УДК 7.072

Зарождение жанра марина в китайской живописи

Ли Юе – аспирант Института художественного образования Дальневосточного федерального университета.

Научный руководитель Алексеева Галина Васильевна – доктор искусствоведения, профессор Дальневосточного федерального университета; председатель Ассамблеи народов Приморского края; председатель Регионального профессорского собрания.

Аннотация: В статье рассматривается зарождение жанра марина в живописи Китая.

Ключевые слова: жанр марина, зарождение жанра, художники-маринисты, художники-маринисты Китая.

Изображение морских видов (марина) – академический пробел в истории китайской живописи.

В ее долгой истории мастерство изображения пейзажей, фигур, цветов и птиц достигло своего пика. Максимальное число художников отмечалось во времена династии Северная Сун. Однако в истории пейзажной живописи картин жанра марина почти нет, да и стихов и песен о море не так много. Даже на редких картинах с изображением моря, таких как «Мираж» Юань Яо в династии Цин и «Водная карта» Ма Юаня в династии Сун, морская вода в основном показана в форме «рыбьей чешуи», точно так же, как одеяния древнего чиновника. Такая передача узора волн далека от образа реального моря, и эта форма сохранилась почти до современности. [1]

У этого явления есть три причины.

Во-первых, в истории большинство культурных центров столицами были города во внутренних районах страны, а сюжетами картин выступали в основном встречавшиеся там фигуры, пейзажи, цветы и птицы.

Во-вторых, древние прибрежные районы были в основном бесплодными, экономически слаборазвитыми, с небольшим количеством литераторов и писателей и всегда находились на обочине культуры, экономики и политики.

В-третьих, море постоянно меняется, изобразить его поверхность сложнее, чем зыбь реки или озера.

Живопись моря сложна и трудна в освоении, в отличие от других направлений китайского искусства, которые уже прошли свое становление. Видно, что морская живопись всегда была академическим пробелом в истории китайской живописи. Изображая море, художник должен иметь мужество, чтобы столкнуться с огромными трудностями и пройти путь, по которому не прошли наши предки.

Изобразительное искусство Дальнего Востока заметно отличается от европейского и американского. Пейзаж является любимым и традиционным жанром живописи и тесно связан с классической поэзией и религией, философией и мистическими учениями, в частности конфуцианством, даосизмом и дзэн (в Японии это направление называется дзэн-буддизмом). Пейзаж возник в Китае в начале правления династии Тан (618-907 гг.) и его основные художественные принципы, принятые японскими и корейскими художниками, развивались примерно до XIII века, когда в Китае закончилась эпоха Сун. [2]

Средневековый художник, преклоняясь перед красотой и величием мира, не копирует его, не ставит перед собой задачу точно воспроизвести какую-то конкретную область, а создает обобщенный поэтический образ природы. Его больше интересует «верность внутренней истине жизни, глубочайшему источнику человеческого опыта». Он изображает не просто то, что видит, а «свое отношение к тому, как мир видел других до него» (В. В. Малявин). [3]

В предисловии к книге «Записи о прославленных живописцах династии Тан» ученый и коллекционер Чжу Цзюнсюань, живший в IX веке, пишет: «Я слышал от древних людей, что живописец был великим святым, потому что он видит то, чего нет на небе и на земле, раскрывает то, на что не светят солнце и луна. Все темное было спущено с кончика его пера, его сердце, размером в дюйм, вмешает тысячи миль пространства» . [4]

Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на корейское искусство, в котором шелковая и бумажная живопись получила распространение с XII века. «Дух художника вечен –­­­­ легкая тушь, падающая на неокрашенный шелк, создает прекрасные образы и порождает безобразное. Когда пишется картина, задействуется духовная сфера. Если бы художники обладали божественной силой, они бы покрылись святостью»... [5]

В пейзажной живописи Китая, «стране высоких гор и больших рек», морская тема если и возникала в картине, то речь чаще всего шла об изображении воды вообще, воды, олицетворяющей женское изменчивое начало, неразрывно связанной с горой – знаком устойчивого мужского начала.

Морская символика объединяет в себе существующее и несуществующее. Это указывает на способность Дау (в переводе с китайского «путь»; в даосизме – экзистенциальная модель и принципы ее генерации и организации) «Все явления, которые входят в мир». Художники, работающие в жанре «шань-шуй», часто рисуют вымышленный взгляд на природу, хотя, конечно, могут воссоздать конкретный пейзаж, в том числе и известный своей красотой пейзаж морского побережья.

Тематика морской живописи очень широка, и она не может ограничиваться только «маринистикой». На долю океана приходится более 70% земного шара, а океан трехмерный, с горами, равнинами, бесчисленным количеством животных и растений. Это самое обширное жизненное пространство на земле. Если его разделить на три типа традиционных китайских картин, а именно фигуры, пейзажи, цветы и птицы, трудно охватить «пейзажи» в традиционном смысле. Морская живопись занимает центральное место в китайском искусстве современности.

Китай – морская держава. На протяжении тысячелетий люди взращивали дух гармонии между людьми и морем в китайском стиле из поклонения океану. В древности поселения вдоль побережья располагались на политической и культурной окраине, где царили разбой, запустение и нищета. Затем, с ростом национальной мощи и усилением роли моря в жизни страны, тема морской живописи, как выражение морской культуры Китая, стала иметь важное практическое значение. Заполняя академический пробел в этой области, художники подчеркивают ценность своего существования.

Список литературы

  1. Научно-популярный журнал Икстати [Интернет ресурс] hse URL: https://spb.hse.ru/ixtati/news/439950003.html (Дата обращения: 7.11.2022).
  2. Искусство живописи [Интернет ресурс] aintingart URL: https://paintingart.ru/historypainting/genrepainting/marine.html (Дата обращения: 8.11.2022).
  3. Дорогами срединного пути [Интернет ресурс] art-portrets URL: https://anashina.com/siheyuan (Датаобращения: 9.11.2022).
  4. Громов Я.О. Жанр «Марина» – поэма о море и морской романтике. – М., 2018. – Режим доступа http://allworldart.ru/wp-content/uploads.
  5. Цао Т. – История развития китайской масляной живописи в период с 1900 по 1949 гг. // Культура и искусство. – 2021. – № 4. – С. 94 – 103. DOI: 10.7256/2454-0625.2021.4.35528 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35528.

Интересная статья? Поделись ей с другими: