УДК 391.91

Современная гравюра в татуировке

Никитин Бажен Геннадьевич – независимый исследователь, член Дальневосточной ассоциации пирсинга и татуировки.

Аннотация: В рамках данной статьи рассматривается проблема современной гравюры в татуировке. Автор подчеркивает древность искусства гравюры и татуировки, но по-настоящему они соединились в цельное направление только в условиях современного визуального искусства. В статье особое внимание уделяется проблематике отсутствия научной разработанности проблемы, а также приводится практикоориентированный взгляд на вопрос репрезентации современной гравюры в татуировке, основанный на личном профессиональном опыте автора статьи.

Ключевые слова: гравюра, татуировка, искусство, древность, современность.

Гравюра представляет собой вид искусства, в рамках которого на жестком материале, представленным деревом, железом и пр., выполняют оттиск определенного рисунка. Данное искусство является очень древним – оно появилось еще в VI-VII веках. Не менее древним является искусство татуировки, которая представляет собой одну из древнейших форм воплощения на теле образов, знаков и символов.

Явление татуировки отражает возрождение далеких или древних культур, заимствование популярных или маргинальных традиций. Но хотя существует очень древняя история татуировки и гравюры, сегодня техника гравюры в индустрии тату приобретает особую популярность. Эти практики реализуются в художественных границах тела, то есть на его поверхности, вызывают появление разных и часто непохожих одна на другую реальностей: благодаря тату-мастеру часть тела может стать свидетельством коллективного ритуала или использоваться в качестве своеобразного самописца; быть носителем художественных образов или реализовать аттрактивную функцию. Указанные факторы подчеркивают актуальность рассмотрения проблематики современной гравюры в татуировке.

Также хотелось бы отметить значимость научного изучения данной проблемы, обусловленную ее недостаточной разработанностью: вопрос гравюры в татуировке не изучался системно, а лишь вскользь упоминался с точки зрения генезиса [1], современной тенденции использования в индустрии красоты [2] и возможностей обучения тату-мастеров в системе дополнительного профессионального образования [3]. На момент написания статьи иных источников по современной гравюре в татуировке обнаружено не было. Тем не менее личный профессиональный опыт автора статьи позволяет анализировать проблематику современной гравюры в татуировке с прикладной точки зрения. В данной статье представлен практикоориентированный взгляд на заявленную тему.

Для рассмотрения синтеза гравюры и татуировки в современном мире необходимо обратиться к истории данных направлений в искусстве. Первые гравюры поначалу были очень простыми и примитивными. Со временем искусство гравюры развивалось и совершенствовалось: на них стали изображать пейзажи, библейские мотивы, животных, цветы, книжные иллюстрации.

Гравюры также называют «рельефными» техниками, которые являются старейшими и могут быть сродни отпечатку на негативе. Когда-то перед художником стояла задача создать рисунок, который был бы полностью избавлен от чернил: углубить материал таким образом, чтобы получился рельефный рисунок. Именно в этой техники появились ксилография и линогравюра. Ксилография, или гравюра на дереве, несомненно, является старейшей техникой гравюры, она восходит к XIV веку в Европе. Чтобы сделать ксилографию, художник с помощью инструмента удалял куски дерева, нанося свой негативный рисунок на деревянную доску. После этого чернила оседали на рельефе доски, образуя рисунок. Очень практичная ксилография позволила сделать несколько отпечатков на бумаге и пользовалась большим успехом в течение почти столетия.

Линогравюры или гравюры на линолеуме повторяют тот же процесс, что и при ксилографии, за исключением того, что речь идет уже не о копании в дереве, а в линолеуме, материале более удобном и податливом, чем дерево. Постепенно художники решили попробовать выполнение гравюр на еще более податливом материале – коже.

Гравировка на коже – это метод печати рисунков или текстов на куске кожи. Существует несколько методов гравировки кожи. Техника ручной гравировки на коже заключается в надрезании кожи по заранее определенному контуру, а затем проталкивании кожи вокруг разреза. Результатом этой техники является рисунок с небольшим рельефом. Гравировки на коже также могут быть выполнены с помощью станка с использованием лазерной технологии. В этом случае выгравированный рисунок представляет собой неглубокий ожог поверхности кожи. Гравировка на коже также может состоять из выреза, который также может быть выполнен в нескольких техниках. В кожевенной промышленности часто используется лазерная резка или резка формочками.

С интенсивным развитием популярности на нанесение татуировок появилось решение выполнять гравюры на человеческой коже – так родилась техника современной гравюры в татуировке. Тату, выполненное в этом стиле сохраняет все черты гравюры, технику которой веками использовали художники всех эпох: Дюрер, Гойя, Делакруа или даже Тулуз Лотрек пробовали свои силы в этой сложной технике.

Постуральная история современной живописи, которую часто представляют как «освобождение жеста», - это завоевание, параллельное завоеванию «живописного факта»: перестать иллюстрировать, оторваться от истории и литературы, чтобы подойти к картине как к «полю», значит освободить тело художника. – и со стороны смотрящего – с позиции ремесленника, работника и писца, полотном для творчества которого становится реальное человеческое тело.

Гравюра представляет собой обычно монохромное изображение. Чаще всего это делается в черном цвете, но допускается и цветовое сочетание. Это правило характерно и для татуировок в этом стиле (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Цветовое решение гравюры в современной татуировке.

Как видно из представленных на рисунке 1 образов, гравюра действительно отличается от других татуировок именно отсутствием цветовой палитры, что позволяет создавать более концентрированные на одном цвете образы. Тем не менее татуировка в стиле гравюры может сочетаться на коже человека с татуировками, выполненными в других стилях: главным является связка художественных образов и их расположение на теле, что требует от мастера тату особого профессионализма, творческого подхода и знания специфики различных техник татуажа.

Обязательным условием выполнения гравюры в татуировке, которое следует выполнять тату-мастеру, являются четкие и тонкие линии, точная растушевка, как это представлено на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Тонкие и четкие линии гравюры как характеристика этого стиля тату.

Как видно из рисунка 2, выполнение татуировки в стиле гравюры имитирует печатное изображение. В них нет размытости или их основных цветных элементов, как это характерно для нанесения татуировок в других стилях.

Если перейти от технических характеристик выполнения тату в стиле гравюры к образной части, то можно отметить, что эти татуировки традиционно изображают средневековые мотивы: это могут быть фантастические животные, растения, скелеты, мифологические существа, рыцари, корабли. Данный перечень не является исчерпывающим и может дополняться.

Иногда эти образы могут микшироваться (рисунок 3), создавая оригинальный гравюрный сюжет, который будет выделять обладателя татуировки, что является очень важным, поскольку в современном мире большое значение, в том числе в сфере тату-индустрии, уделяется индивидуализации и персонализации образов.

3

Рисунок 3. Синкретизм традиционных образов для нанесения татуировки в стиле гравюры.

Как видно на рисунке 3, образное сочетание может представлять собой очень неожиданное художественное решение, привлекать внимание своей оригинальностью и в то же время соответствовать традиционным характеристикам гравюры как стиля.

Однако приверженность традиционным образам не означает, что клиенту, решившемуся на нанесение татуировки в стиле гравюры, нужно ограничивать себя в выборе. Любой узор на человеческой коже может быть выполнен в стиле гравюры на дереве, что приводит к появлению различных оптических иллюзий (например, как это представлено на рисунке 4), в том числе за счет совмещения графических мотивов различных эпох и стилей: симбиоз традиций в инновационном прочтении всегда представляет собой оригинальное художественное решение, которое при условии наличия мастерства и профессионализма у тату-художника, наверняка понравится и самому клиенту.

4

Рисунок 4. Создание оптических иллюзий за счет выполнения татуировки в стиле гравюры.

Как видно на рисунке 4, оптические иллюзии в вытатуированном в стиле гравюры образе в татуировке проявляются за счет гармоничного сочетания геометрических линий, их плавности и рельефного перехода, что создает дополнительные измерения, но в то же время не относится к стилю 3D.

Таким образом, в результате исследования был сделан вывод о том, что гравюра является одной из самых стильных техник татуировок. Она сочетается с любой одеждой и другими татуировками, выполненными в иных стилях, и не создает ощущения вычурности или излишества. Татуировка в стиле гравюры подойдет тем, кто хочет простоты, но изящных линий. Такая татуировка выгодно подчеркивает образ, который выбирает клиент тату-салона для репрезентации себя в социуме. При этом гравировка требует от тату-мастера владения техникой данного стиля, иначе вместо ожидаемого результата можно получить неаккуратную татуировку, которая с течением времени будет выглядеть еще хуже. Однако, техника и методология выполнения татуировок в стиле гравюры требует отдельного рассмотрения, поскольку является достаточно важным и напрямую воздействует не только на качество работы тату-мастера, но и на безопасность здоровья самого клиента.

Список литературы

  1. Агапова А.Р., Ковалева Н.Н., Табарев А.В. Декоративные традиции в древних культурах Тихоокеанского бассейна: орнаментика керамики лапита и полинезийская татуировка // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2021. – №1 (55). – С. 5-14.
  2. Краснова А.Д. Конструирование идеала красоты в масс-медиа // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых. – 2015. – С. 187-189.
  3. Иванова Л.А. Изучение мотивов нанесения художественного нательного рисунка среди молодежи как один из аспектов обучения тату мастеров в ДПО // Научный прогресс: вопросы теории и практики. – Казань, 2020. – С. 264-269.

Интересная статья? Поделись ей с другими: