УДК 37.14.09

Состояние миссионерских школ и их социальное значение в Японии конца XIX – начала XX вв. в представлениях доктора Руфуса Бентона Пири

Телегин Владислав Евгеньевич – бакалавр педагогики Московского технологического института.

Аннотация: В статье проводится анализ трудов и оценка влияния миссионерских школ на Японское общество выдающегося педагога-миссионера доктора Руфуса Бентона Пири, который в своих трудах затрагивал тему развития педагогики в Японии конца XIX – начала XX. В основу статьи положены несколько книг под авторством д-ра Р.Б. Пири: The Gist of Japan («Сущность Японии»), Lutherans of Japan («Лютеране Японии») и Letters for young men («Письма к юношам»). Ценность выражается в авторском переводе вышеуказанных трудов.

Семья этого выдающего педагога ведёт свою родословную из Англии, в 1741 году три брата, Томас, Уильям и Эдвард Пири, иммигрировали и поселились в Пенсильвании. Пири, будучи мальчиком на ферме своего отца в Вирджинии, отличался склонностью к учебе и рано остановил свой выбор на служении в церкви. В 1892 году был ординирован в пасторы Евангелическо-лютеранской Церкви Америки. В 1895 году получил степень доктора философии в Геттисбергском колледже. В начале 1890-х годов стал одним из первых миссионеров-лютеран в Японии, где до 1903 года вёл непрерывную работу. По словам современников, Пири был лучшим среди всех. Он лучше всех знал Японию, её народ, культуру и обычаи.

Ключевые слова: педагогика, школа, образование в Японии, история образования, Руфус Бентон Пири, миссионеры.

Различные христианские объединения уже с первых десятилетий XVI века пребывания в Японии, несмотря на настороженное отношение официальных властей, основывали различные образовательные учреждения. Как известно, в основном школы для обучения европейским языкам, а также для наставлений в основах христианской веры. Такой порядок длился недолго, в связи с изменением внутренней политике, христианство быстро стало гонимым и нежелательным не территории империи вплоть до установления в 1854 году Канагавского договора [4].

Однако полная легализация христианства, а, следовательно, и образовательной деятельности миссионерских организаций ещё не настала. Все это время запреты на христианство все еще действовали по всей стране, и правительство никогда официально не отказывалось от своей политики преследований. Но нарушение законов так или иначе происходило, и постепенно они превратились в мертвую букву. Японцы, путешествовавшие за границу, узнавали о месте и значимости христианства в других странах Европы и Америки, соответственно для них религия миссионеров уже переставала быть чем-то чужим и враждебным, более того все больше к японцам приходило осознание о неправомерности запретов и гонений по религиозным убеждениям, тем самым они продвигали терпимость к верованиям [3, c. 181].

В результате множества обсуждений уличные вывески и плакаты против христианства были сняты в 1873 году. Однако это еще не отменяло запрета на само христианство в стране. Правительство Японии объявило, что что вывески (плакаты) были сняты, потому что их содержание, так долго находившееся перед глазами народа, «достаточно запечатлелось в его сознании». Отмена антихристианских вывесок все же легла в основу создания нового восприятия христианства. Фактически японцы стали терпимее относится к миссионерам и верующим, что стало началом фактического прекращения гонений и преследований.

Английский проповедник Руфус Бентон Пири в своём труде «Сущность Японии» приводит статистические данные 1895 года по которым можно судить о количестве образовательных учреждений Римско-католической церкви в Японии: «Всего у католиков 250 общин, в которые входят 50 302 человек. 169 церквей, в т.ч. и часовни; одна духовная семинария, в которой обучается 46 человек; два колледжа – 181 ученик; три школы-интерната для девочек – 171 ученица; 26 училищ – 764 учащихся; 41 начальная школа – 2924 учеников».

О православной церкви Бентон Пири указывает следующие данные: «Всего у католиков 250 общин, в которые входят 50 302 человек. 169 церквей, в т.ч. и часовни; одна духовная семинария, в которой обучается 46 человек; два колледжа – 181 ученик; три школы-интерната для девочек – 171 ученица; 26 училищ – 764 учащихся; 41 начальная школа – 2924 учеников [3, c. 164-168]». 

Стоит также отметить, что большую роль в создании школ и академий в Японии сыграли различные протестантские объединения. К примеру, Методистская церковь в Японии при каждой церкви имела школу, об этом мы также находим свидетельства у Р.Б. Пири: «У каждой церкви есть свои собственные школы. Во всей методистской церкви есть пять школ-интернатов для мальчиков, в которых учатся 329 учеников; шестнадцать школ-интернатов для девочек с 970 ученицами; и пять духовных школ с 60 учениками».

Англиканская церковь содержала: «пять школ-интернатов для мальчиков со 169 учениками; восемь школ-интернатов для девочек с 263 ученицами; и четыре духовных школы, в которых обучается 52 ученика».

Баптисты: «…одна школа-интернат для мальчиков, в которой учатся 14 человек; шесть школ-интернатов для девочек на 205 учащихся; и две духовные школы с 21 учениками [3, c. 181-192]».

Приведённые выше данные представляют собой определённый итог работы, проделанной различными миссионерскими организациями в период с 1870-х по 1900 –е года.

В статье мы не будем касаться оценки значения заведений, предназначенных для высшего образования. Остановимся на школах для мальчиков и девочек. Также для описания социального значения школ, открытых миссионерскими обществами в Японии, мы не будем рассматривать частные учреждения, а рассмотрим общее влияние образовательных школ для детей.

Образовательные отделы миссионерских организаций к концу XIX в. приобрели всё большее значение. Образовательная деятельность привлекала не только местных, которые под впечатлением от величественных зданий новых университетов и школ, хотели в них учиться, но и самих иностранцев – гостей Японии привлекали подобные учреждения.

«В Японии существует большое количество миссионерских школ. Их внушительные здания можно увидеть почти в каждом городе империи. Каждая крупная миссия имеет свои школы как для мальчиков, так и для девочек. Ежегодная поддержка этих школ обходится различным миссионерским организациям намного дороже, чем вся евангелизационная работа, проводимая в Японии. Многие миссионеры занимаются просветительской работой и все меньше из них евангелизацией» [3, c. 250]. Констатирует Р.Б. Пири.

Однако к началу XX в. качество образования, которое давали миссионерские школы стало быстро ухудшаться. Этому есть множество причин. Одним из главных факторов стало то, что государственные школы Японии переняли образовательные стандарты развитых стран и активно включили инновационные образовательные технологии в общее употребление для школ [1].

Отдельно выделяли школы-интернаты для девочек, целью которых было воспитать «…искренних христианок, которые станут женами и матерями новой Японии».

В школах девочки изучали черчение, классическую музыку, этикет, историю, языки и многие другие предметы. Однако, социальное значение такого образования было низким. У девушки после выпуска из школы было два пути: остаться в школе в качестве преподавателя или выйти в мир через замужество. 

При втором случае девушка переезжала домой к мужу-язычнику, вела уход за детьми, занималась домашним хозяйством. Ей уже незачем было знать классические языки и классическое исполнение на музыкальных инструментах.

Критики программы образования для девочек считали, что десятилетнюю, а в некоторых школах и двенадцатилетнюю программу следует сократить, дав основы ведения домашнего хозяйства, рукоделия и медицины [3, c. 260]. 

Что касается школ для мальчиков, то в основном миссионерские образовательные учреждения хотели видеть своих выпускников церковными служителями, однако, учитывая характер образования, мальчики могли получить прекрасное гуманитарное образование и продолжить своё обучение в зарубежных университетах.

В случае, если выпускник школы готовился к работе в церкви после школы, его наставником становился кто-то из миссионеров-иностранцев и сопровождал становление будущего приемника.

Направление мальчиков и юношей из местных школ в английские или американские образовательные заведения большинством миссионеров не поощрялось, т.к. они видели опасность морального упадка у неокрепших молодых людей, которым следовало погрузится в незнакомую для них среду, что немало важно, полную искушений и деструктивных влияний [5, c. 192].

Подводя итог можно отметить, что миссионерские христианские школы в Японии конца XIX – начала XX вв. по мнению Пири претерпели некий кризис, который был связан с развитием страны в целом. Япония вышла на передовой уровень не только промышленности и иных сфер развития страны, но и образования, что способствовало отпадению необходимости присутствия миссионерских школ их сокращению и критике самой системы образования [2].

Список литературы

  1. Зинурова Э.Г. «Основные тенденции реформирования системы образования в Японии (конец XX – начало XXI века). Автореферат, Казань, 2004 г. dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/32000/739594.pdf
  2. google.com/site/japaneduru/istoria-stanovlena-obrazovania-v-aponii -история образования в Японии
  3. R.B. Peery, The Gist of Japan. The library of the university of California, 1897.
  4. Cullen, L. M., A History of Japan, 1582–1941: Internal and External Worlds. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  5. Lutherans in Japan / by the R.B. Peery, Newberry, S.C. : Lutheran Publication Board, 1900.
  6. Rufus Benton Peery / World Biographical Encyclopedia [Электронные ресурс]. - URL: https://prabook.com/web/rufus_benton.peery/280698.
  7. About Rufus Benton Peery / PeoplePill: Movers and Shakers from around the globe, past and present [Электронные ресурс]. - URL: https://peoplepill.com/people/rufus-benton-peery.

Интересная статья? Поделись ей с другими: