УДК 94

К предыстории образования Всероссийской организации глухих

Шаханин Вадим Александрович – аспирант Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: В статье рассматривается процесс развития социальной сферы с точки зрения внимания к лицам, требовавшим «призрения и каждодневной заботы» с периода истории языческой Руси и до формирования общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ) – крупнейшей и старейшей общественной организации инвалидов по слуху в России, оказывавшей разнообразную помощь ее членам.

Ключевые слова: социальная политика, благотворительность, люди с ограниченными возможностями, Всероссийская организация глухих, государственная политика.

Приоритетом социальной политики современного государства является создание возможностей для максимально эффективного вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями и введения стандартов социальной поддержки этой категорий граждан. С момента ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов в 2012 году Россия приняла на себя обязательства создать условия для максимально эффективной интеграции данной категории граждан в общество. Конвенции провозгласила следующие принципы:

  • «Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности».
  • «Каждое государство-участник обязуется задействовать все имеющиеся у него ресурсы, а в случае необходимости – прибегая к международному сотрудничеству, для постепенного достижения полной реализации этих прав без ущерба для тех сформулированных в настоящей Конвенции обязательств, которые являются непосредственно реализуемыми в соответствии с международным правом» [1]..
  • Реализуя задачи настоящей Конвенции, а также решения иных вопросов, касающихся инвалидов, государства-участники обязуются активно привлекать людей с инвалидностью, включая детей-инвалидов, через представляющие их организации.
  • Положения Конвенции воспрещают любое ограничение или притеснение каких бы то ни было прав человека и основных свобод, признанных или существующих в каком-либо государств.

Конвенция действует на всей территории Российской Федерации.

Рост числа инвалидов за последние десятилетия в России является неизменной тенденцией и может оказать отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны: эта категория населения раньше других ощутила последствия финансовых трудностей, а также столкнулась с проблемой безработицы, что оказало впоследствии негативный эффект на уровне социальной защиты инвалидов в целом. Для решения существующих проблем требовалось предпринять меры государственной социальной и профессиональной поддержки по реабилитации для достижения более высокого уровня материальной и социальной обеспеченности инвалидов. Результатом явилось принятие ряда законодательных актов с целью повышения эффективности деятельности в сфере социальной защиты инвалидов: были обозначены особенности организации образования инвалидов; приняты требования к оснащению специальных рабочих мест для инвалидов; доступность воздушных перевозок для инвалидов была увеличена; произошло расширение использования русского жестового языка по всем сферам жизни общества [2].

2011–2015 годы были периодом реализации государственной программы «Доступная среда». За достаточно короткий период времени требовалось произвести масштабные преобразования в данной сфере государственной деятельности. Согласно тезисам программы предусматривалось создание безбарьерной среды, совершенствование системы экспертизы и реабилитации инвалидов, включение инвалидов в различные сферы жизнедеятельности, в том числе в образование, спорт, культуру, общественную жизнь [3].

Все упомянутые пункты программы «Доступная среда» были призваны помочь глухим слабослышащим жителям нашего государства, которые нуждались в особой социальной поддержке: если они пройдут профессиональную реабилитацию, то станут значительным резервом рабочей силы и будут активно участвовать в общественно-политических процессах. Для этого органами власти и организациями должны быть созданы необходимые условия для жизни людей с различными формами инвалидности, а «несоблюдение этих условий будет квалифицироваться как дискриминация по признаку инвалидности», – подчеркивал в 2020-е годы министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

Инструментом консолидированного выражения интересов и активного позиционирования в обществе выступают объединения инвалидов. Одной из таких организаций является Всероссийское общество глухих, в которое входят сегодня около 90 тысяч граждан с нарушениями слуха. ВОГ имеет 79 региональных, а также немного более 800 местных отделений по всей территории Российской Федерации.

Его формирование началось в середине 20-х гг. XX в. в Москве, когда 7 августа 1925 года перед собравшимися в помещении Центрального рабочего клуба выступил П.А. Савельев с докладом «Будущее глухонемых и организация «ВОГ». 25 сентября 1926 года стало днем создания Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ) – крупнейшей и старейшей общественной организации инвалидов по слуху в России, оказывавшей этим гражданам нашего государства разнообразную помощь. Согласно Уставу, «Общество является общественным объединением граждан Российской Федерации, имеющих нарушения слуха, образованным на добровольных началах на основе Конституции РФ, и строит всю работу на демократических принципах под руководством своих выборных органов» [4]. Его целью «является защита прав и интересов граждан с нарушением слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе». Всероссийское общество глухих обладает широкими правами: «правом законодательной инициативы, вносит проекты законов и решений по проблемам граждан с нарушением слуха в Верховный Совет РФ, местные органы власти и другие общественные организации» [4].

ВОГ стало продолжателем традиции заботы об инвалидах, свойственной изначально русскому обществу. Известный русский историк и публицист XIX века Михаил Погодин, ссылаясь на «Повесть временных лет» писал, что еще в языческой Руси забота «о стариках, недужных и больных было первейшей обязанностью и общей добродетелью славян» [5].

В дореволюционной России существовала система социальной помощи, которая была основана на благотворительности (т.е. на безвозмездной помощи). Глухонемые были всегда той категорией, которая всю жизнь нуждалась в социальной и медицинской помощи. Так, согласно переписи 1897 года, в России проживало 124,5 тысячи глухих, большинство из которых территориально находилось в европейской части государства [7].

В 1898 г. по инициативе императрицы Марии Федоровны было создано «Состоящее под августейшим покровительством их императорских величеств Попечительство государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых» для «…попечения о глухонемых всех возрастов» [8]. Этот специализированный благотворительный отдел был призван оказывать социальную и медико-санитарную «помощь глухим, глухим, страдающим болезнями слуха и речи на всей территории Российского государства. Сюда также входило «единственное специализированное учебно-воспитательное учреждение для детей и юношества в России - Школа для глухонемых, где безусловно большое внимание уделялось формам и методам работы, при этом постепенно складывалась очень стройная система управления этой деятельностью, охватывающая столичные города и губернии» [9]. Отрицательным моментом данной инициативы было то, что финансирование производилось на благотворительной основе и не всегда своевременно, что не позволяло вовремя решать проблемы оказания поддержки глухонемым и ограничивало число лиц, которые могли находиться под Попечительством императрицы Марии Федоровны [9].

Помимо всего прочего, стоит отметить, что в дореволюционный период, по законам Российской империи, глухонемые состояли под опекой до достижения ими 21 года, хотя фактически они оставались под ней всю жизнь и не обладали гражданскими правами [10].

Исследователями неоднозначно оценивалась деятельность Общества попечительства в конце 19 - начале 20 века, но характерен сам факт уделения внимания на высшем уровне положению инвалидов. Следует признать, что усилия государства по объединению возможностей благотворителей и государства по оказанию социальной и медицинской помощи инвалидам в тот период дали свои положительные результаты. Множество разработанных форм и подходов к решению проблем людей с ограниченными возможностями были изучены и использованы в ХХI веке и в трансформированном виде.

После Октябрьской революции вопрос поддержки инвалидов взяло на себя государство. Прежде всего изменились юридические подходы к его решению: уже в 1918 г. на выборах в Советы стали избираться глухие или слабослышащие депутаты. Так, в Петрограде был избран депутатом парламента Е.Е. Журомский, а в Москве - П.А. Савельев [10]. Кроме того, государство обеспечило правовую основу для деятельности по оказанию помощи людям с проблемами со здоровьем. Новым явлением стало создание организаций инвалидов, которые обрели большую самостоятельность и развернули деятельность по социализации своих членов. 

Немалое внимание уделялось решению проблемам глухих жителей государства. Проанализировав деятельность созданных в стране организаций, Совнарком РСФСР своим постановлением от 23 июня 1926 года утвердил «Положение о Всероссийском обществе глухонемых». Одной из его главных целей стало «улучшение быта глухонемых, их материального обеспечения, культурно-политического воспитания и обучения, обучения их доступным промыслам, ремеслам и другим видам и формам общеполезного труда» [11]. В 1926 году Совнарком РСФСР утвердил «Положение о Всероссийской организации глухонемых», в котором определялся ее статус: «Всероссийская организация глухонемых (ВОГ) является общественной организацией, реализующей свои задачи и цели путем использования всех своих возможностей для трудоустройства глухонемых во все доступные им отрасли, группируя их в артели, товарищества, коммуны и т. д. коллективы, основанные на самодеятельности, взаимопомощи и личной инициативе» [11]. Важная задача общества состояла в развитии политико-просветительской работы среди глухонемых.

Создание Всероссийской организации означало признание за инвалидами по слуху права на образование общественного объединения, призванного выразить исключительные права данной категории граждан.

В целом, государственная политика поддержки общественных организаций инвалидов, создания условий для образования, трудоустройства, организации досуга лиц с проблемами слуха прошла долгий путь. Она берет свое начало в системе «помощи немощным» Древней Руси, видоизменяется в княжескую и церковно-монастырскую поддержку, а потом - в церковно-государственную помощь. Со второй половины XVII века появляется государственное призрение, а позднее оно дополняется общественным или частным призрением. В советское время появляются организации инвалидов, получавшие государственное финансирование, что позволяло им ставить и решать в задачи, обеспечивавшие вовлечение инвалидов в общество.

К концу 20-х годов Всероссийское общество глухих выросло в объединение, сплотившее подавляющее большинство инвалидов по слуху и успешно решавшее задачи реабилитации и социализации неслышащих.

Список литературы

  1. Конвенция ООН о правах инвалидов. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.
  2. Обучающие видеоматериалы по русскому жестовому языку – URL: https://voginfo.ru/zhestovyj-jazyk/obuchajushhie-videomaterialy.
  3. Государственная программа «Доступная среда» – URL: http://government.ru›rugovclassifier.
  4. Устав Всероссийского общества глухих. - URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_38349.html.
  5. Погодин М. П. (1800-1875). О происхождении Руси: Историко-критическое рассуждение. - М.: Унив. тип., 1825. - URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/8601-pogodin-m-o-proishozhdenii-rusi-ist-kritich-rassuzhdenie-m-1825.
  6. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - Москва, 2000.
  7. Всероссийское общество глухих. История, развитие, перспективы. / Под ред. Ушакова В.Г. – Ленинград: Ленинградский восстановительный центр ВОГ, 1985. С.5.
  8. Положение о состоящем под августейшим покровительством их императорских величеств Попечительстве государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Саратов, 1909. С. 1-2.
  9. Хитров А.А. Благотворительная помощь глухонемым в России под покровительством императорской фамилии (конец XIX – начало XX века) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. - № 103. – С.30.
  10. Преодолевая взгляды прошлого. 90 лет Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих». - URL: https://archive.pskov.ru/node/4270.
  11. Декрет об утверждении «Положения о Всероссийском объединении глухонемых» от 23 июня 1926 года. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2941.htm.

Интересная статья? Поделись ей с другими: