Борьба с бедностью как ядро социальной политики в КНР

"Научный аспект №5-2024" - Социология

УДК 316.77

Ян Юэяо - магистрант Российского Государственного Педагогического Университета Им. А. И. Герцена.

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу успешной стратегии Китая по снижению уровня бедности, которая превратила страну из отсталой в одну из ведущих экономик мира. Центральное правительство КНР разработало и реализовало многоуровневую и многосекторальную политику, направленную на борьбу с бедностью, включающую целевые программы социального участия, международное сотрудничество и экономические реформы. Одним из ключевых аспектов успеха китайской стратегии стало адресное управление и поддержка на пяти уровнях местного самоуправления – от провинций до деревень.

Особое внимание уделяется роли Коммунистической партии Китая (КПК) и её лидеров, начиная с Мао Цзэдуна, в разработке и внедрении инновационных методов борьбы с бедностью. Под руководством Дэн Сяопина началась эпоха реформ и открытости, что дало значительный импульс экономическому развитию и повышению уровня жизни. В период руководства Ху Цзиньтао акцент был сделан на научное развитие и устойчивость, что способствовало дальнейшему улучшению социально-экономических условий в сельских районах.

Современные усилия по искоренению бедности, возглавляемые Си Цзиньпином, включают в себя целенаправленные меры, ориентированные на наиболее уязвимые группы населения. Эти меры включают улучшение условий жизни через переселение, образование и социальное обеспечение. Статья подчеркивает, что уникальный подход Китая к борьбе с бедностью, основанный на сочетании политического лидерства, финансовых инвестиций и мобилизации социальных сил, демонстрирует превосходство китайской системы управления и служит примером для других стран.

Ключевые слова: борьба с бедностью, социальная политика, коммунистическая партия Китая, экономическое развитие, целевые программы.

За последние 70 с лишним лет Китай превратился из отсталой страны во вторую по величине экономику мира. Эта страна стала локомотивом мировой экономики и вывела из бедности более 700 миллионов сельских жителей. Эти достижения заработаны тяжелым трудом благодаря сильному и эффективному руководству Коммунистической партии Китая (КПК). Центральное правительство взяло на себя обязательство сократить бедность посредством многомерных и многосекторальных программ. Эти проекты очень эффективны в борьбе с бедностью. [1, c. 5]

За несколько последних десятилетий Китай добился заметного прогресса в борьбе с бедностью. В ноябре 2011 г. Информационное бюро Госсовета Китайской Народной Республики опубликовало официальный документ под названием «Новый прогресс в программе сокращения бедности, ориентированной на развитие в сельских районах Китая». Сокращение бедности было достигнуто за счет целевых программ, социального участия и международного сотрудничества. В 2021 г. информационное бюро Госсовета Китайской Народной Республики объявило об окончательной победе в борьбе с крайней бедностью и подробно описало целевую стратегию и методы борьбы с бедностью. [2, c. 53]

Выделяют три особенности усилий Китая по сокращению бедности: адресная поддержка, эффективное управление и широкомасштабные экономические преобразования.

Существуют многочисленные исследования по сокращению бедности в Китае за последние четыре десятилетия. В некоторых исследованиях анализируется, как политические реформы привели к экономическому росту, повышению производительности и сокращению бедности. Некоторые исследователи оценивают эффективность программ сокращения бедности и извлекают уроки из опыта Китая. Вэй и Фэн (2022) изучают влияние расширенных прав и возможностей женщин на сокращение бедности с помощью многокомпонентной программы. Женщины, получившие полномочия благодаря мерам вмешательства, таким как обучение, кооперативы и кредиты, помогают сократить бедность за счет повышения доходов и уровня жизни своих семей. [6, c. 101]

Во время визита в деревню Шибадун в провинции Хунань в ноябре 2013 года президент Си Цзиньпин впервые выдвинул концепцию целевого сокращения бедности. Он сказал, что борьба с бедностью должна осуществляться на основе дифференцированного руководства и стиля работы, основанного на поиске истины на основе фактов, путем адаптации политики к местным условиям. Необходимо избегать лозунгов и пустой риторики. Не следует ставить перед собой недостижимые цели. С тех пор центральное правительство начало беспрецедентную кампанию по снижению уровня бедности, которая реализуется на пяти уровнях местного самоуправления – провинции, муниципалитете, округе, поселке и деревне. Эта общенациональная война с бедностью была выиграна благодаря согласованным, скоординированным и инновационным стратегиям под руководством ЦК КПК во главе с генеральным секретарем Си Цзиньпином. [9, c. 10]

Уникально эффективный подход Китая к сокращению бедности представляет собой новаторскую политику борьбы с бедностью с китайской спецификой, которая соответствует национальным условиям. Опыт этой страны по сокращению бедности демонстрирует превосходство китайской системы – лидерства КПК, финансовых инвестиций, мобилизации социальных сил и целенаправленного сокращения бедности. Эта стратегия вывела бедные регионы из бедности посредством образования, переселения и социального обеспечения.

Поскольку действия руководствуются идеями или ценностями, война Китая с бедностью вдохновлена теорией борьбы с бедностью руководства КПК. Сокращение бедности пропагандируется как национальная стратегия. Сильное руководство на всех уровнях правительства обеспечивает согласованные и постоянные усилия по снижению уровня бедности. Создается широкий спектр механизмов для обеспечения надлежащего управления в борьбе с бедностью. Эти меры приводят к успеху целевого сокращения бедности.

Идеи КПК по борьбе с бедностью возникли и развились в результате борьбы с бедностью с момента основания Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году.

Первое поколение центрального руководства КПК во главе с Председателем Мао Цзэдуном создало хорошие политические условия для борьбы с бедностью, с которой столкнулась в то время новая страна. Вековое унижение иностранной агрессии ввергло Китай в полуколониальное, полуфеодальное общество, а сотни миллионов китайского народа оказались в нищете или даже в крайней нищете. Новообразованная республика была отсталой страной. КПК объединила и повела китайский народ на продвижение социалистических преобразований в сельском хозяйстве, ремесленном секторе, капиталистической промышленности и торговле. [10, c. 23]

Установление социалистической системы предоставило институциональную основу для устранения коренных причин бедности. Социалистическое развитие началось во всех отраслях, создав независимую и многообещающую экономическую и промышленную систему. Под руководством КПК больше усилий было направлено на развитие коллективной экономики, земельную реформу и сельское хозяйство. Коллективная экономика была основой национальной системы.

Второе поколение руководства КПК под руководством Дэн Сяопина столкнулось с серьезной проблемой широко распространенной сельской бедности, начав эпохальные реформы и политику открытости. Эта дальновидная политика поставила Китай на путь социалистической модернизации. Тогда страна добилась больших успехов на пути к тому, чтобы стать богатой и сильной, ускорить экономический рост, улучшить общую численность и повысить уровень жизни китайского народа. Такое быстрое социально-экономическое развитие во многом способствовало сокращению бедности за счет резкого сокращения численности обедневшего населения.

Дин (2021) справедливо заметил, что «бедность – это не социализм. Социализм означает искоренение бедности. И мы должны идти в ногу со временем, и в этом цель нашей реформы». Ожидается, что социализм освободит и будет стимулировать производительные силы, создавая сильный и процветающий Китай. 13-й Национальный конгресс КПК в 1987 году определил трехэтапный план экономического развития и различные стратегии развития прибрежных районов и остальной части Китая. В сельских районах произошли серьезные реформы в сельском хозяйстве, включающие кооперативы и систему контрактной ответственности домашних хозяйств. Были высвобождены производительные силы, что привело к резкому увеличению сельскохозяйственного производства. Тем временем правительство содействовало развитию городских предприятий, стремясь повысить общие доходы в сельских районах Китая. Центральное правительство создало органы по борьбе с бедностью и определило бедные районы для борьбы с бедностью. Сокращение бедности, обусловленное развитием, оказалось большим успехом, о чем свидетельствуют быстрый экономический рост и рост доходов фермеров.[5, c. 12]

Начало 1990-х годов стало свидетелем новой картины сельской бедности. Отдельные группы, регионы и группы населения пострадали непропорционально сильно. Решая эту проблему, третье поколение руководства КПК во главе с Цзян Цзэминем сформулировало трехэтапный стратегический план развития для построения умеренно процветающей страны. Общенациональная война с бедностью велась непрерывно. В 1994 году Государственный совет инициировал Приоритетную программу борьбы с бедностью. В этом плане действий были определены конкретные цели и меры по удовлетворению основных потребностей 80 миллионов человек в бедных районах на 1994-2000 годы. В 1996 и 1999 годах центральное правительство провело национальные конференции по сокращению бедности с целью развития, твердо приверженное обеспечению достаточного количества еды и одежды для бедного населения к концу 2000 года. Сокращение бедности было достигнуто в основном за счет развития, а не государственной помощи. В 2001 году на другой конференции Государственный совет опубликовал «План борьбы с бедностью в сельских районах, основанный на развитии», взяв на себя дальнейшие обязательства по сокращению бедности с дополнительными мерами на 2001-2010 годы. К концу 2000 года бедное население в сельских районах Китая сократилось до 32,09 миллиона человек. [4, c. 1103]

В 21 веке высшие руководители КПК восприняли новые идеи развития. Концепция научного развития принадлежит Ху Цзиньтао, генеральному секретарю ЦК КПК с 2002 по 2012 год. Она ориентирована на человека, объединяет благосостояние людей, научный социализм и устойчивое развитие с целью построения гармоничного социалистического общества. Эта инициатива была направлена на достижение умеренного процветания во всех отношениях и продвижение развития новой социалистической деревни. Он принял множество мер и политики по борьбе с бедностью в соответствии с новыми условиями по всему Китаю. Сокращение бедности было в первую очередь сосредоточено на центральных и западных регионах, где 150 000 бедных деревень были выбраны из 592 приоритетных округов. Этих сельских жителей поощряли к полному, активному и сознательному участию в усилиях по сокращению бедности. Правительство приняло широкий спектр мер по развитию бизнеса, переводу сельской рабочей силы, переселению и переселению. Он также стремился сократить межрегиональный разрыв в социально-экономическом развитии с помощью конкретных планов — подъема Центрального Китая, возрождения северо-востока и стратегии развития Запада. Сельскохозяйственный налог был отменен по всей стране 1 января 2006 года. Была создана новая сельская кооперативная система медицинского обслуживания, снявшая экономическое бремя с фермеров. Национальная комиссия здравоохранения сообщила, что в 2009 году к системе присоединились около 833 миллионов сельских жителей, что составляет 94% всего сельского населения. Национальная конференция по сокращению бедности за счет развития была проведена в 2011 году, когда ЦК КПК и Госсовет опубликовал «Концепцию борьбы с бедностью в сельских районах за счет развития». В этом руководстве рассматриваются проблемы, стоящие перед борьбой с бедностью на новом этапе. [8, c. 7]

После 18-го съезда КПК в 2012 году Китай вступил в новую эру построения среднезажиточного общества и достижения первой столетней цели. Быстрое социально-экономическое развитие за последние десятилетия усилило национальную мощь, потенциал управления и систему социального обеспечения. Этот прогресс заложил материальные и институциональные основы для дальнейшего сокращения бедности. Но перед Китаем по-прежнему стояла трудная задача – вывести из бедности наиболее бедное население сельских районов. ЦК КПК во главе с генеральным секретарем Си Цзиньпином выдвинул концепцию целенаправленного сокращения бедности. Этот инновационный подход оказался уникально эффективным в ликвидации бедности.

Начиная с 18-го съезда КПК в конце 2012 года, борьба с бедностью была включена в Комплексный план пяти сфер и Комплексную стратегию из четырех направлений, выдвинутые ЦК КПК под руководством Си Цзиньпина. Сокращение бедности является необходимым шагом для реализации первой столетней цели и китайской мечты о национальном возрождении. Председатель Си Цзиньпин был глубоко обеспокоен состоянием бедных регионов и домохозяйств и посвятил большую часть своей энергии борьбе с бедностью. Он представил несколько важных идей и разработал ряд важных политик. Повышение уровня жизни в сельской местности имеет решающее значение для достижения первоначального процветания сельской местности. Кампания по борьбе с бедностью не оставит после себя ни одного бедного района или ни одного бедняка. [9, c. 20]

ЦК КПК и Госсовет опубликовали в ноябре 2013 года План действий по развитию сельских районов и искоренению бедности. В 2014 году, принимая участие в обсуждении делегации Гуйчжоу на 2-м пленарном заседании Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва, председатель Си Цзиньпин заявил: «Руководители КПК должны совершить инспекционные поездки, чтобы выявить действительно бедных. Сокращение бедности должно достичь конкретных рук или тех, кто действительно в этом нуждается, а бедность должна быть полностью искоренена».

К концу 2014 года Управление по борьбе с бедностью Государственного совета опубликовало Рабочий план по регистрации бедного населения, в котором к концу 2014 года собираются данные о малоимущих лицах, домохозяйствах, деревнях, округах и регионах по всему сельскому населению Китая. 17 ноября 2014 г. отмечалось как первый Национальный день борьбы с бедностью, когда президент Си Цзиньпин (2014 г.) призвал «партию и общество усердно работать над сокращением бедности». Центральный комитет КПК и народное правительство всех уровней должны прилагать больше усилий для сокращения бедности, что требует проведения целенаправленной политики, соответствующей местным условиям. Кадры КПК и люди в бедных районах должны быть мобилизованы для содействия сокращению бедности.

В конце ноября 2015 года ЦК КПК и Госсовет приняли Решение «О победе в борьбе с бедностью», составив общий план по ликвидации крайней бедности к концу 2020 года. В своем докладе на XIX съезде КПК Си Цзиньпин (2017) подчеркнул о необходимости мобилизации всей партии, всей страны и всего общества для победы в борьбе с бедностью. КПК обещала, что умеренное процветание будет доступно всем, независимо от того, были ли они бедными или богатыми раньше.

На семинаре по сокращению бедности в марте 2020 года президент Си Цзиньпин (2020 г.) призвал к непрерывным усилиям для достижения полной победы в борьбе с бедностью, несмотря на появление и распространение Covid-19. Он сказал: «Цели борьбы с бедностью должны быть достигнуты в соответствии с графиком. Мы должны направить наши усилия на решение этой сложной задачи» (Си, 2020 г.). Все сельское население, а также обедневшие деревни и уезды должны быть выведены из нищеты к 2020 году. Все слои общества мобилизованы на борьбу с бедностью. Китайский народ под руководством КПК усердно работает, проявляя огромную решимость, прилагая чрезвычайные усилия и целенаправленно принимая меры. Нисходящий механизм борьбы с бедностью превратился в эффективную и действенную стратегию сокращения бедности.

На 20-м съезде КПК обсуждались различные аспекты внутренней и внешней политики Китая. Съезд начался на фоне обсуждений о чистках среди высокопоставленных чиновников и спекуляций о политической борьбе внутри партии. Однако, как отмечалось, съезд во многом был формальностью для одобрения ранее принятых решений и указаний партийного руководства. В рамках съезда Центральный комитет партии оценил достижения за последние пять лет и анонсировал публикацию статьи Си Цзиньпина о принципе "народ превыше всего". Также были анонсированы поправки в Устав КПК, содержащие важные теоретические взгляды и стратегические идеи.

Список литературы

  1. Сюн Б. Старение населения и устойчивое развитие. Пекин: Издательство "Энциклопедия Китая", 2002.
  2. Ян Ю. Словарь государственных деятелей мира. Пекин: People's Daily Press, 1992.
  3. Го CC, Луо XB, Чжу Н. Рост доходов, неравенство и сокращение бедности: исследование восьми провинций Китая. Китайское экономическое обозрение, 2009, Т. 20, С. 485–496.
  4. Гу, Р., и Не, Ф.Ю. Поможет ли расширение прав и возможностей женщин сокращению бедности? Данные многокомпонентной программы в автономном районе Внутренняя Монголия Китая. Журнал интегративного сельского хозяйства, 2021, Т. 20, С. 1092–1106.
  5. Дин Баолянь. Стратегия создания потенциала партии в области управления и отношения между средствами массовой информации. Yangzhou University Journal, 2021, № 11.
  6. Ван Вэй, Ван Фэн. В конце концов, кто устанавливает повестку дня - Повестка дня устанавливает теорию развития контекст расчесывания. Знания новостей, 2022, № 5.
  7. Ван Ч. Средства массовой информации и государственная политика в период социальной трансформации. 2018, № 10, С. 12-13.
  8. Ван Шаогуан. Модель, установленная государственной политической повесткой Китая. Социальные науки Китая, 2023, № 5.
  9. Ван Сяошэн. Сдержек и противовесов социальной власти с помощью власти общения, переосмыслил теорию переговорной демократии Хабермаса. Журнал Университета Сунь Ятсена (версия социальных наук), 2021, № 4.
  10. Ли П. СМИ как инструмент государственной информационной политики. В сборнике: Государство будущего: актуальные проблемы социально-экономического и политико-правового развития, 2020.
Автор: Ян Юэяо