УДК 78, 7.071.2

Профессор Шень Сян и его ученики – выдающиеся представители вокального факультета Пекинской Центральной консерватории

Шабордина Ирина Васильевна – доцент Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки.

Ци Цзяхао – педагог вокала Музыкального факультета Сычуаньского университета культуры и искусств (Китай, провинция Сычуань, г. Мяньян).

Аннотация. Статья посвящена ключевой фигуре вокальной педагогики Китая профессору Центральной консерватории Пекина Шень Сяну и его ученикам: Дильбер Юнус, Лян Нин, Го Шучжень, Цзинь Тьелину, Лю Юэ, Фань Цзинма, Инь Сюмэй, Хэй Хайтао. Их жизнь и деятельность рассматриваются как отражение связанного с политическим и культурным курсом КНР процесса создания и развития китайской академической вокальной школы и её интеграции в мировую культуру.

Ключевые слова: Пекинская Центральная консерватория, китайская академическая вокальная школа, китайская вокальная педагогика, известный китайский оперный певец, Шень Сян, Дильбер Юнус, Лян Нин, Го Шучжень, Цзинь Тьелин, Лю Юэ, Фань Цзинма, Инь Сюмэй, Хэй Хайтао.

Введение. Начиная с 80-х годов ХХ столетия и по настоящее время колоссальный подъём экономического, политического и культурного взаимодействия Китая с зарубежными странами привёл к небывалому росту фактор обмена культурными достижениями и кадрами. Это, безусловно, важно, как в контексте изучения исторических процессов, касающихся вопросов развития межнациональных музыкальных связей и интеграционных процессов, так и в контексте изучения и пропаганды национального искусства. Чтобы на рубеже ХХ-ХХI столетий Китай смог осуществить достижения самого высокого уровня мирового вокально-академического искусства, китайской культуре потребовалось освоить европейские традиции академического пения в середине ХХ века, создать на их основе свою вокально-педагогическую школу, а после культурной революции (1977 г.) произвести целенаправленную интеграцию исполнительской школы и музыкального искусства Китая в мировую культуру. Это потребовало напряжённой самоотдачи от многих деятелей искусства. Одним из ярчайших представителей китайской вокальной культуры ХХ века, человеком, вся судьба которого сопричастна успехам и достижениям этой культуры, является Шень Сян.

Профессор Шень Сян (Shen Xiang, 1921-1993 гг.) – тенор, выдающийся, всемирно известный вокальный педагог Китая, воспитавший ряд китайских мировых оперных звёзд, выступающих на ведущих фестивалях мира, концертирующих на лучших мировых сценах, представляющих свою великую страну в таких, в том числе и ведущих, театрах мира, как «Метрополитен Опера» (США), «Ла Скала» (Италия), Вашингтонская национальная опера, Немецкий Государственный оперный театр в Берлине, Гамбургская государственная опера, Болонский Муниципальный театр, Марсельский оперный театр, Баварский Государственный оперный театр, Королевская опера Ла Монне в Брюсселе, Парижская опера «De ville», Монте-Карло опера (Монако), Римская опера, оперные театры Буэнос-Ареса, Барселоны, Бонна, Амстердама, Милана, Мюнхена, Зальцбурга, Франкфурта, Стокгольма, оперный театр в Нидерландах «Стопера», Финская национальная опера Хельсинки, Израильская оперы в Тель-Авиве, Лос-Анджелес опера, Мичиган-опера, Балтимор-опера, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, Шанхайская опера, Пекинский Большой театр и др.

Педагогическая карьера Шень Сяна, длившаяся почти полвека – с 1947 по 1993 год, неразрывно связана с Пекинской Центральной консерваторией. Шень Сян, безусловно, является одной из ключевых фигур китайской вокально-педагогической школы. В Китае вокальная школа Шень Сяна – это символ успехов китайской вокальной педагогики конца ХХ века. Имена Шень Сяна и его выдающихся учеников пока ещё не получили заслуженную известность в России. Их жизнь и деятельность представляют большой интерес для мирового вокального искусства и истории вокальной педагогики.

Основная часть. Шень Сян (沈湘) родился в городе Тяньцзинь 11 ноября 1921 года в семье интеллигенции. Его отец Шень Хонсян, врач по специальности, был большим почитателем классической музыки. В молодости Шень Хонсян учился во Франции и лично присутствовал на концерте великого итальянского тенора Энрико Карузо, который произвёл на него огромное впечатление. Шень Хонсян привёз из Франции целую коллекцию граммофонных пластинок с записями произведений Дж. Верди, Дж. Пуччини, Г. Доницетти, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Галеви, А. Бойто и др. в исполнении Карузо. Благодаря этому Шэнь Сян с детства мог слушать в великолепном исполнении Э. Карузо вокальную музыку, и это определило его выбор дальнейшего жизненного пути.

«В 1933 году Шень Сян поступил в школу (ныне Тяньцзиньская экспериментальная средняя школа), где пел в школьном хоре, а в 1939 году получил первый приз на вокальном конкурсе в Тяньцзине. В 1940 году поступил в Йенчинский университет (Пекин), где изучал английский язык и литературу, а также учился факультативно у американской преподавательницы вокала Фань Тяньсян (范天祥, Fan Tianxiang)» [15, с. 11].

В 1941 году Шень Сян поступил на вокальный факультет Шанхайской консерватории, где учился в классе известного профессора Владимира Григорьевича Шушлина (1896 – 1978) – белоруса по происхождению, баса, солиста Императорского Мариинского театра. В. Г. Шушлин в 1941 году был известным в Китае вокальным педагогом.

Вокальное образование В. Г. Шушлина уходило своими корнями в русскую и итальянскую вокальные школы. Родившись в городе Гродно Российской империи в 1896 году, уже в начале 1900-х годов он стал воспитанником Хоровой академической капеллы Санкт-Петербурга, где получил всестороннее музыкальное развитие, затем поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию по классу сольного пения, где учился у профессора Станислава Ивановича Габеля (1849-1924 г.). С. И. Габель, в свою очередь, был учеником Камилло Эверарди и Василия Максимовича Самуся в Санкт-Петербургской консерватории в 1875-79 гг., а до этого учился по классу вокала в 1866—1870 гг. Варшавском музыкальном институте у итальянского певца и педагога, тенора Франческо Чиаффеи, в 1870—1873 гг. в Милане и Париже у сына известного итальянского педагога, баса Луиджи Лаблаша. Таким образом, вокальное образование В. Г. Шушлина в классе профессора С. И. Габеля уходило своими корнями в русскую и итальянскую вокальные школы. 

В 1918 году, в возрасте 22 лет, Шушлин спел прослушивание и стал солистом Мариинского театра, художественным руководителем которого был в то время Фёдор Иванович Шаляпин. За три года работы в Мариинском театре Шушлин спел в таких операх, как «Лакме» Л. Делиба, «Травиата» Дж. Верди и др. В марте 1919 года в операх «Борис Годунов» Мусоргского и «Золотой петушок» Римского-Корсакова Шушлин был партнёром Фёдора Ивановича Шаляпина по сцене.

В 20-е годы ХХ столетия в числе многих советских артистов Владимир Шушлин поехал на гастроли в Китай в рамках советско-китайской дружбы. В 1924 году он выступал в Харбине в спектаклях харбинского театра «Русская опера», которые проходили с огромным успехом. Шушлин был приглашён в качестве педагога-вокалиста в Высшее музыкальное училище им. Глазунова, только что открывшееся в Харбине, и остался преподавать, а также солировать в «Русской опере». Его приглашали и на зарубежные гастроли, так, в 1927 году он спел в Японии сольный концерт, в 1930 – выступал на Филиппинах с Шанхайским симфоническим оркестром.

В 1929 году В. Г. Шушлин был приглашён в качестве педагога по вокалу в Шанхайскую консерваторию, открытую в 1927 году, а в 1930 году – на только что открывшийся вокальный факультет Хэбэйского университета. Он совмещал эти две работы, а в 1937 году к ним прибавилась работа в провинции Чжэцзян в Музыкальном доме, состоящем из двух отделений – института и аспирантуры. Владимир Шушлин с увлечением отдавался педагогической работе. Кроме того, он стал в Китае первым зарубежным исполнителем, поющим китайские песни на языке оригинала.

В целях ознакомления китайской публики с классической музыкой Шанхайская консерватория проводила открытые студенческие концерты, в программе которых звучали произведения западноевропейских композиторов. В период с 1929 по 1936 год прошло 49 таких концертов, это широко освещали музыкальные журналы. Студенты класса В. Г. Шушлина спели несколько концертов в Шанхае (сопрано Чжоу Шуань в 1931 г., тенор И Шаннэн в 1932 г.), а также в городах Гонконге, Гуанчжоу, Нанкине, Ся Мэнь в 1934 году. 

Таким образом, к моменту поступления Шень Сяна в Шанхайскую консерваторию в 1941 году профессор Владимир Григорьевич Шушлин был широко известен в Китае. Шушлин практиковал в обучении методы итальянской школы бельканто и русской школы, обучая студентов как технике владения голосом, так и актёрскому и сценическому мастерству, прививая навыки исполнения произведений, в которых вокальное мастерство естественным образом объединено с художественным, с созданием образа и передачей смысла. Учитывая, что всё классическое европейское музыкальное искусство для китайцев является иноязычным, большое внимание уделялось изучению языков и навыками передавать смыслы при пении на иностранных языках.

Обучаясь у Шушлина, Шень Сян овладел техникой пения и его голос звучал великолепно. Благодаря своему трудолюбию, любознательности и таланту, как музыкальному, так и актёрскому, а также педагогическому мастерству Шушлина, Шень Сян уже в годы учёбы стал известен в Шанхае, как выдающийся певец с ярким красивым голосом, владеющий высокой исполнительской культурой. Его стали называть «Китайским Карузо». Именно школа Шушлина стала для Шень Сяна твёрдой профессиональной основой его вокального совершенствования, на уроках он делал заметки об указаниях учителя, и на протяжении всей жизни Шень Сян пропагандировал школу Шушлина, изучал и применял её принципы в педагогической работе.

В 1944 году Шанхайская консерватория организовала благотворительные концертные мероприятия для сбора средств в пользу японской армии, Шень Сян был приглашён петь соло. Китай тогда находился во власти марионеточного правительства Вана, это были годы Второй мировой войны. Но Шень Сян был истинным патриотом своей страны и отказался от участия в выступлениях, за что был исключён из консерватории. В мае 1944 года состоялся его первый сольный концерт в Шанхайском театре ЛаньСинь (Shanghai Lanxin Theater) – одной из самых престижных концертных площадок города, в котором были исполнены оперные арии и романсы композиторов Германии, Италии, Франции, России и Китая. Дирижёр Ли Делун, участник этого концерта, вспоминал: «Его красивый тембр и глубокая художественная экспрессия покорили публику, а пресса отметила, что он был «превосходным тенором, китайским Карузо». [14] Возможно, уход Шень Сяна из консерватории имел под собой и другую причину. По материалам статьи Чжана Юэ «Шень Сян: Король песен Китая», профессор Шушлин позиционировал голос Шень Сяна как баритон, а сам Шень Сян считал себя тенором. В Шанхае был известный иностранный педагог и дирижёр, итальянец Марио Пачи. Он был известен тем, что аккомпанировал на фортепиано самому Карузо. Пачи научил Шень Сяна методу бельканто, заложив хорошую основу для его певческой карьеры как тенора. Также Шень Сян был приглашён к сотрудничеству Шанхайским муниципальным симфоническим оркестром под управлением Марио Пачи, с которым выступал с сольными концертами в Шанхае, Пекине и Тяньцзине. [14]

В 1945 году он окончил в Шанхае Университет Св. Иоанна (St. John's, York University), один из старейших и самых престижных университетов Китая, имевший репутацию «Восточного Гарварда» – первое китайское образовательное заведение, где преподавание велось на английском языке.

В 1947 г. Шэнь Сян начал педагогическую деятельность – преподавал пение в Пекинском педагогическом университете. В 1949 году он также работал педагогом по вокалу на музыкальном факультете Пекинского художественного колледжа и музыкальном факультете Йенчинского университета. В 1949 году несколько учебных заведений Китая, в том числе и музыкальный факультет колледжа, где преподавал Шень Сян, были объединены в Центральную консерваторию музыки. В 1952 году туда же вошёл и музыкальный факультет Йенчинского университета. Так с 1949 года Шень Сян стал педагогом Центральной консерватории музыки. С 1950 года вокальный факультет Центральной консерватории музыки возглавляла профессор Юй Исюань (сопрано), известная в западной Европе как певица Luisa Kwan. Юй Исюань в период с 1928 по 1932 год обучалась в Шанхайской консерватории в классе профессора В. Г. Шушлина, у которого учился и Шень Сян. На кафедре работал коллектив единомышленников.

Наряду с педагогической деятельностью Шень Сян посвятил себя творчеству. После основания КНР в 1949 году его часто приглашали для выступлений в культурной программе государственных мероприятий. Выступая в Чжуннаньхае, Шень Сян так очаровал китайскую публику и иностранных гостей исполнением «Оды Желтой реке», что премьер-министр Чжоу Эньлай вышел на сцену и лично поблагодарил Шень Сяна, сказав, что его пение очень нравится советским друзьям.

Шень Сян активно занимался и своей языковой подготовкой, основательный фундамент которой был заложен в Йенчинском университете, он знал английский, итальянский, французский, русский и немецкий языки. Уровень его владения русским языком был настолько высок, что Шень Сян сделал впервые в истории перевод либретто оперы П. И. Чайковского «Пиковая Дама» на китайский язык. С этим переводом он инициировал в Китае постановку в 1958 году, в которой сам исполнил партию Германа с огромным успехом. Исторических документов (аудиозаписей, фотографий и газетных статей) об этой постановке не сохранилось, так как подобные материалы систематически уничтожались в ходе «культурной революции» (1966 – 1977).

С начала 1960-х годов в Китае назревала «культурная революция», концертная деятельность затухала, исполнение европейской музыки не приветствовалось. В этот период Шень Сян посвятил себя педагогической работе и созданию учебника «Методика активно-пассивного дыхания» для вокалистов. В этом учебнике он изложил методику, разработанную им на основе своего многолетнего практического опыта и педагогических принципов профессора В. Г. Шушлина. В 1960-х Шень Сян несколько лет работал в Клинике голоса отделения отоларингологии Пекинской больницы Тяньтань, вылечил многих актеров от голосовых болезней и спас артистические жизни многих актеров. [1]

В годы «культурной революции» Шень Сян подвергся «перевоспитанию» в духе политической идеологии того времени: он был назначен в консерватории «экспертом» по чистке туалетов, мыл несколько мужских и женских туалетов. В 1970 году Шень Сян был обвинён в контрреволюционной деятельности и отправлен на военную ферму для работы вместе с другими педагогами и студентами. После расследования, проведённого в 1972 году, с Шень Сяна было снято это обвинение, но в консерватории для него не было места, и только после аннулирования политических итогов культурной революции Дэн Сяопином в 1977 году Шень Сян получил право на возврат в консерваторию и вторую творческую жизнь. [1]

После завершения «культурной революции» в 1977 году для Шень Сяна наступило время значительного карьерного роста. В 1978 году в Центральной консерватории был сформирован оперный факультет, и Шень Сян стал директором кабинета по научной работе. В 1979 году он получил должность доцента, а в 1982 году – профессора.

В этот период Шень Сян был известен в Китае не только как певец, но и как вокальный педагог. Вместе со своей женой Ли Цзиньвэй он ездил по стране с лекциями и мастер-классами.

Ли Цзиньвэй (Li Jinwei, 1923 г. — 23.12.2021 г.) – сопрано, одна из первых выпускниц Шень Сяна в период его работы в Пекинском педагогическом университете. С 1949 года Ли Цзиньвэй стала солисткой Художественной труппы Северного Китая (华北文工团) (руководитель и дирижер Ли Делун (Li Delun, 李德伦), в 1958 году она получила широкую известность в Китае за исполнение партии Чио-Чио-сан в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй».

В консерватории Шень Сян также вёл работу со своими студентами в паре с Ли Цзиньвэй. Он преподавал вокальное искусство – осуществлял подбор репертуара, обучал владению художественным стилем, пению на иностранных языках, а Ли Цзиньвей преподавала вокальную технику. Этот тип разделения в специальном обучении практикуется в китайских консерваториях.

Шень Сян был для своих учеников жизненным и профессиональным образцом. Он настойчиво, с полной самоотдачей прививал им культуру освоения языков, ясно осознавая, что для Китая вокальное академическое искусство является чужеродным, и, не владея грамотным переводом и правильным произношением, невозможно научиться доносить смысл и выражать музыкальные аспекты произведений, передавать эмоции и художественные образы. Шень Сян объяснял ученикам буквально в каждом западном произведении слово за словом, чтобы они могли понимать смыслы иностранных текстов и мастерски выражать их на сцене, с уровнем совершенства, достаточным для побед в европейских международных вокальных конкурсах самого высокого уровня. 

Результаты столь высококлассной педагогической работы не замедлили проявиться: ученики Шень Сяна стали проходить китайские отборы и побеждать в международных конкурсах. В 1983 году студентка 3 курса меццо-сопрано Лян Нин одержала победу в конкурсе вокалистов в Лондоне и пела в концерте в зале Уигмор-холл (Wigmor-Holl, Лондон).

В этот период Китай совсем недавно открыл границы и выстраивал культурные связи с Европой, поэтому участие в европейских конкурсах и, тем более, победы в них имели важное значение в КНР. Победа Лян Нин в Лондоне не осталась незамеченной.

В 1983 году Шень Сян был назначен заведующим кафедрой оперного искусства. В том же году Шень Сян был направлен от КНР представлять страну в музыкальном приветствии Международного музыкального совета «ЮНЕСКО» в Стокгольме (Швеция).

1984 год принёс Шень Сяну ошеломляющий, грандиозный успех: Министерством культуры Китая были отобраны и направлены от Китая четверо участников на престижнейший международный конкурс имени Мирьям Хелин (Хельсинки, Финляндия), трое из них получили награды: среди женщин обладательницей I премии стала Лян Нин, II–ой – Дильбер Юнус, диплом за участие во 2 туре получила Ван Цянь, и все трое победительниц являлись ученицами класса профессора Шень Сяна. Эта победа широко освещалась в СМИ, как в Китае, так и за рубежом. Победа Лян Нин – её I премия – была удостоена в Китае нескольких наград – «Новая национальная победа» (“全国新长征突击手”), «Десять лучших новостей года» (“年度十大新闻人物”) и других.

Этот успех стал достижением, показателем высочайшего исполнительского мастерства китайских конкурсанток, соответствующего лучшим мировым стандартам. В жюри конкурса имени Мирьям Хелин в 1984 году входили такие звёзды мировой оперы, как Ким Борг (председатель), Сена Юринак, Матти Лехтинен, Евгений Нестеренко, Биргит Нильссон, Осе Нордмо Левберг, Анна Рейнольдс, Ирмгард Зеефрид. Признание, полученное китайскими участниками от столь именитого жюри, стало также показателем высокого уровня китайского вокального образования и, в частности, поставило профессора Шень Сяна в ряд выдающихся вокальных педагогов мира.

1985 год также принёс Шень Сяну успех мирового значения: Лян Нин стала обладательницей I премии международного конкурса Лучано Паваротти в Филадельфии (The Pavarotti Philadelphia international voice competition).

Победы 1984 и 1985 годов в Хельсинки и Филадельфии открыли перед Шень Сяном и его ученицами Лян Нин и Дильбер Юнус безграничные возможности.

Лян Нин получила приглашение на обучение со стипендией в Джульярдскую школу (Нью-Йорк) – самое престижное учебное заведение искусств Америки, и, воспользовавшись им, стала на два десятилетия одной из самых востребованных певиц в мире, первой китаянкой, которая выступила на сценах величайших театров мира: Метрополитен-опера (США), Ла Скала (Италия), Венской Государственной оперы (Австрия), Израильского государственного оперного театра.

Дильбер Юнус получила приглашение и пожизненный контракт Финской национальной опере Хельсинки, получив в 1990 году единственное за всю историю Финляндии двойное гражданство по указу президента Мауно Хенрика Койвисто, став звездой мировой оперы в Европе, обладательницей двух Премий Биргит Нильссон, солисткой Национального Большого театра Пекина.

Шень Сян в 1985 году занял должность исполнительного директора Китайской ассоциации музыкантов, а также стал членом Национального комитета Народного политического консультативного совета Китая.

Очень высоко было оценено педагогическое мастерство Шень Сяна за рубежом. После блестящей победы в 1984 году на конкурсе имени Мирьям Хелин его начали приглашать в жюри многих европейских международных конкурсов (Великобритания, Франция, Италия и другие страны), а также для проведения в Европе мастер-классов, лекций.

С 1984 года Шень Сян активно занялся выдвижением своих учеников для участия в крупнейших международных конкурсах Европы и Америки.

В период с 1984 по 1993 год студенты класса профессора Шень Сяна участвовали в европейских международных конкурсах и побеждали. Среди них: бас Лю Юэ (Liu Yue), тенор Фань Цзинма (Fan Zingma), сопрано Инь Сюмэй (Yin Xiumei), баритон Чэн Да (Cheng Da), колоратурное сопрано Дильбер Юнус (Dilber), меццо-сопрано Лян Нин (Liang Ning), тенор Чан Хайтао (Chang Haitao), тенор Чэн Сянго (Cheng Xiangguo), тенор Чэн Чжи (Cheng Zhi) и другие.

После побед Лян Нин и Дильбер Юнус в 1984 году в Хельсинки, Лян Нин в 1985 году в Филадельфии последовал ряд столь же значимых успехов:

Лю Юэ, бас (окончил Центральную консерваторию в классе Шень Сяна в 1988 году)

  • 1985 год – финалист Международного конкурса оперных певцов BBC в Кардиффе,
  • 1985 год – лауреат II премии Нацинального вокального конкурса имени Не Эра (聂耳, Nie Er) и Сиань Синхая (冼星海, Xian Xinghai),
  • 1986 год – лауреат II премии на Национальном телевизионном гран-при «Молодой певец»,

 Фань Цзинма, тенор (обучался в классе Шень Сяна с 1984 по 1989 г.)

  • 1987 год – лауреат I премии (финалист) среди мужских голосов Международного конкурса оперных певцов BBC в Кардиффе,
  • 1988 год – лауреат II премии (серебряная медаль) III-го Международного вокального конкурса Розы Понсель в Нью-Йорке;

Чэн Да, баритон

  • 1989 год – лауреат III премии Международного вокального конкурса в Чили,
  • 1991 год – лауреат II премии Международного вокального конкурса в Германии,

Хэй Хайтао, тенор

  • 1991 год – лауреат II премии Международного вокального конкурса в Италии,
  • 1992 год – лауреат I премии Международного конкурса вокалистов имени Марио дель Монако в Италии.

Благодаря этим победам, а также знанию иностранных языков, которое неустанно прививал ученикам Шень Сян, его воспитанники получили возможность продолжать обучение в лучших учебных заведениях мира и смогли стать всемирно известными певцами.

К примеру, Фань Цзинма проходил обучение в Джульярдской школе (Нью-Йорк) в 1993 году у Франко Корелли, Лю Юэ в 1988 году обучался в Венской консерватории (Австрия), Хэй Хайтао проходил обучение в Национальной консерватории им. А. Стеффани в Италии.

В связи с проблемами со здоровьем в 1986 году Шень Сян ушёл с должности заведующего кафедрой. У Шень Сяна было тяжелое заболевание – ишемическая болезнь сердца. Не жалея себя, Шень Сян неустанно продолжал работать, до последних своих дней он был в тесной связи со своими студентами: Лян Нин, когда у неё при выучивании нового репертуара возникали вопросы относительно вокально-технических сложностей, обращалась к нему за помощью, отправляла записи со своих выступлений.

С 1987 года до 1992 года Шень Сян ежегодно проводил мастер-классы «Мастер Шень Сян» в ходе Савонлиннского оперного фестиваля в Финляндии. Популяризируя Шень Сяна, британские и финские государственные телевизионные станции поставили документальный фильм «Китайские песни». В 1988 году он был приглашён в жюри Международного конкурса вокальной музыки имени Марии Каллас. В 1991 и 1992 годах он был приглашён Эстонским оперным театром для проведения мастер-классов для артистов оперного театра; в 1992 году он провёл мастер-класс в Стокгольмском оперном театре в Швеции.

Шень Сян умер в Пекине в 1993 году в возрасте 71 года.

За многолетний опыт преподавания Шень Сян разработал собственную методику пения, и, вероятно, при жизни он планировал издать методические труды, но сначала из-за периода «культурной революции», а затем из-за большого количества работы со студентами ему это сделать не удалось. Уже после смерти, в 1996 году, была выпущена его работа «Методика активно – пассивного дыхания».

В 2008 году в Пекине его ученица и супруга Ли Цзиньвэй издала монографию «Вокальное и педагогическое искусство Шень Сяна», где она собрала материалы о его занятиях со своими студентами. Также профессор Цзяо Бэньчу (Jiao Benchu), ученик Шень Сяна, издал монографию «Методические принципы работы на уроках с певцами» о методике Шень Сяна.

Заслуги Шень Сяна высоко ценят в Китае и Центральной консерватории Пекина. В память о нём проходят концерты и мероприятия, его искусству посвящены научные конференции, его методику изучают и развивают в КНР.

В 1994 году, в годовщину смерти Шень Сяна, Лян Нин, несмотря на огромную занятость за рубежом, прилетела в Китай и провела концерт его памяти в Центральной консерватории музыки Пекина.

11 декабря 2010 года в концертном зале Тяньцзиня прошёл концерт памяти профессора Шень Сяна. На этом концерте выступили его ученики –тенор Чэн Чжи, тенор Дин И (丁毅), тенор Фань Цзинма, меццо-сопрано Хуан Ли, тенор Хэ Хайтао, бас Лю Юэ и другие. В программу концерта вошли такие произведения как ария Каварадосси «E lucevan le stelle» из оперы Дж. Пуччини «Тоска», ария герцога Мантуанского «La donna è mobile» из оперы Дж. Верди «Риголетто», неаполитанская песня «O sole mio», а также китайские песни «Солдаты поют председателю Мао» (战士歌唱毛主席) композитора Сюй Сийи (徐锡宜) на слова Ю Сяо (宇晓), «Скучаю по своим товарищам» (怀念战友) композитора Лей Чжэньбанга (雷振邦) на слова Чжао Синьшуй (赵心水), «Ах! Китай – моя Родина» (啊!中国的土地) композитора Тао Сияо (陶思耀), «Моя Родина» (我的祖国妈妈).

На концерте присутствовал сын Шень Сяна, Шень Юаньчжи, известный китайский инженер звукозаписи, который в интервью журналистам сказал: «Проведение концерта памяти моего отца именно в Тяньцзине не случайно, потому как отец очень любил этот город, его родной город. Он очень заботился о студентах из Тяньцзиня, они ему были особенно дороги. Теперь, с уходом моего отца, можно сказать, закончилась целая эпоха».

В 2018 году состоялся ряд мероприятий, посвящённых памяти Шень Сяна. 4 мая 2018 года в Пекинском театре оперы и балета состоялся концерт «Взгляд в новую эпоху – дань памяти профессору Шень Сяну», организованный пианисткой Ху Шиси (胡适熙), которая на протяжении многих лет работала концертмейстером в классе Шэнь Сяна в Центральной Пекинской консерватории. В концерте пели Дай Юйцян (тенор), Чэн Чжи (тенор), Инь Сюмэй (сопрано), Ян Хунцзы (баритон), Дин И (тенор), Яо Хун (сопрано), Ян Вэйвэнь (тенор).

Также в мае 2018 года состоялась конференция «Наследие вокальной музыки и вокальных школ Китая. В честь профессора Шень Сяна» (“传承声乐艺术经典,展现中国乐派魅力——纪念沈湘先生学术研讨会”), приуроченная к 25-летию со дня смерти Шень Сяна, где выступили вокальные педагоги, композиторы, теоретики, деятели искусств Китая с докладами по секциям «методика преподавания Шень Сяна», «вокальная методика преподавания с учётом особенностей китайских студентов», «создание и развитие вокальной школы в Китае».

Таким образом, Шень Сян является одной из важнейших ключевых фигур вокальной педагогики Китая, наряду с профессором Чжоу Сяоянь в Шанхайской консерватории. Он проработал на вокальном факультете Центральной консерватории Пекина со дня её основания в 1949 году до самой своей смерти в 1993 году, это период более четырёх десятилетий. Он прошёл путь от начинающего преподавателя до заведующего кафедрой. Его ученики Го Шучжэнь, Дильбер Юнус, Цзинь Тьелин, Лю Юэ, Чэн Да, Хуан Ли (黄鹂) работали и работают педагогами вокальной кафедры Центральной консерватории Пекина, а также других музыкальных факультетов страны. С 2005 года по настоящее время вокальный факультет консерватории, который в 1983-86 годах возглавлял Шень Сян, теперь возглавляет профессор Чжан Липин (Zhang Li Ping) – выпускница Го Шучжэнь. Кроме того, на кафедре работают педагогами выпускники Го Шучжэнь: Сунь Дунфан, Сунь Юаньюань, Ли Гуолинь, Се Тянь, Чжан Чжан, Мэн Лин, а также У Бися – выпускница Цзинь Тьелина. Такая множественная преемственность показывает, что именно Шень Сян стал фигурой, значительно повлиявшей на формирование кадрового состава кафедры, а, значит, именно его методические принципы сегодня, вот уже 30 лет после его кончины, продолжают развиваться в деятельности вокального и оперного факультетов Центральной консерватории Пекина.

В конце ХХ века исполнительская и вокально-педагогическая школа в Китае достигла мирового уровня, значительное влияние на такие достижения оказала деятельность профессора Шень Сяна как в качестве педагога, так и заведующего вокальной кафедрой столичной консерватории Китая. За последние десятилетия целый ряд его учеников вошёл в число всемирно известных певцов, сделавших головокружительную карьеру, поющих в лучших театрах мира, а сам Шень Сян и его выпускница Го Шучжэнь стали всемирно известными вокальными педагогами, их приглашали в жюри самых престижных международных конкурсов мира.

Педагогическое наследие и школа Шень Сяна – это не только его методические разработки, исследования о нём и его школе. Прежде всего это достижения и деятельность его выпускников.

Выдающимися певцами являются такие ученики Шень Сяна, как Го Шучжэнь (Guo Shuzhen, сопрано), Дильбер Юнус (Dilber Yunus, колоратурное сопрано), Лян Нин (Liang Ning, меццо-сопрано), Инь Сюмэй (Yin Xiumei, сопрано), Ли Цзиньвэй (Li Jinwei, сопрано), Лю Юэ (Liu Yue, бас), Чэн Чжи (Cheng Zhi, тенор), Фань Цзинма (Fan Jingma, тенор), Цзинь Тьелин (Jin Tielin, тенор), Гуань Мучунь (Guan Muchun, меццо-сопрано), Чэн Да (Cheng Da, баритон), Чан Хайтао (Chang Haitao, тенор), Чэн Сянго (Cheng Xiangguo, тенор) и другие. Из них наиболее известны в мире Дильбер Юнус, Лян Нин, Го Шучжэнь.

Дильбер Юнус (Dilber Yunus, р. 1958) – звезда мировой оперы, лирико-колоратурное сопрано, профессор Центральной консерватории в Пекине, член жюри крупных вокальных конкурсов.

Дильбер Юнус родилась 2 октября 1958 года в городе Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного региона.

В класс профессора Шень Сяна на вокальный факультет Центральной консерватории Пекина Дильбер Юнус поступила в 1980 году. Шень Сян преподавал ей вокальное искусство – занимался выбором репертуара, обучал музыкальной стилистике, сценическому мастерству, а его жена Ли Цзиньвей занималась с ней вокальной техникой. Особое внимание уделялось овладению иностранными языками, умению правильно и тщательно переводить тексты и доносить смыслы до публики, выражать эмоции. Шень Сян с неиссякаемым терпением пояснял Дильбер Юнус в каждом произведении на иностранном языке смыслы и подтексты, чтобы она могла понимать их и создавать художественные образы. Шень Сян и Ли Цзиньвей занимались с Дильбер Юнус, не считаясь со временем, вкладываясь в её обучение, как близкие люди, с полной самоотдачей. Они давали много дополнительных уроков – до 8 уроков вокала в неделю вместо двух, которые даются по учебной программе. Шень Сян и его супруга стали для Дильбер Юнус практически второй семьёй. Дильбер Юнус с благодарностью вспоминает, что Шень Сян относился к ней лучше, чем к своим детям, и стал для неё образцом как в профессии, так и в жизни.

Столь большое усердие в занятиях принесло свои плоды: в 1984 году Дильбер Юнус стала лауреатом II премии международного вокального конкурса имени Мирьям Хелин в Хельсинки (Финляндия). На конкурсе она исполнила сложнейшую программу: куплеты Олимпии (Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана»), арию Зербинетты (Р. Штраус «Ариадна на Наксосе»), арию Лючии (Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур»). Она пела на трёх разных языках: французском, немецком и итальянском, и не один из них не был родным для молодой конкурсантки. Безусловно, успех исполнения был во многом заслугой работы Шень Сяна. Позже, благодаря языковым основам, заложенным Шень Сяном, Дильбер Юнус смогла оперативно выехать по приглашению на работу в Финляндию и впоследствии выучила 10 иностранных языков, что стало одним из важнейших факторов, позволивших ей войти в ряд мировых оперных звёзд.

Окончив в классе Шень Сяна магистратуру в 1987 году в Пекинской консерватории, Дильбер Юнус вступила в Коммунистическую партию Китая, заключила контракт с Финской национальной оперой Хельсинки, а с 1988 года получила в театре пожизненный контракт. В 1990 году Финляндия, где запрещено двойное гражданство, предоставила Дильбер Юнус финское гражданство, при этом не требуя отказа от китайского. При этом Китай также разрешил Дильбер Юнус двойное гражданство, вопреки закону КНР.

После шести лет обучения жизнь Дильбер Юнус была связана с Шень Сяном неразрывно до самой его кончины в 1993 году. Финская национальная опера Хельсинки, где с 1987 года стала работать Дильбер Юнус, начала с того же года приглашать Шень Сяна для проведения мастер-классов «Мастер Шень Сян» ежегодно до 1992 года.

Благодаря труду и мастерству Шень Сяна, обучившему Дильбер Юнус за 6 лет в консерватории как певицу мирового класса, она получила возможность сделать исполнительскую оперную карьеру на высочайшем уровне. Будучи солисткой на постоянной основе в Финской национальной опере и Оперном театре Мальмё (Швеция), она гастролировала в оперных театрах в Бонне, Амстердаме, Милане, Гамбурге, Мюнхене, Зальцбурге, Франкфурте, Стокгольме, исполняя такие сложнейший репертуар, как партии Зербинетты (Р. Штраус «Ариадна на Наксосе»), Софи (Р. Штраус «Кавалер Розы»), Лючии (Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур»), Адины (Г. Доницетти «Любовный напиток»), Норины (Г. Доницетти «Дон Паскуале»), Марии (Г. Доницетти «Дочь полка»), Лизы (В. Беллини «Сомнамбула»), Царицы Ночи (В.-А. Моцарт «Волшебная флейта»), Деспины (В.-А. Моцарт «Так поступают все женщины»), Церлины (В.-А. Моцарт «Дон Жуан»), Олимпии (Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана»), Лауретты (Дж. Пуччини «Джанни Скикки»), Розины (Дж. Россини «Севильский цирюльник»), Джильды (Дж. Верди «Риголетто»), Оскара (Дж. Верди «Бал-маскарад»), Софи (Ж. Массне «Вертер»), Лакме (Л. Делиб «Лакме»), Соловья (Н. Стравинский «Соловей»), королевы Анджелики (А. Вивальди «Рыцарь Роланд»), партии Соловья, Принцессы и Огня (М. Равель опера-балет «Дитя и волшебство») и др.. В Финляндии и Швеции Дильбер Юнус называют своим «национальным достоянием», а в Китае - «национальным сокровищем», «жемчужиной в короне музыки и искусства».

Дильбер Юнус никогда не забывала своего любимого педагога. Когда западные поклонники и профессионалы спрашивают её: «Как Ваш голос стал настолько хорош? Как Вы научились так петь?», она отвечает: «Я училась в Китае, все мои учителя в Китае, я на сто процентов «сделана в Китае». Так она говорит, потому что её учил Шень Сян. Отдавая должное родной стране, Дильбер Юнус ведёт педагогическую работу в Центральной консерватории Пекина с 2008 года, а с 2009 года участвует в значительной части отечественного оперного китайского репертуара в Национальном центре исполнительских искусств (Пекинского Национального Большого театра).

Лян Нин (Liang Ning, меццо-сопрано) - лирико-колоратурное меццо-сопрано, всемирно известная китайская певица, профессор Центральной консерватории Пекина.

Родилась 8 мая 1958 года в городе Гуанчжоу провинции Гуандун в семье военных.

В класс профессора Шень Сяна на вокальный факультет Центральной консерватории Пекина Лян Нин поступила в 1979 году. Педагогами её были Шень Сян и его жена Ли Цзиньвей, и они стали для неё второй семьёй так же, как и для Дильбер Юнус.

Лян Нин стала одной из самых успешных учениц Шень Сяна. В классе Шень Сяна она овладела основами нескольких языков: английского, немецкого, французского, итальянского, испанского, шведского и латыни, – чтобы овладеть исполнительским мастерством, получила серьёзную сценическую подготовку, которая позволила ей в 1983 году успешно пройти всекитайский отбор и одержать победу в конкурсе вокалистов в Лондоне и спеть в концерте в зале Уигмор-холл (Wigmor-Holl, Лондон), а затем, вместе с Дильбер Юнус, в 1984 году стать участницей международного вокального конкурса имени Мирьям Хелин в Хельсинки (Финляндия). Именно Лян Нин стала лауреатом I премии этого конкурса.

После победы в Хельсинки Лян Нин получила возможность поступить в престижнейшее высшее учебное заведение искусств мира – Джульярдскую школу (Нью-Йорк), где она училась в магистратуре с 1986 по 1989 год. Она стала первой китайской студенткой, учившейся в Джульярдской школе. Обучаясь в этой школе, и позже, когда в процессе выучивания партий у Лян Нин появлялись вопросы относительно вокально-технических сложностей, она обращалась за помощью к своим педагогам – Ли Цзиньвей и Шень Сяну, также она отправляла им для анализа записи своих выступлений.

Связь между Лян Нин и Шень Сяном была настолько ощутимой, что 4 октября 1993 года, когда Лян Нин пела на музыкальном фестивале в Финляндии, она на физическом уровне ощутила беду, именно в тот день Шень Сян скончался в Пекине. Позже, в 1994 году, в годовщину смерти Шень Сяна любящая ученица Лян Нин специально прилетела в Китай и спела концерт памяти своего педагога в Центральной консерватории музыки Пекина.

Лян Нин стала самой знаменитой оперной певицей в мире из всех учеников Шень Сяна – одним из самых востребованных колоратурных меццо-сопрано своего поколения в мире, в её репертуаре 50 ведущих оперных партий. Именно она стала лицом нового Китая в мировом оперном искусстве: первой китаянкой в истории, которая пела на самых престижных сценах мира – в Метрополитен-опера (США), Ла Скала (Италия), Венской Государственной опере (Австрия), Израильском государственном оперном театре. И ту сложнейшую профессиональную и языковую адаптацию, которую ей пришлось пройти в своей зарубежной карьере, она смогла выдержать, имея пример личности и жизненного пути своего учителя Шень Сяна.

Ярчайшими последователями школы Шень Сяна являются Го Шучжэнь, и Цзинь Тьелин, они не только подтверждают профессиональный уровень школы своей певческой карьерой, но, прежде всего, продолжают дело Шень Сяна в сфере вокального образования на высоком международном уровне.

Го Шучжэнь (Guo Shuzhen, род. 1 июня 1927 г.) – выдающаяся певица, сопрано, профессор вокальной кафедры Пекинской консерватории, исполнительный директор и руководитель учебно-научного отдела вокального исполнительства Китайской ассоциации музыкантов, член профессионального комитета квалификационной комиссии при Министерстве культуры КНР, почётный профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского и Тяньцзинской консерватории, почётный член Ассоциации китайских музыкантов.

Родилась 1 июня 1927 года в городе Тяньцзинь. В 1947 году поступила на музыкальный факультет в Пекинский художественный колледж, который в 1949 году, наряду с музыкальным факультетом Йенчинского университета и другими университетами Китая, был преобразован в Центральную Пекинскую консерваторию. В 1949 году поступила в консерваторию на факультет сольного пения в класс профессора Шень Сяна. В тот период КНР проводила политику дружбы и сотрудничества с СССР, Шень Сян выступал в концертах перед советскими делегациями. Го Шучжэнь, окончив консерваторию, по программе международного культурного обмена в 1953 году поступила в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского в класс Елены Клементьевны Катульской (1888 – 1966, лирико-колоратурное сопрано).

 В 1957 году Го Шучжэнь стала Лауреатом I премии и обладателем золотой медали Международного конкурса классического вокала в рамках проведения VІ Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.

В 1958 году она была приглашена в Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко (сейчас, Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко) в Москве и в Львовский оперный театр, где блестяще исполнила партию Мими в опере Дж. Пуччини «Богема» и партию Татьяны в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

Вернувшись в Китай, в 1959 году Го Шучжэнь стала солисткой Центрального Пекинского театра и преподавателем сольного пения в Центральной консерватории Пекина, где стала работать на одной кафедре с Шень Сяном. Также Го Шучжэнь несколько лет гастролировала по городам Китая и в разных странах (Германия, Австрия, США, Канада, Колумбия, Венесуэла, Куба), сольные концерты певицы проходили с огромным успехом. 

В 1963 году впервые в Пекинском Центральном оперном театре была поставлена опера П. Чайковского «Евгений Онегин». Го Шучжэнь исполнила в этой постановке роль Татьяны, воссоздав на пекинской сцене буквально русский образ. В тот же период, с 1959 года до начала «культурной революции» в 1966 году, Го Шучжэнь записала несколько десятков пластинок с исполнением арий, песен и романсов русских, европейских и китайских композиторов.

После культурной революции при вокальном факультете Центральной консерватории Го Шучжэнь открыла Оперный центр, в котором, являясь художественным руководителем, она поставила такие оперы, как «Милосердие Тита», «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, «Травиата» Дж. Верди, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.

В 1988 году студентка класса Го Шучжэнь Чжан Липин исполнила арию Виолетты из оперы Верди «Травиата» в Концертном зале Пекина на мастер-классе выдающегося тенора Пласидо Доминго, который выбрал её для совместного выступления на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Доминго высоко оценил талант Чжан Липин. В том же 1988 году Го Шучжэнь была награждена Государственной премией как лучший педагог страны. А в 1989 году Чжан Липин, только что окончившая бакалавриат в классе Го Шучжэнь, стала финалисткой Международного конкурса оперных певцов ВВС в Кардиффе «Певец мира» - одного из самых престижных конкурсов в мире. Это поставило Го Шучжэнь в ряд самых известных вокальных педагогов мира.

Как певица, Го Шучжэнь выпустила CD-диски со звукозаписывающей компанией «The China Record Corporation», куда вошли арии и песни зарубежных композиторов – В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Э. Грига, а также китайские песни и арии китайских композиторов – Хуан Цзы, Цзян Вэнье, Цюй Сисянь. В 1989 году Го Шучжэнь была удостоена премией «Золотой альбом» за большое количество записанных произведений в компании «China Record Company Corporation». В 1997 году эта же компания выпустила CD – альбом «Сокровища вокальной музыки в исполнении известных китайских музыкантов XX-го века» с участием Го Шучжэнь.

Её музыкальный и педагогический авторитет очень высок в мире. В 1999 году она была избрана в Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО. Го Шучжэнь входила в состав жюри таких престижных конкурсов, как XII Международный конкурс им. П. И. Чайковского (Россия, 2002 год), Международный вокальный конкурс им. С. Монюшко (Польша), Международный вокальный конкурс Беллини (Италия), Международный конкурс Мадам Баттерфляй в Нагасаки (Япония), Национальный телевизионный гран-при «Молодой певец» (1984-1998), Международного Шаляпинского конкурса «Голоса над Плёсом» (Россия, 2010 год). В 2000 году она стала председателем жюри китайского международного конкурса вокалистов в городе Нинбо.

Го Шучжэнь ведёт огромную административную и общественную деятельность. За многолетний труд и достижения в области культуры и искусства Го Шучжэнь удостоена многих высоких наград: в 1988 году – Государственной премией как лучший педагог страны, в 2005 году она удостоена национального звания «Учитель года», в 2007 году она награждена пожизненной наградой – премией «China Music Golden Bell Awards».

В 2009 году Го Шучжэнь стала руководителем проекта, приуроченного к 130-летнему Юбилею первой постановки оперы «Евгений Онегин» и 60-летию образования КНР. В рамках этого проекта в театре Тянь Чао была поставлена опера «Евгений Онегин» на русском языке. Главные партии исполняли студенты Пекинской Центральной консерватории и Московской консерватории: Кэ Люйва и Е. Гусева (Татьяна), Фэн Годун и И. Ерёмин (Онегин), Се Тянь и Д. Трунов (Ленский).

За многие годы педагогической деятельности Го Шучжэнь выпустила более 100 выдающихся певцов, среди них Чжан Липин (Zhang Liping, сопрано), Сун Цзыин(Song Zuying, сопрано), Ван Сюфэнь (Wang Xiufen, сопрано), Фань Чушань (Fang Chushan, сопрано), Вэнь Яньцин (Wen Yanqing, сопрано), Дэн Юнь (Deng Yun, сопрано), Мэн Лин (Meng Ling), Хань Чжипин (Han Zhiping, сопрано), Сунь Юаньюань (Sun Yuanyuan, меццо-сопрано), Сунь Цзин (Sun Jing, баритон), Яо Хун (Yao Hong, сопрано), Е Цюлин (Ye Quling, тенор), Фэн Годун (Feng Guodong, баритон), Су Хуэй (Su Hui, сопрано) и другие. Одна из выдающихся её учениц – Чжан Липин (Zhang Li Ping) – с 2005 года по настоящее время возглавляет вокальный факультет Пекинской консерватории. Там же работают педагогами выпускники Го Шучжэнь: Сунь Дунфан, Сунь Юаньюань, Ли Гуолинь, Се Тянь, Чжан Чжан, Мэн Лин.

Таким образом, фактически Го Шучжэнь – одна из первых выпускниц Шень Сяна – на сегодняшний день уже является, наряду с Шень Сяном, одной из ключевых фигур китайской вокальной педагогики, человеком, оказавшим огромное влияние на формирование кадрового состава вокального факультета Пекинской консерватории.

Цзинь Тьелин (Jin Tielin, р. 1940) – тенор, педагог по вокалу, профессор Центральной консерватории Пекина, декан (1996-2009), научный руководитель докторантуры Центральной консерватории Пекина, заместитель председателя Китайской ассоциации музыкантов, член Национального комитета НПКСК (全国政协委员).

Родился в 1940 году в Харбине провинции Хэйлунцзян в семье врачей.

В 1960 году поступил на вокальный факультет Центральной консерватории Пекина в класс профессора Шень Сяна, окончил консерваторию с отличием в 1965 году и стал солистом Центрального оркестра при консерватории. С 1981 года начал педагогическую деятельность в Центральной консерватории Пекина.

Его наиболее выдающиеся ученики: Дай Юйцян (戴玉强, тенор), Сун Цзыин (宋祖英, Song Zuying, сопарно), У Бися (吴碧霞, сопрано), Лю Хуэй (刘辉, тенор), Ли Джихун (吕继宏, тенор), Лю Бинь (刘斌, тенор), Мо Сюаньфу (牟玄甫, тенор), Чжан Е (张也, Zhang Ye, сопрано), Цзу Хай (祖海, сопрано), Тань Кан (汤灿, сопрано), Чжан Янь (张燕, сопрано), Ван Лида (王丽达, сопрано), Чэнь Лили (陈笠笠, сопрано), Ли Даньян (李丹阳, сопрано), Ян Вэйвэнь (阎维文, Yan Weiwen, тенор), Лу Вэй (吕薇, сопрано), Дон Вэньхуа (董文华, сопрано), Ли Гуйи (李谷一, сопрано), Пэн Лиюань (彭丽媛,сопрано) и др..

Лю Юэ (Liu Yue) - бас, профессор вокальной кафедры Центральной консерватории Пекина, директор отдела вокальной методики преподавания Центральной консерватории (声乐教研室主任), научный руководитель докторантуры на вокальной кафедре Центральной консерватории Пекина с 2017 года.

Лю Юэ поступил в Центральную консерваторию Пекина на вокальное отделение в класс Шень Сяна в 1984 году. Будучи студентом 2 курса, в 1985 году он был отправлен на Международный конкурс оперных певцов BBC в Кардиффе и стал его финалистом. В том же, 1985 году, он стал лауреатом II премии Национального вокального конкурса имени Не Эра (聂耳, Nie Er) и Сиань Синхая (冼星海, Xian Xinghai), а в 1986 году – лауреатом II премии на Национальном телевизионном конкурсе «Гран-при «Молодой певец».

После окончания консерватории, в 1988 году, Лю Юэ продолжил обучение в Венской консерватории (Австрия).

На протяжении более 20 лет он выступал на лучших оперных сценах мира: Венской государственной оперы (Австрия), Цюрихского оперного театра (Швейцария), Римской оперы (Италия), Марсельской оперы (Франция), Королевского оперного театра в Брюсселе (Бельгия), Берлинской государственной опере (Германия), Лейпцигской оперы (Германия), Оперного театра Дюссельдорфа (Германия) и др..

Фань Цзинма (Fan Jingma, р. 1958) – тенор, всемирно известный оперный певец.

Родился 24 апреля 1958 года в городе Чунцин, в образованной семье.

В 1984 году он поступил в Центральную консерваторию Пекина в класс профессора Шень Сяна. Во время обучения в консерватории он получил конкурсные награды: лауреат I премии (финалист) среди мужских голосов Международного конкурса оперных певцов BBC в Кардиффе (1987), лауреат II премии III-го Международного вокального конкурса Розы Понсель в Нью-Йорке (1988).

Благодаря вокальной школе Шень Сяна, Фань Цзинма сумел сразу после окончания консерватории выйти на международный исполнительский уровень: в конце 1988 года он спел партию Жермона в опере Дж. Верди «Травиата» в Национальном театре Сан-Карлуш в Лиссабоне (Португалия). В том же, 1989 году он отправился в Италию, где до 1990 года совершенствовался у Карло Бергонци (1924 —2014). В 1993 году учился в Джульярдской школе в Нью – Йорке (США) у знаменитого итальянского тенора Франко Корелли (1921 –2003).

Фань Цзинма спел в опере свыше 40 партий (Дон Карлос в одноимённой опере Дж. Верди, Альфредо в оп. Дж. Верди «Травиата», Эдгардо в оп. Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур», Неморино в оп. Г. Доницетти «Любовный напиток», Рамиро в оп. Дж. Россини «Золушка», Рудольф в оп. Дж. Пуччини «Богема», Пинкертон в оп. Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй», Марио Каварадосси в оп. Дж. Пуччини «Тоска», Фауст в оп. Ш. Гуно «Фауст», Ленский в оп. П. И. Чайковского «Евгений Онегин», Тамино в оп. В. А. Моцарта «Волшебная флейта», дон Хозе в оп. Ж. Бизе «Кармен», Дон Оттавио в оп. В. А. Моцарта «Дон Жуан» и др. ), среди которых 4 мировых премьеры: в период 2002 – 2003 гг. выступил в Голландском национальном театре оперы и балета в опере «Дневник сумашедшего» («狂人日记») композитора Го Вэньзцина (郭文景的), в театре «Алмейда» в Лондоне в опере «Ночной банкет» («夜宴») Го Вэньзцина, в 2004 году в Королевском мюзик-холле в Амстердаме в опере «Воспоминания об озере Тайпин» («太平湖的记忆») Сюй Шуя (许舒亚 Xu Shuya); в опере «Ян Гуйфэй» («杨贵妃») Цзинь Сяна (金湘).

Инь Сюмэй (Yin Xiumei, р. 1956) – сопрано, очень популярная певица в Китае, директор Китайской ассоциации музыкантов, член Всекитайского собрания народных представителей (全国人大代表), член Коммунистической лиги молодежи Китая (全国青年联合会常委), член Всекитайской федерации женщин (全国妇联执委).

Родилась в январе 1956 года в городе Хеган провинции Хэйлунцзян.

В 1983 году окончила вокальный факультет в Центральной консерватории в классе профессора Шень Сяна.

Инь Сюмэй активно ведёт концертно-исполнительскую деятельность в Китае, исполняя популярные китайские песни.

Инь Сюмэй выпустила более 20 сольных альбомов: в 1986 году с лейблом «China Records» она выпустила альбом (пластинка) «Поле надежды» («在希望的田野上»), в 1995 году вышел альбом «Популярное» («Featured»), в 1997 году – «Популярная китайская музыка XX столетия» (20th Century Chinese Pop Music Celebrities), в 1999 году – «Песня о реке Янзцы» («Song of the Yangtze River»), «Жемчужины искусства, за пределами столетий» («Gems of Art Which Go Beyond Centuries»), в 2001 году – «Твоё имя» («Your Name»), в 2002 году – «Классика: Инь Сюмэй» («Classics: Yin Xiumei»), в 2006 году – «Возрождение легенды» («Rebirth of Legend»), в 2010 году – «Жёлтая река и гора Тай» («We Are Yellow River and Tai Mountain»), «Бархатные цветы» («Velvet Flowers»), «Я люблю тебя, северный снег» («I Love You, Northern's Snow»), «Большая сцена Китая» («Big Stage of China»), в 2014 году – «Этот мир Чёрной Земли» (This Piece of Black Land»), «Цинь Юань Чунь. Снег» («Qin Yuan Chun. Snow»), «Родина не забудет» («Motherland Will Not Forget»), «Я люблю снежинки с неба» («I Like Snowflakes Heaven»), «Популярная китайская опера» («Chinese Opera Featured») и др.

Инь Сюмэй удостоена таких премий, как «Golden Record Award», «Shenzhou Twelve Stars Award», «Top Ten Golden Melody Awards», «Film and Television Song Award», «Song Singing Award» и др.

В интервью репортёру Чжоу Сиань она сказала: «Я окончила вокальное отделение Центральной консерватории в классе профессора Шень Сяна. Мне очень повезло, что я училась в лучшей консерватории Китая и встретила лучших преподавателей».

Хэй Хайтао (Hei Haitao, р. 1964) – тенор, профессор вокальной кафедры Центральной консерватории Пекина.

Родился 1 января 1964 года в городе Яньань провинции Шэньси.

Окончил вокальный факультет Центральной консерватории Пекина в классе профессора Шень Сяна в 1988 году. После окончания консерватории Хэ Хайтао поступил в Национальную консерваторию им. А. Стеффани в Италии, где он выучил ряд итальянских опер («Богема», «Турандот» Дж. Пуччини, «Альзира», «Аида», «Травиата» Дж. Верди, «Сельская честь» П. Масканьи), а также стал победителем международных конкурсов в Италии – лауреатом II премии вокального конкурса (1991), лауреатом I премии конкурса вокалистов имени Марио дель Монако(1992).

В июле 1999 года, по приглашению Центральной консерватории Пекина, он вернулся на Родину и начал преподавать на вокальном факультете.

Жизнь и творчество выдающихся учеников Шень Сяна – их карьерные достижения в конкурсной и исполнительской деятельности – являются яркой демонстрацией того, что современная китайская академическая вокальная школа, ассимилировав европейские традиции пения, вышла на собственный путь развития на мировом профессиональном уровне.

История профессионального становления и исполнительская международная деятельность выдающихся учеников Шень Сяна прямо отражают процесс интеграции современной китайской исполнительской и педагогической академической вокальной школы в мировую культуру.

Заключение. Судьба Шень Сяна символична, в ней, словно в зеркале, отражена история становления и развития академического вокального искусства и образования в Китае XX века:

- период профессионального обучения Шень Сяна сначала в Йенчинском университете (Пекин), где он учился факультативно у американской преподавательницы вокала Фань Тяньсян (范天祥, Fan Tianxiang), затем в Шанхайской консерватории – первой консерватории Китая, образованной в 1927 году – у иностранного педагога В. Г. Шушлина – представителя русской вокальной школы, и продолжение обучения частным образом у итальянского педагога Марио Пати, жившего в Шанхае, отражает этап становления китайской вокальной академической школы способом прямого заимствования и ассимиляции методов европейской школы, а быстрая и успешная певческая карьера Шень Сяна является показателем высокого уровня освоения классической музыкальной культуры Запада уже на этом этапе;

- работа Шень Сяна педагогом Пекинской Центральной консерватории с момента самого её открытия, его стремление привнести европейскую и русскую музыкальную и вокально-педагогическую культуру на китайскую почву (перевод и написание либретто на китайском языке оперы «Пиковая дама», создание учебника «Методика активно-пассивного дыхания»), верность профессии, которую Шень Сян пронёс сквозь годы лишений «культурной революции», а затем великолепные практические результаты, начиная с 1983 года, целого ряда студентов его класса – победы в престижнейших вокальных конкурсах мира и их выход на высочайший международный уровень исполнительской деятельности – прямо отражают этап освоения в ХХ веке культуры академического пения Китаем и полноту освоения этих традиций, демонстрируя живую органическую связь китайской вокально-педагогической школы с европейской и русской и являясь показателем высокого уровня этой связи;

- международная деятельность Шень Сяна в последнее десятилетие его жизни, с 1983 по 1993 год – неоднократные мастер-классы в Финляндии, Швеции, Эстонии, работа в жюри конкурса Марии Каллас – успехи его учеников в престижнейших зарубежных конкурсах и вхождение целого ряда его учеников в число мировых оперных звёзд, а также последующее формирование кадрового состава вокального факультета столичной Центральной консерватории Пекина в большинстве своём из его выпускников и их учеников – всё это является показателем высочайшего уровня современной китайской исполнительской и вокально-педагогической школы и отражением процесса её интеграции в мировую культуру.

Созданию и успеху китайской вокальной школы Шень Сян посвятил всю свою жизнь, которая была полна упорного труда. Будучи одним из первопроходцев освоения Китаем культуры академического пения, Шень Сян прошёл нелёгкий путь освоения вокального искусства, а также нескольких языков, без чего невозможны серьёзные достижения в профессии певца, глубоко освоил полученные от педагогов методические знания, применение их на практике и создал собственную вокальную школу. Школа Шень Сяна дала высокоуровневые результаты в последние два десятилетия ХХ века, китайское вокальное искусство стало интегрировать в музыкальную культуру запада, и сейчас, в ХХI веке, этот процесс получает своё продолжение. Можно уже сказать, что это стало устойчивым явлением, поскольку второе поколение вокалистов, которые являются учениками выпускников Шень Сяна, уверенно чувствует себя в западной культуре. Ярким примером достижения большого успеха на Западе служат имена Чжан Липин – выпускницы Го Шучжэнь, У Бися и Дай Юйцяна – выпускников Цзинь Тьелина.

Почти полувековая педагогическая деятельность Шень Сяна стала прочным основанием для процветания вокального искусства и педагогики в Китае. Во многом благодаря работе профессора Шень Сяна, в число лучших музыкальных учебных заведений мира вошла Пекинская Центральная консерватория, где высоко ценят, изучают и развивают методику Шень Сяна, основанную на методических принципах его педагога В. Г. Шушлина. Благодаря ученикам Шень Сяна, школа его получила широкое распространение во всём Китае. К примеру, Дильбер Юнус в 2000 году в городе Синьцзяне создала «Музыкальный научно-исследовательский центр Искусства вокала Дильбер», в 2011 году в городе Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район) стала основателем и директором вокальной студии «Dilbèr Vocal Art Studio», Лян Нин в 2014 году в городе Сямынь начала работу в должности декана и профессора в Университете Хуацяо на факультете Школы музыки и танца.

Профессиональные достижения учеников Шень Сяна – звёзд мировой оперы – служат образцом для современных китайских молодых исполнителей. Благодаря наличию и достижениям школы Шень Сяна молодое поколение Китая может быть уверено в результатах обучения академическому вокалу – искусству, полностью привнесённому в Китай с запада. Сейчас много китайской молодёжи получает вокальное образование как в Китае, так и за рубежом, по всему миру. Возможно, западному вокальному образованию ещё предстоит освоить идеи, которые разрабатывал Шень Сян в своём труде «Методика активно-пассивного дыхания» для обучения академическому пению именно китайцев. Кроме того, благодаря современному техническому уровню, сохранились видео-уроки мастер -классов Шень Сяна, и мы можем соприкоснуться с его живым педагогическим искусством. Эти уроки не утеряли своей актуальности и представляют собой как большой исторический интерес, так и методическую ценность. Ведь это уроки одного из лучших педагогов мира. И возможно, что Шень Сян, как педагог-вокалист, должен занять своё место в истории мировой вокальной педагогики, это дело будущих исследований. 

Список литературы

  1. Ван Цзичжао. Выдающийся педагог по вокалу. Вспоминая знаменитого музыкального педагога Шень Сяна. (Статья. Газета CPPCC, The Chinese People's Political Consultative Conference), 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – https://www.sin80.com/pub/shen-xiang-02958dc7 (дата обращения: 25.02.2022). На кит. яз.
  2. Ли Цзиньвэй, Ли Тиньюань. Вокальное и педагогическое искусство Шень Сяна / Ли Цзиньвэй, Ли Тиньюань [на кит. яз.]. – Пекин: Народное издательство, 2008. – 238 с. (дата обращения: 25.02.2022).
  3. Лю Баося. В. Г. Шушлин и вокальное образование в Китае /Баося Лю: материалы ХIХ Международной научно-практической конференции «Управление в социальной и экономической системе» (Минск,18 мая 2010 г.). – Минск, 2010. – С. 381-382. (дата обращения: 25.02.2022).
  4. Сун Яньин. Интеграция европейских традиций пения в вокальную школу Китая. Диссертация. На правах рукописи. Львов, Львовская национальная музыкальная академия им. Н. В. Лысенко, 2016 г. (дата обращения: 12.09.2021).
  5. Официальный сайт Международного конкурса вокалистов имени Мирьям Хелин. Раздел «Лауреаты». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://mirjamhelin.fi/laureates/laureates-and-jury-1984/ (дата обращения: 09.09.2021). На англ. яз.
  6. Официальный сайт Центральной консерватории. Профессор Шень Сян – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.ccom.edu.cn/jxyx/sygjx/ (дата обращения: 12.09.2021). На кит. и англ. яз.
  7. Официальный сайт конкурса Метрополитен-опера. Раздел «Победители». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.metopera.org/globalassets/about/auditions/national-council-auditions/winners-list-for-website.pdf (дата обращения: 12.09.2021).
  8. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Лю Юэ. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – https://baike.baidu.com/item/刘跃/7127911 (дата обращения: 25.02.2022). На кит. яз.
  9. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Цзинь Тьелин. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – https://baike.baidu.com/item/金铁霖/816268 (дата обращения: 25.02.2022). На кит. яз.
  10. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Фань Цзинма. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – https://baike.baidu.com/item/范竞马(дата обращения: 25.02.2022). На кит. яз.
  11. Официальный сайт. Xinba.com. Инь Сюмэй [Электронный ресурс] – Режим доступа. – https://www.sin80.com/artist/yin-xiumei (дата обращения: 25.02.2022). На кит. яз.
  12. Официальный сайт Нижегородской государственной консерватории. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nnovcons.ru/files/Dis/dis_yang.pdf (Ян Бо. Динамика развития профессионального сольного пения в Китае: образование, педагогические и исполнительские принципы. Диссертация. На правах рукописи. ) (дата обращения: 25.02.2022).
  13. Финдейзен Н.. «Профессор С. И. Габель», «Русская музыкальная газета». 1912. №50 (дата обращения: 25.02.2022).
  14. Чжан Юэ. Шэнь Сян: Король песен Китая. (Статья. City Express) Тяньцзинь, декабрь 2010. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – https://www.sin80.com/pub/shen-xiang-9f140fd7 (дата обращения: 25.02.2022). На кит. яз.
  15. Шабордина И.В., Лю И. Международная деятельность выдающихся представителей вокального факультета Центральной консерватории Пекина. (Статья. Сборник «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» по материалам LX Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». № 5(56). – М., Изд. «Интернаука», 2017. – 7-35 с. (дата обращения: 25.02.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: