УДК 004

Применение аналитических инструментов в программном обеспечении корпоративных информационных систем в области маркетинга

Мовсисян Леон Каренович – студент магистратуры Института информационных технологий МИРЭА – Российского технологического университета.

Павлович Татьяна Вячеславовна – кандидат технических наук, доцент кафедры Практической и прикладной информатики Института информационных технологий МИРЭА – Российского технологического университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности использования больших данных в области маркетинга. Описывается методология CRISP-DM, как потенциальный инструмент маркетинговой аналитики. На основании этого формируется гипотеза применения данного инструмента в соответствующем модуле программного обеспечения корпоративной информационной системы предприятия.

Ключевые слова: большие данные, CRISP-DM, корпоративные информационные системы, маркетинг.

Введение

В современной бизнес-среде главная функция маркетинга заключается в создании и обеспечении свободного и конкурентного обмена между производителями и потребителями. Рынок должен быть обеспечен эффективным спросом и предложением на товары и услуги. Для этого требуется организация потока товаров и услуг между участниками рынка, а также сопровождение этого процесса потоком информации. Роль маркетинга состоит в обеспечении процесса обмена и коммуникации между продавцами и покупателями. [1]

В эпоху широкого применения разработок в области обработки данных в развивающихся с точки зрения цифровизации секторах экономики, внедрение системы, позволяющей отслеживать основные маркетинговые показатели может привнести ощутимые улучшения в эффективности предприятия. Ориентация на потребителя, предполагает сосредоточение внимания на определение потребностей покупателя, и создание на их основе ценностей, которые будут пользоваться спросом.

С учетом географических, демографических, социально-культурных особенностей потенциальных таргетированных групп система с гибкими настройками аналитики, позволит предприятию обрабатывать и планировать маркетинговые кампании с высокой точностью.

Использование больших данных в маркетинге позволяет принимать решения на основании data-driven подхода. Примеры использования больших данных в маркетинге:

  1. Сегментация клиентов.
  2. Повышение лояльности клиентов.
  3. Визуализация данных.
  4. Разработка новых продуктов.
  5. Снижение коэффициента оттока клиентов.
  6. Прогнозирование продаж.

Методология CSRISP DM

CRISP-DM (Cross Industry Standard Process for Data Mining) – стандарт, описывающий общие процессы и подходы к аналитике данных, используемые в data-mining проектах независимо от конкретной задачи и индустрии.

Одно из важных свойств методологии является сопоставление целей решаемой задачи с корпоративными бизнес-целям компании. Это позволяет сопровождать проект по анализу данных как полноценный элемент бизнес-процессов компании.

Еще одной особенностью методологии является довольно детальное документирование каждого шага. Согласно принципам, лежащим при разработке данного инструмента, хорошо задокументированный процесс позволяет участникам проекта лучше понимать его суть и более точно влиять на принятие решений, например, на стадии внедрения сложных математических моделей.

Согласно CRISP-DM, аналитический проект состоит из шести основных этапов, выполняемых последовательно:

  • бизнес-анализ (Business understanding);
  • анализ данных (Data understanding);
  • подготовка данных (Data preparation);
  • моделирование (Modeling);
  • оценка результата (Evaluation);
  • внедрение (Deployment). [2]

Каждый из этапов, описанных выше, делится на задачи, на выходе которых должен формироваться определенный результат. Однако, так как методология является гибкой, допускается возвращаться или пропускать определенные шаги, которые не являются необходимыми в процессе решения задач из области применения. На Рисунке 1 представлены этапы аналитического проекта с соответствующими задачами, из числа которых выделенные являются критически важными в области маркетинга.

1

Рисунок 1. Этапы аналитического проекта согласно методологии CRISP-DM.

Применение методологии CSRIP DM в процессе разработки ПО КИС

Для полноценного эффекта методологию CRISP-DM следует внедрять в корпоративные информационные системы, а именно в бизнес-процессы, отвечающий за поддержку управления маркетинговой деятельности предприятия. Соответствующие этому задачи могут делегироваться через специализированную информационную системы или модуль корпоративной информационной системы в области маркетинга.

Маркетинговая информационная система (MIS – Marketing Information System) – это система, предназначенная для сбора, обработки и анализа информации, используемой организацией для принятия маркетинговых и стратегических решений. [3]

Функциями данного модуля являются:

  1. Выявление трендов развития.
  2. Обнаружение рисков и предотвращение/решения потенциальных проблем.
  3. Сбор, хранение, сортировка, предварительный анализ маркетинговой информации.
  4. Повышение эффективности стратегии и обновление политики в области маркетинга предприятия.
  5. Оценка работы специалистов в области маркетинга, эффективность их действий, а также используемых инструментов.

На Рисунке 2 представлена схема общего взаимодействия модулей корпоративной информационной системы на разных промежутках цепочки поставок.

2

Рисунок 2. Схема общего взаимодействия модулей КИС на разных промежутках цепочка поставок.

Компонентами модуля MIS являются:

  1. Система внутренней информации.
  2. Система внешней информации.
  3. Система маркетинговых исследований.
  4. Система поддержки маркетинговых решений.

Для решения задач в рамках, например, настройки маркетинговой кампании требуется соответствующее математическое обеспечение, которое возможно внедрять во все компоненты модуля MIS с помощью методологии CRISP-DM.

Заключение

Таким образом, применения инструмента CRISP-DM в программном обеспечении корпоративных информационных систем, позволит автоматизировать внедрение аналитических моделей, повысить эффективность предпринимаемых действий и решать потенциальные проблемы в области маркетинга.

Список литературы

  1. Филимонова, В. Д. Роль маркетинга в современной предпринимательской деятельности. Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – с. 181-184.
  2. «Big Data в маркетинге: 6 вариантов применения» [Электронный ресурс] URL: https://vc.ru/marketing/78946-big-data-v-marketinge-6-variantov-primeneniya (Дата обращения: 21.12.2022).
  3. «Что такое маркетинговая информационная система?» [Электронный ресурс] URL: https://sendpulse.com/ru/support/glossary/marketing-information-system (Дата обращения: 19.12.2022).
  4. «CRISP-DM: проверенная методология для Data Scientist-ов» [Электронный ресурс] URL: https://habr.com/ru/company/ lanit/blog/328858/ (Дата обращения: 18.12.2022).
  5. «What is the Data Science Process?» URL: https://www.datascience-pm.com/data-science-process/ (Дата обращения: 19.12.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: