УДК 004

Цифровизация управления в сфере ЖКХ: проблемы теории и практики

Марголин Михаил Владимирович – магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье рассматриваются пути и актуальные проблемы цифровизации сферы жилищно-коммунального хозяйства. Приводятся примеры эффективной автоматизации процессов управляющих компаний. Делается вывод, что невозможно игнорировать инновационные подходы в отрасли народного хозяйства.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, инновации, новейшие технологии, цифровые технологии, автоматизация, жители, управляющие компании.

Актуальность

Развитие жилищно-коммунального хозяйства выступает одним из главных системных индикаторов устойчивого развития города, региона, государства в целом.

В современных реалиях не редки ситуации, в результате которых граждане не своевременно или не полностью производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Теоретико-правовые проблемы, связанные с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, являются актуальными, имеют важное теоретическое и практическое значение.

Вопросам платы за жилое помещение и коммунальные услуги в настоящее время не уделяется достаточного внимания среди исследователей, в связи с этим многие проблемы остаются актуальными и неразрешенными.

Так, до сих пор остаются неурегулированными некоторые вопросы, касающиеся структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, возникают споры применительно к ответственности за невнесение платы и т.д.

Следует отметить, что данная проблематика не стала предметом широкого изучения. К сожалению, в последнее время не издано фундаментальных монографических работ по исследуемой теме.

Актуальность темы исследования определяется также тем, что проблема платы за жилое помещение и коммунальные услуги в последнее время стала особенно значимой, поскольку цены на жилое помещение и коммунальные услуги значительно увеличиваются. В связи с этим возникает необходимость обращаться за предоставлением субсидий или компенсаций.

Экономическая эффективность жилищно-коммунальной сферы весьма существенна, однако еще большую значимость имеет ее косвенное воздействие на эффективность общественного воспроизводства капитала ввиду ее влияния и определения уровня и качества жизни населения. При этом, учитывая значимый характер отрасли ЖКХ, ее особенности и коллективную направленность, насыщение рынка и спроса в данной нише неосуществимо. Рынок обладает высокой потенциальной емкостью. Однако достижение потенциала рынка и его качественное развитие сдерживается институциональными, социально-экономическими, организационно-правовыми и технологическими факторами. Однако данные в сфере ЖКХ подобными свойствами не обладают.

Рассмотрим основные причины невозможности назвать данные, которые доступны в сфере ЖКХ, большими:

  1. Недостаточный объем. Проблему недостаточности данных поднимал Минстрой РФ. Пришли к выводу о недостаточности корректных данных о реальном состоянии сетей и объектов коммунальной инфраструктуры в стране, поскольку сама статистика в этой области требует обновления.
  2. Данные на бумажных носителях. Это не позволяет провести анализ цифровыми методами.
  3. Для применения методов работы с большими данными, а также для эффективности анализа необходимо разнообразие данных, т.е. данные должны быть разнородными, как по содержанию, так и по форме.

В распоряжении исследователей зачастую есть достаточно однотипные данные. А вот скорость поступления данных стала расти лишь в последние годы, с началом цифровизации темпы роста объема имеющихся данных существенно возросли. В частности, это связано с появлением информационных система, таких, как:

  1. Портал «Государственной Информационной Системы Жилищно-Коммунального Хозяйства» («ГИС ЖКХ»). Предполагалось, что «ГИС ЖКХ» позволит сформировать Единое информационное пространство ЖКХ за счет объединения разнотипных информационных пространств предприятий в сфере ЖКХ. «ГИС ЖКХ» – это информационный ресурс, который позволяет получать гражданам целый спектр услуг в сфере ЖКХ: оплата счетов за услуги ЖКХ, ввод и проверка показаний приборов учета, контроль за работами по дому, проводимыми управляющими компаниями, направление обращений и жалоб в органы власти, принятие участия в совместных электронных голосованиях и обсуждение вопросов и проблем. Исходя из описания на официальном сайте этот ресурс можно полноценно использовать для сбора разнообразных данных, связанных с жилищно-коммунальными услугами, при условии некоторых доработок.
  2. «Портал Наш Город» – с помощью портала житель Москвы может получить информацию о деятельности органов власти, проконтролировать своевременность и качество проводимых работ на объектах городского хозяйства, сообщить о выявленных нарушениях и оценить работу государственных учреждений. Пользователь портала может получить информацию о более чем 110 тыс. городских объектов, а также сообщить о ненадлежащем состоянии объектов городской инфраструктуры, в т.ч. ЖКХ.
  3. Центр управления комплекса городского хозяйства (АИС ЦУ КГХ) – Благодаря созданной системе 112, которая принимает звонки, адресованные всем экстренным службам столицы, удалось заметно нарастить мощности по реагированию на экстремальные ситуации и сократить сроки устранения аварий, улучшить взаимодействие между различными службами. Впервые вместе собраны десятки различных структур, отвечающие за качество и надежность работы всех коммунальных сетей – от подачи электричества до газоснабжения. Кроме того, в центре управления работают операторы системы 112, которая постепенно становится основным номером экстренных служб Москвы. Благодаря созданию центра снизится количество инцидентов в системе коммунального хозяйства, а решать возникшие проблемы будут быстрее.

Современные направления развития жилищно-коммунального хозяйства России исследовали Н. Кемайкин и М. Павленков. Кардинальное направление развития сферы ЖКХ – уменьшение в отрасли присутствия частного бизнеса – предложили М. Львова и коллеги. В частности, предложен отказ от крупного бизнеса и тотальный государственный контроль естественных монополий в энергетике, ЖКХ и на транспорте. В то же время на функционирование частного бизнеса в ключе малых и средних предприятий, в том числе компаний, предоставляющих услуги по управлению жилищным фондом, оказывают влияние множество внутренних и внешних факторов, которые исследовали Е. Николаева и Д. Плетнев, В. Бархатов и И. Белова; аспект доверия к российской экономике и бизнес-среде изучили Д. Бенц и коллеги.

Методику комплексной оценки уровня экологизации жилищно-коммунального хозяйства в контексте устойчивого развития регионов России предложили Х. Штогрин и коллеги. Особенности функционирования жилищно-коммунальных услуг и основные направления реформирования жилищно-коммунальных услуг исследовали О. Ненахова, И. Плотникова и И. Сорокина. Вопросы, связанные с системным кризисом ЖКХ в России, ходом реформирования ЖКХ, состоянием основных фондов ЖКХ, раскрыл Ю. Соколов. Государственную информационную систему ЖКХ как основу управления сетевыми отношениями в России исследовали О. Дьяченко и коллеги.

Целью исследования мы ставим изучение проблемы теории и практики учреждений по вопросам цифровизации управления в сфере ЖКХ.

Основная часть

В федеральном законе РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», понятие информационным системам (ИС) дается, как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Таким образом, в понятие ИС входит и совокупность баз данных, и программное обеспечение, и человеческие ресурсы, и аппаратное, коммуникационное оборудование. Благодаря информационным системам достигается наиболее оперативное и эффективное использование информации, что позволяет наиболее быстро принимать взвешенные управленческие решения, являющиеся главным конкурентным показателем.

Сегодня предприятия сферы ЖКХ, внедряющие в свою деятельность современные инновации, включающие в себя технологии «бережливого производства», средства «зеленой» экономики, а также политику экологического менеджмента занимают более выгодные позиции по сравнению со своими конкурентами.

Подобный уровень качества работы, предоставляемый ИС, необходим не только для организаций, предприятий, государственных учреждений и государственных органов власти, но и для обеспечения жизнедеятельности общества, его базовых потребностей. И одной из базовых потребностей общества является качество предоставляемого жилья. Обеспечение данной потребности занимается одна из главных отраслей российской экономики – ЖКХ.

Все перечисленные услуги, предоставляемые жителям, должны исправно функционировать и регулярно совершенствоваться, ориентируясь на отзывы и пожелания потребителей, тренды, а также на изменения в законодательстве России в сфере ЖКХ. И сопровождение работ по устранению неполадок, совершенствованию жилищного хозяйства и нововведений отводиться именно информационной системе, в которой центральным звеном являются электронные документы.

Электронные документы являются оформленным управленческим решением, имеющим юридическую силу наравне с бумажными документами в соответствии с федеральными законами «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ. Данная задача обеспечения движения электронных документов (ЭДО) должна быть решена. Из числа ИС в некоторых встроен электронный документооборот, а в других предлагаются специальные модули по электронному документообороту, которые возьмут все управление документами в компании.

Например, ИС, которая предлагает ЭДО как модуль относится система Контур с модулем Диадок, где из числа возможностей некоторые из них это бесплатное получение электронных юридических документов, автоматическое формирование, подписание и отправка комплектов документов без участия сотрудника, в систему будут поступать только корректно составленные документы. Контур Диадок интегрируется с другими программами, а также со всеми биллинговыми и учетными системами. Является одной из крупнейших систем в России, к которой подключено более 850 000 юридических лиц.

В случае отсутствия встроенного ЭДО, модулей или руководству ЖКХ недостаточно предлагаемых функций, то управляющая компания может сделать выбор в пользу систем электронного документооборота (СЭД). В 2021 году согласно рейтингу СЭД в топ-5 вошли следующие лучшие системы в соответствии с функциональными возможностями: ELMA, Тензор, Directum, Тезис и LanDocs. А в 5 самых популярных СЭД/ECM по количеству реализованных проектов в России вошли Directum (842), Docsvision (553), Дело (493), Тезис (374) и 1С: Документооборот (371).

Внедрение СЭД от организации потребует тщательного систематизированного подхода, заключающегося в проведении определенных важных этапов. Ими будут являться определение целей и задач внедрения СЭД, пересмотр существующей системы документооборота, ее состояния, создание самого проекта, его регламентация, определения маршрутов документов и после самого внедрения это переобучение персонала. Причем отказаться полностью от бумажного документооборота в пользу электронного будет невозможным в связи не только с малым процентом использования ЭДО в России, но и в силу специфики отрасли. Поскольку не у всех жителей есть возможность работать в онлайн режиме, малоимущим и возрастным людям будет сложно разобраться в электронных квитанциях, следовательно, организации придется поддерживать и бумажный документооборот. Тем не менее, электронный документооборот важен и необходим каждой организации для ее лучшего функционирования.

Внедрение ИС в жилищно-коммунальное хозяйство это не только новый тренд, реализация программы «Цифровая экономика», но и потребность в устранении многочисленных проблем, которые препятствуют качественному предоставлению всех услуг, модернизации ЖКХ и, в целом, развитию российской экономики.

Эпицентром рассмотренных проблем становится дефицит информации, отсутствие ее управляемости и передачи в пространстве и времени. Данные проблемы могут решить информационные системы, косвенный экономический эффект которых простимулирует финансовый рост компании.

Таким образом, причинами внедрения информационных систем в ЖКХ станут возможности данных программных продуктов, среди которых:

  1. прозрачный и правильный расчет за жилищно-коммунальные услуги, осуществляемые системой в соответствии с действующими тарифами и приведенными ссылками на них для ознакомления и изучения пользователем;
  2. оплата услуг в режиме онлайн с возможностью выбора электронных квитанций вместо бумажных. Оплата в удобном месте, без очередей или других тормозящих факторов. Система сохраняет историю платежей, что в любое время может изучить пользователь;
  3. предоставление полноценной и исчерпывающей информации жильцам касательно нормативно-правовой базы, регулирующей сферу ЖКХ, документов управляющей организации о каких-либо изменениях, нововведениях, о наличиях льгот, субсидий, что позволяет потребителям всегда быть в курсе событий;
  4. возможность обращения жильцов к руководству ЖКХ посредством написания жалоб, заявлений, отзывов и предложений онлайн, что определит двойной положительный эффект - со стороны жильцов, где на основе их обращений управляющая организация будет формировать приоритетный план работ, наиболее удовлетворяющий потребности жильцов, повысится осведомленность организации, в том числе, о возникающих поломках, авариях, что позволит быстрее с минимальными последствиями устранять проблемы. Такая реакция и отзывчивость в глазах жителей повысит их отношение к жилому комплексу, а значит, приведет автоматическому росту рейтинга компании;
  5. удобная онлайн-коммуникация между жильцами, позволяющая коммуницировать, голосовать, разрабатывать и принимать активное участие в проектах. Согласовывать, контролировать и оценивать принятые решения;
  6. наличие платформы для обсуждения собственниками многоквартирных домов вопросов о создании, поддержании и улучшении комфортных условий проживания, о владении и использовании имущества и ресурсов;
  7. существование информации о имеющемся объеме и качестве ресурсов управляющей организации для контроля, как руководством ЖКХ, так и жителям;
  8. автоматическое создание, оформление, подписание с электронной подписью и направление электронных документов системой.

ИС «Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ГИС ЖКХ). Это государственная информационная система, содержащая в себе наиболее полноценную информацию о российском рынке ЖКХ.

Преимуществом данной информационной системы перед остальными является то, что она утверждена Законодательством РФ в виде ФЗ № 209-ФЗ от 27.04.2014 года, который полностью регламентирует обязательное осуществление работы лиц в ГИС ЖКХ, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Им необходимо размещать обширный список достоверной информации в виде электронных документов в соответствии с 6 ст. ФЗ № 209, среди которой информация: о ценах, тарифах; о перечне оказываемых услуг, выполняемых работ с указанием расчета их стоимости; о приборах учета, используемых для определения объема ресурсов; о количестве зарегистрированных граждан; об объектах, необходимых для предоставления коммунальных услуг (электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения и др.).

Электронные документы в ГИС ЖКХ должны оформляться в соответствии с Приказом Минкомсвязи и Минстроя России от 23.03.2015 № 88/203/пр «Об утверждении форматов электронных документов, размещаемых в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», который регламентирует оформление следующим образом: документы размещаются в форматах PDF, doc, docx, RTF; таблицы в документах должны иметь форматы xls или xlsx; нормативно-правовые акты размещаются в форматах PDF или PDF/A; графические материалы размещаются в форматах JPEG, TIF; размер файла не должен превышать 50 Мб.

В случае нарушения порядка размещения информации в законе установлена ответственность. А если отсутствует или не соответствует информация о размере платы за ЖКУ на сайте, потребитель вправе не платить за жилищно-коммунальные услуги пока ситуация не будет решена.

ГИС ЖКХ предназначена для разных групп пользователей: граждан, управляющих и ресурсоснабжающих организаций, органов муниципального управления, товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительного кооператива (ЖСК), где каждый для себя определяет тип нужной информации и функциональных возможностей. Информация предоставляется всем пользователем в открытом виде, услуги же можно получить через личный кабинет.

Поскольку ГИС ЖКХ вводилась, когда в районах уже имелись свои информационные системы, то она является интеграционной и взаимодействует с множеством других систем и программных продуктов.

Однако в системе существуют и недостатки, кроющиеся в недоработанных модулях, которые отмечают все пользователи согласно отзывам:

  1. сложно структурированная система сайта при осуществлении предоставляемых услуг. Пользователи путаются, не могут найти нужные разделы и в конечном счете не добиваются поставленной цели, что приводит к заключению неработоспособности и бесполезности сайта;
  2. большое количество адресов не занесено в систему из-за чего пользователь просто не может найти свой дом, в случае если это не сделала управляющая компания;
  3. сайт не адаптирован под телефоны из-за чего при входе на ГИС ЖКХ шрифт становится слишком мелким и нечитабельным, приближать его затруднительно, так же, как и попадать на нужные разделы с первого раза;
  4. при совершении оплаты с помощью любой банковской карты взимается комиссия, чтобы этого избежать, можно оформить виртуальный кошелек, но пополнять его на сумму не менее 3000 рублей во избежание очередной комиссии;
  5. низкий уровень службы поддержки, ответы на проблемы, которые дает в шаблонном виде и так и не решает проблему, многие пользователи остаются с нерешенными проблемами и с чувством равнодушия со стороны работников сайта;
  6. отсутствие голосового помощника, который бы отвечал на самые распространённые вопросы и давал комментарии.

В связи с проблемами ГИС ЖКХ, прослеживаемыми пользователями и перечисленными выше, активизировались разработки, которые позволяют устранить недочеты ГИС ЖКХ посредством интеграции, а также могут работать автономно.

Помимо перечисленных программных продуктов, к информационным системам в сфере ЖКХ можно отнести «ОКей ЖКХ», который посредством обращения гражданина по конкретным вопросам в сфере жилищно-коммунальных услуг и строительства поможет решить проблему. Преимуществом является то, что гражданину не представляется необходимым в своем обращении ссылаться на различные законы и статьи, а также данная ИС освобождает от обращения в различные инстанции органов исполнительной власти, что существенно сокращает время. Ответ приходит в течение 30 дней с подачи обращения.

Заключение

Таким образом, подводя итоги настоящей статьи, отметим следующее. Услуги, предоставляемые в сфере ЖКХ, должны исправно функционировать и регулярно совершенствоваться, ориентируясь на отзывы и пожелания потребителей, тренды, а также на изменения в законодательстве России в сфере ЖКХ. И сопровождение работ по устранению неполадок, совершенствованию жилищного хозяйства и нововведений отводиться именно информационной системе, в которой центральным звеном являются электронные документы. На сегодняшний день функционирует множество оптимальных решений, использование которых отражается эффективно на конечном пользователе, а руководству ЖКХ позволяет автоматизировать и оптимизировать все управленческие процессы, что в длительной перспективе принесет экономическую прибыль. Придерживаясь современных инновационных решений, сфера жилищно-коммунального хозяйства сможет постепенными шагами – внедрением, использованием и развитием информационных систем, переходом на электронный документооборот выйти из кризисного состояния и начать развиваться в соответствии с диктуемыми временем, требованиями.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 03.04.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 07.03.2018 г.) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (в ред. от 07.03.2018 г.) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 7007.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (в ред. от 27.03.2018 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 22. Ст. 3168.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (в ред. от 29.09.2017 г.) «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 22. Ст. 2338.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (в ред. от 27.03.2018 г.) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 34. Ст. 3680.
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 (в ред. от 18.04.2018 г.) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 51. Ст. 5547.
  9. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 г. № 541 (в ред. от 16.12.2006 г.) «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 36. Ст. 3706.
  10. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 668/пр (в ред. от 19.06.2017 г.) «Об утверждении методических указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте России 7 ноября 2016 г. № 44258) // Российская газета. 2016. 16 нояб.
  11. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 924/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2015 г. № 37413) // Российская газета. 2015. 8 июн.
  12. «Блокчейн в отрасли ЖКХ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vgkh.ru/articles/blockchain_v_zhkh.
  13. «Минстрой разрабатывает систему управления потреблением коммунальных ресурсов на блокчейне» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5009004.
  14. Донских А.О., Сирота А.А. Метод искусственного размножения данных в задачах машинного обучения с использованием непараметрических ядерных оценок плотности распределения вероятностей // Вестник ВГУ, серия: Системный анализ и информационные технологии. – 2017. – №3. – С. 4-7.
  15. Зимин М.А., Озерова М.И., Особенности алгоритма распознавания текста // Информационный технологии в науке и производстве. – 2019. – С. 59-65.
  16. Исследование «На что в сфере ЖКХ чаще всего жалуются в регионах», НП «ЖКХ Контроль». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2019/04/16/reg-cfo/nachto-v-sfere-zhkh-chashche-vsego-zhaluiutsia-v-regionah.html.
  17. Качалин С.В. Повышение устойчивости обучения больших нейронных сетей дополнением малых обучающих выборок примеров-родителей, синтезированными биометрическими примерами-потомками // Труды научно-технической конференции кластера пензенских предприятий, обеспечивающих безопасность информационных технологий. Том 9, Пенза-2014, С. 32-35. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pniei.penza.ru/RV-conf/T9/С32.
  18. Максим Егоров: Статистика отрасли ЖКХ в России нуждается в актуализации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://realty.ria.ru/20190219/1551038856.html.
  19. Материал Всероссийского совета местного самоуправления законопроектам №597286 и №37117-6 «Основные проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере развития государственно-муниципального частного партнерства и пути их решения». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/ZHpMg.
  20. Методы Монте-Карло: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Прикладная математика» / Г.А. Михайлов, А.В. Войтишек. – М.: Академия, 2018 (Саратов: Саратовский полиграфкомбинат). – 366 с.
  21. Михайлова А. «Смарт-контракты: как они работают и зачем нужны» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.ru/story/205151.
  22. Паспорт стратегии цифровой трансформации строительной отрасли «Строительство, городское хозяйство и ЖКХ». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/ZHpFr.
  23. Попов А.А. Разработка системы поддержки принятия решений для формирования рациональной структуры единого информационного пространства жилищнокоммунального хозяйства региона. – М.: РУСАЙНС, 2021. – 170 с.
  24. Портал «ГИС ЖКХ». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://giszhkh.ru.
  25. Степанов Д. «Альфа-банк создал платформу для расчетов по ЖКХ на блокчейне» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/top/2019-02-06_alfabank_pridumalkak_ sdelat_ kommunalnye.
  26. Телемтаев М.М., Попов А.А. Совершенствование отечественных информационных систем управления ЖКХ на основе зарубежного опыта // Прикладная информатика. – 2022. – №2 (38). – С. 18-25.
  27. Треть россиян не умеют пользоваться порталами госуслуг. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/tret-rossiyan-ne-umeyut-polzovatsya-portalamigosuslug.
  28. Что такое большие данные? – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.oracle.com/ru/big-data/what-is-big-data.
  29. Шитиков В.К., Розенберг Г.С., Рандомизация и бутстреп: статистический анализ в биологии и экологии с использованием R. Монография. – 2021. – 314 с. – [Электронный ресурс] – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26615659.

Интересная статья? Поделись ей с другими: