УДК 070

Особенности медиапотребления в России в кризисных ситуациях

Флюр Ирина – магистрант кафедры Управления информационными процессами Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье автором рассмотрено влияние медиа новостей в кризисных ситуациях. Проведен анализ аудитории, рейтингов каналов, динамики просмотров. На основании данного исследовании выяснилось, что спортивное вещание в 2022 году несколько потеряло свою привлекательность. А изменение экономической ситуации приведет к трансформациям телевизионного рынка, уменьшению разнообразия телеканалов.

Ключевые слова: телевидение, телеканал, просмотры, вещание.

«В России растёт число заболевших коронавирусом»; «В регионах не хватает лекарств и кислорода для ковидных больных»; «В Москве за сутки от COVIDa умерло 50 пациентов. И с каждым днём жертв всё больше»: типичные заголовки новостей весны 2020 года, когда в стране и мире начала бушевать пандемия новой коронавирусной инфекции. Люди следили за динамикой заболеваемости, появлением новых штаммов и т.д., листали ленту новостей и после пробуждения, и по дороге на работу, и на рабочем месте, и во время еды, и в кровати под одеялом, жертвуя сном. У этого процесса даже название появилось – думскроллинг. От английского «doom» (мрачный конец, безысходность) и «scrolling» (пролистывание контента). Если проще, то это бесконечный просмотр плохих новостей. Термин «думскроллинг» стал словом 2020 года по версии Оксфордского словаря английского языка.

Психолог Пенсильванского университета Теа Галлахер уверяет, что просмотр новостей в кризисных ситуациях – это нормально: «У людей есть вопрос, они хотят получить ответ и предполагают, что его получение улучшит их самочувствие» [1]. Но человек безостановочно прокручивает ленты соцсетей, читает сообщения в СМИ, «подсаживается» на чтение негативного и пессимистичного контента и становиться только хуже.

Ученые двух крупных немецких университетов в Кёльне и Бонне провели исследование: «Как сообщения СМИ о пандемии Covid-19 влияют на наше настроение?» [2] В нём приняло участие 150 студентов. Одни читали только позитивные новости, другие исключительно негативные о коронавирусе. У последних, чаще проявлялось чувство беспокойства, страха и депрессии, наблюдались головные боли, проблемы со сном, снижение аппетита или наоборот переедание. Недаром многие учёные всерьез уверяют, что пандемия новой коронавирусной инфекции может перерасти в эпидемию думскроллинга.

Люди и раньше проводили много время в поисках плохих новостей. Так, в 70-х годах прошлого столетия профессор Университета Пенсильвании Джордж Гербнер придумал термин «синдром злого мира» [3]. Он описывает явление, при котором «контент средств массовой информации, связанный с жестокостью и насилием, заставляет зрителей думать, что они живут в мире более опасном и жестоком, чем он есть на самом деле» [3]. Его коллега из Медицинского центра Векснера Университета штата Огайо психиатр Кен Йеджер уверяет, что мозг человека обожает плохие новости: «Мы запрограммированы видеть негативное и изучать его, так как оно может нанести нам физический урон. Мы способны чувствовать опасность. Это помогает нам выживать» [1]. Этому человечество научилось в ходе эволюции. Если ты знаешь, что где-то рядом опасный хищник и он может на тебя напасть, то ты защищен. Однако сейчас людям угрожает куда меньше подобных опасностей, поэтому «поглощение» негативного контента обладает противоположным эффектом.

Термин «думскроллинг» появился задолго до начала пандемии. Впервые это слово употребили в 2018 году в Твиттере. Тогда оно не стало популярным. Весной 2020 года, когда на планете начал лютовать коварный вирус, о нём вспомнили. Из-за тотального карантина и массовой «удаленки» люди стали читать больше новостей и сводки с «ковидного фронта», да и в целом проводить больше времени в интернете.

По данным опроса, который провели эксперты Аналитического центра НАФИ, россияне стали больше времени проводить с гаджетами [4]. В среднем по 6 часов в день. В пандемию небывалый рост аудитории продемонстрировали так называемые «новые медиа» [5]. Речь о широком перечне новых форм производителей контента с потребителями, отличных от традиционных медиа (газеты, журналы, радио и ТВ) [6]. Пандемия усилила давний тренд «инстаграмизации, ютубизации и тиктокизации» массовой коммуникации [5]. Блогеры рассказывали своим подписчикам последние новости, как протекает их карантин и чем можно занять себя, сидя дома. Аудитория росла «как грибы».

Блогер Настя Ивлеева стала автором самого популярного прямого эфира за всю историю существования Instagram* (Соцсеть, признанная в России экстремистской). Её выпуск с певцом Тимати посмотрели 1,5 миллиона человек.

Видеосервис «TikTok» также стал популярным именно в пандемию, а начинающие музыканты и артисты, так называемые «ноунеймы», представили своё творчество и обрели значительную аудиторию [5].

Большую популярность, прежде всего неожиданно для себя обрели практикующие медики. Главные врачи крупнейших московских клиник и ковид-госпиталей Денис Проценко, Валерий Вечорко, Александр Митичкин рассказывали об атмосфере в «красной зоне», методах лечения и т.д. Их аудитория в социальных сетях сопоставима с аудиторией крупных медиа.

Казалось, что локдаун 2020 позволит интернету окончательно «убить» телевизор. Но этого не случилось. В пандемию прибавили не только новые медиа, но и традиционные СМИ. В первую очередь, телевидение: «По данным Mediascope, в апреле 2020 года жители российских городов с населением более 100 тыс. человек старше четырех лет в среднем смотрели ТВ на 25% дольше, чем в апреле прошлого года – 269 минут каждый день» [7]. Наиболее заметный прирост телесмотрения наблюдался среди тех категорий, которые в обычной жизни относительно мало времени проводят дома и смотрят телевизор – это дети и подростки, молодежь и зрители активного трудоспособного возраста [8].

В кризисной и ситуации неопределенности аудитория предпочитает обращаться к надежным источникам и к проверенным средствам массовой информации. Прежде всего к телевидению, уверяет генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «То, что ставилось ему в упрек, в этот раз сработало на него, потому что в ситуации кризиса резко выросла неопределенность, и всем хотелось понять, что же происходит на самом деле, не попасться на удочку фейкометов. И этот запрос был удовлетворен» [9].

Рейтинги новостных выпусков и каналов в апреле 2020 года выросли на 34%. Более востребованными стали новости, документальные и общественно-политические программы [10]. Так в первые месяцы пандемии COVID-19, когда на территории России вводились строгие ограничительные меры, возрос охват информационного канала «Россия-24». В апреле среднесуточный охват достиг максимального значения с января 2018 года. По данным исследовательской компании Mediascope, на телеканал ежедневно включалось в среднем 12 725 199 человек из крупных городов России.

1

График 1. Динамика среднесуточного охвата информационного телеканала «Россия 24» по месяцам 2018-2020 гг., аудитория «все 4+», Россия 100 000+, чел.

Это на 1,82 миллиона телезрителей (+17%) больше, чем в январе того же года. Как правило, все телеканалы имеют наибольший аудиторный охват в январе, когда больше выходных, а телезрители из-за сезонных особенностей склонны смотреть телевидение активнее, чем в любой другой месяц года. Поэтому аудиторный охват в апреле, превышающий охват в январе – явление экстраординарное, свидетельствующее о тектонических сдвигах в медиапотреблении.

С учётом малых городов и населённых пунктов ежедневно на «Россию-24» в апреле 2020 г. включалось 22 680 389 зрителей со всей страны – на 15% и на 3,0 миллиона зрителей больше, чем в январе того же года. Несмотря на это по итогам 2020 года информационный канал «Россия 24» потерял аудиторию. Пиковый всплеск интереса к новостному контенту в острый период коронакризиса постепенно стал замещаться запросом на отвлекающий, успокаивающий, развлекательный контент [11].

2

График 2. Динамика среднесуточного охвата информационного телеканала «Россия 24» по месяцам 2020 гг., аудитория «все 4+», Россия 0+, чел.

Дело в том, что в стрессовой ситуации люди нуждались еще и в положительных эмоциях, снятии напряжения, впечатлениях [12]. Телевидение прекрасно работало и как психотерапевтическое средство и оказалось своеобразным «антидумскроллингом». Если в случае обычного думскроллинга аудитория излишне вовлечена в потребление информационных или общественно-политических передач, то в случае антидумскроллинга зрители стремятся избежать контакта с темой, которая тревожит, беспокоит или просто вызывает раздражение.

Телевидение – это не только информация. Это и развлечение, и искусство. По словам председателя МТРК «МИР» Радика Батыршина, не все каналы поймали настроение аудитории: «Одни телеканалы в условиях самоизоляции выиграли по телесмотрению, а другие проиграли» [9]. К выигравшим можно отнести и телеканал «МИР». Доля телесмотрения росла на протяжении всего пандемийного 2020 года. В декабре доля была на 56% больше, чем в январе:

прирост доли в абсолютном выражении, %

прирост доли
относительно января 2020 г., %

3 4

Графики 3 и 4. Динамика доли телесмотрения т/к «МИР», аудитория 25-59, Россия 0+.

Телеканал «МИР» предлагал наиболее востребованный и соответствующий моменту контент – фильмы и телесериалы. Если в январе-марте 2020 г. они занимали в среднем 63% эфира, то с апреля по декабрь 2020 г. – в среднем 70% эфира. Фильмы и сериалы выступили в качестве психологически комфортного контента, который давал зрителям возможность отвлечься от актуальных событий.

Существенно выросла доля телесмотрения и у телеканала «Домашний». С 4,2% в марте 2020 г. до 4,7% в апреле. 55% вещания этого телеканала составляет показ мелодрам и телесериалов. Как и в случае с аудиторией телеканала «МИР», зрители «Домашнего» думскроллингу предпочли развлекательный контент.

5

Графики 5. Изменение доли телесмотрения различных сегментов вещания т/к «Домашний», аудитория 25-59, Россия 0+.

Ещё одним телеканалом, который существенно прирастил свою долю телесмотрения, оказалась «Звезда». С 2,4% в марте до 2,8% в апреле 2020 г. На 22% вырос интерес зрителей к информационным программам и на 19% доля кинопоказ (фильмы и телесериалы).

6

Графики 6. Изменение доли телесмотрения различных сегментов вещания т/к «Звезда», аудитория 25-59, Россия 0+.

Самый большой прирост доли телесмотрения среди других измеряемых в России телеканалов показал НТВ. С 8,0% в марте 2020 г. до 8,5% в апреле. Рост был обеспечен не только благодаря информационному вещанию (+8%), но и сегменту развлекательных программ. Среди самых популярных программ у зрителей оказались: «Звезды сошлись» (+26%), «ДНК» (+17%), «Маска» (+9%), «Дачный ответ» (+4%) и «Квартирный вопрос» (+4%).

Доля телесмотрения всех телеканалов начала постепенно падать. И к лету 2021 году вернулась к допандемийному уровню. Связано это и с сезонными особенностями (в летний период телесмотрение по традиции падает), и с отменой у большинства компаний режима удаленной работы.

Но ситуация вновь изменилась с началом специальной военной операции.

Военные действия на территории Украины, сообщения о бесконечных «пакетах» санкций, которые вводили страны Запады против России, вместе с тревожными и пессимистичными прогнозами создали идеальные условия для очередной волны думскроллинга. По данным компании Mediascope, в конце февраля 2022 года время потребления новостных ресурсов в интернете выросло в два раза к предыдущему периоду. Кроме того, замеры показали рост интереса к информационному вещанию (общественно-политические программы на 18%, новости – 14%).

Телевизионный «ландшафт» весной 2022 года изменился кардинально. Каналы один за другим корректировали свои сетки вещания, наращивали объём информационных и общественно-политических программ. Если в 2021 году объём такого медиаконтента на «России-1» составлял порядка 15%, то в марте 2022 года его было уже в два раза больше. И общественно-политические программы на «России-1» оказались гораздо более привлекательными, чем аналогичные передачи на «Первом», который также существенно изменил свою программную сетку полностью ликвидировав популярные развлекательные программы и ток-шоу. Уже 25 февраля «Первый канал» убрал из эфира «Поле чудес», не вышел «Вечерний Ургант», «Кто хочет стать миллионером?», «Сегодня вечером», «Точь-в-точь», и т.д. Их место заняли общественно-политические программы (в 2021 объём общественно-политических передач на Первом не превышал 15%, а в марте 2022 года был уже порядка 47%).

7

График 7. Динамика доли телесмотрения социально-политических ток-шоу на Первом канале, России-1 и НТВ, аудитория «все 4+», Россия 0+, %.

Главный информационный канал страны – «Россия-24» – в марте 2022 года поставил рекорд по среднесуточному охвату: 25 844 798 человек. Хотя бы одну минуту эфира этого телеканала за март смотрело 87 669 248 жителей России.

8

График 8. Динамика доли телесмотрения телеканала «Россия-24», аудитория «4+», Россия 0+, %.

Но, как и в случае с пандемией, доля телесмотрения «России-24» постепенно начала возвращаться на привычный уровень. Если в марте 2022 года телеканал имел долю на 153% больше обычной, 4,7%, то в августе она сократилась до 2,8% – только на 50% больше обычной. И тенденция на снижение и возврату к обычным показателям сохраняется.

НТВ единственный телеканал из так называемой большой тройки не стал увеличивать объемы информационного вещания, а сделал ставку на сериалы. И это позволило телеканалу н только укрепить свою долю, но и обойди «Первый канал».

9

График 9. Динамика доли телесмотрения Первого канала, России-1, НТВ, ауд. «4+», Россия 0+, %.

Что касается тематических и развлекательных телеканалов, то с началом специальной военной операции доля их телесмотрения снизилась, но уже в июне 2022 года наблюдался возврат на прежний уровень и даже рост. Это связано в первую очередь с усталостью аудитории от информационного негативного контента. Так телеканал «Суббота» получил прирост доли за счёт увеличения более чем в 1,5 раза объёма выхода мультфильмов: если в 2021 году он составлял 26% эфира, то в 2022 году – 42%. Этот контент был размещён эффективно и пользовался спросом у аудитории.

10

График 10. Динамика доли телесмотрения телеканала «Суббота», аудитория «все 4+», Россия 0+, %.

Как только происходят масштабные и беспрецедентные события в жизни общества, государства, у жителей страны, в том числе у телеаудитории, появляется потребность в коллективной рефлексии, интерес к информации, касающейся актуальной темы. И как показало телесмотрение в феврале-октябре 2022 г., интерес к потреблению такой информации может быть чрезвычайно устойчивым. И за сет этого наиболее значительные, фундаментальные изменения доли телесмотрения фиксировались у каналов с информационным, успешным общественно-политическим вещанием. При этом если одни телеканалы были относительно аккуратны в изменении своей вещательной политики, то действия других напоминали последний ритуал самурая. Первый канал сделал ставку на общественно-политическое вещание, исключил в будние дни практически все другие жанры, однако зрители, не привыкшие к такому медиаконтенту на Первом, ушли с канала на «Россию-1» и НТВ, которые сохранили разнообразие в своей сетке вещания, не сконцентрировавшись только на социально-политических ток-шоу. Некоторые каналы, такие как Матч ТВ, потеряли доступ к уникальному программному продукту в его достаточном количестве.

В результате показатели национального спортивного канала значительно уменьшились. Даже немногие престижные спортивные события, как например Чемпионат мира по футболу, которые продолжают выходить на Матч ТВ, привлекают аудиторию меньше ожидаемой. В целом, спортивное вещание в 2022 году несколько потеряло свою привлекательность. В общем телесмотрении проявляется волнообразность: как только происходят масштабные и беспрецедентные события, интерес к соответствующей информации резко возрастает. Когда нет явного развития, влияния на жизнь общества, проявляются тенденции к частичной нормализации телесмотрения.

Экономический фактор может быть определяющим в прогнозах. Даже в 2022 году сокращение количества тематических каналов в связи с уходом крупных транснациональных медиахолдингов заметно уменьшило общую долю группы тематических каналов (-4…-7% в летние месяцы). В течение 2023 года не исключается изменение экономической ситуации, сокращение рынка рекламы – реализация этого сценария с большой вероятностью приведет к трансформациям телевизионного рынка, уменьшению разнообразия телеканалов. Аудитория перераспределится на те каналы, которые останутся.

Список литературы

  1. What Is Doomscrolling? Experts Explain Why We Do it–And How to Stop. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.health.com/mind-body/what-is-doomscrolling (дата обращения 15 декабря 2022).
  2. Dörnemann, A., Boenisch, N., Schommer, L., Winkelhorst, L., & Wingen, T. (2021, March 18). How do Good and Bad News Impact Mood During the Covid-19 Pandemic? The Role of Similarity. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.31219/osf.io/sy2kd (дата обращения 10 декабря 2022).
  3. George Gerbner Leaves the Mean World Syndrome Posted by: lex on [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://PEJ.org (дата обращения 1 декабря 2022).
  4. 59% россиян освоили новые цифровые сервисы с начала пандемии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/59-rossiyan-osvoili-novye-tsifrovye-servisy-s-nachala-pandemii/?ysclid=l6yzmldiyk150173145 (дата обращения 16 декабря 2022).
  5. Коломийцева Е.Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации / Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 1, том 1, 2021, С. 144.
  6. Бирюкова Ю.В., Новгородова Э.А., Кичкина Е.Г. Новые медиа как современная коммуникационная среда для взаимодействия сми и аудитории / Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 2 (104). Часть 2. С. 137.
  7. Медиарынок 2020: пандемия, e-commerce и трансформация контента // Sostav.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/mediarynok-2020-46499.html (дата обращения 19.12.2022).
  8. Отраслевой доклад Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Телевидение в России в 2020 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. М., 2021, С. 29.
  9. «Новая эра в медиа – миф или реальность» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cmd.hse.ru/news/368336864.html.
  10. Медиарынок 2020: пандемия, e-commerce и трансформация контента // Sostav.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/mediarynok-2020-46499.html (дата обращения 19.12.2022).
  11. Отраслевой доклад Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Телевидение в России в 2020 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. М., 2021, С. 41.
  12. Полуэхтова И. Телеаудитория и зрительские предпочтения в период пандемии / Информационно-аналитический журнал "Медиатренды", № 7 (85), 2021, С. 6.

Интересная статья? Поделись ей с другими: