УДК 331.1

Информационные технологии в экономике и бизнесе

Федорова Наталия Витальевна – студент Института экономики и управления Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королёва.

Морозова Светлана Анатольевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королёва.

Аннотация: В современной экономике информационные технологии имеют большое значение. Бизнес, использующий их, становится более конкурентоспособным и эффективным. В статье рассматривается цифровой бизнес, преимущества, которые предоставляют цифровые технологии предпринимателям и потребителям. Также анализируются барьеры развития цифровой экономики.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровая экономика, цифровой бизнес, конкурентоспособность, Интернет.

Информационные технологии приобрели особое значение в области экономики и бизнеса. Цифровые технологии позволяют существенно расширить возможности различных экономических субъектов. Успешное применение данных технологий сильно отражается на эффективности экономической деятельности, а также конкурентоспособности субъектов экономики. Совершенствование и распространение информационных технологий напрямую влияет и на развитие общества в целом.

Цифровые технологии обеспечивают возможность сбора, обработки, хранения и передачи больших объёмов экономической информации. Экономическая информация может храниться на разных носителях и иметь различный объём. Передача этой информации осуществляется крайне быстро даже на самые длинные расстояния за счёт использования цифровых технологий [1, С. 35-42].

На информационных технологиях основывается большое количество новых структур. К ним относятся следующие цифровые формы бизнеса: цифровой рынок, цифровой маркетинг, интернет-банкинг, цифровое распределение услуг и другие. Все они основаны на цифровых технологиях. Цифровой бизнес включает в себя покупку и продажу продукции с помощью Интернета, поддержание связей с деловыми партнёрами, продвижение продукции. 

Интернет – это средство обмена информацией различного вида, которое функционирует без пространственных границ. Именно поэтому Интернет представляет собой эффективное средство для ведения бизнеса [2, С. 22-29]. Следовательно, применение информационных технологий при ведении бизнеса крайне перспективно. Интернет предоставляет организациям множество новых возможностей, таких как создание сайта компании, ведение бизнес-блогов, продажа товаров на неограниченной территории, возможность дистанционной коммуникации с клиентами. При этом использование данных возможностей не будет сильно затратно для предпринимателя, но, несмотря на это, поспособствует существенному развитию компании [3]. Выделим основные преимущества применения веб – технологий при развитии коммерческой деятельности организаций с помощью Интернета:

  1. Возможность запустить рекламу в интернете без вкладывания в этот процесс большого количества денежных средств.
  2. Большая целевая аудитория, собранная со всего мира.
  3. Быстрая и недорогая обратная связь, устанавливаемая с потенциальными клиентами бизнеса посредством отправки сообщений в социальных сетях.
  4. Наиболее полные возможности по демонстрации своего продукта или услуги. На сайте компании есть возможность опубликовать полноценный обзор продукта.
  5. Круглосуточная доступность информации о товаре на бизнес – сайте для потребителей.
  6. Широкий выбор разнообразных рекламных технологий, позволяющих настроить рекламу на определённую целевую аудиторию и получить наибольшую выгоду с продажи товаров и услуг.

В условиях стремительного развития информационных технологий в сфере бизнеса достичь успеха способна даже небольшая компания, которая изначально не имеет больших финансовых ресурсов, однако может грамотно использовать новейшие технологии. Значит, цифровые стартапы вполне имеют возможность конкурировать с консервативными предприятиями, не принимающими новшества. При этом малый и средний бизнесы зачастую более быстро реагируют на изменения, чем крупные и уже устоявшиеся организации.

Немаловажным фактором развития бизнеса в условиях цифровой экономики является его способность удовлетворять индивидуальные потребности клиентов. Каждая компания обычно имеет определённое количество данных о своих клиентах, но зачастую этого мало. Решить проблему нехватки данных также помогают информационные технологии. Благодаря их использованию можно собрать информацию о каждом клиенте, систематизировать и проанализировать, на основе чего составить целостную характеристику потребностей конкретного человека. Значит, одной из главных задач предпринимателей является концентрация на клиенте и его потребностях. При условии выполнения бизнесом данной задачи потребитель приобретает персонифицированный товар, а бизнес становится более конкурентоспособным и эффективным [4].

Цифровые технологии существенно поменяли различные бизнес-процессы практически во всех областях экономической деятельности, увеличили спектр возможностей экономических субъектов при ведении хозяйственной деятельности. Интернет позволяет участникам экономических отношений преодолеть информационные и территориальные ограничения. Например, интернет-ресурсы позволяют организовать продажу товаров и услуг по всему миру, увеличить скорость и качество оказываемых услуг, разнообразить методы продвижения бизнеса и повысить его мобильность.

К преимуществам производителей, обеспеченных использованием ими информационных технологий, относятся:

  1. Развитие Интернета обеспечивает возможность внедрения электронной торговли, что значительно расширяет рынки сбыта товаров и услуг, так как они зависят от распространения компьютерных сетей, а не от географических границ.
  2. Совершение электронных сделок значительно сокращает издержки реализации товаров и услуг.
  3. Предприниматели могут принимать заказы 24 часа в сутки за счёт дистанционного ведения бизнеса.
  4. Возможность формирования доверительных отношений с клиентами за счёт электронного взаимодействия и получения информации об их индивидуальных потребностях.
  5. Быстрый вывод продукции на рынок за счёт публикации его на сайте компании.

Потребитель получает следующие преимущества при использовании бизнесами цифровых технологий:

  1. Возможность приобретения продукции в любое время и в любом месте.
  2. Возможность сравнения цены товаров на разных сайтах, что способствует выбору наиболее рационального варианта.
  3. Возможность ознакомления с отзывами других потребителей на товар.
  4. Экономия времени [3].

Следовательно, информационные технологии дают возможность оптимизировать работу бизнеса, упростить процесс коммуникации, улучшить качество товара и услуги, снизить издержки фирмы. Однако цифровая экономика на данный момент имеет барьеры, препятствующие её развитию. Во-первых, наблюдается сильная нехватка людей, которые способны организовать информационные бизнес-процессы и довести их до результата. Для решения данной проблемы крайне важно увеличивать количество квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий. Во-вторых, существует большое число организаций, которые считают, что цифровые технологии могут разрушить традиционный уклад бизнеса. В-третьих, инвестиции компании в новые технологии и их внедрение сильно зависит от текущей экономической ситуации. Если она не благоприятная, бизнесы чаще всего не стремятся внедрять новшества, так как это повышает издержки фирмы[4].

В современном мире цифровые технологии постепенно становятся неотъемлемым элементом социально-экономических отношений. Использование их возможностей способствует созданию благоприятных условий для развития большинства видов бизнеса в условиях цифровой экономики, что повышает эффективность общественного воспроизводства. За счёт внедрения информационных технологий предприниматели могут увеличить величину спроса на свой товар или услугу, сделать свою продукцию более предпочтительной для потребителей, чем продукция конкурентов. Это будет способствовать повышению прибыли бизнесов, а значит и расширению их возможностей для развития и совершенствования, что благоприятно повлияет и на экономику, и на общество в целом. Таким образом, формирование и прохождение процессов информатизации современной экономики необходимо рассматривать как фактор эффективного развития экономических субъектов [5, С.56-61].

Список литературы

  1. Ахтямов М.К., Гончар Е.А. Методология построения системы финансово-экономического управления корпорациями // Предпринимательство. 2019. N С. 35-42.
  2. Албитов А.В. Нестандартные возможности использования Интернета // Интернет-маркетинг. 2015. N C. 22-29.
  3. Актуальные проблемы теории и практики развития экономики региона: материалы 4-ой межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, Калуга, 19 мая 2017 г. / ответственный редактор Т.Э. Пирогова. Калуга: Издательство ООО "ТРП".
  4. Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ялта, 14 марта – 16 июня 2018 г. / ответственный редактор А.В. Олифиров. Симферополь: Издательство ООО «Издательство Типография «Ариал».
  5. Зайцева Н.Е. Влияние потенциала интернет-технологий на развитие субъектов малого и среднего бизнеса, домашних хозяйств в условиях информационной экономики // Вестник ивановского государственного университета. N 3. С. 56-61.

Интересная статья? Поделись ей с другими: