УДК 004

Цифровизация здравоохранения – основные современные тенденции

Ахмадишин Ильяс Тагирович – врач-ординатор кафедры Анестезиологии и реаниматологии Казанского государственного медицинского университета.

Садурдинов Александр Олегович – врач-ординатор кафедры Анестезиологии и реаниматологии Казанского государственного медицинского университета.

Аннотация: Цифровая трансформация в здравоохранении приобретает все большее значение как для ученых, так и для практиков в этой области. В статье делается попытка оценить исследовательский вопрос о том, как различные заинтересованные стороны внедряют цифровые технологии для целей управления и бизнеса. Чтобы ответить на этот вопрос, проводится систематический обзор литературы о современном состоянии цифровой трансформации в здравоохранении. Результаты показывают, что предыдущие исследования делятся на пять тем: операционная эффективность поставщиков медицинских услуг; подходы, ориентированные на пациента; организационные факторы и управленческие последствия; практики рабочей силы и социально-экономические аспекты. Эти темы связаны в аспект, показывающий, как различные формы внедрения технологий приводят к операционной эффективности для поставщиков услуг. Предлагаются различные направления будущих исследований и последствий для управления.

Ключевые слова: цифровизация, здравоохранение, процессы, менеджмент.

Введение

Цифровая трансформация относится к «процессу, направленному на улучшение объекта путем инициирования значительных изменений его свойств за счет сочетания информационных, вычислительных, коммуникационных и сетевых технологий». Цифровая трансформация влияет на многие аспекты деятельности компаний, такие как приобретение цифровых ресурсов, разработка стратегий цифрового роста, изменение внутренней организационной структуры и определение правильных показателей и целей. Это явление стало очень популярной темой в различных направлениях бизнес-исследований (например, информационных систем, стратегии, маркетинга) и произвело революцию в бизнес-секторе в целом.

В течение многих лет здравоохранение, под которым понимаются все услуги, оказываемые медицинскими работниками для сохранения физического и психического благополучия людей, было одной из основных отраслей, в которых происходила цифровая трансформация. Цифровая революция в здравоохранении создает новые возможности для бизнеса и дает новые бизнес-модели для решения проблем в медицинской практике, создания стоимости и других проблем, связанных, в частности, с геронтологией.

Возможности медицинских исследований о цифровой трансформации

  1. Подходы, ориентированные на пациента

Развитие цифровых технологий расширяет возможности пациентов, и поэтому они становятся активными лицами, принимающими решения в процессе оказания медицинской помощи. Здравоохранение является ориентированной на потребителя отраслью, которая имеет хорошие возможности для фундаментальной трансформации центра и периферии в медицинской отрасли страны. В этом отношении исследователи [1] показывают, что потребители здравоохранения являются одновременно «сопроизводителями услуг» и «аппаратчиками», которые должны активно участвовать в управлении своим здоровьем. Согласно авторам [2], исследования подходов, ориентированных на пациентов, все еще находятся в зачаточном состоянии, но имеют большое значение для достижения технологических инноваций в области здравоохранения, например, для изучения последствий неизбежного использования роботов-гуманоидов для пожилых пациентов и сервисных компаний.

Исследования [3] показали, что разногласия между пациентами и врачами из-за конфликта интересов негативно влияет на самочувствие пациентов. По этой причине совместное создание ценности и сервисно-доминантная логика (SDL) стали предметом исследований. Одной из общих целей Health Information Technology (HIT) является содействие обмену информацией между заинтересованными группами.

Исследуют авторы [3] последствия автономного поиска информации для осведомленности потребителей о здоровье и моделей потоков для систем здравоохранения. Их понимание расширения прав и возможностей пациентов раскрывает переход от контролируемых поставщиком цифровых источников информации к управляемым извне, что в основном является результатом активного участия пациентов в сетях.

В частности, авторы [5] исследуют влияние технологий мобильного здравоохранения на прогрессирование заболевания. Ученые [6] измеряют пособия по двум показателям, а именно по средней ожидаемой продолжительности жизни, а также по ожидаемой общей продолжительности заработка. Последний обзор литературы посвящен выявлению мобильных приложений для лечения деменции и их оценке с точки зрения полезности для пациентов, страдающих деменцией или болезнью Альцгеймера, а также пользы для лиц, осуществляющих уход [5]. В то время как авторы [2] специально разработали рыночную цепочку для проектирования прогрессирования заболевания с учетом различных факторов; оба исследования отмечают, что ценность мобильного здравоохранения зависит от таких факторов, как текущее состояние здоровья, частота измерений и вмешательства, а также уход и поддержка нуждающихся или модели развития болезни. Всестороннее исследование показывает, что технологии на основе мобильного здравоохранения оказывают положительное влияние на поддержку пациентов и врачей с помощью когнитивного обучения, мониторинга, общения и, соответственно, скрининга. Кроме того, авторы исследования [6] наблюдают линейную корреляцию между тяжестью состояния здоровья пациента и личной пользой мобильного здравоохранения.

  1. Операционная эффективность организаций здравоохранения

Технологические инновации в сфере здравоохранения влияют на операции и процессы, и исследования выявляют различные закономерности в этом отношении. В нескольких исследованиях основное внимание уделяется влиянию HIT на операционную эффективность и создание ценности. Соответственно, [7] анализируют влияние HIT и поддерживаемых знаний на качество здравоохранения и лояльность клиентов. Они обнаружили положительную корреляцию между операционными инновациями и удовлетворенностью пациентов, что указывало на лояльность, в основном прослеживающуюся в сокращении расходов и улучшении рабочих процессов.

Дальнейший вклад в этот аспект внесен авторами статьи [9], которые изучают влияние цифровых технологий на эффективность бизнес-процессов в отрасли здравоохранения на примере итальянской фармацевтической компании. Результаты показывают, что внедрение цифровых технологий положительно влияет на качество медицинской помощи, сокращая время реакции менеджеров и, в целом, медицинских учреждений благодаря улучшенным административным процессам.

Кроме того, исследователи исследуют вопросы, касающиеся инноваций в здравоохранении. Примером, подпадающим под действие этого кластера, является измерение операционной эффективности. Исследователи разрабатывают прототип цифровой приборной панели, которая оценивает влияние на продолжительность пребывания пациентов. Результаты моделирования их исследований показывают, что средняя продолжительность пребывания потенциально может быть сокращена на 34%, что повысит производительность [9].

Индустрия здравоохранения слишком незрела для полной интеграции цифровых самообслуживаний, что согласуется с предыдущими исследованиями, предположениями. Ученые [3] также рассматривают точки зрения врачей, но в отношении контрмер против проблем, связанных с внедрением Big gata и обменом данными. Из-за общего нежелания врачей внедрять электронную медицинскую систему в то время, особенно из-за недоверия к поставщикам, авторы рассматривают возможность усовершенствования аналитики по здравоохранению в соответствии с требованиями законодательства и отмечают положительное влияние обмена данными на добавленную стоимость для поставщиков медицинских услуг. Поддержка таких платформ со стороны врачей представляется фундаментальной, особенно если целью является улучшение лечения хронических заболеваний.

Концептуальная работа [9] вносит свой вклад в тему с технологической точки зрения: там идут размышления о потенциале вносимых технологий для мониторинга состояния здоровья и доступа к данным о здоровье и приходит к выводу, что их вклад положительно влияет на качество здравоохранения, особенно в отношении отчетности данных о состоянии здоровья.

  1. Организационные факторы и управленческие последствия

Можно выделить три исследования, в которых изучается роль организационных факторов и управленческих последствий. Авторы исследования [8] сосредоточены на стратегическом, административном и клиническом внедрении HIT в больницах путем тестирования различных организационных переменных. В целом, результаты полевого исследования 98 больниц в Москве показывают, что размер больницы и налоговый статус, а также принадлежность к системе являются ключевыми факторами, влияющими на мотивацию внедрения HIT. Поэтому авторы особенно рекомендуют стандартизировать административные системы HIT. Напротив, исследователи [4] обнаруживают значительные пробелы в исследованиях значения организационных факторов. Их обзор существующих исследований по HIT приводит к двум исследовательским направлениям: основное внимание уделяется уровням и барьерам на пути внедрения HIT, а также влиянию на качество помощи, операционную эффективность и финансовые показатели. Будущие исследовательские возможности могут быть связаны с внедрением дизайна HIT и его значимым использованием для организаций, измерением отдачи от HIT и расширением традиционных областей применения.

Особое внимание должно быть обращено на взаимозависимости внедрения систем «электронная медицинская карта» (ЭМК) и организационных условий. Последнее приписывает высокий потенциал систем ЭМК для обеспечения безопасности операционных процессов и улучшения обмена данными и, таким образом, относится к предыдущим предложениям факторов в их сравнительном исследовании. Таким образом, их анализ приводит к рассмотрению двух факторов: во-первых, различные уровни текущего опыта в области HIT в организации здравоохранения, а во-вторых, различные подходы к управлению изменениями. Положительного эффекта от систем EMR можно ожидать, если внедрение будет поддерживаться клиническим персоналом, а руководители примут «подход снизу-вверх», отмеченный процессом участия, начиная с первоначального отбора и далее».

И наоборот, если руководители навязывают внедрение, а медицинский персонал недостаточно вовлечен в совместную разработку, это негативно влияет на цифровую трансформацию субъектов здравоохранения. Наконец, ценный вклад в трансформацию бизнес-модели внесли исследователи статьи [10]. Авторы отмечают, что ИТ играет центральную роль в улучшении бизнес-процессов и переходе к ценностно-ориентированному здравоохранению, поддерживая как административные задачи, так и сотрудничество с другими заинтересованными сторонами.

  1. Влияние на методы работы с персоналом

Можно выделить всего два исследования, посвященных трансформации сотрудников в организациях здравоохранения. Чтобы связать цифровую трансформацию и преобразование рабочей силы, больницы должны сначала «задействовать гибкость, углубление и мобильность»: «гибкость» относится к тому, как сотрудники и больницы реагируют на внешние ограничения и используют HIT, чтобы приобрести гибкость; «углубление» относится к поведению сотрудников и пересмотру их роли как медицинских работников; влияние постоянных сбоев на задачи и навыки описывается как «мобилизующее». Эти три практики взаимозависимы и влияют на стратегическую ориентацию организации. Что касается восходящего подхода, исследователи [7] определяют использование двух поведенческих способностей: совместного видения и импровизации, основанной на фактах.

Авторы [4] пытаются определить влияние информационных систем здравоохранения на модуль операционной в больнице среднего размера в Германии. Они анализируют различия между автономией и контролем в обычных и напряженных ситуациях работы хирургов, а также влияние прозрачного управления на подотчетность. Что касается «нормальных» ситуаций, то ИСЗ, похоже, облегчают повседневную работу из-за кодирования стандартов и сложных руководств. Что касается «чрезвычайных ситуаций», когда происходили непредвиденные события и приходилось приостанавливать «рутинное поведение», ИСЗ оказалась слишком трудоемкой из-за отсутствия четких указаний. Поэтому специалисты здравоохранения используют технологии, чтобы сохранить свою профессиональную автономию. Цифровые технологии повышают эффективность физических упражнений и ускоряют рабочие процессы. Кроме того, простой доступ к медицинским результатам для членов команды с различной управленческой иерархией приводит к улучшению совместной оценки и понимания динамических ситуаций. Наконец, считается, что цифровые технологии влияют на перераспределение методов работы и смену власти, особенно между врачами, радиологами и медсестрами.

  1. Социально-экономические аспекты

Что касается развития цифрового рынка здравоохранения за последние 15 лет в России, то прямые рыночные инвестиции тесно связаны с социально-экономическими и технологическими обещаниями, а также политическими инициативами. Основываясь на своем анализе, авторы работы [8] создают концептуальную основу для понимания возможностей и проблем цифровизации для перспектив медицинских работников в сфере социальных услуг. Возможности связаны с простым одноранговым общением и поддержкой принятия решений, в то время как недостатки цифровой медицинской грамотности необходимо устранить.

Авторы сообщают, что медицинский краудфандинг может стать дополнительным решением для уменьшения банкротства, если государственные органы примут меры, позволяющие малообеспеченным группам населения целенаправленно взаимодействовать с цифровыми платформами [5].

Взятые вместе, различные выявленные потоки могут быть взаимосвязаны для создания модели, показывающей, как различные заинтересованные стороны, проанализированные в ходе предшествующих исследований, используют цифровую трансформацию для целей управления и, в конечном счете, вносят более или менее непосредственный вклад в достижение операционной эффективности поставщиками услуг здравоохранения.

Заключение

Цель этой статьи состояла в том, чтобы предоставить комплексное представление о современном состоянии цифровых технологий в литературе по здравоохранению, найти ключевые управленческие и бизнес-приложения технологий цифровой трансформации заинтересованными сторонами в области здравоохранения и определить потенциальную будущую программу исследований. С целью, чтобы определить потенциальные преимущества ранее внедренных цифровых технологий для организаций, предоставляющих услуги здравоохранения, и других заинтересованных сторон, анализ позволил выделить пять широких тем; (1) ориентированность на пациента в управлении здравоохранением с упором на два поднаправления: расширение прав и возможностей пациентов и влияние многоканального поведения на здоровье и благополучие потребителей; (2) влияние внедрения инновационных HIT на операционную эффективность и устойчивость больниц; (3) организационные ключевые атрибуты и управленческие последствия; (4) последствия для практики рабочей силы; (5) социально-экономические факторы.

В заключение в этой статье показано, что понимание цифровой трансформации в здравоохранении по большей части включает в себя оцифровку информации и внедрение HIT в традиционные структуры здравоохранения. Чтобы построить более целостное представление о цифровой трансформации в здравоохранении, необходимо провести исследование трансформации бизнес-модели и последствий для управления различными заинтересованными группами.

Наконец, сочетание расширения прав и возможностей пациентов, целенаправленного использования цифровых технологий, а также управляемой данными и прогностической помощи позволит перейти к цифровым моделям здравоохранения, переопределив опыт и улучшив результаты для пациентов, поставщиков услуг и страховщиков.

Список литературы

  1. Заболотная Н.В., Гатилова И.Н., Заболотный А.Т. Цифровизация здравоохранения: достижения и перспективы развития // Экономика. Информатика. 2020. №2. С. 380-359.
  2. Мишон Е.В. Цифровизация медицины и потенциальные угрозы региональному здравоохранению // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. №16-2. С. 681- 683.
  3. Скобникова В.К., Шищенко Е.В. Цифровизация в российской системе здравоохранения // Вестник науки. 2020. №5 (26). С. 278 – 285.
  4. Шандора Н. Цифровизация системы здравоохранения: опыт и перспективы // Наука и инновации. 2020. №2 (204). С. 38-43.
  5. Шапиро С. Р., Коновалова М. Е. Об эффективности цифровизации в здравоохранении // Столыпинский вестник. 2021. №2. С. 135-143.
  6. Шапиро С.Р., Абдрахимов В.З. Особенности, проблематика, понятие медицинского менеджмента // Chronos №3, 2021, С. 94-97
  7. Agarwal, R., Guodong, G., DesRoches, C., & Jha, A. K. (2010). The digital transformation of healthcare: Current status and the road ahead. Information Systems Research, 21 (4), 796–809.
  8. Belliger, A., & Krieger, D. J. (2018). The Digital Transformation of Healthcare. In K. North, R. Maier, & O. Haas (Eds.), Knowledge Management in Digital Change. Progress in IS. Cham: Springer. 
  9. Bouncken, R. B., Gast, J., Kraus, S., & Bogers, M. (2015). Coopetition: A systematic review, synthesis, and future research directions. Review of Managerial Science, 9, 577–601.
  10. Mas-Tur, A., Kraus, S., Brandtner, M., Ewert, R., & Kürsten, W. (2020). Advances in management research: a bibliometric overview of the Review of Managerial Science. Review of Managerial Science, 14(5), 933–958.

Интересная статья? Поделись ей с другими: