УДК 7.01

Философия и теория кино

Кравченко Каролина Алексеевна – ассистент кафедры Философии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина).

Аннотация: Целью данной статьи является изучение взаимосвязи фильмов с теорией; как теории существуют в философии культуры. Отметим, что теория обладает самостоятельностью, осознавая влияние кино на культуру в рамках технологической и цифровой эпохи. Теория кино – это не о кинокритике или истории кино, а скорее о создании фильмов, их влиянии на общество и его статусе среди видов искусства.

Ключевые слова: кино, фильм, философия культуры, теории кино, визуальные исследования.

Исследования кино в высшей степени междисциплинарны; они были разработаны в результате постоянного диалога с областями антропологии, культурологии, литературоведения, истории искусств, феминистских и квир-исследований, исследований коммуникации и т.д.

Дисциплина Cinema Studies (если мы вообще можем представить ее как таковую) охватывает очень широкий спектр многочисленных методологий и подходов к кинематографу [3, p. 178]. Современные методологии постоянно развиваются, меняются и мутируют по мере появления новых объектов изучения, объединения новых областей вокруг новых исследовательских вопросов и критики предыдущих методологий за их пробелы и слепые пятна. Фактически, по мере того, как мы будем разбираться в некоторых ключевых исследовательских методологиях, мы увидим, что изучение кино находится в постоянном рефлексивном диалоге со своим прошлым, поскольку оно представляет себе рамки будущего и формулирует новые методологии и способы чтения, письма и преподавания изучения кино.

Мышление через кино – это вопрос философских экспериментов на пути к вдохновляющим новым концепциям, новым образам и новым техникам [1, p. 68]. В данном исследовании не предпринята попытка полного обзора подходов к кинематографу или какой-либо систематической верности философской мысли, но стоит задача сохранить и обозначить большую часть их первоначальной сложности.

Отметим, что в последние десятилетия кинематограф оказал существенное влияние на современную теорию культуры. Хотя киноведению еще предстоит достичь объема других направлений современной культурной критики, совсем недавно оно обратилось к этому стилю философии в попытке найти, развить и внедрить новые теоретические концепции. Критические исследования философии кино заполняют многие недавно опубликованные сборники по теории кино.

Когда в конце девятнадцатого века кино стало технологической реальностью, его будущая форма и роль в искусстве были далеко не очевидны. Дискуссии относительно теоретической природы, эстетической функции и социальной роли кино начались, как только комментаторы обратили внимание на это средство, но концептуализации оставались подвижными в течение первых десятилетий.

В качестве отступления от истории философских размышлений над кинематографом обратимся к историческому исследованию повествовательных структур фильма, чтобы представить, как изменялось само понимание кинематографа как специфической области искусства. Современным философам еще предстоит сформировать «философию кино», чтобы найти в фильме возможности для создания новых философских концепций с прицелом на новые образы и практики мышления. Философы заинтересованы в принятии вызова, брошенного кинематографом, состоит в том, чтобы привести в действие философский механизм, чтобы оживить его и поэкспериментировать с его полезностью для современных киноведческих исследований [4, p. 201]. В этом смысле вопрос представлена возможность осветить, а не усложнить философское приключение в отношении кинематографа.

Современные киноведческие исследования мотивированы стремлением вовлечь, перепроблематизировать и бросить вызов теориям и перспективам, которые определяют положение киноведения в культурном контексте. Многие философы кино посвящают себя вопросам, которые остаются нерешенными в общей теории кино – в частности, методам и целям идеологической критики в теории культуры [2, p. 84]. Повторное рассмотрение таких вопросов, но уже в области кинематографа делают некоторые очень знакомые территории снова незнакомыми и заставляющими задуматься. Философы ставят перед визуальными и культурологическими исследованиями задачу определенного рода, а именно философский подход к как генеалогической критике эстетики, так и позитивному исследованию концепций, изобретенных или предложенных историческим появлением новых медиа [5, p. 189]. Характеризуя кино как средство, с помощью которого исторически определялись и документировались культурная мысль и память, чтобы бросить вызов и раскрыть (как для теории кино, так и для философии) альтернативные возможности для размышления о формах и практиках современной аудиовизуальной культуры.

Можно отметить, что есть много аспектов, которые способствовали возникновению кинокультуры в межвоенный период: начало кинофестивалей; формирование канонов; момент, когда кино стало признанным предметом изучения в высших учебных заведениях; консолидация кинокритики и архивирования как серьезных профессий; и признание актуальности истории кино и теории кино. Кинотеатр как самостоятельное дискурсивное пространство начало медленно, но неуклонно формироваться в течение 1920-х годов. В последующее десятилетие по всему миру было основано и достигло стабильности множество учреждений и организаций, связанных с кинематографом, таких как архивы, фестивали и киноинституты.

Список литературы

  1. Andrew J. D. The Major Film Theories: An Introduction. New York: Oxford University Press, 1976. – 288 p.
  2. Baudry J-L. Film Theory and Criticism: Introductory Readings, Fifth Edition. New York: Oxford University Press, 1999. – 355
  3. Carroll N. Mystifying Movies: Fads and Fallacies in Contemporary Film Theory. New York: Columbia University Press, 1988. – 262 p.
  4. Colman F. Film, Theory and Philosophy: The Key Thinkers, McGill-Queen's University Press, 2009. – 404 p.
  5. Rosen P. Narrative, Apparatus, Ideology: A Film Theory Reader, Columbia University Press, 1986. – 549 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: