УДК 7.01

История пересечения теорий кино и философии

Кравченко Каролина Алексеевна – ассистент кафедры Философии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина).

Аннотация: Данная статья содержит обзор представлений о кино теоретиков, чьи различные системы и подходы используются для решения вопроса о кино как объекте философского анализа.

Ключевые слова: кино, фильм, теория кино, философия кино, медиа.

Изобретение кинематографа, несомненно, было одним из самых значимых событий в истории искусства. Ускорение научных открытий, в частности развитие технологий, появление новых теорий кино, движение камеры и многие другие факторы привели к уникальности кино как новой дисциплины. Несмотря на все это, кино не воспринималось как философский акт. Жиль Делез (1925-1995), французский философ, был первым, кто преодолел данный стереотип и подверг кино философскому анализу.

Кино с позиции философии также рассматривал целый ряд теоретиков прошлого и современности, в том числе Теодор Адорно (1903-1969), Вальтер Беньямина (1892-1940), Эрнст Блох (1885-1977), Ален Бадью (род. 1937), Жак Рансьер (род.1940), Юлия Кристева (род.1941) и Славой Жижек (род. 1949).Как сформулировал кинокритик Андре Базен, сама форма вопроса «Что такое кино?» является онтологической. То есть сам вопрос задает вопрос о том, каким образом кинематограф может объединить совершенно разрозненные части, выражения, технологии и события и создать единое целое: фильм [2, p. 107].

До Делеза кино всегда анализировалось в контексте эстетики или семиотики, а психоанализ был связан с Фердинандом де Соссюром (1857-1913) и Жаком Лаканом (1901-1981) соответственно. Однако после Делеза исследование кино рассматривается как философская деятельность. Поэтому Делеза считают первым кинофилософом (если мы можем применять такие определения). Мы также можем упомянуть имена многих мыслителей, особенно советских кинематографистов, таких как Лев Кулешов (1899-1970), Сергей Эйзенштейн (1898-1948), Дзига Вертов (1896-1954), Всеволод Пудовкин (1893-1953) и другие, которые первыми обнаружили связь между кино и мышлением. Конечно, в их понимании эти отношения выражены через монтаж.

Бергсон начал рассматривать возможности кино на рубеже веков, но только в первой половине XX в. появились исследования, посвященные философии кино, такие как «Фотопьеса: Психологическое исследование» Мюнстерберга (1916) [3, p. 189]. Согласно Зигфриду Кракауэру и Хьюго Мюнстербергу, теория кино стремились объяснить не только сам кинопродукт, но и условия и идеи, которые фильм раскрывает. Оценка эстетики повседневного восприятия также рассматривалась в работах Вилема Флюссера, Теодора Адорно, Мориса Мерло-Понти и Ролана Барта. Флюссер выдвинул тезис о существовании «техно-воображения» и «пассивного» контроля, осуществляемого кинематографом над своей аудиторией. Кракауэр пришел к выводу, что кино разоблачает тоталитарную власть медиамашин над реальностью во времена гитлеровской системы нацистского правления.

Хотя Беньямин не попал в Голливуд, его наблюдения над фильмом находят отклик в словах его коллег Адорно и Кракауэра, которые вместе работали журналистами в Берлине и чье путешествие из Берлина через Париж в Голливуд и Нью-Йорк вызвало критический пересмотр «удовольствий», предоставляемых массам. Адорно демонстрирует сдвиг в мышлении о кинематографической форме, где «разочарование» кинематографической формы и ее влияние на массы означают, что онтология фильма переходит от чисто эстетической эстетики восприятия, о которой говорил Мюнстерберг, к откровенному политическому обозначению [5, p. 90]. Антонен Арто придерживался феноменологического подхода к кинематографу и был убежден в способности фильма «изменять сознание». Тема способности к ментальным и физическим изменениям рассматриваются в работах Бергсона, Мерло-Понти, Левинаса (1906-1995), Базена и Барта (1915-1980).

По-разному некоторые мыслители, в числе которых Мерло-Понти, Делез, Деррида (1930-2004) и Вирильо (1932-2018), исследуют направления движения экрана/фильма – его эволюцию. Что это за мир, который создает кино? Для Мерло-Понти наше восприятие движения намеренно расположено внутри мира. Вопрос о том, манипулирует ли субъект этого восприятия кинематографическими условиями или нет, остается открытой темой для мыслителей.

Временная манипуляция субъектом концептуальными движениями, создаваемыми кинематографом, является парадоксальной темой в работах Эммануэля Левинаса. Как и многие другие мыслители XX в., Левинас пострадал от двух мировых войн, и вопрос существования становится для него первостепенным вопросом, связанным с телесностью тела как проводника смыслов [1, p.99]. Наконец, Базен и Барт предлагают, с их соответствующих феноменальных позиций, критику повседневности как материала для кинофилософии. Насущные мирские проблемы Базена находят свой голос в теориях Бергсона, в конечном итоге создавая позицию для его теории кино, которая осознает имманентную природу кино [4, p. 72]. Требование Базена позволить камере просто фиксировать материальную природу «реальности» находит отклик в заботе Барта о языке.

Мы можем заметить, что на протяжении более ста лет схожие вопросы философии кино волнуют мыслителей – мы видим это в работах Мюнстерберга, Флюссера (1920-1991), Кракауэра, Адорно, Арто (1896-1948), Бергсона, Мерло-Понти, Левинаса, Базена, Барта: всех легендарных мыслителях, чьи идеи присутствуют во многих средствах массовой информации и в работах философов, работающих сегодня.

Список литературы

  1. Braudy L. The World in a Frame: What We See in Films. Chicago: University of Chicago Press, 2002. – 284 p.
  2. Carroll N. Mystifying Movies: Fads and Fallacies in Contemporary Film Theory. New York: Columbia University Press, 1988. – 262 p.
  3. Casetti F. Theories of Cinema, 1945–1990, Austin: University of Texas Press, 1999. – 378 p.
  4. Cubitt S. The Cinema Effect Cambridge, MA: MIT Press, 2004. – 246 p.
  5. Stam R. Film Theory: An introduction. Oxford: Blackwell Publishers, 2000. – 392 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: