Принципы формирования безбарьерной среды для людей с невидимыми инвалидностями

"Научный аспект №5-2024" - Социология

УДК 72.06

Черенкова Дарья Александровна – магистрант Воронежского государственного технического университета

Лапина Наталия Евгеньевна – доцент Воронежского государственного технического университета

Аннотация: На данный момент в мире развиваются технологии, предназначаемые для создания безбарьерной среды для людей с инвалидностями. Для людей с ограниченной мобильностью, слепотой, отсутствием конечностей проблемы очевидны, что упрощает поиск способов решения. Однако существуют и менее очевидные проблемы, которые тем не менее требуют решения. Создание среды, приспособленной для подобных инвалидностей не только не принесет неудобства другим, но и наоборот – повысит безопасность и комфорт для всех слоев населения, будь то дети, взрослые, пенсионеры или инвалиды. Для этого необходимо определить, что относится к невидимым инвалидностям и как их можно классифицировать для формирования архитектурной среды, рассмотреть проблемы, создающие барьер в среде для людей с данными инвалидностями, проанализировать существующие решения и их особенности и выявить принципы формирования безбарьерной среды.

Ключевые слова: невидимая инвалидность, световое загрязнение, шумовое загрязнение, места отдыха, уменьшенная сенсорная нагрузка.

Невидимая инвалидность, также известная как скрытая инвалидность или невидимая инвалидность – это инвалидность, которая не проявляется сразу. Обычно это хронические заболевания и состояния, которые значительно ухудшают нормальную повседневную деятельность.

Невидимая инвалидность может включать проблемы с подвижностью, такие как хронические боли в спине, проблемы с суставами или хроническая боль. Пострадавшие люди могут не пользоваться средствами передвижения в некоторые дни или вообще не пользоваться ими, потому что тяжесть боли или уровень подвижности могут меняться изо дня в день. Большинство людей с повторяющимися травмами от перенапряжения двигаются типичным и незаметным образом, и медицинское сообщество даже поощряет их быть как можно более активными, включая занятия спортом; однако у этих людей могут быть серьезные ограничения в том, сколько они могут печатать, писать или как долго они могут держать в руках телефон или другие предметы [1].

Психические отклонения или заболевания, такие как СДВГ, тревожность, дислексия, аутизм, также классифицируются как невидимые нарушения, потому что их обычно не обнаруживают сразу при взгляде на человека или разговоре с ним.

Для определения подходящих методов формирования безбарьерной среды, будет удобнее классифицировать данные инвалидности не по медицинским критериям, а по типу проблем, которые надо решить с помощью безбарьерной среды.

Первым типом будут нарушения и проблемы, связанные с восприятием и обработкой информации. К этому типу относятся дислеския (рисунок 1), дискалькулия (рисунок 2), глухота, дальтонизм, эпилепсия, СДВГ и аутизм, где частым симптомом является сенсорная перегрузка и нарушение слуховой обработки информации, и схожие инвалидности.

image001

Рисунок 1. Примеры восприятия текста дислексиками.

image002

Рисунок 2. Симптомы дискалькулии.

Для первого типа проблемы заключаются в уровне освещенности и яркости, подборе цветов (рисунок 3), шрифтов, размеров текстовых и графических элементов, уровне светового и шумового загрязнения, передаче громкости и четкости звуковых сигналов.

image003

Рисунок 3. Восприятие цветов светофора при различных видах дальтонизма.

Из этого следуют, что необходимо понизить контрастность, пестроту и яркость изображений, проверять разборчивость цветового решения при помощи черно-белой версии или заменять черно-белой версией [2, с. 4], использовать легко читаемые шрифты и размеры текста, дублировать цифры словами и текст графическими подсказками, увеличить уровень шумовой изоляции в общественных пространствах и настроить громкость звука для уменьшения нагрузки [3, c. 10].

Данные решения также помогут обычным людям легче ориентироваться в пространстве, особенно в незнакомых местах, понизит стресс из-за шума и светового загрязнения и увеличит шансы предотвратить головную боль, потерю слуха и так далее [4].

Вторым типом будут нарушения и проблемы, связанные с мобильностью, выносливостью и болевыми ощущениями. К этому типу относятся хронические боли и болезни, диспраксия, проблемы с подвижностью, суставами, непостоянной необходимостью в вспомогательном оборудовании мобильности (коляски, трости, костыли, ходунки и т.д.) и повторяющиеся травмы.

Для второго типа проблемы заключаются в местах для сидения и отдыха, наличии поручней и прочих опор, требуемом уровне моторики для открытия дверей и т.д.

Следовательно, необходимо увеличить частоту размещения скамеек и прочих мест отдыха (рисунок 4), оборудовать пешеходные дорожки поручнями, настроенными на несколько уровней высот для удобного доступа для детей и взрослых и помощи подъёма при падении, использовать автоматические двери и альтернативные замки [5].

image004

Рисунок 4. Скамейка в использовании.

Данные решения также помогут пожилым людям, у которых часто есть проблемы с мобильностью, детям, особенно маленьким которые еще не развили моторику и чувство равновесия, людям с болезнями и физическими травмами, влияющими на мобильность.

Третьим типом будут нарушения и проблемы, связанные с приступами и их причинами или триггерами. К этому типу относятся эпилепсия, ПТСР, мигрени, тревожность, в похожих приспособлениях могут нуждается люди с СДВГ и аутизмом при сенсорной перегрузке.

Для третьего типа проблемы заключаются в условиях и ощущениях, способствующих приступам, паническим и тревожным атакам и отсутствии безопасной среды для успокоения и расслабления после приступа, панической или тревожной атаки.

Соответственно, подходящим решением будет создание безопасного места с уменьшенной сенсорной нагрузкой, некоторым уровнем изоляции от общественного пространства и оформлением, способствующим успокоению и восстановлению [5].

Данные решения также помогут семьям с маленькими детьми, которые могут быть испуганы и напряжены в шумных местах с незнакомыми людьми, пожилым людям и любому, кто хочет отдохнуть от суеты и людных мест.

Формирование безбарьерной среды не заканчивается на очевидных проблемах, ведь менее заметные инвалидности также требуют внимания и решения. Исследование невидимых инвалидностей и создание среды, учитывающей их потребности увеличит комфорт и безопасность пространства не только для людей с данными инвалидностями, но и для детей, пожилых и людей с временными болезнями и травмами.

Список литературы

  1. Свейлич, С. (2004). Просто отлично: разоблачение скрытых хронических заболеваний и боли. Заядлый читатель прессы. 0-9700150-4-6 ISBN.
  2. Stiles, John (2006) "Colorblindness: Invisible Disability," Iowa Science Teachers Journal: Vol. 33: No. 1, Article 6 [Электронный ресурс] ULR https://scholarworks.uni.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1114&context=istj (дата обращения 04.2024).
  3. Доступная среда и её значение для обучения людей с РАС, Стейнберг А.С. [Электронный ресурс] ULR https://autism-frc.ru/system/articles/files/000/001/040/original/Стейнберг_ВУЗ_%281%29.pdf?1606387423 (10.05.2024).
  4. Прядко И.П., Орлина К.В. Транспорт в городе: организация безбарьерной и комфортной архитектурно-планировочной среды для маломобильных групп населения // Урбанистика.  № 1.  С. 19-29. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.1.12517 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12517.
  5. Can architecture improve the lives of chronic pain sufferers? [Электронный ресурс] ULR https://www.ft.com/content/3480da3f-d029-4c9d-a552-ce09c07d4e62 (дата обращения 16.05.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Черенкова Дарья Александровна