УДК 8
Речевой жанр small talk
Сачивко Яна Вячеславовна – студент-магистрант Донского государственного технического университета.
Аннотация: В данной статье рассматривается такой вид речевой стратегии, как small talk. Выделяются категории small talk, приводятся правила и рекомендуемые темы для данного речевого жанра.
Ключевые слова: small talk, коммуникативная стратегия, речевой жанр, межличностное общение, коммуникация.
В современном мире очень важным является искусство коммуникации. Существует большое количество речевых тактик и стратегий, позволяющих решить коммуникативные задачи отдельных людей. Одним из наиболее востребованных жанров речевого общения является small talk. Согласно Oxford English Dictionary small talk представляет собой вежливый разговор о несущественных или бесспорных вопросах, особенно если он ведется в общественных местах [2].
Наиболее востребована данная стратегия была в Великобритании, однако со временем распространилась и на территорию Америки и европейских стран. В России же small talk не пользовался большой популярностью. Это связано с менталитетом нашего народа, нежеланием вступать в коммуникацию с малознакомым человеком без наличия какой-то определенной цели.
Small talk имеет дело с эмоциональным интеллектом человека и является социальным навыком, который может приобрести любой человек.
В зависимости от наличия коммуникативной цели small talk можно подразделить на следующие категории:
- Small talk без определенной цели – при данном виде разговора мы просто общаемся, наслаждаясь моментом и компанией;
- Small talk с наличием определенной цели – решаем коммуникативную задачу, обмениваемся информацией и идеями с собеседником.
Важным моментом для установления контакта является впечатление, которое мы производим на собеседника. В теории small talk [1] существует 6 золотых правил как произвести хорошее впечатление:
- Быть честным со своим собеседником;
- Не быть эгоистичным, грубым или недисциплинированным;
- Говорить о своих собственных ценностях и мнениях;
- Думать прежде, чем говорить; избегать табуированных тем;
- Стараться смотреть на себя с точки зрения другого человека;
- Носить подходящую одежду, выбирать подходящую позу и язык тела.
Необходимо понимать, что данная стратегия применяется в большинстве своем при разговоре с незнакомыми людьми, а значит перечень тем для обсуждения будет являться несколько ограниченным, чем при разговоре с более близким человеком. При данном типе разговора следует избегать следующих тем:
- Религия;
- Политика;
- Военные конфликты;
- Личная жизнь человека, откровенные вопросы о его семье;
- Обсуждение финансовых вопросов, интерес к доходам собеседника;
- Обсуждение третьих лиц, передача сплетен.
При этом наиболее предпочтительными темами для непринужденного разговора являются:
- погода;
- отдых, путешествия и экскурсии;
- искусство и хобби;
- спорт;
- покупки;
- вкусная еда и продукты;
- пробки на дорогах;
- любые положительные новости [3].
Но несмотря на все ограничения, на самом деле выбор темы не играют самую важную роль в small talk, ведь его цель состоит не в том, чтобы передавать информацию, а скорее в том, чтобы служить вступительным актом для последующего разговора или просто заполнением паузы. Владение small talk является важным компонентом в арсенале социальных навыков человека. Знание того, когда и как начинать светскую беседу, а также знание того, когда двигаться дальше в разговоре сделает вас приятным собеседником.
Список литературы
- Барташова О.А., Людерс Т. М. Small Talk for Business Purposes. – Спб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. – 39 с.
- Small Talk. [Электронный ресурс] // Oxford English Dictionary URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/small-talk?q=small+talk (дата обращения: 26.10.2022).
- Small talk или искусство легкой беседы. [Электронный ресурс] // VC.ru URL: https://vc.ru/u/390419-lada-andreeva/213992-small-talk-ili-iskusstvo-legkoy-besedy (дата обращения: 26.10.2022).