрямую передать чувства и эмоции через мелодии. Представители китайской власти отмечали, что музыка является одной из форм социального поведения, посредством которой люди имеют возможность обмениваться эмоции и жизненным опытом друг с другом.

Начиная с 1930-х годов и вплоть до основания КНР в 1949 году хоровые произведения в Поднебесной имели тесную связь с социальной реальностью [2]. Одной из главных целей их написание было стимулирование патриотического энтузиазма масс для выражения их горя и негодования. Большинство хоровых произведений создавались в духе патриотических песен, как основного жанра, и имели выраженный стиль марша. Творческая техника воплощалась не в трехмерной структуре аккордов, параллельном прогрессе и большем использовании пентатонических мелодий, а во второстепенных мелодиях, наделенных выраженными национальными особенностями. В качестве примера смелой попытки гармоничной национализации многоголосой музыки в Китае в начале ХХ века можно привести композицию «Mulian Saves Mother», ораторию «Eternal Regret», произведение «The Yellow River Cantata», в котором нашла свое отражение европейская полифоническая техника и китайский национальный тон [3].

Вместе с началом образования КНР в 1949 году литературное и художественное национальное творчество получило новый виток своего развития. Композиторы в это время уделяли повышенное внимание наследованию и развитию национальной народной музыки, поэтому произведения, написанные для хора, отличались богатством материалов народных песен и тонов национальных мелодий, посредством которых осуществлялась передача красоты гармонии между человеком и природой, человечеством и обществом [4]. Помимо этого, была и другая сторона китайского хорового искусства. Национальные китайские лидеры с помощью многоголосого пения стремились к выражению радости успеха революции, громко говорили о своих намерениях и стремлениях к лучшей жизни.

Большое развитие в середине и конце ХХ века в Китае получили хоровые коллективы народных песен и хоры гимнов. Они отличались относительно простой творческой техникой, задействованием большого числа повторений, модуляций, полифонии или техники частей для основной мелодии. Например, типично народными хоровыми произведениями в Китае стали такие песни, как «Гости, пожалуйста, останьтесь», «Пастораль», древними песнями стали – «Янгуань Санди», а состав китайских колядок возглавила «Ода Родине» [1].

В начале 1960-х годов из-за изменений политического вектора в Поднебесной произошли закономерные изменения в сфере литературы и искусства. Это стало новым поворотным моментом в создании хоров. К числу репрезентативных произведений этого времени можно отнести прежде всего такие композиции, как «Поэмы героев», «Мы идем по дороге» и тому подобные.

Несмотря на то, что китайское хоровое искусство и походит от европейского, не правомерным было бы отождествлять ее и говорить о сходстве и единстве. Между китайским и западным музыкальным языком хоровых произведений существуют кардинальные отличия.

Во-первых, следует сказать о том, что в традиционной китайской музыке отсутствует как таковое явление «хора» в современном смысле этого слова. «Хор» в китайской придворной музыке и опере был скорее унисонным пением. Создатели китайских хоровых произведений не довольствуются использованием готовой музыкальной мелодии и простым сочетанием этнических элементов [2]. Вместо этого они используют метод «усовершенствования своего родного языка», который позволяет проводить эффективную нотную запись и акустический анализ этнической музыки на основе глубоких полевых исследований в области музыкального искусства.

Во-вторых, западная хоровая музыка неразрывно связана с религией, чего нельзя сказать про китайское хоровое искусство. В западном мире хор принято понимать, как духовный голос верующих, которые выражают свое благочестие перед Богом [1]. Собственно, именно поэтому в европейской методике хорового пения особое значение придается высокому, прямому и полуголосому пению, благодаря которому по мнению верующих достигается единство, гармония и чистота. В то время, как китайские хоровые произведения в своей фундаментальной основе состоят как правило из трудовых песен, песен о жизни и любви.

В-третьих, одной из ярких примечательных особенностей китайской хоровой музыки является то, что она отражает политическую борьбу и методы общественного производства китайского народа в разные исторические периоды времени.

В-четвертых, исполнительское содержание китайских хоровых произведений тесно связано с производством и жизнью обычных «смертных», в связи с чем большое внимание здесь уделяется использованию истинных голосов и естественности певческих приемов. Это находит свое отражение в простоте мелодичного языка и текстового формата китайских хоровых композиций.

С этой точки зрения также можно сказать о том, что китайские хоровые произведения акцентируют внимание слушателя в первую очередь на чистоте рифмы, а европейские – на красоте звука. Музыковеды отмечают, что основу методики сочинения китайских хоровых произведений составляет метод «гибридной рифмы». Безусловно, китайская хоровая музыка также обладает красивым голосом пения, однако, в силу особенностей китайского языка, гораздо большее внимание слушателя привлекает характер произнесения слов для достижения более «чистого» и «красивого» звучания [4].

В практике современного китайского хорового искусства насчитываются не только традиционные произведения классической гармонии, народный хор в стиле камерной музыки, но и народный хор, полный элементов этнической музыки, атональный хор с современной музыкальной окраской и старинный поэтический хор с древним музыкальным языком и рифмой [3]. Формы содержания китайских хоровых произведений отличаются богатством и большим разнообразием.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сказать о том, что середина ХХ века стала по-настоящему критическим периодом в национализации хорового искусства и творчества в Китае. Китайские хоровые произведения несмотря на то, что и берут свое начало из практики массового многоголосого пения, все же заключают в себе множество черт европейской музыкальной культуры. Для музыкального языка современных китайских хоровых произведений характерно глубокое переосмысление и бережное сохранение многовековых национальных традиций, которые неразрывным образом связаны с историческими и социальными условиями жизни в Поднебесной периода XIX–XX веков. Китайское хоровое искусство представляет собой уникальный стиль, отличительные черты с точки зрения тематики, языковой формы и социальной функции, в полной мере удовлетворяя растущие духовные и культурные потребности людей, способствуя построению их лучшей жизни.

Список литературы

  1. Ma Гэшун Новые издания по искусству хорового пения. – Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2002. – 50 с.
  2. Сунь Цзинань Хроника истории музыкального образования в Китае новейшего времени. – Цзинань: Издательство образование провинции Шаньдун, 2004. – 669 с.
  3. Сунь Цунинь Ежемесячный справочник по хоровому искусству. – Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2000. – 49 с.
  4. Тянь Сяобао. Современность хорового искусства Китая / Тянь Сяо- бао. – 2008. – № – С. 131–132.

Интересная статья? Поделись ей с другими: