УДК 72.036

Баухаус. Подход Вальтера Гропиуса, его идеи и методы

Архангельский Егор Сергеевич – студент магистратуры Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им А.Д. Крячкова.

Аннотация: Данная статья посвящена архитектору Вальтеру Гропиусу, работающему в стиле Баухауса. Рассмотрены основные подходы его к работе в архитектуре, также его идеи и методы работы. Представлены основные произведения искусства Вальтера Гропиуса, выполненные в стиле Баухауса, которые расположены в различных частях мира. Это и здание посольство США в Афинах, и Небоскреб "Пан-Ам-билдинг", и кампус с корпусами для обучения.

Ключевые слова: Баухаус, архитектура, искусство, технология, деформация здания.

Вальтер Гропиус это архитектор, который выдвинул новые взгляды на архитектуру. Он стал объединителем школы ремесел и школы искусств изящества. Именно благодаря ему смогли объединиться искусство и технологии нового времени. Баухауc включал одновременное исследование искусства и технологии.

Машина активно стала помогать при создании искусства. Город становился воплощением самых лучших идей, а также итогом машинной работы. Это нашло отражение в разнообразии застроек; зданиях, включающих в себя не один этаж и носящих статус собора; постоянно работающей системе транспорта. Идеалы Баухауза имели деформацию со временем по причине правящих властей и постоянно меняющейся экономики.

Школа Баухауса стала культурным воссоединением нового с той целью, чтобы архитектура в целом приняла абсолютно новый вид.

Гропиус имел следующее мнение о баухаусе: движение является мотивацией к изменениям. Произведения рождаются там, где есть соединение технического и художественного.

Вальтер Гропиус начинал свою работу в стиле модерна. Основной пример тому - фабрика обуви Фагуса. Главной идеей Гропиуса было совмещение искусства и техники. Концепцией эстетики здесь выступали строгие формы, несложность, удобство в применении.

Вальтер Гропиус поддерживал идею построения здания сборного состава, анализ проектов, практику и теорию при постройке зданий, применение теории к ситуациям, происходящим в реальности.

Более всего Вальтера Гропиуса привлекала идея модерна, к чему относились применение техники, минимальное количество декораций, хорошая функциональная система, минимум разрыва между техническими характеристиками и эстетикой. Вальтер Гропиус придерживался мнения, заключающегося в том, что архитектура должна нести в себе как материальную, так и духовную части в равных пропорциях.

Главными итогами данных идей были:

  1. Гибкость поведения и подвижность форм;
  2. Новые связи между внутренним и внешним пространством;
  3. Большое разнообразие фантазии при строительстве [2].

В качестве методов подкрепления своих идей и принципов Вальтер Гропиус использовал следующие:

  1. Соединение искусства, труда, промышленности и архитектуры достигается с помощью объединения изобразительного и прикладного искусств, объединяя дизайн художественного характера и производство массового характера. Так достигается объединение мира, духа и целостности общества. Все вышеперечисленное является первостепенной задачей, которую ставит перед собой архитектор.
  2. Отрыв от привычной традиционной архитектуры. Подразумевает под собой введение в архитектуру нового и выразительного. Именно так можно достичь высоты в архитектуре.
  3. Соединение архитектуры с историей и культурой достигается с помощью метода индустриализации (подчинение постоянному развитию науки и общества), создание новой структуры в обществе, которой требует настоящее время. Вальтер Гропиус считал, что архитектура должна передавать настроение и характер жизни общества в конкретный настоящий период времени.
  4. Благо общества является главным ориентиром в архитектуре. Архитектор работает в соответствии с нуждами и желаниями общества и отвечает за то, что он создал.
  5. Соответствие здания определенной форме конструкции заранее. Данный принцип достигается с помощью метода явного строительства. Соответствие контрасту, цвету, форме, которые были задуманы.
  6. Важность духовности в архитектуре должна иметь не меньший процент, чем утилитаризм. Чтобы достичь духовности в архитектуре, архитектор должен вложить душу в свое произведение искусства [4].

Одной из первых работ в стиле баухауса Вальтера Гропиуса стала обувная фабрика "Фагус". Это был совместный проект Вальтера Гропиуса с Адольфом Мейером. Здание состояло из трех этажей, геометрически правильной формы. Крыша имела плоский вид. Вместо наружних несущих стен были поставлены железобетонные колонны в здании. Благодаря этому новшеству был застеклен фасад, внешние углы остались свободными. Данное здание стало большим прорывом в функциональную архитектуру индустрии, несмотря на используемые стекло и сталь.

Идеально распределенные пропорции Вальтер считал главным условием при достижении прекрасного и гармоничного в архитектуре.

Гропиус хотел создать проект здания, которое бы соответствовало всем принципам Буаухауса, то есть его философии. Его профинансировала либеральная власть Дессау [5].

Комплекс архитектуры был составлен из самых разнообразных частей, расположенных ассиметрично между собой, но составляющие целое. Кампус с корпусами для обучения, мастерскими и общежитием для студентов стал отражением программы по тому, как происходит объединение промышленности, ремесла и искусства в стиле Баухаус. Связь архитектуры с внешней средой Вальтер Гропиус видел в остеклении со всех возможных сторон или остеклении по кругу (сплошного). Данный кампус был первым строением университета того времени и демонстрировал отказ от функционирования стиля в традиции григориан. Комплекс включает восемь зданий, ассиметрично расположенных, которые имеют между собой связь с помощью крытых переходов. Панели сделаны из стекла, крыши имеют плоский вид, формы очень просты [3].

В Берлине на выставке "Интербау" Вальтер Гропиус представил здание из девяти этажей, изогнутой формы. Балконы в данном случае были расположены в шахматном порядке. Их украшали акриловые панели различных цветов. Апартаменты были свободной планировки. Кладовки и прачечная размещались на цокольном этаже.

В здании посольства США в Афинах Гропиус показал самобытность без опоры на классический образ. Вальтер достиг баланс между традиционной культурой и современностью. Внешние колонны были отделаны пентелийским мрамором, какой имел и Парфенон. Перила и декорации были сделаны грушевого дерева [1].

Вальтер Гропиус создал и проект университета в Багдаде, который так и не былзавершен. Проект не дала Гропиусу завершить политическая ситуация в Ираке.

Небоскреб "Пан-Ам-билдинг" стал противоречивой работой архитектора. Небоскреб перекрывал многие виды в городе, поэтому не все в Нью-Йорке остались довольны этим проектом. Но данный небоскреб, который содержал в себе пятьдесят девять этажей, имел очень удобную планировку и был популярен среди арендующих.

Таким образом, Вальтер Гропиус внес в архитектуру огромный вклад с помощью применения направления бархауса. Его работы отличаются интересными формами, структурой и непохожестью на работы других архитекторов.

Список литературы

  1. Аронов В. Р. Баухауз и ВХУТЕМАС в зеркале истории // Баухауз и художественные школы эпохи авангарда: материалы международной конференции, посвященной 100-летию Баухауза, Москва, 17–19 апреля 2019 года. – М.: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, 2019. – С. 14–21.
  2. Ауров В. В. Траектории развития теории архитектурного пространства ХХ века // Архитектура и современные информационные технологии. – 2020. – № 4 (53). – С. 57–73.
  3. Верхотуров Ф. В. Городок Баухауз в Дессау и студенческие проекты ВХУТЕМАСа «Высшая художественная школа» в Москве // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2019. – № 3-2. – С. 131–144.
  4. Иттен И. Искусство формы: мой форкурс в Баухаузе и других школах / пер. с нем. Л. Монаховой. – 6-е изд. – М.: Д. Аронов, 2014. – 135 с.
  5. Чижова Е. В. Главные архитектурные школы XX века: Баухауз и ВХУТЕМАС. Характеристика и сравнительный анализ // XLVII итоговая студенческая научная конференция УдГУ: Материалы всерос. конф., Ижевск, 01–30 апреля 2019 года / отв. ред. А. М. Макаров. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2019. – С. 401– 403.