УДК 33

Стратегия социально-экономического развития ХМАО – Югры до 2030 года

Стриженко Ольга Николаевна – магистрант Омского государственного педагогического университета.

Аннотация: С 2013 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализуется Стратегия социально-экономического развития ХМАО – Югры или Стратегия-2030. Она была принята, когда социально-экономическая обстановка в регионе, стране, мире отличалась от текущей. В статье мы проанализируем, к каким результатам привела реализация Стратегии и какие изменения необходимо в нее внести, чтобы она отвечала реалиям сегодняшнего времени.

Ключевые слова: Стратегия социально-экономического развития ХМАО – Югры, Стратегия-2030, социально-экономическое развитие.

В 2013 году приняли Стратегию социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту – Стратегия-2030). В ней даны ответы вызовы времени, которые стояли перед ХМАО-Югрой (далее по тексту – Югра, АО). Они заключались в необходимости уйти от узкой специализации. Для этого необходимо было сформировать новые механизмы распределения ресурсов, внедрить в бизнес-процессы концепцию рационализации, развить институты гражданского общества, реализовать новую политику в сфере промышленности, инициативы страны в сфере технологий и предпринимательства.

В Стратегии-2030 определились ключевые направления развития АО, учитывающие мировую и внутрироссийскую экономическую ситуацию последнего десятилетия. Но сейчас перед Югрой стоят новые задачи, обусловленные изменившимися реалиями экономического и социального развития. Поэтому Стратегии-2030 требуется корректировка.

На момент принятия Стратегии российская экономика переживала период спада, вызванный вспыхнувшим 2008-2009 годах финансовым кризисом. В то время увеличивался внутренний спрос на добываемое в Югре углеводородное сырье, наращивались его экспортные поставки. Когда в конце 2014 года цены на нефть в мире резко снизились, острой необходимостью стало найти новые пути развития региона. Текущие реалии требуют принимать принципиальные решения по применению новых механизмов, которые помогли бы достигать поставленных перед регионом целей быстрее. Для этого жителем Югры необходимо сохранить дух первопроходцев, который вдохновлял из предков и помог им заложить основу для экономического развития России на многие десятки лет, сделать Югру центром национальной нефтедобычи и залогом финансовой стабильности рубля.

Однако нужно учитывать, что прошлые поколения югорчан встречали вызовы индустриализации, укрощения природы, возведения новых городов. Сейчас же перед жителями региона стоят другие вызовы – это вызовы создания и освоения новых технологий в геологической, экологической, технологической сферах при добыче нефти. Это фундамент новой smart-экономики. Для нее нужно готовить работников нового типа, которые могут проявлять инициативу, выдвигать творческие предложения, которые заряжены духом инновационного предпринимательства. Важно бережное отношение к природе в зонах масштабной нефтепромысловой деятельности. Требуется новый тип управления, где применяются все передовые практики отечественных и зарубежных нефтегазовых территорий, в процесс добычи нефти активно включаются ресурсы гражданских компетенций, субъекты предпринимательства, местные жители.

Внедрение этих новых технологий станет основой для нового этапа развития российской экономики, которую ждет очередной этап освоения северных регионов и Арктики. У нынешнего поколения жителей Югры есть все шансы остаться в авангарде экономического развития государства, чтобы будущие поколения могли испытывать гордость за их победы, перенимать дух первопроходства.

Может показаться, что в сравнении с легендарными достижениями прошлого масштаб текущих задач меньше, они не такие грандиозные. Но это совершенно не так. Особенность нынешних задач в том, что огромную роль в них играют небольшие дела и детали, в которых скрыт мощнейший внутренний потенциал для роста экономики. Герои масштабного промышленного освоения уступают дорогу героям малых инноваций и открытий, которые не менее важны для динамичного и стабильного развития нашей экономики. Первопроходцы окружной экономики, которые могут обеспечить ее экономический рост путем взаимодействия многих ученых, предпринимателей, крупных и малых организаций, характерны для «сетевого» типа современной экономики.

Инновационное развертывание экономики Югры требует передовых подходов к корректировке Стратегии-2030. Это документ научно подходит к отбору главных направлений развития АО, базируется на глубоком изучении роли отдельных отраслей локальной экономики. В нем была проанализирована производительность отдельных видов экономической деятельности, исследованы влияние изменений в отдельных отраслях на экономику региона или государства в целом. Стратегия-2030 также делает упор на зонирование территорий для оптимизации процессов государственного управления. С учетом большой площади России районирование и зонирование составляют основу управления страной. Они подразумевают, что инструменты государственной политики должны подбираться отдельно для каждой территории с учетом ее социальных условий, экономики, природы и климата.

Также Стратегия-2030 строится на принципе мышления рынка, в ней используются понятия кластерного развития. Это позволяет выявить механизмы, которые обеспечивают условия для существования конкурентоспособной экономики.

Для внедрения подходов маркетинга требуется перезагрузка кластерной системы, которая заявлена в целях развития АО. Разработаны варианты развития межотраслевых кластеров, которые считаются наиболее эффективными для формирования инноваций в кластерной парадигме развития экономики. Научные принципы маркетинга на глобальном уровне нуждаются в пересмотре масштабов изучения феномена экономического и социального развития. Отраслевой подход должен уступить место анализу развития отдельных производств, изучению перспективности выпуска отдельных типов продукции, ведь именно они конкурируют на международном рынке. Использование маркетинговых подходов при разработке Стратегии-2030 дало возможность по-новому понять отраслевую структуру производства. Цель стратегического развития Югры остается прежней. Она заключается в повышении качества жизни местных жителей в результате создания новой экономической модели, которая базируется на инновациях и может быть конкурентоспособной на мировом уровне.

Югра является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации по показателям демографии. В рейтинге регионов по коэффициенту рождаемости она занимается 10 место, а по коэффициенту естественного прироста населения – 6. Рождаемость в АО в 2,6 раза превышает смертность населения. На конец 2015 года численность населения Югры составила 1626,8 тысяч человек, среднегодовая численность занятых в экономике людей – 866 тысяч человек, прогнозируемая продолжительность жизни при рождении – 73 года. Численность населения Югры в 2013-2015 годах росла в основном путем естественного прироста (увеличения рождаемости и снижения смертности). Ежегодно она увеличивалась на 15-17 тысяч человек, и это один из самых высоких показателей в России.

В 2015 году размер валового регионального продукта (далее по тексту – ВРП) Югры достиг показателя 2826,1 млрд. рублей, объем инвестированных в основной капитал средств изо всех источников – 905,9 млрд. рублей, объем производства в промышленной сфере – 3368,3 млрд. рублей. В среднем каждый югорчанин в 2015 году получал в месяц 3,1 прожиточных минимума по России.

В структуре ВРП доминируют добывающие производства, которые дают 2/3 от его общего объема. Уровень развития обрабатывающего сектора пока невысок – 1,5%. Структуру обрабатывающих производств возглавляют предприятия по производству нефтепродуктов (83,3 %). ХМАО является экономически потенциальным и значимым регионом РФ благодаря своим конкурентным преимуществам:

  • Югра определяет состояние российской экономики и стабильность бюджета.
  • По ряду показателей экономического развития Югра занимает передовые позиции (среднедушевые показатели ВРП, налоговые отчисления, частные инвестиции, объемы производства и т. д.).
  • У региона богатый опыт добычи природных богатств в сложных природных условиях, уникальный кадровый потенциал, высокая квалификация кадров.
  • В Югре отличные демографические показатели и довольно молодые экономически активные трудовые ресурсы. Благоприятная этнокультурная ситуация позволяет развиваться всем национальностям Югры, в том числе малочисленным коренным народам севера.
  • Регион обладает богатейшим природно-ресурсным потенциалом, главной составляющей которого являются одни из крупнейших в мире месторождений углеводородов, а также водные и лесные ресурсы.
  • Благодаря собственным доходам региона в нем наблюдается стабильно высокий уровень обеспеченности бюджета. Это позволяет развивать все значимые социальные отрасли: здравоохранение, ЖКХ, образование и т. д.
  • Высокий спрос на добываемые в регионе ресурсы позволяет давать благоприятные прогнозы по экономическому и социальному развитию региона и его инвестиционной привлекательности.
  • На территории Югры присутствуют конкурентоспособные на мировом рынке бизнес-структуры, которые работают в сфере инфраструктуры, добычи углеводородов и их транспортировки.
  • Высокие доходы домохозяйств и большая доля молодого населения обеспечивают условия для роста локального потребительского рынка, в том числе рынка дорогостоящих товаров и услуг.

По итогам последних 5 лет Югра входит в ТОП-3 интегрального рейтинга, отражающего уровень экономического и социального развития российских регионов. Югра, как и граничащие с ней регионы, получила высокий интегральный индекс конкурентоспособности, рассчитанный на основе 8-ми ключевых параметров регионального развития за 2015 год в сравнении с 2014 годом. Индекс Югры составил 0,523. Для сравнения средний по России индекс – 0,364, по Тюменской области – 0,462, по ЯНАО – 0,443, по УФО – 0,403, по Свердловской области – 0,355.

Выдающиеся показатели конкурентоспособности ХМАО объясняются высоким уровнем ВРП на 1 жителя, занятого в экономике (640,3% в сравнении со средним уровнем по РФ), большими объемами внебюджетных частных инвестиций в основной капитал на душу населения (655,7% к РФ) и высокой прибыльностью работающих в регионе предприятий. Величина сальдо на 1 занятого в экономике ХМАО по итогам 2015 года достигла 1432,5 тыс. рублей. По РФ этот показатель всего 77,1 тысяч рублей.

Но несмотря на высокие темпы роста качества и уровня жизни населения ХМАО, социально-экономическая система региона продолжает испытывать воздействие ограничений, которые связаны с высоким уровнем зависимости экономики Югры от освоения полезных ископаемых. Этот фактор делает первоочередной задачей необходимость принятия принципиальных решений по применению новых механизмов, которые будут способствовать существенному повышению динамики достижения целей региона.

В последние десятилетия ХМАО входит в число ведущих производителей нефти России. С 1964 года, когда в Югре началась разработка месторождений, до 1 января 2016 года в регионе было добыто 10968,4 млн. тонн нефти. В общероссийской добыче нефти ХМАО занимает лидирующее место – 45,6 %. Также АО идет на первых позициях и в сфере выработке электроэнергии. В этой сфере доля Югры составляет 8,6 % от общероссийских показателей. Каждый год регион вырабатывает свыше 90,0 млрд. кВтч электроэнергии.

По территории АО идут ключевые транспортные потоки, по которым происходит транзит из главных промышленных центров России в осваиваемые районы Арктической зоны РФ и обратно. Так, по региону проходит инфраструктура для транспортировки природного газа с ведущих месторождений ЯНАО. Идущие по территории ХМАО железные и автомобильные дороги входят в национальную транспортную систему. Самые важные из них – это:

  • автомобильная дорога «Тюмень – Сургут – Новый Уренгой – Надым – Салехард» (может быть продлена в Казахстан и войти в транспортную сеть Азии);
  • автодорога от Перми до Томска, которая входит в состав федерального маршрута «Северо-Запад – Сибирь», соединяющего Санкт-Петербург и Томск.

Однако, из-за большой высокой доли добычи полезных ископаемых в ВРП ХМАО, сильное влияние на его текущее социально-экономическое положение оказывают конъюнктура глобального рынка углеводородов, а также курсовая политика ЦБ РФ, принимаемые российским Правительством меры по инновационной модернизации и реструктуризации экономики страны. Чтобы обеспечить стабильность экономического роста и высокий уровень жизни населения на долгие годы, требуется расширить экономическую специализацию АФ, диверсифицировать его экономику. Текущий потенциал региона выступает естественной предпосылкой для неизбежного поступательного превращения Югры в технологический, кадровый и интеллектуальный плацдарм страны. Особую общенациональную специализацию Югра приобретает в свете освоения Севера и Арктики. Преобразовывать хозяйственную роль региона нужно не только из-за причин внутреннего развития локальной экономики, но и под влиянием внешних факторов. Важнейшим и перспективным внешним фактором развития ХМАО является стартовавший переход глобальной экономики к 6-ому технологическому укладу, который базируется на приоритетном развитии нового класса из 12-ти передовых технологий и производств. Он уже повлиял на создание в последнее время инновационных инфраструктурных объектов, старт долгосрочных проектов по интеллектуализации локальной экономической и социальной сферы.

Югра имеет большой потенциал в качестве проводника России в вопросах освоения Арктики. Ее роль определяется географическим положением между ведущими технологическими и промышленными регионами страны – с одной стороны – Южной Сибирью и Уралом, а с другой – Арктической зоной. ХМАО имеет все шансы связать старые промышленные районы государства с новыми осваиваемыми арктическими территориями.

Именно сейчас настало время для такой трансформации региона. В Югорском Приобье уже создана сеть благоустроенных и комфортных городов, университеты ХМАО накопили интеллектуальный потенциал, а ключевые месторождения вышли к высоким стадиям нефтедобычи, превратились в полигоны для тренировки новых сложных технологий. Глобальные тенденции смены индустриальной экономики на инновационную, 5-го технологического уклада на 6-ой, по времени совпадают с началом планомерных и глубоких изменений в экономике ХМАО. Регион должен решить задачу по сохранению лидерства в добыче сырьевых богатств, но трансформировать эту роль, превратиться из региона-первопроходца в регион-проводник. ЮГРЕ предстоит добавить к добыче нефти и газа функции по обеспечению интеллектуального, технологического, логистического и транспортного, кадрового сопровождения мощного продвижения страны в Арктику. Постепенный переход глобальной и национальной экономики к новому технологическому укладу, который базируется на интеллектуальной экономике, ведет к необходимости искать альтернативные пути обеспечения долгосрочного и стабильного роста экономики ХМАО путем создания новых видов экономической деятельности и производства.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
  2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  4. Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 22.03.2013 года № 101-рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года».

Интересная статья? Поделись ей с другими: