УДК 78

Известный китайский тенор Вэй Сун – выдающийся деятель музыкального искусства. Грани таланта

Шабордина Ирина Васильевна – доцент Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки.

Лю Тяньсян – преподаватель музыки Шаньвэйского профессионально-технического колледжа (КНР, г. Гуаньчжоу).

Аннотация: Данная статья посвящена выдающему оперному певцу Вэй Суну, освещены факты его биографии и творчество. Особое внимание уделено его разносторонней деятельности в сфере музыкальной культуры КНР и вкладу в развитие вокального искусства и академической оперы в Китае.

Ключевые слова: Вэй Сун, музыкант, китайский оперный певец, тенор, вокальные конкурсы, мастерство, репертуар, художественный, развитие, искусство, китайская современная академическая опера.

Введение

С момента основания в 1949 году Китайской Народной республики активная целенаправленная позиция Китая по развитию культурной политики оказала разностороннее влияние на рост профессионального музыкального искусства. К настоящему времени мы видим уникальный исторический пример того, как в отдельно взятой стране осуществились менее чем за столетие изменения и достижения, поставившие Китай в один ряд со странами-лидерами мирового вокально-академического искусства. В качестве важнейших из этих достижений в период с окончания культурной революции по настоящее время следует отметить:

  • глубокое освоение заимствованной вокальной культуры;
  • развитие и успехи китайской исполнительской и вокально-педагогической школы;
  • создание современной (академической) китайской оперы;
  • целенаправленную интеграцию музыкального искусства Китая в мировую культуру.

На ключевых позициях этого музыкального реформирования стоят всемирно известные китайские оперные исполнители и деятели, которые пока не получили заслуженную известность в России. Одним из самых ярких из них является Вэй Сун – звезда международной оперной сцены, которого называют «лучшим тенором мира», художественный руководитель Шанхайской оперы, первый исполнитель ролей в нескольких мировых премьерах опер китайских композиторов.

Вэй Сун (魏松 Wei Song, род. 1955) – всемирно известный тенор, солист Шанхайского оперного театра, профессор, декан музыкальной консерватории Шанхайского педагогического университета, выдающийся деятель музыкального искусства и культуры Китая: член Шанхайского Народного политического консультативного совета КНР с 2018 года, вице-председатель музыкальной ассоциации Шанхая, художественный руководитель Шанхайского оперного театра, член жюри Международного конкурса вокалистов в Париже, телевизионного конкурса вокалистов ССТV, киноартист, сценарист и кинорежиссёр.

Становление Вэй Суна как певца – его обучение – проходило во время культурной китайской революции, западная музыка в стране была запрещена, а выезд за рубеж по контрактам был невозможен. Его педагог – профессор Шанхайской консерватории Чжоу Сяоянь – буквально рискуя свободой и жизнью, приглашала к себе домой студентов класса для прослушивания грампластинок с записями европейских исполнителей втайне ото всех, чтобы они могли осваивать с подлинников западную культуру. В тот период, вероятно, и сложилось понимание Вэй Суном необходимости развития музыкальной культуры в Китае, чему он посвятил всю свою жизнь.

Широкую известность в Китае Вэй Сун, как певец и актёр, приобрёл в 80-90-е годы ХХ века: в 1986 году он получил III премию II китайского Национального телевизионного конкурса певцов «Гран-При», в 1987 году – I премию телевизионного конкурса (провинция Ляонин, Китай), в 1991 и 1992 годах –XXIV и XXV премии «Шанхайская весна» за выдающиеся достижения, в 1992 году – I премию Национального конкурса вокалистов (Китай), в 1993 году – премию Baosteel Elegant Art Award (Китай), в 1994 году – премию Magnolia Theater Performance Award (Шанхай, Китай) за лучшую мужскую роль второго плана.

Будучи солистом Шанхайского оперного театра, Вэй Сун исполнил партии Калафа в опере «Турандот» Дж. Пуччини, Туридду в опере «Сельская честь» П. Масканьи, Ленского в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, Марио Каварадосси в опере «Тоска» Дж. Пуччини, Дона Хозе в опере «Кармен» Ж.Бизе, Бенджамина Франклина Пинкертона в опере «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, Жоржа Жермона в опере «Травиата» Дж. Верди, Герцога Мантуанского в опере «Риголетто» Дж. Верди, Отелло в опере «Отелло» Дж. Верди и др.. Много гастролирует за рубежом: во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Японии, Южной Корее, Северной Корее, Индонезии, Гонконге, Тайване и других странах.

Будучи художественным руководителем Шанхайского оперного театра, Вэй Сун, как музыкальный деятель, видит свою задачу в пропаганде опер китайских композиторов в европейском стиле. Важной частью его певческой деятельности является исполнение главных партий в следующих операх китайских композиторов, написанных в европейском стиле: в получившей специальную премию Министерства культуры Шанхайского фестиваля искусств опере композитора Сяо Бай (萧白) «Воющий до неба» (仰天长啸, «yǎng tiān cháng xiào»), премьера которой состоялась в 1989 году; в опере «Бескрайние луга» (苍原 «Zan Yuen») композитора Сюй Чжанхай (徐占海), премьера которой состоялась в октябре 1995 года в Шанхайском оперном театре; в опере «Гроза» (雷雨 «Thunderstorm») композитора Мо Фань (莫凡), премьера которой состоялась в 2006 году в Шанхайском оперном театре; в опере «Си Ши» (文施 «Xī Shī») композитора Лей Лей (雷蕾), премьера которой состоялась в 2011 году в Национальном Большом театре (Пекин). А в своих высказываниях в СМИ Вэй Сун много говорит о том, что в настоящее время Китай создаёт национальную оперу, представляя её как новый бренд в области искусства, передающий мощь и индивидуальность китайской культуры, и что стандарты создания национальной китайской оперы соответствуют международным. Вэй Сун рассматривает оперу, как общемировой язык, через который запад получает возможность глубже постичь китайскую культуру.

В Китае Вэй Сун проводит широкую деятельность по популяризации оперного искусства, и как один из способов популяризации академической вокальной музыки Вэй Сун рассматривает создание ярких камерных коллективов, исполняющих классический репертуар, и по факту являющихся брендами в области искусства. Например, 21 октября 2011 года состоялось первое выступление созданного Вэй Суном концертного коллектива «Три тенора Китая» в составе: Вэй Сун, Дай Юйцян и Уоррен Мок. Фактически создание такого коллектива явилось ответом на выступление в поддержку заявки Китая на Олимпийские игры 2008 года в Пекине в 2001 году трёх великих теноров мира - Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. Выступления «Трёх теноров Китая» демонстрируют высокий уровень достижений китайских вокалистов в мире: 26 июля 2012 года Вэй Сун вместе с Дайем Юйцяном и Уорреном Моком выступил в концерте «Три тенора Китая» в ходе культурных мероприятий на Олимпийских играх в Лондоне. Деятельность этого концертного коллектива активно развивается до настоящего времени.

Также Вэй Сун ведёт активную общественную деятельность, будучи членом Шанхайского Народного политического консультативного совета КНР. А в октябре 2016 года Вэй Сун стал одним из одиннадцати «послов на Марс» в китайском проекте по исследованию Марса как представитель культуры. Проводя широкую рекламную компанию, привлекая мощное влияние имиджа «послов», создатели проекта надеются на понимание населением значимости реализации Китаем проекта разведки Марса, а также на увеличение интереса молодёжи к научным знаниям.

Таким образом, сама жизнь Вэй Суна является значимым вкладом в развитие современного мирового музыкального искусства. Можно сказать, что Вэй Сун – символ успехов китайской оперной культуры рубежа ХХ-ХХI века, а его жизнь неразрывно связана со всеми достижениями этой культуры.

Основная часть

Вэй Сун – манчжур по национальности – родился 1 ноября 1954 года [15] в Китае в городе Инкоу провинции Ляонин в семье военных. В армии служили его дед и отец. С детства Вэй Сун хотел стать военным, в юные годы серьёзно занимался спортом и даже установил рекорд среди юниоров по прыжкам в высоту в городе Цзиньчжоу (провинция Ляонин), прыгнув выше своего роста.

Наряду со спортом большое влияние на Вэй Суна имела музыка. Отец Вэй Суна служил в военном ансамбле. Брат матери Тун Сяомэн был преподавателем вокала в городе Цзиньчжоу провинции Ляонин и обучал музыке своего сына Тонга Тиексина (Tong Tiexin) – двоюродного брата Вэй Суна (в настоящее время баритон Tong Tiexin один из самых выдающихся китайских современных военных певцов). Тун Сяомэн был одним из первых педагогов Вэй Суна.

В 1972 году Вэй Сун был принят в Ансамбль песни и танца Военного округа Шэньян. В 1973 году он был направлен Ансамблем в качестве армейского курсанта на обучение в Шанхайскую консерваторию и попал на прослушивание к профессору Чжоу Сяоянь. В то время в Шанхайской консерватории на вокальном факультете был недобор низких голосов, и консерватория искала баритонов, басов и альтов на севере страны, в том числе и среди армейских корпусов. В Ансамбле Вэй Сун пел как баритон, и поэтому был направлен на это прослушивание, но Чжоу Сяоянь определила в ходе прослушивания, что его голос – драматический тенор, редкий по силе и тембральному насыщению, и посоветовала петь тенором. Правильное определение типа голоса имеет решающее значение для певца. Эта встреча изменила всю его жизнь.

В 1973 году он поступил на вокальный факультет Шанхайской консерватории в класс профессора Чжоу Сяоянь по специальности академическое пение. К этому времени Чжоу Сяоянь (р. 1917 г.) была известной певицей и опытным педагогом.

Чжоу Сяоянь (1917-2016 гг.) получила вокальное образование в Париже в Русской частной консерватории им. С. В. Рахманинова «в классе выдающегося педагога и певицы, профессора Петербургской консерватории С. Гладкой-Кедровой (лирическое сопрано), ученицы Натальи Ирецкой – выпускницы Санкт-Петербургской консерватории, продолжившей своё обучение в Париже у Полины Виардо» [10, с. 50], «в 1938-1947 годах она училась под руководством итальянского баритона Бернарди (Bernadi), а также изучала искусство французского романса под руководством Перуджа (Perugia) и Магнети (Magneti)» [11, с. 130]. «Таким образом, европейская музыкальная культура, и, прежде всего, французская и русская, оказала на Чжоу Сяоянь серьёзное влияние» [18, с. 22]. Чжоу Сяоянь изучала европейский репертуар – отрывки из французских, итальянских, английских и немецких опер, камерные произведения Шуберта, Шумана, Верди, Листа – на языке оригинала.

В октябре 1945 года Чжоу Сяоянь с огромным успехом дебютировала в Париже в опере Александра Николаевича Черепнина в Национальном театре Grand Opera, где пела по-французски, в 1946-47 годах она концертировала в Люксембурге, Лондоне, Париже, Праге, в городах Италии, Германии и Швейцарии, получив известность в Европе как «китайский соловей», по выражению прессы.

В октябре 1947 года Чжоу Сяоянь возвратилась на родину и стала педагогом Цин Мугуаньской государственной консерватории (позднее реорганизованной в Центральную музыкальную консерваторию в Пекине), в 1949 году, после образования КНР, она стала профессором и заведующей вокальным факультетом Шанхайской консерватории. В марте 1956 года Чжоу Сяоянь стала членом Коммунистической партии Китая. С 1949 по 1965 год Чжоу Сяоянь, помимо педагогической работы, много концертировала в Китае и за рубежом, представляя свою страну в составе официальных делегаций в Польше, Индии, Северной Корее, СССР.

Времена «культурной революции» (ноябрь 1965-1977 гг.) стали тяжелейшим периодом в жизни Чжоу Сяоянь. Она была обвинена в контрреволюционной деятельности и вместе с мужем была выслана из Шанхая на поселение в провинцию, где их обязали вести фермерские работы по выращиванию свиней и цыплят. Ссылка продлилась 5 лет. В 1970—1971 годах, благодаря критике ультралевой направленности и борьбе за централизацию государственного планирования и регулирования премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлай и его сторонников, политический климат в Китае начал изменяться, и в 1970 году Чжоу Сяоянь была возвращена на работу в Шанхайскую консерваторию.

В течение «культурной революции» все 10 лет в Китае было запрещено европейское оперное пение, классическая музыка. Китай создавал новое революционное пропагандистское искусство, в том числе и оперное, которое подвергалось строгой цензуре с точки зрения тематики и музыки.

Взяв за основу традиционную китайскую оперу, жена председателя Мао Цзэдуна Цзян Цин реализовала свою идею по созданию в период культурной революции жанра так называемой революционной образцовой (модельной) оперы (кит. 样板戏). Китайская опера должна была показывать, что Мао Цзэдун и его идеи привели Китай к великой победе социализма. Для этого в «образцовых пьесах» (операх, балетах, кантатах) содержание было политически «адаптировано»: ранее наличествовавшие в оригинальных спектаклях традиционной пекинской оперы герои из феодальных и буржуазных кругов (императоры, короли, генералы, канцлеры, красавицы и т.д.) и их прославление были заменены на героев из народа и показ историй из недавней революционной борьбы Китая против иностранных и классовых врагов, а также прославление Народно-освободительной армии и подвигов простых людей во имя китайской революции. Поэтому в «образцовых пьесах» указываются несколько авторов: автор (композитор), автор оригинала и составитель (редактор, сценарист).

В первые три года «культурной революции» было «адаптировано» и поставлено восемь образцовых пьес: пять опер («Легенда о Красном фонаре», «Шаджиабанг», «Захват горы Тигра Стратегией», «Налет на полк Белого Тигра и на доки»), два балета («Красный отряд женщин» и «Беловолосая девушка») и одна кантата («Шаджиабанг»). До конца Культурной революции было адаптировано и поставлено ещё 18 пьес. Революционная опера была очень популярным в народе искусством, исполнялась по всему Китаю, на профессиональных и самодеятельных сценах, по радио, также были сняты кинофильмы. Другого репертуара, помимо этих сюжетов «образцовых пьес», в театрах и кино не было. Простые граждане Китая были хорошо знакомы с ариями этих образцовых опер и пели их дома или на улицах.

В такой сложный для искусства период – с 1973 по 1977 год – Вэй Сун обучался в классе Чжоу Сяоянь. Из программы обучения в консерватории в те годы были полностью исключены произведения зарубежных композиторов. Чжоу Сяоянь, рискуя быть уволенной из консерватории и осуждённой за политическую неблагонадёжность, приглашала Вэй Суна и другого своего ученика Луо Вэя к себе домой после занятий и, задернув шторы, ставила для прослушивания старые французские пластинки, которые остались у неё не конфискованными. Так Вэй Сун получал просвещение в области западной музыки, слушая записи, он учил итальянский язык.

Среди своих педагогов в Шанхайской консерватории Вэй Сун также с благодарностью называет Ван Вейдэ, Ли Вэйбо, Ду Ма и других профессоров. Но именно Чжоу Сяоянь сделала из Вэй Суна – армейского молодого человека – оперного певца, а из баритона Вэй Суна – тенора, «лучшего тенора в мире сегодня». Переход от баритона к тенору давался Вэй Суну с большим трудом. Верхний участок диапазона – от си-бемоля до верхнего «до» – был нестабильным, но середина диапазона была великолепна.

По окончании консерватории в 1977 году Вэй Сун вернулся на службу в Ансамбль песни и танца Военного округа Шэньян. За год до этого скончался Мао Цзэдун, в 1977 году Дэн Сяопин аннулировал политические итоги предыдущего десятилетия и в Китае началась кампания «Пекинская весна» с открытой критикой «культурной революции». В Ансамбле песни и танца Военного округа Шэньян Вэй Сун спел свою первую в жизни главную партию в опере «Весенний бриз из Миньшаня» (《岷山春风》) (автор Ли Еци (李业奇), автор оригинала Чжан Мин, составитель Вэй Цзичжэн. В 1977 году Народное издательство Ляонина опубликовало 32 партитуры.) Музыка этой оперы богата народным музыкальным стилем Северной Шэньси. Вэй Сун исполнил партию «старого угольщика». Её нетрудно петь, и она была очень популярна среди военных. Следующей главной партией Вэй Суна стала роль главнокомандующего Чжу Де в опере из шести частей «Ода Дань Синь» (《丹心颂》) (автор Ли Еци (李业奇), автор оригинала – известный китайский драматург Цао Юй, составитель либретто - Вань Фан, которая взяла за основу сюжета пьесу своего отца Цао Юя и переработала её с учётом специфики оперного жанра).

Все годы в консерватории и ещё 10 лет после окончания Вэй Сун упорно работал над своими верхними нотами, а также над красотой и ровностью тембра. Проблема нестабильных верхов долго не решалась, и Вэй Сун вспоминает в своём интервью, что у него мелькала мысль даже снова петь баритоном, так как в баритоновой тесситуре петь было очень удобно. Но всё же он упорно практиковался, слушая записи Паваротти и Доминго и подражая им. Вэй Сун считает, что имитация очень важна на начальном этапе обучения и певец в процессе подражания естественным образом обретает правильное ощущение пения благодаря прослушиваниям записей и повторам. Имитируя пение Паваротти, Вэй Сун смог спеть Арию Рудольфа из оперы Пуччини «Богема», арию Каварадосси из оперы Пуччини «Тоска», многие говорили, что голос Вэй Суна напоминал Паваротти. Но с годами его голос стал гуще и плотнее, в отличие от голоса Паваротти.

Важна была и сценическая практика. Прослужив более 6 лет в Ансамбле песни и танца Военного округа Шэньян, Вэй Сун поступил в Культурно-промышленную труппу железнодорожного бюро Шэньяна и пел там более трёх лет. Вэй Сун считает, что эти три года сыграли важную роль в его певческой карьере. В этот период он пел в среднем от 200 до 300 выступлений в год. За три года концертных выступлений почти по всему Китаю певческое мастерство Вэй Суна становились все более зрелым, своим великолепным тенором он исполнял песни «Линии Цзиньчэн», «Линии Пекин-Харбин», «Линии Цинь-Шэнь» и «Линии Дацинь», становясь всё более популярным певцом.

В 1986 году Вэй Сун принял участие во II национальном телевизионном конкурсе «Гран-При» для молодых певцов на CCTV и получил III премию. Весь Китай услышал его великолепное пение и прекрасный голос, и эта награда открыла для него блестящие профессиональные перспективы.

В 1987 году, приехав в Шанхай навестить родственников, Вэй Сун пришёл в Шанхайский оперный театр послушать репетицию оперетты Оффенбаха «Прекрасная Елена», профессор Чжоу Сяоянь давала урок солистке Ван Цзосинь. Ван Цзосинь, познакомившись с Вэй Суном, предложила ему прослушаться в театр, сказав, что в Шанхайском театре не хватает теноров, и Чжоу Сяоянь дала ему рекомендательное письмо. На прослушивании он пел Арию Рудольфа из оперы Пуччини «Богема» и «Core 'ngrato» Сальваторе Кардилло, и Ши Хун Е – художественный руководитель театра – немедленно пригласил его в труппу.

Согласовав свой уход из армии и переезд в Шанхай (в столицу было очень сложно попасть на жительство), Вэй Сун в возрасте 33 лет, в 1987 году, был официально принят на работу солистом в Шанхайский оперный театр. Он расценил это как истинное начало своей оперной карьеры.

По современным стандартам начало оперной карьеры в 33 года – поздний срок. Но Вэй Сун к этому возрасту был зрелым состоявшимся исполнителем со сложившимся взглядом на жизнь, пережившим «культурную революцию», понявшим ценность искусства и культуры для народа. Работая в молодости в военных музыкально-театральных коллективах, видя, какие задачи по развитию музыкальной культуры и образования решает его страна, Вэй Сун всей душой принял новые политические, экономические и культурные реформы Дэн Сяопина.

Впервые в Шанхайском оперном театре Вэй Сун выступил в 1989 году в возрасте 35 лет в опере известного китайского композитора Сяо Бая (萧白, р. 1932) по произведению писателя Юй Вэня (郁文, 1896-1945) «Воющий до неба» (仰天长啸). Спектакли оперы «Воющий до неба» давались в Шанхае четыре дня подряд, и все четыре дня премьеры главную партию исполнял Вэй Сун. Главный герой оперы полководец Юэ Фэй (岳飞, 1103-1142 гг.) – национальный герой Китая генерал династии Сун, который в XII веке участвовал в сопротивлении вторжению чжурчжэней (племена X-XVвв. в Маньчжурии, Центральной и Северо-Восточного Китая). Цзы Инь в статье о Вэй Суне пишет о том, что Вэй Сун в своём дебюте на сцене Шанхайского оперного театра сумел превосходно создать образ героя, и исполнил партию на высоком профессиональном уровне как вокально, так и актёрски. [17.] «Воющий до неба» получила специальную награду Министерства культуры и награду за выдающиеся достижения Шанхайского фестиваля искусств.

Весной 1990 года в Шанхайском оперном театре была впервые поставлена опера Дж. Пуччини «Турандот», которая ранее в Китае не исполнялась. В этой постановке «Турандот» была исполнена на китайском языке. Вэй Сун очень успешно дебютировал в партии принца Калафа, публика Шанхая была восхищена его пением. Однако сам он не был доволен своей вокальной техникой и считал её недостаточной для свободного исполнения серьёзных теноровых партий. Поэтому, работая в театре, он продолжал занятия вокалом со своим преподавателем – профессором Чжоу Сяоянь.

В апреле 1991 года Вэй Сун вступил в Крестьянскую и рабочую партию Китая.

В 1995 году в оперном театре провинции Ляонин Вэй Сун принял участие в мировой премьере оперы «Бескрайние луга» («Цанъюань», «苍原») в партии Ше Ленга (舍愣). Эта постановка была записана на DVD. Опера «Цанъюань» написана в 1995 году, её авторы – композиторы Сюй Чжаньхай (徐占海 р. 1945, профессор Шэньянского Института музыки) и Лю Хуэй ((刘晖). Сюжет основан на содержании радиоспектакля «Бегите к месту, где восходит солнце» (《奔向太阳升起的地方》) по сценарию Яна Дерона (Yan Derong, 阎德荣 р. 1936) и повествует о монгольском племени, вернувшемся из Сибири в Китай во время правления императора Цяньлуна во времена династии Цин.. «Цанъюань» написана на китайском языке, в западном стиле.

В 1997 году в Шанхайском оперном театре Вэй Сун выступил в роли дона Хозе в опере Ж. Бизе «Кармен».

В 1999 году, в возрасте 45 лет, Вэй Сун становится художественным руководителем Шанхайского оперного театра. В этот же год он принимает решение отправиться во Францию для более близкого ознакомления с западной культурой, а также для повышения своих профессиональных певческих навыков. С 1999 года по 2000 год Вэй Сун обучался в Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца (название с 1990 года), где ранее с 1938 года по 1945 год училась профессор Чжоу Сяоянь.

Находясь в Париже, Вэй Сун каждый день посещал Парижскую оперу, где знакомился с лучшими мировыми операми. Также в Париже он установил хорошие отношения с директором Парижской оперы и смог получить практику режиссёрской работы. Днём – в свободное время от учёбы – Вэй Сун наблюдал за людьми в кафе и на улицах: за тем, как люди разговаривают, за их жестами, движениями, мимикой. Вэй Сун убеждён, что для исполнения зарубежной оперы, для того чтобы понимать своего героя, нужно изучать национальную культуру того или иного народа.

В 2000 году, вернувшись из Парижа, Вэй Сун получил приглашение от вице - президента Центрального оперного театра Хуан Сяомань (黄小曼) выступить в партии Хозе в опере Ж. Бизе «Кармен» под управлением дирижёра Юй Лонга, чтобы срочно заменить заболевшего солиста. Благодаря изучению культуры Франции, Вэй Сун создал на сцене яркий художественный образ Хозе, достигнув в этой роли новых высот: его движения стали естественными, передавая облик европейца.

В 2003 году Вэй Сун дважды гастролировал в США, где провёл несколько сольных выступлений и спел в опере Дж. Верди «Риголетто» партию герцога Мантуанского. В США Вэй Сун был особо высоко оценён американским баритоном, солистом Метрополитен-опера Шерилом Милнзом (р. 1935, Sherrill Milnes), который отметил Вэй Суна как одного из самых лучших теноров в современном оперном мире. [13].

В 2003 году Вэй Сун выпустил два сольных CD-альбома, продюсером которых стала Чжоу Сяоянь. В первый альбом вошли 19 оперных арий из опер зарубежных композиторов, во второй альбом под названием «Follow me» – 17 китайских песен.

В 2004 году в Шанхайском оперном театре Вэй Сун исполнил партию Отелло в опере Дж. Верди «Отелло». Готовясь к исполнению этой сложнейшей партии, певец должен обладать большим диапазоном голоса, владеть техническими трудностями, быть физически подготовленным, поскольку Отелло задействован на протяжении всей оперы. Вэй Сун преодолел все сложности, возникшие перед ним в период репетиций, и, впервые выступив в этой партии, Вэй Сун получил признание, как один из лучших Отелло в современном мире. Надо отметить, что на сегодняшний день Вэй Сун является единственным оперным певцом Китая, исполняющим партию Отелло.

В январе (6, 8 января) 2006 года Вэй Сун выступил в Teatro Sociale (Италия, провинция Комо) в опере Дж. Пуччини «Виллисы» исполнив партию Роберто.

19 ноября 2006 года в Шанхайском оперном театре состоялась премьера оперы «Гроза» (雷雨, «Thunderstorm») композитора Мо Фань (莫凡, р. 1949), в которой Вэй Сун спел партию Чжоу Пина. Опера написана по одноимённой пьесе известного в Китае писателя-драматурга Цао Юя (曹禺). В пьесе раскрывается история трагической любви, в центре которой два героя – И Фань и Чжоу Пин. Партию И Фань исполнила Гао Маньхуа (高曼华) – всемирно известное китайское сопрано. В качестве режиссёра выступил Чэнь Чжэ (查明哲), дирижёра – Чжан Гоюн (张国勇).

2007 год стал для Вэй Суна трагическим. В сентябре 2007 года Вэй Сун был приглашён известной японской певицей Нанако Мацуи в Токио в качестве солиста. 22 сентября 2007 Вэй Сун, на пути в Шанхайский международный аэропорт, попал в автомобильную аварию, вследствие чего получил множественные ушибы и открытые раны на лице, при операции ему нанесли порядка 40 швов. К счастью, после аварии Вэй Сун мог петь, но был вынужден отказаться от большого количества выступлений, а также сменить имидж – отрастить бороду для того, чтобы не было видно шрамов от швов.

30 июля 2008 года Вэй Сун принял участие в Международном оперном фестивале в Савонлинна (Финляндия), где он исполнил партию Отелло на сцене крепости «О́лавинли́нна». После спектакля восторженные возгласы неустанно продолжались: аплодисменты не прекращались, занавес закрывался и открывался 10 раз, Вэй Сун был тронут до слёз таким приёмом западной публики. [20].

В октябре и ноябре 2009 года (30, 31 октября, 1, 2, 3, 4, 5 ноября 2009 г.) Вэй Сун исполнил в Пекинском Национальном Большом театре партию Гоу Цянь в премьере оперы «Си Ши» китайского композитора Лэй Лей (雷蕾) – одной из самых известных авторов киномузыки в Китае, создавшей музыку к более чем 100 фильмам и сериалам. Создавая «Си Ши», к жанру оперы Лэй Лей обратилась впервые, взяв за основу исторические события о войне конца V века до н. э. (с 506 по 473 год до н. э.) китайско-вьетских царств Юэ и У. Эта война имеет для истории Китая политически важное значение, являясь предтечей объединения страны.

«Опера написана по либретто известного китайского драматурга Цзоу Цзинчжи. Либретто основано на легенде о Си Ши – одной из четырёх самых известных красавиц в истории Китая. Легенда о Си Ши повествует о войне между Царством У и Царством Юэ в конце V века до н. э. и героической роли красавицы Си Ши в этой войне, которая привела к освобождению её родной страны – королевства Юэ.

Опера «Си Ши» написана в западном стиле, чтобы по-новому интерпретировать древние легенды о красавице Си Ши, на китайском языке, она является первой национальной китайской оперой, исполненной на сцене Пекинского Национального Большого оперного театра. Для премьерной постановки была собрана высококлассная отечественная команда, которая обеспечила опере огромный успех: известный режиссёр Цао Цзицзин, художник-постановщик Хуанг Кайф, хореограф Цзяо Яньин, известные китайские певцы: сопрано Чжан Липин (в роли Си Ши), тенора Вэй Сун и Дай Юйцян (оба в роли Гоу Цянь).» [19, c. 115-116]

Опера «Си Ши» стала оперой западного типа на китайском языке, которая приблизила мир к тому, чтобы на западе исполнялись оперы на китайском языке. Это одно из колоссальных достижений музыкальной культуры Китая, и это одна из тех важных идей, реализации которых посвятил свою жизнь Вэй Сун.

К 100-летию Синьхайской революции 1911 года Национальным театром Китая и Оперой Гонконга была подготовлена опера композитора Хуан Руо (Huang Ruo) «Сунь Ятсен». 30 сентября и 3 октября 2011 года в Пекинском национальном оперном театре состоялась премьера, в которой Вэй Сун исполнил главную партию Сунь Ятсена. Сунь Ятсен – китайский революционер, первый Президент Китайской республики. В состав исполнителей вошли такие всемирно известные китайские певцы – звёзды мировой оперы, как меццо-сопрано Лян Нин (Госпожа Умея), меццо-сопрано Ян Гуан (Ни Квэй-Цзэн, жена Чарли Сунга), баритон Юань Ченье (Господин Умея).

В ноябре (18 и 19 ноября) 2009 года на закрытии 11-го Шанхайского международного фестиваля искусств Вэй Сун выступил в опере Цзинь Сяна (金湘) «Повелитель Чу» (楚霸王, год написания оперы – 1994 г.) в партии Сян Юя.

24 августа 2011 года в Пекинском национальном оперном театре состоялась премьера оперы Мэн Вэйдуна (孟卫东) «Долина Красной реки» (红河谷). Опера «Долина Красной реки» была создана на основе одноимённого фильма кинорежиссёра Фэн Сяонина (冯小宁). Постановку оперы осуществили дирижёр Цзян Цзиньи (姜金一), режиссёр – Чэнь Вэй (陈蔚), хореограф – Лю Кедун (刘科栋), главные роли исполнили: сопрано Инь Сюмэй (殷秀梅) в роли Данжу (丹珠) и Вэй Сун в роли Гесанга (格桑). 4 ноября 2011 года в Шанхайском оперном театре на Международном фестивале искусств также состоялся показ этой постановки оперы «Долина Красной реки» с участием Вэй Суна и Инь Сюмэй.

Сюжет оперы «Долина Красной реки» повествует о том, как в начале 1900-х годов Цинхай - Тибетское нагорье посетила британская экспедиция, в её составе пришёл британский исследователь Джонс. Экспедиция терпела лишения и едва не погибла, но тибетцы спасли их. Джонс остался жить в Тибете, где он влюбился в Данжу - дочь местного вождя и подружился с семьёй Гесанга. Вскоре в Тибет пришла британская армия, и в этой войне Джонс и Гесанг оказались на противоположных сторонах. Данжу и Гесанг воевали за свою Родину. Британцы захватила Данжу в плен. Вырвавшись из-под охраны, она подорвала склад боеприпасов британской армии, и сама погибла от этого взрыва. Ценой кровавых сражений тибетцы, люди разных этнических групп, защищали свою землю как единый народ, и англичане потерпели поражение. Эта героическая легенда о борьбе китайской и тибетской молодёжи против британских захватчиков показывает единство и глубокую красоту человеческой натуры разных этносов и, вместе с тем, раскрывает конфликт между цивилизациями Востока и Запада.

Опера «Долина Красной реки» была поставлена и получила высокую профессиональную оценку, участвовала в «Показе выдающегося репертуара национальной художественной труппы», организованном Министерством культуры в 2011, 2012 и 2013 годах, и завоевала почти все награды в номинации «оперная индустрия». В 2013 году Министерство культуры номинировало оперу «Долина Красной реки», исполненную на «10-ом Китайском фестивале искусств», на 10-ю «Премию Вэньхуа». «Долина Красной реки» была отмечена среди многих работ и выиграла 14-ю премию «Вэньхуа».

В 2013 году Вэй Сун был приглашён на Пятый Международный оперный фестиваль в Пекине, который проходил в Национальном центре исполнительских искусств (NCPA) и был приурочен к 200-летию со дня рождения двух выдающихся оперных композиторов – Дж. Верди и Р. Вагнера. На фестивале в течение четырёх месяцев были представлены постановки зарубежных опер «Набукко» Верди, «Летучий Голландец» Вагнера, «Полёт Валькирии» Вагнера, «Отелло» Верди, а также две китайские оперы – «Си Ши» Лэй Лей, «Красногвардейские отряды на озере Хунху» Чжана Цзинъаня.

В зимний сезон 2013 года (31 января, 1, 2, 3 февраля) в Пекинском Национальном Большой театре Вэй Сун выступил в опере Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана», исполнив главную роль Гофмана.

11 апреля 2013 года Пятый оперный фестиваль открылся оперой Верди «Отелло», где партию Отелло исполнил Вэй Сун, партию Дездемоны – Чжан Липин, партию Яго исполнил Чжан Фэн. Опера шла ежедневно на протяжении четырёх дней с 11 по 14 апреля. Режиссёр постановки – Джанкарло дель Монако – сын выдающегося тенора Марио дель Монако.

14 июля 2014 года Вэй Сун выступил на Шестом оперном фестивале в Пекинском национальном оперном театре в опере Верди «Отелло» под управлением итальянского дирижёра Пьера Джорджио Моранди. На фестивале 2014 года исполнение оперы «Отелло» было приурочено к празднованию 450-летия со дня рождения Уильяма Шекспира.

В октябре (7, 8, 9, 10, 11 октября) 2015 года в Опере Гонконга Вэй Сун спел партию Марио Каварадосси в опере Дж. Пуччини «Тоска».

В 2016 году Вэй Сун был приглашён президентом Чжу Цзыцяном на должность декана в Шанхайскую консерваторию. 18 января 2016 года состоялась официальная церемония вручения документа о назначении на данную должность Вэй Суна. На церемонии присутствовали вице-президент Лю Сяоминь, директор Шанхайской консерватории Чэнь Чанлай и Цзинь Гочжун, секретарь Генерального отделения Коммунистической партии. На церемонии вручения документа о назначении на данную должность, Вэй Сун выступил с напутствующими словами – он сказал о том, что он посвятит всё своё время и силы на управление консерваторией, он сделает всё возможное, чтобы консерватория вышла на новый профессиональный уровень.

30 декабря 2016 года Вэй Сун дал концерт в концертном зале Синьхуа города Чанша (新华网长沙). Вэй Сун выступил в сопровождении симфонического оркестра под управлением известного в Китае дирижёра Линь Юшэнь (林友声). В концерте принимали участие друзья и ученики Вэй Суна – молодые исполнители, тенора: Чжан Тяньфу (张天甫),Хань Пэн (韩蓬),Ю Хаолей (于浩磊), Фань Чуань (方川). В первом отделении звучали знаменитые произведения зарубежных композиторов: неаполитанские песни «Santa Lucia», «Non Ti Scordar Di Me» («Не забывай обо мне») Э. Куртиса, «Torna a Surriento» («Вернись в Сорренто») Э. Куртиса, «Core ´ngrato» («Catari, Catari») С. Кардилло, ария Герцога «La Donna È Mobile» из оперы «Риголетто» Дж. Верди, ария Вертера «Pourquoi me réveiller» из одноимённой оперы Ж. Массне, ария Рудольфа «Che gelida manina!» из оперы «Богема» Дж. Пуччини. А во втором отделении – китайские песни: «На реке Сонгуа» («松花江上») Чжан Ханьхуэй (张寒晖, автор музыки и слов), «Следую за тобой» («跟你走») Цзун Цзяня на слова Чжан Хая (张海), «Идёт снег» («沁园春·雪») Мао Цзэдуна (毛泽东), «Река Янцзы течёт на восток» («大江东去», первый китайский романс, созданный в 1920 г) Цин Чжу на слова Су Ши, «Дикие гуси» («鸿雁»), музыка народная, слова Лу Яньвэя (呂燕衛).

В октябре (25, 27 октября) 2019 года в Шанхайской опере Вэй Сун спел партию герцога Мантуанского в опере Дж. Верди «Риголетто».

31 декабря 2021 года Вэй Сун принял участие в фестивале «Зимние Олимпийские игры 2022 года BRTV Global New Year's Eve Ice and Snow Festival», который транслировался по всему Китаю.

30 января 2022 года Вэй Сун выступил в «Гала-концерте Весеннего фестиваля – 2022 на телевидении провинции Ляонин».

За свою творческую жизнь Вэй Сун спел 6 мировых премьер китайских опер, став первым в мире исполнителем в партиях:

Таблица 1. Мировые премьеры опер с участием Вэй Суна.

Дата

Композитор

Опера

Партия

Город, театр

1989 г.

Сяо Бай

(萧白)

«Воющий до неба»

(仰天长啸, «yǎng tiān cháng xiào»)

Юэ Фэй

(岳飞)

Шанхайский оперный театр

Октябрь 1995 г.

Сюй Чжанхай

(徐占海)

«Бескрайние луга» (苍原, «Zan Yuen»);

Ше Ленг (舍愣).

Шанхайский оперный театр

19.11.2006 г.

Мо Фань

(莫凡)

«Гроза»

(雷雨, «Thunderstorm»)

Чжоу Пин

Шанхайский оперный театр

30,31октября, 1,2,3,4,5 ноября, 2009 г.

Лэй Лей

(雷蕾)

«Си Ши»

(文施, «Xī Shī»)

Гоу Цянь

Пекин, Национальный Большой театр

24.08.2011 г.

Мэн Вэйдун (孟卫东)

«Долина Красной реки» («红河谷»)

Гесанг

(格桑)

Пекин, Национальный Большой театр

13.10.2011 г.

Хуан Руо

«Сунь Ятсен»

Сунь Ятсен

Пекин, Национальный Большой театр

Создавая образы героев в новых китайских операх, Вэй Сун вносит огромный личный вклад в развитие современного музыкального искусства Китая. Он часто говорит в интервью прессе о необходимости развития китайского искусства и его позиции в мире, интеграции его в западную культуру.

Помимо работы солистом и художественным руководителем Шанхайской оперы, в ходе которой Вэй Сун реализует свои идеи о продвижении китайской оперы на запад, он ведёт большую работу в Музыкальной ассоциации Шанхая, сотрудничает со многими ВУЗами страны. Он является деканом в Шанхайской консерватории, а также приглашённым профессором в следующих университетах: Научно-исследовательский институт оперы Пекинского университета, Музыкальная консерватория Шэньяна, Музыкальная консерватория Южно-Китайского педагогического университета, Нанкинский университет аэронавтики и астронавтики, Университет Чжэнчжоу, Университет Шэньчжэня, Шэньчжэньский профессиональный университет, Университет Уси Цзяннань, Академия кино и телевидения Уси Цзяннань и др..

Взращивая талантливую молодёжь и популяризируя классическую музыку, Вэй Сун реализует проекты фестивалей и концертов, снимает фильмы, внося огромный вклад в развитие китайского музыкального искусства и культуры и отдавая этому свой многогранный талант и свою жизнь.

Одним из самых ярких проектов Вэй Суна, получившим заслуженное признание в Китае и за рубежом, стал проект «Три тенора» («三高»). Известно, что в Китае тенор, как тип голоса, встречается очень часто, в отличие от стран Европы, России и Америки и других стран с европеоидным населением. И если в Европе выступления камерного коллектива в составе трёх великих теноров Паваротти, Доминго и Каррерас являются, скорее, демонстрацией редкого явления, то в Китае бывают концерты-шоу, где в ряд на сцене поют одновременно почти 50 теноров!

В августе 2011 года Вэй Сун создал камерный коллектив – «Три тенора Китая», в который вместе с ним вошли лучшие солисты Шанхайской оперы тенора Дай Юйцян (戴玉强) и Уоррен Мок (莫华伦, Мо Хуалунь). Перед коллективом была поставлена задача популяризации классической музыки в Китае. Ранее Вэй Сун, Дай Юйцян и Уоррен Мок были знакомы, на протяжении многих лет они пели на одних сценах, в одних оперных спектаклях, советовались с друг другом и были хорошими друзьями. Коллектив «Три тенора Китая» начал свою карьеру сразу с концертного тура, во время которого они выступили в более чем в 10 городах Китая, включая Шэньчжэнь, Чэнду и Гонконг.

21 октября 2011 года в Большом концертном зале Пекина (人民大会堂) «Три тенора Китая» впервые спели сольный концерт «Страна так прекрасна – Мировое турне трёх теноров Китая в Пекине».

Концерты «Трёх теноров Китая» – это диалог между китайской и западной культурами. «Три тенора Китая» стали популярны не только в Китае, но и за рубежом – 22 января 2012 года они гастролировали в США, где спели в Нью-Йорке, в Линкольн-центре, концерт «Ночь туризма в Пекине – концерт трёх ведущих теноров Китая» под аккомпанемент симфонического оркестра Нью-Йоркской оперы под управлением китайского дирижёра Чжан Гоюна.

26 июля 2012 года Вэй Сун вместе с Дайем Юйцяном и Уорреном Моком выступил в концерте «Три тенора Китая» в ходе культурных мероприятий на Олимпийских играх в Лондоне. Выступление продемонстрировало высокий уровень достижений китайских вокалистов в мире. Фактически этот концерт явился ответом на выступление в поддержку заявки Китая на Олимпийские игры 2008 года в Пекине в 2001 году трёх великих теноров мира – Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. Уоррен Мок сказал: «Паваротти, Доминго и Каррерас – наши кумиры. Они сделали бельканто более доступным для простых людей». В программу концерта они включили официальный гимн XXIX Летних Олимпийских игр «Один мир, одна мечта», который ранее был исполнен 8 августа 2008 года китайским поп-певцом Лиу Хуаном и британской певицей Сарой Брайтман.

6 сентября 2017 года «Три тенора Китая» выступили в концерте памяти Лучано Паваротти, приуроченном к десятой годовщине смерти великого тенора. Во главе с «Тремя тенорами Китая» в концерте приняли участие порядка 40 молодых теноров страны. Паваротти для многих молодых исполнителей стал образцом высоких достижений в вокально-сценическом искусстве, его записи, диски, живое общение сыграли важную роль в становлении многих артистов, которые разделили идею организовать этот вечер. В программе концерта звучали произведения из репертуара Л. Паваротти, в заключении – все артисты концерта спели неаполитанскую песню «Non Ti Scordar Di Me».

В 2018 году снята телепередача – концерт с участием «Трёх теноров Китая», эта передача включает в себя концертные номера и интервью с артистами. Ведущая – Фань Цунь (方琼). В концерте приняли участие ансамбль трёх молодых исполнителей – Ван Кай (王凯), Линь Ю (林羽), Сунь Шенкай (孙圣凯) , в интервью Вэй Сун называет их «преемниками – молодое поколение», которые спели До скорой встречи» («不见不散») композитора Самбо (三宝) на слова Чжан Хэпиня(张和平).

Дай Юйцян, Вэй Сун и Уоррен Мок являются самыми востребованными тенорами в Китае, в настоящее время они продолжают покорять публику своим прекрасным пением, неповторимым стилем и глубиной исполнения, исполнением национальной китайской музыки и шедевров зарубежных композиторов по всему миру. Записаны DVD и CD – альбомы «Три тенора Китая».

Будучи художественным руководителем Шанхайской оперы, которая является одним из лучших оперных театров мира, Вэй Сун также выполняет работу по подготовке и проведению значимых для страны торжественных мероприятий, приуроченных к праздникам и памятным датам, правительственных концертов, театрализованных представлений, фестивалей (Шанхайского международного фестиваля искусств). Одна из последних его режиссёрских работ – театрализованное представление «Великое путешествие – Празднование 100-летия со дня основания Коммунистической партии Китая», которое состоялось на Национальном стадионе Китая 1 июля 2021 года. На этом представлении присутствовали такие государственные деятели как Си Цзиньпин (習近平), Ли Кэцян (李克強), Ли Чжаньшу (栗战书), Ван Ян (汪洋), Ван Хунин (王沪宁), Чжао Лэцзи (赵乐际), Хань Чжэн (韩正), Ван Цишань (王岐山).

Также Вэй Суна часто приглашают на центральное телевидение. Вэй Сун – режиссёр новогодних театрализованных представлений на CCTV, например, представления «Sailing 2013-CCTV New Year's Day Party», состоявшегося 31 декабря 2013 года, и других.

Шанхай фактически является второй столицей Китая, и такая деятельность Вэй Суна является огромным вкладом в развитие культуры страны. В ходе этой деятельности Вэй Сун ведёт большую работу с талантливой молодёжью, приглашая в концерты певцов младшего поколения. Сейчас Вэй Суну 67 лет, он ведёт активную певческую деятельность, и пока не собирается уходить со сцены, но при этом внимательно относится к вопросам преемственности. Среди молодых, но уже очень известных певцов, с кем Вэй Сун работает в концертах, самыми выдающимися являются тенора Ши Ицзе (石倚洁), Хань Пэн (韩蓬), Юй Хаолей (于浩磊). Эти три мастера сцены называют себя его учениками.

Ши Ицзе (р. 6 сентября 1982 г.) на сегодняшний день – звезда мировой оперы. Во всём мире он известен, как блестящий исполнитель россиниевского репертуара, мастер бельканто. В последнее десятилетие он один из самых популярных певцов в Китае. В 2008 году Ши Ицзе стал первым китайским тенором, принявшим участие в Оперном фестивале Россини, где исполнил партию Либенскофа в опере Россини «Путешествие в Реймс», после чего он получил мировое признание и огромное количество приглашений от самых престижных театров мира. За последние 14 лет Ши Ицзе пел на сценах таких крупнейших театров, как Метрополитен-опера в Нью-Йорке (США), Большой театр «Лисео» в Барселоне (Испания), театре Реал в Мадриде (Испания), оперный театр Сан Карло в Неаполе (Италия), оперный театр Ла Фениче в Венеции (Италия), Государственный академический Большой театр России, Национальный центр исполнительских искусств Пекина (Китай), Шанхайский оперный театр и др.

Вэй Сун познакомился с Ши Ицзе в 1998 году. Молодой тенор пришёл к нему в возрасте 16 лет с целью подготовки для поступления в Шанхайскую консерваторию. В Шанхайскую консерваторию он не был принят, но в 2002 году Ши Ицзе, по совету Вэй Суна, поступил в Музыкальный университет Тохо в Японии, а во время каникул Ши Ицзе возвращался домой и продолжал заниматься вокалом у Вэй Суна. В 2006 году, благодаря успешному обучению, Ши Ицзе получил полную стипендию, что позволило ему отправиться в Австрию для обучения в аспирантуре. Ши Ицзе является победителем таких международных конкурсов, как конкурс им. Ферруччо Тальявини (Грац, Австрия), конкурс им. Тоти даль Монте в Тревизо (Италия, 2007), конкурс в Пассау (Германия, 2007), конкурс им. Марии Канильи в Сульмоне (Италия, 2007).

Хань Пэн (р. 4 января 1984) – известный в Китае солист Шанхайской оперы. Сейчас он выступает с Вэй Суном на одной сцене.

В 2007 году Хань Пэн окончил вокальное отделение в Шанхайской консерватории в классе профессора Чжоу Сяоянь, после окончания консерватории он продолжил обучение в Международном оперном центре Чжоу Сяоянь. В 2009 году в Вероне (Италия) он получил I место, а также диплом «За лучшее качество звука», исполнив партию Калафа в опере Пуччини «Турандот» в постановке, организованной Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также Хань Пэн стал победителем Международного конкурса певцов им. Рикардо Дзандонаи (Рива-дель-Гарда, Италия).

Ещё будучи студентом, Хань Пэн посещал все постановки Шанхайского театра, где был задействован Вэй Сун, поэтому Вэй Сун, видя такую заинтересованность и серьёзное отношение к опере, начал обучение Хань Пэна сценическому искусству. По словам Вэй Суна, Хань Пэн был передан ему профессором Чжоу Сяоянь. [2]

В настоящее время Хань Пэн задействован во многих театрах Китая и за рубежом, исполняя ведущие партии – Калафа в опере Дж. Пуччини «Турандот», герцога Мантуанского в опере Дж. Верди «Риголетто», дона Хозе в опере Ж. Бизе «Кармен», Сян Юй в опере Цзинь Сяна «Повелитель Чу» и др.

Юй Хаолей – известный в Китае солист Шанхайской оперы с 2009 года. Он окончил Шэньянскую консерваторию музыки в классе доцента вокальной кафедры Цюй Ге (曲歌). После его дебюта в Шанхайском оперном театре в партии старика в опере Лей Лей «Си Ши», Вэй Сун обратил внимание на этого молодого тенора. С тех пор Юй Хаолей находится под его тщательным руководством.

 Наставничество Вэй Суна очень важно для молодого поколения артистов. Вэй Сун, являясь артистом и педагогом высочайшей квалификации, помогает им в работе над сложнейшими партиями, создании сценических образов, приглашает их в значимые концертные мероприятия в театре и на телевидении.

В качестве примеров можно привести следующие значимые мероприятия:

31 марта 2012 года в Шанхайском оперном театре состоялся концерт «Вэй Сун и его друзья» в сопровождении симфонического оркестра Шанхайского оперного театра под управлением дирижёра Чжан Гоюна. Среди молодых артистов – Хань Пэн. Сюй Сяоин (徐晓英), Сюн Юфэй (熊郁菲), Лю Янь (刘恋), Ли На (李娜).

31 декабря 2016 года в концертном зале Синьхуа в городе Чанша Вэй Сун вместе с молодыми тенорами – Хань Пэном, Юй Хаолейем, а также Чжан Тяньфу (张天甫), Фань Чуань и др. – выступил в концерте «С добрыми пожеланиями – новогодний концерт знаменитого певца-тенора Вэй Суна в Чанша – 2016».

В 2020 году в Оперном зале Шанхайского Центра восточных искусств (在上海东方艺术中心) состоялся один из ярких концертов «Наследство» (“传承”), который организовал Вэй Сун и в котором пели все три тенора – Ши Ицзе, Хань Пэн и Юй Хаолей под аккомпанемент симфонического оркестра Шанхайской оперы под управлением всемирно известного дирижёра Линь Юшэн (林友声).

Мнение Вэй Суна как эксперта высоко ценят в мировом вокальном сообществе. Он является членом жюри Международного конкурса вокалистов в Париже, телевизионного конкурса вокалистов ССТV в Китае.

Вэй Сун – человек разносторонних талантов. Являясь певцом, педагогом, художественным руководителем Шанхайской оперы, членом жюри крупных вокальных конкурсов, он занимается ещё и киноискусством. В кинематографии Вэй Сун также ведёт несколько видов деятельности. Он является киноартистом, сценаристом и кинорежиссёром.

В 2013 году вышел фильм – драма «Интимные игры», режиссёром которого является Вэй Сун. В главной роли фильма снимался тайваньский актёр Цинь Вэй. История фильма основана на реальных событиях. В центре два главных героя, молодая пара - Чжан Дэкай и Ду Цзытен, они оба безработные. Однажды, познакомившись с режиссёром, они начали сниматься в короткометражных фильмах.

В 2013 году вышел художественный фильм «Мисс Хуа, Йо Си!», режиссёр фильма – Вэй Сун. Также Вэй Сун в этом фильме выступил в качестве киноактёра. Актёры фильма: Чжу Хэн, Цинь Вэй, Пан Яочу.

В 2021 году вышел фильм – комедия режиссёра Цзян Чэня «Brilliant Spring Pig Bajie» («Яркая весенняя свинья Баджи»), автором сценария стал Вэй Сун. В фильме раскрывается история поросёнка, который мог бы жить беззаботной жизнью в своём привычном обличии, но однажды превратился в человека и был вынужден испытать все трудности человеческой жизни – и боль, и радость. Состав актёров: Сюй Цзили, Ян Циру, Хао Шаовэнь, Вэй Сяосюань, Вэн Хун.

Широчайший спектр деятельности Вэй Суна заставляет говорить о многогранности его таланта, как музыканта, актёра, режиссёра, общественного деятеля, организатора, кинематографиста. Про таких, как Вэй Сун, говорят: «Талантливый человек талантлив во всём».

Заслуги Вэй Суна в развитии музыкального искусства Китая высоко оценены в стране. Являясь художественным руководителем Шанхайского оперного театра, вице-председателем музыкальной ассоциации Шанхая, членом Шанхайского Народного политического консультативного совета КНР с 2018 года, всей своей активной деятельностью на многочисленных постах он продолжает вносить вклад в культуру Китая.

Заключение

Каждой гранью своего таланта Вэй Сун делает неоценимый вклад в развитие музыкального искусства и культуры Китая. 

Являясь художественным руководителем Шанхайской оперы с 1999 года вот уже более 20 лет, Вэй Сун осуществляет стратегию культурного развития деятельности театра, постановочную политику и реализацию гастролей, приглашает к постановкам лучших композиторов, работает над праздничными и торжественными культурными мероприятиями всекитайского значения. Фактически он является первым лицом Шанхайской оперы, одним из самых известных деятелей искусства в Китае.

Также он ставит оперные спектакли, служит наставником для молодого поколения певцов, реализует проект камерного коллектива «Три тенора Китая», работает в сфере кинематографии, выполняя функционал актёра, режиссёра и постановщика.

Но прежде всего Вэй Сун – известный оперный певец, которого называют «Китайским Паваротти». В его репертуаре 18 ведущих оперных партий. Он оставил свой след в истории китайской оперы в европейском стиле, став первым в мире исполнителем ведущих теноровых партий в премьерах шести опер китайских композиторов: «Воющий до неба» Сяо Бая, «Бескрайние луга» Сюя Чжанхая, «Гроза» Мо Фаня, «Си Ши» Лэй Лей, «Долина Красной реки» Мэна Вэйдуна и «Сунь Ятсен» Хуана Руо.

И всё разнообразие его талантов подчинено единой задаче – осуществлению процесса интеграции современной китайской оперы в европейском стиле в пространство западной культуры. Он активно пропагандирует эту идею в СМИ Китая. Он считает, что в Китае накопилось много хорошего национального репертуара в опере, а опера является языком, общим для всего мира.

В 2010 году в Шанхае проходила Всемирная выставка, для которой Шанхайский Большой театр и Шанхайский оперный театр совместно создали проект «Meet the World Expo · Chinese Original Opera Exhibition» («Встреча на Всемирной выставке: китайский оригинальный оперный спектакль»), в ходе которого были исполнены оперы «Си Ши», «Гроза» и «Повелитель Чу» лучшими китайскими певцами. С 23 мая по 8 июня 2010 года гости со всего мира увидели достижения китайского оперного театра в 2010 году. 

На открытии Всемирной выставки в Шанхае 20 мая 2010 года в своём интервью «Пусть иностранцы поют китайскую оперу» журналисту Юй Янь Вэй Сун говорит:

«Зарубежные классические оперы — это в основном музыка, и она очень важна. За границей говорят, что оперу не смотрят, а слушают. Если не смотреть, то можно просто послушать диск. Китайцы говорят прежде всего о содержании произведений, об отношениях между персонажами, сюжете. Ккитайцы любят слушать истории, и мы уделяем внимание содержанию. Сюжетные линии китайских опер в европейском стиле хорошо написаны. Но у нас должна быть интернациональная музыка, и в то же время в ней должно быть больше китайской специфики», «Наша нынешняя китайская опера больше не является китайской оперой, основанной на китайской национальной опере как жанре. В прошлом она заимствовала формы китайской оперы, такие как «Цзян Цзе» и «Лю Хулань». Что касается нынешней оперы, то уже на протяжении многих лет наши певцы заставляют зарубежные страны восхищаться китайским оперным миром. Раньше в китайской национальной опере было четыре основных жанра, а теперь мы сформировали жанр китайской оперы в западном стиле, но это требует очень долгих усилий, и мы делаем эти усилия. Сейчас мы поем иностранные оперы на итальянском и других языках, но я думаю, что когда-нибудь, после нескольких поколений китайских опер, иностранные певцы смогут петь на китайском языке, и тогда будет можно сказать, что китайские оперы стали частью мировой оперы.».

Искусство Вэй Суна поражает своей многогранностью, он буквально всей своей жизнью созидает современное академическое китайское вокальное искусство и служит развитию мировой оперы. По уровню достижений и масштабу профессиональной деятельности Вэй Сун является выдающимся явлением оперного мира Китая, и его имени предстоит занять достойное место в истории музыки.

Список литературы

  1. Ву Бинь. Китайский «Отелло» Вэй Сун. Статья. Официальный сайт интернет - портала Xinba Music Network. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – https://www.sin80.com/pub/c199ec62 (дата обращения: 25.02.2022).
  2. Джилл Ву. «Четверо – мастер и ученики вместе изучают искусство – тенор Вэй Сун наследует дружбу учителей и учеников в Новом году» (Статья. «Опера») Шанхай, 2020, выпуск 1. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://wenku.baidu.com/view/f5c777c5b84cf7ec4afe04a1b0717fd5360cb2a7?bfetype=new (дата обращения: 18.03.2022 г.). На кит. яз.
  3. Жизнь в музыке. Вэй Сун. Часть 1: Как был создан единственный в Китае «Отелло. Телепередача. Китайское музыкальное телевидение. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://youtu.be/mbfQou0vMFA (дата обращения: 09.03.2022). На кит. яз.
  4. Ли Сяоян. К десятой годовщине премьеры оперы «Долина Красной реки». Статья. Официальный сайт интернет – портала «Baidu». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – https://baijiahao.baidu.com/s?id=1714319041091619739..歌剧红河谷 (дата обращения: 25.02.2022).
  5. Официальный сайт Всекитайской федерации женщин. Статья Zhao Liangfeng (апрель 28, 2013). «Чжоу Сяоянь: пение для страны» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.womenofchina.cn/womenofchina/html1/people/artists/15/5542-1.htm (дата обращения: 25.03.2022). На кит. яз..
  6. Официальный сайт com. Статья «Вэй Сун: опера в Китае нуждается в усиленном продвижении». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.sin80.com/pub/11263 (дата обращения: 25.02.2022). На кит. яз..
  7. Официальный сайт Свободной энциклопедии Wikipedia – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Wei_Song (дата обращения: 25.02.2022). На англ. яз..
  8. Официальный сайт информационной компании Сhinadaily («Китай ежедневно»). Статья Му Цянь (26 июля 2012). «Три тенора Китая» приветствуют Олимпийские игры в Лондоне» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.chinadaily.com.cn/2012olympics/2012-07/26/content_15622001.htm (дата обращения: 25.02.2022). На англ. яз..
  9. Официальный сайт Шанхайской государственной консерватории. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.shcmusic.edu.cn/view_22.aspx?cid=320&ppid=27&id=1&navindex=0 (Раздел «Список лауреатов – учеников профессора Чжоу Сяоянь и Оперного центра Чжоу Сяоянь») (дата обращения: 01.03.2019). На кит. и англ. яз..
  10. Официальный сайт Львовская национальная музыкальная академия им. Н. В. Лысенко. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://conservatory.lviv.ua/wp-content/uploads/2016/03/dyssertacyja-sun-janyn.pdf (Сун Яньин. Интеграция европейских традиций пения в вокальную школу Китая. Диссертация. На правах рукописи. ) (дата обращения: 13.03.2022)
  11. Официальный сайт Нижегородской государственной консерватории. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nnovcons.ru/files/Dis/dis_yang.pdf (Ян Бо. Динамика развития профессионального сольного пения в Китае: образование, педагогические и исполнительские принципы. Диссертация. На правах рукописи) (дата обращения: 25.02.2022)
  12. Официальный сайт интернет - энциклопедии Википедия. Статья «Революционная опера». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL https/en.wikipedia.org/wiki/Eight_model_plays

 (дата обращения: 25.02.2022).

  1. Официальный сайт интернет – сеть китайских статей. Вэй Сун: Мне нравится быть китайским «Отелло». Статья. [Электронный ресурс] – Режим доступа. https://yixuelunwen.com/biyelunwen/095924.html (дата обращения: 25.02.2022).
  2. Официальный сайт интернет – «Sohu Video». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – https://tv.sohu.com/star/NzE1MzExXz8/.shtml (дата обращения: 25.02.2022).
  3. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – https://baike.baidu.com/item/魏松/59333 (дата обращения: 25.02.2022).
  4. Слушайте теноров Китая. Телепередача – концерт с участием «Трёх теноров Китая». Ведущая – Фань Цунь (方琼). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://youtu.be/46P367c5etk (дата обращения: 09.03.2022). На кит. яз.
  5. Цзы Инь. От «Старика –угольщика» до «Генерала Мура». 从“烧炭老汉”到“摩尔将军”——男高音歌唱家魏松的艺术人生. – Заметки о творческой жизни тенора Вэй Суна. (Статья. Журнал «Поющий мир».) Пекин, 2015, выпуск 5. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://mall.cnki.net/magazine/Article/GEYS201505002.htm (дата обращения: 26.02.2022 г.). На кит. яз.
  6. Шабордина И. В., Лю И. Международная деятельность профессора Чжоу Сяоянь и её учеников – выдающихся представителей вокального факультета Шанхайской консерватории. (Статья. Международный журнал научных публикаций Сolloquium-journal №10 (62), 2020, Часть 4). Польша, Варшава, «Chocimska 24, 00-001 Warszawa, Poland», 2020. (дата обращения: 26.02.2022 г.).
  7. Шабордина И. В., Фэн В. Выдающаяся певица Чжан Липин – представитель китайской вокально-педагогической школы. /Сборник «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования» по материалам LXVII Международной научно-практической конференции. – № 12(60). – М., Изд. «Интернаука», 2022. DOI:10.32743/25419870.2022.12.60.348920
  8. Юй Янь. Пусть иностранцы поют китайскую оперу. Статья. Официальный сайт интернет - портала Xinba Music Network. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – https://www.sin80.com/pub/1b33e10a (дата обращения: 25.02.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: