УДК 364.14.73

Медиарепрезентация социального неравенства в США (на примере анализа серии статей «The 1619 Project» / NYT)

Калинина Александра Олеговна – студент кафедры регионоведения Азиатско-Тихоокеанский региона Иркутского Государственного Университета.

Аннотация: В статье рассматривается концепт медиарепрезентации социального неравенства как в истории США, так и на современном этапе развития страны. Выделяются основные особенности репрезентации события-референта в средствах массовой информации, а также использование языковых средств выразительности при изложении материала. В качестве объекта исследования был выбран проект «1619» американского журналиста Николь Ханны-Джонс. Проект направлен на пересмотр истории США в контексте рабского труда темнокожего населения. Инициатива поддерживается Демократической партией США, а также стремительно внедряется в образовательные программы по истории в школах и университетах. Вместе с тем, после публикации проекта наблюдается разносторонняя критика «1619» как со стороны научного сообщества, так и со стороны населения Соединенных Штатов.

Ключевые слова: медиарепрезентация, рабство, социальное неравенство, США, проект «1619», афроамериканцы.

Концепт медиарепрезентации отличается своей когнитивно-дискурсивной природой. В процессе медиарепрезентации журналисты не просто отражают реальность, а активно конструируют ее через специфические языковые и стилистические приемы. Важно отметить, что понятие медиарепрезентации всегда связано с определенным событием-референтом, то есть с реальным явлением, которое освещается в медиа. Однако, эта связь не является прямой и объективной. Медиарепрезентация всегда является результатом отбора, интерпретации и оценки информации, осуществляемой журналистами и редакторами СМИ [3].

Медиарепрезентация социально значимых событий выходит за рамки простого информирования. Она играет активную роль в формировании общественного мнения. Создавая определенные образы и нарративы, СМИ влияют на то, как люди понимают мир, какие ценности и убеждения они разделяют. Процесс «встраивания» новых представлений в когнитивную картину мира человека может происходить как сознательно, так и бессознательно. Люди могут принимать новую информацию, интегрировать ее в свою систему взглядов, либо отвергать ее, если она противоречит их убеждениям. Важно понимать, что медиарепрезентация не является нейтральным явлением. Она всегда несет в себе определенную идеологическую нагрузку, отражающую интересы тех, кто контролирует медиа [1].

Язык – это основной инструмент журналиста, с помощью которого он не только передает информацию, но и формирует определенное восприятие событий [2]. Использование различных языковых средств, таких как эпитеты, метафоры, сравнения и других фигур речи, позволяет автору медиа текста создавать яркие образы, выражать свою позицию, а также вызывать определенные эмоции у читателя [4].

Опубликованный в августе 2019 года проект «1619» — это амбициозная инициатива американского журналиста Николь Ханны-Джонс. «1619» привлек широкое внимание общественности и вызвал неоднозначную реакцию как со стороны ученых, так и со стороны простого населения США. Публикация 17 эссе в таком авторитетном издании как «The New York Times Magazine» свидетельствует о важности темы, поднятой Ханной-Джонс.

Проект «1619» представляет собой глубокое и многогранное исследование исторического наследия рабства в США, а также его долгосрочного влияния на американское общество. Фокусируясь на различных сферах общественной жизни страны, проект выстраивает связь между прошлым и настоящим, показывая, как события 1619 года продолжают отражаться в современной Америке. Включение в проект произведений искусства, созданных современными афроамериканскими художниками, фотографами, писателями и философами, позволяет взглянуть на проблему с разных точек зрения и придает ей большую эмоциональную глубину [5].

Проект «1619» предлагает смелый и провокационный пересмотр истории США, смещая фокус с традиционной даты основания страны, 1776 года, на 1619 год, год прибытия первых рабов из Африки на территорию Северной Америки. Данный пересмотр подчеркивает основополагающую роль рабства в формировании американской идентичности, экономики и политической системы. Аргументы авторов проекта о связи между стремлением к сохранению рабства и объявлением независимости от Британии, где набирало силу движение за отмену рабства, представляют собой серьезный вызов традиционным нарративам американской истории. Утверждение о том, что американский капитализм образовался из системы рабского труда на хлопковых плантациях, заставляет задуматься о нравственных основах американского экономического развития [5].

Проект «1619» выходит далеко за рамки простой переоценки исторических событий. Он ставит перед собой амбициозные цели по трансформации американского общества и политики. Пересмотр системы образования с учетом роли афроамериканцев и истории рабского труда является важным шагом на пути к созданию более полной и объективной картины прошлого.

Идея перераспределения богатства в пользу этнических меньшинств, пострадавших от дискриминации, поднимает сложные вопросы о социальной справедливости и экономическом равенстве. Противостояние политике республиканцев, которую авторы проекта воспринимают как враждебную интересам афроамериканцев, свидетельствует о политизированности проекта.

Включение идей проекта «1619» в избирательную кампанию Демократической партии США свидетельствует о растущем влиянии данного проекта на политическую повестку дня в стране. Использование риторики «системного расизма» и акцент на расовых конфликтах подчеркивает то, что Демократическая партия стремится мобилизовать электорат, опираясь на идеи проекта «1619».

Использование Николь Ханной-Джонс в своем эссе эпитета «варварский» («barbaric») для описания системы рабства, зародившейся в 1619 году, несет сильное эмоциональное влияние на читателей и призвано сформировать резко негативное отношение к данному явлению [5]. Это яркий пример средства выразительности, который призван подчеркнуть жестокость и бесчеловечность рабства.

Сравнение рабства с «первородным грехом» («the country’s original sin») — это эффективная метафора, которая подчеркивает глубину морального падения, связанного с этим явлением [5]. Использование прилагательного "первородный" усиливает эффект, указывая на то, что рабство — это не просто ошибка прошлого, а нечто врожденное, заложенное в главных основах американской нации.

Использование Ханной-Джонс термина «славянократия» («slavocracy») вместо более привычного «рабовладельческое государство» — это сознательный выбор журналиста [5]. Данный неологизм призван подчеркнуть не просто факт существования рабства, но и его определяющий характер для американского общества того времени. Такая номинация, безусловно, является эффективным риторическим приемом, который помогает Ханне-Джонс донести до читателя свою точку зрения.

Другим примером медиарепрезентации информации в проекте «1619» является метафора «ДНК», которая служит для описания связи рабства и американского капитализма («the DNA of American capitalism») [5]. Метафора подчеркивает, что рабство — это не просто эпизод в прошлом, а нечто, что глубоко укоренилось в самой структуре капиталистической системы, определило ее «генетический код». Автор одного из эссе Мэтью Десмонд, приводя цитату историков Свена Беккерта и Сета Рокмана представляет довольно радикальную точку зрения о том, что насилие и принуждение, характерные для рабства, стали образующим фундаментом для экономического прогресса США.

Мэтью Десмонд использует и другие риторические средства с целью критики американского капитализма. Например, эпитет «ошеломляющий» («stunning») по отношению к социальному неравенству подчеркивает не просто факт существования неравенства, а его вопиющий, шокирующий масштаб. Устойчивое словосочетание «победитель получает все» («a winner-take-all capitalism») создает образ безжалостной системы, где успех одних построен на эксплуатации и угнетении других. Используемый эпитет «расистский капитализм» («a racist capitalism») раскрывает позицию Мэтью Десмонда в обвинении капитализма в системном расизме [5].

Дженин Интерланди в своем эссе использует сравнение расового неравенства в здравоохранении с самой американской демократией («racial health disparities as democracy itself») [5]. Автор включает данный прием в свое повествование, чтобы показать, насколько глубоко укоренена эта проблема в американском обществе. Дженин Интерланди утверждает, что расовое неравенство не просто существует параллельно с демократией, а является такой же неотъемлемой частью американской системы, как и сама демократия.

Уэсли Моррис, рассуждая о популярности «черной» музыки в своем эссе, использует иронию «великолепная шутка над американским расизмом» («a magnificent joke on American racism») в качестве средства выразительности, с целью подчеркнуть парадокс ситуации [5]. С одной стороны, афроамериканцы сталкивались и продолжают сталкиваться с расизмом и дискриминацией в США. С другой стороны, их музыкальная культура обрела мировую популярность и признание, преодолевая расовые барьеры. Приведенная ирония выставляет американский расизм нелепым и абсурдным в контексте всеобщего признания таланта и вклада афроамериканцев в мировую культуру.

Гленн Брейси, упоминая в своем эссе возрождение духовной культуры афроамериканцев, приводит выразительную метафору «из пепла унижения белокожими» («out of the ashes of white denigration») [5]. Автор проводит параллель с мифической птицей Феникс, которая возрождалась из пепла. Данная метафора отражает невероятное стремление и творческий потенциал афроамериканцев. Несмотря на унижения, дискриминацию, попытки уничтожить их культуру, они смогли не только выжить, но и создать нечто прекрасное и уникальное. Кроме того, прием подчеркивает огромное значение культуры как инструмента сопротивления и самоутверждения. Афроамериканцы, согласно Гленну Брейси, создавали собственную музыку, литературу, искусство, чтобы сохранить свою идентичность и бороться за гражданские права.

Таким образом, проект «1619» Николь Ханны-Джонс стремится представить альтернативную версию американской истории, в которой рабство и его последствия занимают центральное место. Многочисленное использование метафор, эпитетов, сравнений и других художественных приемов делает тексты проекта эмоционально насыщенными, запоминающимися, однако, в то же время, подвергает его критике за излишнюю субъективность и политизированность. Проект «1619» вызвал оживленную дискуссию в американском обществе. Он стал предметом как восхваления и общественной поддержки, так и резкой критики. 

Список литературы

  1. Ван Дейк Т.А. Дискурс и властью Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. – М.: «Книжный дом» Либроком, 2013. – 344 с.
  2. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов // Москва, 1977. – 312 с.
  3. Добросклонская Т. Медиалингвистика: теория, методы, направления / Татьяна Добросклонская. – 2020. – 180 с.
  4. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. – М., 2010. – 185 с.
  5. The 1619 Project // The New York Times Magazine, 2019 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nytimes.com/interactive/2019/08/14/magazine/1619-america-slavery.html (дата обращения: 10.02.2024).