УДК 930.85

Древняя Греция накануне Великой колонизации

Шубин Владимир Ильич – кандидат исторических наук, доцент Северного (Арктического) федерального университета.

Аннотация: Целью работы является рассмотрение, на основе данных письменных источников, ситуации в Древней Греции, предшествовавшей началу Великой греческой колонизации. Автор приходит к выводу о том, что под влиянием ряда факторов, среди которых особое место имело внедрение в производство железа, в Греции сформировалась опасная предкризисная ситуация, рациональным решением которой явилась Великая колонизация.

Ключевые слова: Древняя Греция, колонизация. Гомер, Гесиод, Геродот.

Эпоха Великой греческой колонизации (VIII – VI вв. до н.э.) занимает особое место в процессе формирования и становления древнегреческой полисной цивилизации. Этот период, называемый Архаическим, характеризовался коренной ломкой устоявшегося жизненного уклада и радикальным пересмотром всей традиционной системы ценностей. Это было время стремительного пробуждения духовных сил греческого общества после почти четырехсотлетнего культурного застоя.

Важнейшей предпосылкой для выхода из состояния определенной стагнации, характерной для «гомеровской» эпохи XI – IX вв. до н.э., и возобновления прогрессивного экономического и социального движения греческого общества в начале следующей эпохи Архаики было широкое внедрение в сфере производства нового, более доступного и дешёвого и вместе с тем более твердого, по сравнению с бронзой, металла – железа [1, c. 22-23; 2, с. 24 слл.; 3, с. 67-68].

Применительно к природным особенностям Греции с ее каменистыми почвами, добавим, что использование в сельском хозяйстве железных орудий не только позволило более качественно, а значит более продуктивно, обрабатывать находящиеся в обороте земли, но и включить в него территории ранее недоступные для обработки. В то же время внедрение железа способствовало окончательному обособлению ремесла в отдельную, динамично развивающуюся отрасль экономики, что, в свою очередь обеспечило условия для складывания внутреннего рынка и появления в экономической структуре греческого общества начала эпохи Архаики торговли. Общим результатом указанных процессов стало общее повышение уровня производства сельскохозяйственой продукции, следствием чего, в свою очередь, явился быстрый рост численности населения [ 4, с. 24].

В то же время повышение производительности труда, в первую очередь в сфере сельского хозяйства, сделало экономически жизнеспособной отдельную семью как производственную ячейку. Это привело к завершению процесса парцелляции основного земельного фонда, начало которого, судя по данным «Илиады» и «Одиссеи», приходится еще на конец предшествующей гомеровской эпохи [5, с. 52-63; 6. с. 10-26; 6, p. 213-232]. Земля, являвшаяся ранее коллективной собственностью всей сельской общины и распределяемая в рамках ее по жребию, была, наконец, поделена между ее полноправными членами – главами семей и перешла в частную собственность последних.

Утверждение нового частновладельческого принципа в отношении недвижимости и, в первую очередь, основного средства производства - пахотной земли повлекло за собой неконтролируемый ни обычаем, ни отсутствующими пока нормами права процесс перераспределения земельной собственности внутри общины.

Уже в «Одиссее», поэме более поздней по происхождению, чем «Илиада», частично отражающей жизненные реалии конца IX - начала VIII в. до н.э. встречаются упоминания о безнадельных бедняках и многонадельных богачах:

Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату

У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать

                         (Od. XI, 489 – 490, пер. В.А.Жуковского)

В жены, однако же, дочь богатых (букв. многонадельных) людей мне досталась

                         (Od. XIV, 211, пер. В.А.Жуковского)

Однако гораздо более ярко и подробно картина экономического расслоения греческого общества представлена в произведении младшего современника Гомера, поэта VIII в. до н.э. Гесиода, носящем красноречивое название «Труды и дни». Автор поэмы выступает типичным представителем того слоя греческого общества, формирование которого было прямым следствием новых экономических отношений. Его, с полным основанием, можно отнести к категории экономически самостоятельных и даже зажиточных крестьян, обладателей собственного хозяйства.

Гесиод, вместе со своим старшим братом Персом, был сонаследником отцовского надела:

Мы уж участок с тобой поделили

                         (Op. et dies, 37, пер. В.В.Вересаева).

Однако, если Перс промотал свою долю, то Гесиод не только сохранил унаследованное, но и приумножил его, благодаря упорному повседневному труду и рачительному ведению хозяйства. Обращаясь к брату, Гесиод, исходя конечно-же из собственного положительного опыта, советует ему поступать так,

Чтоб покупал ты участки других, а не твой бы – другие

                         (Op. et dies, 341, пер. В.В.Вересаева).

Будучи выразителем формирующейся новой идеологии своего класса, Гесиод неоднократно подчеркивает приоритет труда, как главного залога жизненного успеха, определяемого уровнем личного благосостояния:

Помни всегда о завете моем и усердно работай,

Перс, о потомок богов, - чтобы голод тебя ненавидел,

Чтобы Деметра в прекрасном венке неизменно любила

И наполняла амбары тебе всевозможным припасом.

Голод, тебе говорю я, всегдашний товарищ ленивца

                         (Op. et dies, 298 - 302, пер. В.В.Вересаева).

Если ты трудишься – скоро богатым, на зависть ленивцам,

Станешь. А вслед за богатством идут добродетель с почетом

                         (Op. et dies, 312 - 313, пер. В.В.Вересаева).

По мнению автора, таким образом, с появлением частной собственности, в условиях наступившей экономической свободы и конкурентной борьбы, в выигрыше оказываются наиболее трудолюбивые и предприимчивые. Бедность же и нищета являются результатом в первую очередь нежелания или неумения плодотворно трудиться. Бедняк для Гесиода – безусловно отрицательный персонаж, недостойный ни уважения ни даже жалости.

Стыд нехороший повсюду сопутствует бедному мужу, -

Стыд, от которого людям так много вреда, но и пользы.

Стыд – удел бедняка, а взоры богатого смелы.

                         (Op. et dies, 317 - 319, пер. В.В.Вересаева).

Очевидно, что те масштабные перемены, которые в начале VIII в. до н.э. происходили с области экономики, повлекли за собой значительные изменения и в социальной структуре греческого общества. Здесь, в рамках формирующегося гражданского коллектива полиса, наряду с традиционным, унаследованным от «гомеровской» эпохи, делением на родовую аристократию и народ, на базе нового фактора – частного богатства, появилась четкая грань, разделившая общество на меньшинство экономически самостоятельных хозяев и большинство частично или полностью лишенных собственных средств производства бедняков. Следствием этого стало резкое обострение социальной напряженности, причем продолжающийся ускоренными темпами демографический рост еще более усугублял общую ситуацию.

Таким образом, главной причиной Великой греческой колонизации, начавшейся в первой половине VIII в. до н.э. был земельный голод, удовлетворить который можно было только в процессе освоения территорий за рамками «греческого мира» - на варварской периферии. К ней следует добавить и другие причины, роль которых стала значимой позднее, уже процессе колонизации. Это и потребность во всё большем количестве сырья для динамично развивающегося ремесленного производства, удовлетворить которую можно было только получив доступ к богатым природными ресурсами регионам Средиземноморья и Причерноморья. Это также и необходимость в расширении рынка сбыта продукции греческого ремесла. Это, наконец, напряженная и острая социальная и политическая борьба, сопровождавшая развитие греческого общества в эпоху колонизации, в ходе которой проигравшая политическая группировка зачастую была вынуждена отправляться в эмиграцию.

Список литературы

  1. Андреев Ю.В. К проблеме послемикенского регресса. // ВДИ. 1985. №.3. С. 9-29.
  2. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. до н.э. Л., 1985.
  3. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. 2-е изд. - СПб. 2004.
  4. Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху. - М., 1998.
  5. Свенцицкая И.С. Некоторые проблемы землевладения по «Илиаде» и «Одиссее» // ВДИ. 1976. № 1. С. 52 – 63.
  6. Андреев Ю.В. К проблеме гомеровского землевладения. Андреев Ю.В. К проблеме гомеровского землевладения. // Социальная структура и политическая организация античного общества. - Л., 1982.
  7. Finley M.I. Economy and Society in Ancient Greece. - New York, 1982.

Интересная статья? Поделись ей с другими: