УДК 94

Создание ГДР: предпосылки и последствия

Беспалько Григорий Николаевич – аспирант по специальности «Всеобщая история» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: В 1990 г. состоялось воссоединение Германии, однако единства новых и старых федеральных земель не достигнуто. Настоящая статья посвящена созданию ГДР. Автором были поставлены задачи проанализировать переосмысление причин создания ГДР, а также изучить последствия ее создания.

Ключевые слова: Германия, историческая политика, история ГДР.

С победой антигитлеровской коалиции и поражением германского фашизма 8 мая 1945 года возникло новое международное соотношение сил. Советский Союз, одна из четырех держав-победительниц, на территории которых социалистическое общество было сформировано после Октябрьской революции 1917 года, в своей зоне оккупации соответствовал соглашениям, достигнутым союзниками. для создания демократической Германии. Распад антигитлеровской коалиции и начало холодной войны между Восточным и Западным блоками повлекли за собой создание двух германских государств [4]. В 1949 году была основана Федеративная Республика Германия, буржуазная парламентская демократия, в государственном и экономическом аппарате которой они заняли преступные властные позиции нацистской диктатуры. Основание в том же году ГДР как демократического антифашистского государства ознаменовало полный разрыв Восточной Германии с ее империалистическим прошлым. Альтернативная концепция социального строя пришла из Советского Союза, а строительство и создание нового государства находились в руках немецких коммунистов, которые сделали свои собственные выводы после двух мировых войн.

После безоговорочной капитуляции немецкой армии 8 мая 1945 года юрисдикция над Германской империей перешла к державам-победителям антигитлеровской коалиции. Германия была разделена на четыре оккупационные зоны в соответствии с соглашением глав союзных государств (Сталина, Черчилля, Рузвельта) на Ялтинской конференции в феврале 1945 г. и впоследствии закреплен в Потсдамском соглашении в августе того же года. Восточные территории Германской империи попали под административный контроль Польши.

После войны четыре союзные державы (Соединенное Королевство, Советский Союз, Соединенные Штаты и Франция) создали четыре оккупационные зоны в соответствии с договоренностью антигитлеровской коалиции. Каждая из этих зон находилась под контролем одной из держав-победительниц и разделяла Германию и ее столицу Берлин, которая находилась в советском секторе. В июле 1945 года главы правительств трех держав-победительниц (СССР, США и Франции) встретились в Потсдаме с намерением обсудить будущее побежденной Германии и как лучше действовать дальше [5, c. 7]. Согласованные резолюции, к которым впоследствии присоединилась Франция, были направлены на искоренение моральных и экономических основ германского фашизма, сохранение целостности Германии как единого целого и восстановление ее как нейтральной зоны. Четыре основных политических принципа, которыми союзники руководствовались в этой работе, были сформулированы в Потсдамских соглашениях как “четыре D”: денацификация путем изгнания всех нацистов с соответствующих постов, а также суд и осуждение всех военных преступников, демилитаризация как конечная цель полного разоружения и демонтажа немецкой военной промышленности, децентрализация экономической власти, до сих пор сосредоточенной в руках нескольких бизнес-монополий, и демократизация общественной жизни.

Советский Союз должен был быть уверен, что на немецкой земле война против него больше никогда не начнется, и предотвращение новой агрессии Германии также было в интересах западных союзников. СССР реалистично оценивал союзническую коалицию и ее партнеров, поэтому построение социализма на подконтрольной ему территории не входило в его планы. Целью было создание демилитаризованной и неприсоединившейся буржуазно-демократической республики, с которой можно было бы мирно сосуществовать в качестве соседей и которая, в свою очередь, служила бы нейтральной зоной сдерживания по отношению к Западной Европе. В то время как в советском секторе начали осуществляться меры, согласованные в программе “четырех D”, остальные западные зоны выполнили их лишь частично. Соглашения быстро превратились в оплошность, особенно во всем, что касалось даже прикосновения к капиталистической частной собственности. Таким образом, соблюдение Потсдамских соглашений стало красной чертой между зонами: на Востоке крупные предприятия были коллективизированы, а нацистские военные преступники были экспроприированы, осуждены, лишены прав и лишены возможности занимать соответствующие должности в общественной сфере. Напротив, на Западе к нацистам относились как к старым “экспертам”, которым можно было доверить соответствующие должности, что считалось экономически выгодным, так что крупные предприятия, пришедшие к власти фашистским силам, остались нетронутыми [6, c. 6].

Американские военные преследовали «призрак» потенциального коммунистического мирового господства, заявляя, что война с Советским Союзом неизбежна и является не чем иным, как испытанием на прочность. Уинстон Черчилль еще в 1946 году обозначил различные сферы влияния, имея в виду “железный занавес”, который “опустился на Европу”, “от Штеттина на Балтике до Триеста на востоке". Началась холодная война между Западным и Восточным блоками. Год спустя президент США Трумэн разорвал военную коалицию с Советским Союзом. Эти системные политические и экономические конфликты привели к распаду антигитлеровской коалиции и основанию двух немецких государств: одного капиталистического и другого, в которых экспроприация частного капитала подготовила почву для социализма.

С освобождением Германии от фашизма и разрывом с империалистическими базами Советский Союз не только привнес в свой сектор советскую систему, но и передал строительство демократического антифашистского государства в руки немецких коммунистов. Уже в июне 1945 года новые демократические и антифашистские партии, профсоюзы и массовые организации возобновили свою деятельность с одобрения советской военной администрации в Германии (SMAD). для аббревиатуры на немецком языке).

11 июня 1945 года Коммунистическая партия Германии (КПГ) опубликовала свой Призыв к построению демократической и антифашистской Германии, в котором она призвала немецкий народ бороться “с голодом, безработицей и нищетой” и преобразовать структуру собственности.который до сих пор определял экономические отношения для “защиты трудящихся от произвола предпринимателей и безудержной эксплуатации”. КПГ сформировала вместе с остальными демократическими силами и другими вновь созданными партиями демократический блок. В 1946 году две рабочие партии КПГ (коммунисты) и СДПГ (социал-демократы) объединились в единую партию - Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ), которая стала ведущей партией в советской зоне оккупации, а затем и в ГДР. Таким образом, удалось преодолеть историческое разделение рабочего класса, которое до этого так сильно ослабляло его в борьбе против установленного порядка [7, c. 7].

В результате земельной реформы, проведенной еще в 1945 году, феодальные землевладельцы и юнкерская аристократия, составлявшие важную силу в прусском милитаризме, были экспроприированы без компенсации. Имущество площадью более 100 гектаров и недвижимость всех нацистских и военных преступников стали частью государственного земельного фонда, который распределил землю между более чем миллионом сельских рабочих, фермеров, фермеров. бедные и переселенцы.

Летом 1945 года приказом СМАД было создано Центральное управление народного образования. Его задачей было создание антифашистской, светской и социалистической образовательной и школьной системы. Была создана уникальная система государственных школ, которая впервые гарантировала равное право на образование для всех детей. Учителя, которые могли быть связаны с нацизмом, были дисквалифицированы, и было быстро подготовлено около 40 000 молодых людей, новое поколение учителей, ранее не причастных к фашистской системе.

Новая страна определялась как рабочее и крестьянское государство, а политическая власть находилась в руках рабочего класса и его основной партии, СЕПГ. Формирование “Национального фронта”, платформы массовых партий и организаций, гарантировало участие всех социальных групп в политических процессах.

Первый пятилетний план был направлен на повышение производительности труда на коллективизированных предприятиях, удвоение промышленного производства и увеличение доли государственной собственности. С этим первым пятилетним планом ГДР перешла к социалистическому долгосрочному экономическому планированию и заложила основу для строительства социализма, которому она окончательно привержена в 1952 году [8, c, 39].

В 1950 году ГДР присоединилась к Совету экономической взаимопомощи (СЭВ), который был основан годом ранее в Москве. СЭВ был союзом экономического сотрудничества между Советским Союзом и новыми народными демократиями Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии и Чехословакии, к которому позже присоединились другие страны, такие как Куба или Вьетнам. В том же году ГДР признала линию границы между Германией и Польшей по рекам Одер и Нейсе, согласованную в Потсдамских соглашениях, окончательной “границей мира”. В отличие от Федеративной Республики, она отказалась от любых претензий на бывшие восточные территории Германской империи, что стало важным шагом на пути к примирению между этими двумя бывшими военными врагами.

С пятидесятых годов два немецких государства были прочно интегрированы как в экономическом, так и в политическом и военном отношении в две системы союзов, составлявших Восточный и Западный блоки. ГДР присоединилась в 1955 году к Варшавскому договору, военному союзу, основанному на пакте о взаимной обороне между социалистическими странами Востока, который носил исключительно оборонительный характер и приоритетной целью которого было поддержание мира в Европе. В контексте гонки вооружений, навязанной Западом, ГДР, с ее пограничным положением с Западной Европой, была чрезвычайно чувствительной территорией, находящейся на передовой конфронтации между блоками и с высокой потенциальной опасностью войны.

Список литературы

  1. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.
  2. Борозняк А.И. ФРГ: Волны исторической памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3. С. 58-66.
  3. Дюков А. Историческая политика или политическая память. Международная жизнь. 2010. № 1. С. 133-148.
  4. Лёзина Е. Люстрация и открытие архивов в странах Центральной и Восточной Европы // Уроки истории XX век. 3 сентября 2015. URL: http://urokiistorii.ru/node/52813 (Дата обращения: 10.12.2022.)
  5. Миллер А. Историческая политика в Восточной Европе начала XXI века // Историческая политика в XXI веке: c6. ст. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 7-32.
  6. Миллер А. Россия: Власть и история // Pro et Contra. 2009. № 3-4. С. 6-23.
  7. Морозова В.Н. Переосмысление истории ГДР в коптексте трансформационных процессов в объединенной Германии: Специфика, институциональные основы, проблемы осуществления // Опыт трансформации в Центральной и Восточной Европе: Итоги и уроки двадцатилетия реформ: сб. ст. Воронеж: Научная книга, 2010. С. 7-86.
  8. Xорольская М.В. Проблемы трактовки и восприятия ГДР в единой Германии // Свободная мысль. 2017. № 5. С. 39-53.
  9. Ahbe T. Ostalgie. Zu ostdeutschen Erfahrungen und Reaktion nach dem Umbruch. Thüringen: Landeszentrale f. polit. Bild., 2016. 104 S.
  10. Ärger wegen DDR - Nostalgie am Gymnasium - Lehrerin im FDJ-Hemd // Thüringen Allgemeine. 8 März 2014. URL: http://www.thueringer-allgemeine.de/web/zgt/leben/detail/-/specific/ Aerger-wegen-DDR-Nostalgie-am-Gymnasium-Lehrerin-im-FDJ-Hemd-1216264503 (Дата обращения: 10.12.2022.)

Интересная статья? Поделись ей с другими: