УДК 784

Факторы и предпосылки появления и развития хоровой музыки в китайской культуре

Ван Чжэн – аспирант Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Аннотация: Статья посвящена историко-культурной детализации развития хорового искусства в Китае. Анализируются факторы, которые оказывали наиболее важное влияние на становление профессионального хорового исполнительства в Поднебесной. Говорится о том, что в своем развитии китайское хоровое искусство прошло довольно сложный и извилистый путь в процессе которого сталкивалось как с успехами, так и с неудачами. Делается вывод о том, какое общественно-культурное значение имело хоровая музыка в Китае в разные периоды своего развития.

Ключевые слова: хор, хоровая музыка, хоровое искусство, хоровая культура, хоровое исполнительство, развитие хоровой культуры, китайский хор, китайское хоровое искусство.

Хор – одна из уникальнейших форм вокального пения, отличающаяся особой изящностью и ярким национальным характером. Это разновидность многоголосия, основанная на многолетней певческой практике конкретного этноса, заключающая в себе фиксированные хоровые действия, эстетику и творческие принципы. Принято считать, что абсолютно каждый народ, каждое этническое сообщество обладает своей необычайной хоровой культурой, развивающейся под влиянием не только географической среды, но и под воздействием местных обычаев, привычек, традиций конкретной этнической группы, политики, экономики и культуры в целом, а также ряда других н менее значимых факторов [1].

Китайская хоровая культура имеет давнюю историю своего появления и развития. Она берет свое начало из практики многоголосого пения народного репертуара [2]. Из-за того, что правители династий в Поднебесной отдавали предпочтение инструментальной музыке и танцам, из-за ограниченности общественного этикета и морали полифоническим мышлением, народные песни, предназначаемые для многоголосого исполнения. в течение длительного времени находились в «зачаточном» состоянии простой формы и не имели творческого свободного выражения [4]. Данный исторический факт стал одной из главных причин того, почему первая многоголосая музыка, созданная в Китае, всегда отличалась простотой выражения и исполнения, носила преимущественно спонтанный и эмоциональный характер.

С самого начала своего появления в Древнем Китая хоровая китайская музыка демонстрировала отсутствие стремления к богатству и дотошности музыкальных форм, предпочтение свободного и легкого состояния, когда «звук следует за сердцем». Одним из ключевых показателей качества первой хоровой музыки в Китае был принцип «приятно слушать», как максимальное выражение художественной красоты многоголосой музыки [3].

Свою современную и профессиональную форму китайская хоровая музыка начала приобретать в период создания Нового Китая, когда на общественно-государственном уровне началось формирование активного интереса к песенно-хоровому народному искусству. Тогда основными факторами такой активизации хоровой культуры в Поднебесной стали следующие [1].

Во-первых, после провозглашения Нового Китая некоторые музыканты получили возможность передвигаться по всей стране, чтобы вдохновляться красивыми народными мелодиями и песнями. Многие народные коллективы в разных регионах Китая организовывали мероприятия и выступления для презентации своего творчества и народно-песенного материала, что безусловным образом придавало большего творческого вдохновения композиторам страны.

Во-вторых, в начале 1950-х годов в Китае начался процесс постепенного создания любительских и профессиональных хоровых коллективов, совершенствование певческих способностей их участников.

В-третьих, в середине ХХ века, как свидетельствует история, в Китай было завезено несколько богатых хоровых программ зарубежными хоровыми коллективами, которые во многом послужили базой и фундаментом для ориентира и развития хорового искусства в Поднебесной. В частности, среди них можно назвать прежде всего Мазовецкий ансамбль песни и пляски Польши, Ансамбль народной песни и пляски Румынии и многие другие [1]. Их песни и танцевальные коллективы привлекали широкое внимание со стороны общественности и китайских профессиональных артистов, которые активно начали изучать уникальные народные песни своей страны и переделывать их в хоровые произведения.

В августе 1956 года в Китае была организована первая «Национальная неделя музыки» в Пекине. Источники свидетельствуют, что данное событие выдвинуло китайское хоровое искусство на его творческую вершину. В это время начали появляться многие уникальные хоровые произведения, написанные китайскими композиторами и народными творческими коллективами [4].

Весь перечень хоровых произведений, создаваемых в Китае в период 50-60-х годов ХХ века, можно условным образом сгруппировать в две категории:

Первая – ода революционной истории. Среди таких произведений можно назвать в первую очередь слелующие: «Песня горы Чанбайшань», «Хор плацдарма Красной Армии», «Хор Великого похода».

Вторая – песни о красивом построении и восхвалении Родины (например, «Счастливая ферма», «Хуайхэ кантата». Следует отметить, что создание произведений данной категории было во многом обусловлено влиянием советской музыкальной школы.

Однако, ситуация постепенно начала изменяться к концу 50-х годов. А именно в 1958 году, когда Китай по ошибке вступил на путь движения «Большого скачка вперед», что серьёзным образом повлияло на последующее развитие хорового искусства в стране. Стремительно развивающаяся бурная атмосфера грандиозности и слепого движения привела к тому, что многие законы и принципы хорового искусства в Китае начали нарушаться и сводиться «на нет» [3]. Среди наиболее известных хоровых произведений данного периода можно назвать прежде всего «Кантату народной коммуны» и «Да здравствует кантата народной коммуны». В своем содержании данные произведения несут в себе неотъемлемый отпечаток «фальшивого, большого и пустого» искусства, которое бытовало в период «Большого скачка вперед» в Китае.

Начиная примерно с 1960-х годов китайских хор претерпел серьёзные изменения. Вместе с развитием всесторонней мощи Поднебесной политика партии в области литературы и искусства активно улучшалась, что не могло не повлиять на качество и характер хоровой культуры в стране. Так, например, одним из значимых результатов развития хорового искусства в Китае в начале 60-х годов стало создание симфонического хора «Поэмы героев» Чжу Цзяньэр [4].

С 60-70-х годов, когда в Китае происходила Культурная революция, хоровая культура развивалась преимущественно в два этапа:

Ранний этап – песни по типу «Мысль о Мао Цзэдуне» и «Пролетарско-революционная линия». Практически во всех хоровых произведениях данного периода восхвалялся китайский государственный председатель Мао Цзэдун, который объективно способствовал движению «сотворения богов» в Китае.

Поздний этап – музыка, написанная на стихи Мао Цзэдуна. В основном это «Долгий поход» и «Товарищ Мао Цзэдун организовал лекционный зал крестьянского движения». 

В конце ХХ века вместе с быстрым развитием нашего общества, чтобы сделать хоровое творчество нашей страны новым скачком, некоторые артисты, обеспокоенные хоровой карьерой, начали создавать много превосходных хоровых произведений [1]. Эти работы имеют определенное новаторское значение не только по содержанию, но и по форме, и творческие методы также отличаются от предыдущих, новыми прорывами. К основным хоровым произведениям этого периода относятся «Тоска по Тибету», «Юньнаньский стиль», «Следы любви», «Летающие лепестки» и так далее.

Большое влияние, помимо всего вышеперечисленного на развитие хоровой музыки в Китае оказал китайский язык. Известно, что китайский язык представляет собой односложную идеограмму. Вне зависимости от того, сколько фонем в китайском иероглифе, он должен быть написан и сокращен до одного слова в конце [2]. В свою очередь, произношение и рифмовка китайского иероглифа для пения предполагает не только процесс написания фонем в пении, но и необходимость точного произношения конечного односложного слова. Это приводит к тому, что между Китаем и Западом в развитии хоровой музыки всегда существовали различия в эстетическом стержне вокально-музыкального исполнительства. Специфическим проявлением данных отличий является то, что Китай ориентируется в первую очередь на чистоту слов и рифм, а Запад – на красивые голоса [3]. При этом, данное отличие прямым образом влияет на использование звуков в китайских хоровых музыкальных произведениях, стилевые предпочтения многоголосых исполнителей.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что несмотря на интеграцию хорового искусства в Китай в период XVIII века со стороны западной музыкальной культуры, за все время своего существования ему удалось сформировать неповторимую художественную атмосферу национальной культуры, отразить в себе предпочтения и специфику своих национальностей и этнических сообществ. Большинство китайских музыкальных произведений, написанных для хора, наследуют в своем содержании и мелодике уникальные культурные и эстетические особенности художественного мира Поднебесной.

Список литературы

  1. Тянь Сяобао. Некоторые проблемы и размышления о развитии китайского хорового искусства сегодня // Народная музыка. – 2006. – № 9.
  2. Ван Ю. Обзор развития китайского хорового искусства с момента основания Китайской Народной Республики // Yuefu Xinsheng. – 2009. – № 4.
  3. Ван Шаочжи, Лю Вэньцзюнь, Ху Ламэй. Новая концепция современного хорового искусства // Журнал Института образования Цзянси. – 2011. – № 2.
  4. Ли Цзюньшэн. О развитии хорового искусства и воспитании талантов хорового дирижера // Образование и карьера. – 2006. – № 11.

Интересная статья? Поделись ей с другими: