УДК 7.71.719

Восстановление высотных доминант при сохранении исторического силуэта: на примере воссоздания колокольни Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге

Назарова Анна Юрьевна – руководитель отдела Градостроительных исследований Научно-исследовательского и проектного института «Спецреставрация».

Аннотация: В статье на основе анализа развития объемно-пространственной композиции застройки определены особенности силуэтной структуры ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря, характеристики градостроительной и архитектурно-художественной ценности силуэта. Утрата одной из вертикальных доминант ансамбля – Исидоровской колокольни в советский период негативно повлияла на восприятие не только комплекса построек монастыря, но и исторического городского ландшафта в целом. Воссоздание Исидоровской колокольни на основе комплексных научных исследований, включая историко-библиографические, аналитические и археологические, оценивается как необходимая мера по сохранению силуэтного своеобразия и поддержанию целостности исторической среды.

Ключевые слова: силуэт застройки, вертикальная доминанта, фоновая застройка, архитектурно-градостроительная ценность.

Введение

Силуэт служит отражением особого порядка и организации застройки, фактором идентичности архитектурного образа городского пространства. Разработка категории силуэта городского пространства связана с изучением таких аспектов градостроительной композиции, как пространственно-планировочный каркас вертикальных доминант, высотные соотношения вертикальных доминант и фоновой застройки, взаимодействие рельефа и ландшафта с застройкой. В трудах А.В. Бунина и М.Г. Кругловой [1], Н.Н.Баранова [2], А.Э. Гутнова [3], Т.А. Славиной [4], А.В. Иконникова [5-6], М.Г. Бархина [13], И.А. Бондаренко [8], С.В. Семенцова [9], А.Н. Федорова [15] и других исследователей рассматриваются приемы градостроительной композиции и силуэтной организации городской застройки. На основании изучения взаимодействия элементов градостроительной структуры в работах К. Зитте [10], Т.Ф. Саваренской [11], А.В.Степанова [12], и других авторов выделены факторы формирования силуэта, средства достижения художественной целостности городского пространства.

Объемы, линии и плоскости относятся к первичным элементам, моделирующим силуэт городского пространства. Индивидуальность силуэтной композиции обусловлена прежде всего архитектурными формами вертикальных доминант, их габаритами и выразительностью абриса. В облике доминанты могут быть выражены доминирующие социально-политические идеи, функциональное назначение постройки, особенности различных архитектурных стилей и творческого метода, созвучные общему культурно-политическому контексту. Каркас вертикальных доминант составляет систему архитектурно-градостроительных ориентиров, оказывающих композиционное влияние на фоновую застройку прилегающих территорий.

Высотные контрасты в городской застройке быстрее других характеристик схватываются наблюдателем, в связи с чем соотношения высоты вертикальных доминант и фоновой застройки могут быть отнесены к ключевым свойствам силуэтной структуры. Изменения или, напротив, устойчивость этих соотношений на протяжении истории развития городского пространства иллюстрируют исторические особенности процессов управления градостроительным развитием.

Важнейшим условием выразительности силуэта является выбор местоположения вертикальных доминант, их связь с планировкой и природным ландшафтом. «Приемы сочетания планировочных осей города с высотными акцентами, когда эти оси направлены на существующие вертикали, или создание таких вертикалей в определенных планировочных узлах, формирование вертикальными акцентами архитектурных ансамблей, сочетающихся как с друг другом, так и с природными условиями города, получили широкое распространение в мировом градостроительстве на всех этапах его развития» [13].

На протяжении истории градостроительного развития Санкт-Петербурга объединение вертикальных доминант в единый пространственный каркас с помощью главных планировочных осей и открытых пространств имеет устойчивый характер. На основе реализации царских указов о завершении всех казенных домов и церквей башнями и шпицами, ориентации новых прямолинейных улиц (планировочных осей) на вертикальные доминанты существующих и предполагаемых к постройке храмов в первой половине XVIII в. сформировались предпосылки формирования вертикального каркаса. Дифференциация высотных доминант на общегородские и локальные предопределялась высотными размерами и местоположением – вдоль главных планировочных осей, включая Неву и ориентированные на нее магистрали, либо в глубине городской территории при пересечении улиц и площадей.  Значительно возвышаясь над прилегающей застройкой, главные городские доминанты служили пространственными ориентирами и объединяли застройку системой визуальных связей.

Анализ особенностей развития силуэтной структуры ансамбля Новодевичьего монастыря

Архитектурный ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря относится к локальным архитектурным доминантам, имеющим чрезвычайно высокую историческую значимость.  Монастырь был возрожден в середине XIX в. на новом месте, у Московской заставы как преемник Новодевичьего Воскресенского Смольного женского монастыря, основанного императрицей Елизаветой Петровной.

Архитектурный облик нового монастыря «транслировал» главную идею христианства – веру в Воскресение как условие спасения и преображения мира. Главный собор монастыря посвящен празднику Воскресения Христа. Идея заступничества и справедливого суда раскрывалась через посвящение церквей образу Богоматери (церковь Казанской Богоматери, церковь Афонской Божией Матери). 

В архитектурной композиции Воскресенского Новодевичьего монастыря прослеживается генетическое родство с архитектурным прообразом – Смольным Воскресенским монастырем, возведенным по проекту Ф.-Б.Растрелли в 1748-1764 гг. Исторической архитектурной доминантой ансамбля Смольного монастыря являлся пятикупольный собор Воскресения Христова. По оси входа на территорию была заложена колокольня, проектируемая высота которой составляла 140 м. По периметру монастырского двора были выстроены келейные корпуса. Активные контрасты пятиглавого венчания собора к келейным корпусам определяли выразительность силуэта монастырского ансамбля. 

В объемно-пространственной композиции Воскресенского Новодевичьего монастыря на Московском проспекте были преемственно развиты принципы симметрии и иерархичности. Основные постройки – Воскресенский собор и Казанская церковь, келейные корпуса (арх. Н.Е.Ефимов, 1848-1870-е гг.) –   возведены в центральной части монастырского двора, образуя продольную и поперечную планировочные оси. В восточной части монастырской территории располагались строения хозяйственного назначения, на территории монастырского кладбища была возведена Церковь Божьей Матери «Всех скорбящих радости» (арх. Жибер, 1855 г.).

image1

Рисунок 1. Проект Воскресенского монастыря близ Московской заставы. Архитектор Н. Е. Ефимов. 1849 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.488.

image2

 

Рисунок 2. Проект Воскресенского монастыря близ Московской заставы. Архитектор Н. Е. Ефимов. 1849 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.488.

Общий характер силуэтной композиции ансамбля Воскресенского монастыря, сложившейся к 1880-м гг., отличался уравновешенностью и был построен на взаимодействии вертикалей. Пятиглавие Воскресенского собора поддерживалась дополнительными вертикальными акцентами – венчаниями Казанской церкви и пятиглавых домовых церквей с шатровыми звонницами – Трех Святителей Вселенских над северным корпусом и Афонской Божией Матери над южным. Роль нюансных акцентов играли вертикали святых врат у входа на территорию монастыря, а также часовен у угловых участков каменной ограды монастыря.

С возведением надвратной Исидоровской колокольни (1891 – 1895 гг., арх. Л.Н.Бенуа и В.П.Цейдлер) произошли значительные изменения силуэтной композиции ансамбля монастыря, а также восприятия застройки прилегающей территории. Силуэтная линия монастырского ансамбля обогатилась ярким высотным контрастом и выразительным абрисом ярусной колокольни. 

image3

Рисунок 3. Проект колокольни для Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Фасад. Архитекторы Л. Н. Бенуа и В. П. Цейдлер.1891 год. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 488. Л. 110-118.

Объем колокольни включился в силуэтную линию застройки   Забалканского (Московского) проспекта, став организующим элементом композиции его уличного фронта. Расположенная на границе монастырской и городской территорий вертикаль колокольни акцентировала связь с городским пространством, обеспечивала сохранение доминантного значения монастырского ансамбля в условиях укрупнившейся к началу XX века фоновой застройки.

В советский период в застройке Московского проспекта вновь произошли значительные изменения. С утратой Исидоровской колокольни (1933 г.) и завершений Воскресенского собора изменился характер взаимодействия архитектурных объемов, были снивелированы высотные контрасты, нарушены устойчивые средовые характеристики городского пространства –  пропорциональные соотношения застройки, ритмическая выразительность силуэта, острота высотных контрастов.  Отсутствие архитектурной доминанты – вертикали Исидоровской колокольни негативно сказывалось на восприятии исторической среды на соответствующем отрезке Московского проспекта. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря перестал играть роль архитектурной доминанты в структуре застройки прилегающих отрезков Московского проспекта. Видимость архитектурного ансамбля монастыря имела небольшую глубину – здания и сооружения просматривались лишь в пределах соответствующего отрезка Московского проспекта (около 320 м). Роль архитектурного акцента в застройке Московского проспекта стало играть вертикальное завершение десятиэтажного дома (Московский пр., 82), хорошо просматривающееся с расстояний в пределах 800 м. (рис. 4).

image4

Рисунок 4. Перспективный вид в сторону Новодевичьего монастыря с Московского проспекта, с севера: 1 – завершение жилого дома по адресу: Московский пр., 82; 2 – колокольня Воскресенского Новодевичьего монастыря (восстановлена).

Анализ изменений исторической объемно-пространственной композиции и силуэта застройки Московского проспекта показал, что утраченный к настоящему времени объем Исидоровской колокольни может быть отнесен к числу элементов, определяющих выразительность силуэта городского пространства и его смысловое содержание в пределах значительной территории.

Меры по охране силуэта исторической среды

Сохранение и восстановление пространственного каркаса исторических архитектурных доминант и акцентов рассматривается как эффективный метод поддержания ценности исторического силуэта. В системе охраны культурного наследия метод «воссоздания» применяется к утраченным объектам культурного наследия в случае особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости объекта [14]. Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря состоит на государственной охране как объект культурного наследия федерального значения.  Проект восстановления колокольни Воскресенского Новодевичьего монастыря (НИиПИ «Спецрестарация») разработан с учетом перечня ценностных особенностей и параметров колокольни, иконографических материалов. В рамках комплексных научных исследований, предваряющих воссоздание утраченной колокольни, были проведены историко-архивные и археологические исследования (2016 г.), по результатам которых получены данные о точном местоположении фундамента утраченной колокольни, его габаритах и особенностях устройства [15].

К настоящему времени восстановлены завершения Воскресенского собора и домовых церквей, в значительной степени восстановлена силуэтная композиция на период 1880-х гг., восстановление Исидоровской колокольни практически завершено. Архитектурный объем восстановленной колокольни включился в систему вертикальных доминант застройки вдоль Московского проспекта. Несмотря на повышение фоновой застройки и изменившиеся отношения фоновой застройки к вертикальным доминантам, Исидоровская колокольня способствует восстановлению иерархии в системе вертикальных доминант и акцентов (рис. 2). 

image5

Рисунок 5. Перспективный вид в сторону Новодевичьего монастыря с Московского проспекта, с юга: 1 – завершение жилого дома по адресу: Московский пр., 82; 2 – колокольня Воскресенского Новодевичьего монастыря (восстановлена).

Выводы

Силуэт исторической застройки имеет особое значение в системе восприятия городского ландшафта, являясь индикатором целостности исторической среды, носителем информации об исторических особенностях природного ландшафта, планировки, застройки и преемственности градостроительного развития. Основываясь на результатах анализа эволюции объемно-пространственной композиции с учетом данных о ценностных параметрах и особенностях силуэта застройки Санкт-Петербурга, представляется необходимым реализация мер, направленных на сохранение, поддержание ценности и преемственное развитие силуэта застройки. Восстановление Исидоровской колокольни, обладающей особым градостроительным значениям и высокой архитектурно-художественной ценностью отвечает задачам сохранения силуэтной выразительности исторической среды. 

Список литературы

  1. Бунин, Андрей Владимирович. Архитектурная композиция городов / А. В. Бунин, М. Г. Круглова; Акад. архитектуры СССР, Кабинет градостроительства. - [Москва]: Изд-во Акад. архитектуры СССР, [1940]. - 204 с.
  2. Баранов, Н. Н.Силуэт города / Н. Н. Баранов.- Л.: Стройиздат, 1980. - 183 с.
  3. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. М.: Молодая гвардия, 1990. – 352 с., илл.
  4. Славина Т.А. К вопросу стратегии сохранения и развития российского архитектурного наследия//Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2015 году. Сборник научных трудов РААСН. Российская академия архитектуры и строительных наук. Москва. 2016. С.79-83
  5. Иконников, А. В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. М.: Сов. художник, 1985. - 334 с.: ил.
  6. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М.: КомКнига, 2006.
  7. Бархин М. Г. Город. Структура и композиция. М.: Наука, 1986. - 262, [2] с. ил.
  8. Бондаренко И.А. Теория в истории архитектуры и градостроительства: Публикации разных лет – С.Пб.: Коло, 2017. – 832 с.
  9. Утраченные храмы Санкт-Петербурга. Опыт архитектурной реконструкции. Автор-составитель – С.В. Семенцов. – С.Пб.: Издательство ИП Е.А.Петелина, 2021 – 101 с.
  10. Зитте К. Художественные основы градостроительства /Перевод с нем. Я.А. Крастиньиша. – М.: Стройиздат, 1993. – 255 с.
  11. Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О., Кирюшина Л.Н. Градостроительная культура Франции XVII-XVIII веков. М.:Едиториал, УРСС, 2004. – 128 с.
  12. Степанов А.В. Феноменология архитектуры Петербурга. СПб.: Арка, 2016. – 395 с.
  13. Бархин М. Г. Город. Структура и композиция. М.: Наука, 1986. – 262 с. ил.
  14. Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации»
  15. Заключение об археологической разведке 2016 г., проведенной по адресу: г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 100. Археолог Е.С.Зубкова, Открытый лист №647 от 31 мая 2016 г. ООО «НИиПИ Спецреставрация», 2016 г.
  16. Федоров А.Н. Образно-символическая система композиции древнерусского города. СПб.: Специальная литература, 1999.
  17. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 488. Л. 110-118. Проект колокольни для Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Фасад. Архитекторы Л. Н. Бенуа и В. П. Цейдлер.1891 год.
  18. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д.488. Проект Воскресенского монастыря близ Московской заставы. Архитектор Н. Е. Ефимов. 1849 г.

Интересная статья? Поделись ей с другими: