УДК 316

Особенности социально-культурного взаимодействия в контексте досуговых учреждений

Машаруева Анна Владимировна – магистрант кафедры управления и проектной деятельности в сфере культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности социально-культурного взаимодействия досуговых учреждений. Определяются основные формы взаимодействия организаций с аудиторией и факторы их подбора. Описываются комплексные формы взаимодействия, наиболее эффективные для работы с аудиторией и неизменны, несмотря на меняющиеся условия. Прослеживается зависимость определения форм и целей социально-культурного взаимодействия. Определяются цели социально-культурного взаимодействия досуговых учреждений и описываются соответствующие формы, относительно каждой цели. Описаны факторы, влияющие на подбор формы взаимодействия, а также выделены наиболее влиятельные из них.

Ключевые слова: Стратегия культурных взаимодействий, культурное взаимодействие, социально-культурное взаимодействие, культурное и социальное развитие, производство и воспроизводство знания, формы социально-культурного взаимодействия.

Социально-культурное взаимодействие в контексте досуговых учреждений включает в себя различные формы. Целью любого досугового учреждения является предоставление аудитории таких форм социально-культурного взаимодействия, которые бы полностью удовлетворяли потребности пользователей.

Критериями для определения наиболее эффективных форм социально-культурного взаимодействия досуговых учреждений являются следующие факторы:

  • Специфика учреждения или проекта
  • Ожидаемый результат от взаимодействия
  • Доступные ресурсы
  • Реальная и потенциальная аудитория
  • Конкуренты и партнеры проекта или организации

 Однако существует ряд форм взаимодействия, не зависящих от специфики учреждения, его возможностей, целевой аудитории и внешней среды. Данные формы остаются неизменно эффективными для любого досугового учреждения и служат основой для работы. Наиболее эффективными для работы с аудиторией досуговых учреждений являются следующие формы: беседы, дискуссии, игры, конкурсы, концерты, выставки и т. д. Важно отметить, что каждый человек имеет право на свободу выбора той или иной формы участия в социально-культурном взаимодействии. Важной задачей для досуговых учреждений является подбор таких форм взаимодействия, которые будут дополнять друг друга и охватывать как можно больше участников взаимодействия, а также, отвечать поставленным целям. Одной из главных задач социально-культурного взаимодействия в досуговых учреждениях является создание условий для развития личности каждого участника. Для этого необходимо учитывать интересы и потребности всех участников, создавать благоприятную атмосферу для общения и сотрудничества.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что формы культурного взаимодействия всегда зависят от целей, которые преследуют субъекты социально-культурного диалога. Благодаря уже знакомым, а также новым формам организаторы способны добиться повышенного внимания к своей деятельности со стороны общественности, а значит выполнять намеченные цели. Формы и принципы социально-культурного взаимодействия досуговых учреждений в основном обеспечивают сохранение культуры, а также, трансляцию уже накопленных знаний. Социальное взаимодействие является основой для создания форм развития.

Важно помнить, что деятельность досуговых учреждений направлена на производство и воспроизводство новых продуктов. Для этого организации используют определенные формы культурного взаимодействия, наиболее эффективными из которых являются: открытые лекции, выставки, интерактивные формы.

Так же, важной особенностью социально-культурного взаимодействия в досуговых учреждениях является взаимодействие организаций между собой. Формы социально-культурного взаимодействия досуговых учреждений отличаются от тех, что используются для аудитории. Они в большей степени направлены на цели, не связанные напрямую с пользователями, хотя в конечном итоге и повышают эффективность работы учреждения в целом.

Социально-культурное взаимодействие досуговых учреждений можно классифицировать по основной цели взаимодействия:

  • Расширение аудитории, привлечение потенциальных пользователей.

Часто взаимодействие досуговых учреждений преследует своей главной целью именно привлечение внимания новых пользователей к своей деятельности. Данная цель характерна для взаимодействия учреждений, выполняющих разные запросы одной аудитории. Так, например, совместный проект библиотеки и музея позволит распространить информацию о мероприятии сразу на нескольких каналах что обозначает увеличение посещаемости и отклика. Пользователи, изначально знакомые только с деятельностью библиотеки, благодаря совместному мероприятию могут ближе узнать о выгодных предложениях музея, а значит перейти из потенциальной аудитории в реальную.

  • Обмен опытом для повышения качества предоставляемых услуг. Обмен опытом между учреждениями важен по нескольким причинам. Во-первых, он помогает избежать повторения негативного опыта и использовать лучшие практики. Во-вторых, обмен опытом способствует распространению новых идей и технологий, что стимулирует инновации и развитие. В-третьих, такой обмен позволяет установить контакты и наладить сотрудничество между учреждениями, что может привести к созданию совместных проектов и программ. Наконец, обмен опытом способствует повышению профессионального уровня сотрудников учреждений, что положительно влияет на качество предоставляемых ими услуг.
  • Разработка совместных проектов. Существуют проекты, требующие больше ресурсов, чем располагает учреждение. В таких случаях социально-культурное взаимодействие несет в себе цель оперативного получения информационных, материальных, технических и других видов ресурсов. Данная цель социально-культурного взаимодействия предполагает, что досуговые учреждения-участники могут заниматься одной деятельностью и даже быть конкурентами. Такое сотрудничество приводит не только к краткосрочным результатам в виде успешной реализации проекта, но и укреплению связей между учреждениями.
  • Укрепление связей между учреждениями. Данная цель может выступать как самостоятельная, а не являться косвенным результатом в достижении других. Укрепление связей между досуговыми учреждениями важно по нескольким причинам. Во-первых, это позволяет обмениваться опытом и лучшими практиками, что способствует повышению качества предоставляемых услуг. Во-вторых, укрепление связей между досуговыми учреждениями способствует созданию единого культурного пространства, что важно для формирования общей культурной идентичности. Наконец, такое взаимодействие помогает снизить конкуренцию между учреждениями и создать более гармоничную среду для развития культуры и искусства.
  • Создание единого культурного пространства учреждениями. Данная цель важна по нескольким причинам. В первую очередь, это способствует формированию общей культурной идентичности, которая объединяет людей разных национальностей, вероисповеданий и социальных групп. Так же, единое культурное пространство позволяет обеспечить доступность культурных благ для всех граждан, независимо от места их проживания. Кроме того, такое пространство создает условия для обмена информацией, опытом и знаниями между различными учреждениями и людьми, что способствует общему развитию. Наконец, единое культурное пространство способствует сохранению и развитию национальной культуры и традиций, что является одним из основных направлений культурной политики Российской Федерации.

Подбор формы социально-культурного взаимодействия между учреждениями зависит от нескольких факторов. Во-первых, это цели и задачи, которые ставят перед собой учреждения. Во-вторых, это ресурсы, которыми располагают учреждения (финансовые, материальные, кадровые). В-третьих, это особенности целевой аудитории, на которую рассчитаны услуги учреждений. В-четвертых, это географическое расположение учреждений и доступность для посетителей. В-пятых, это уровень развития инфраструктуры и технической оснащенности учреждений. Все эти факторы влияют на выбор формы социально-культурного взаимодействия между учреждениями.

Таким образом, Социально-культурное взаимодействие учреждений друг с другом зависит в первую очередь от цели. Цель определяет форму взаимодействия, которая должна быть выбрана для достижения наилучшего результата. Для успешного взаимодействия необходимо учитывать ресурсы, особенности целевой аудитории, географическое расположение и другие факторы.

Список литературы

  1. Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики/ М.А. Ариарский. - Санкт-Петербург: Эго, 2001. 286 с.
  2. Баранова Е.А. Социально-культурное взаимодействие в современном обществе: тенденции и перспективы // Известия высших учебных заведений и физического воспитания.- 2018. С. 12-16
  3. Гаранин А.С. Социально-культурная деятельность: сущность и основные направления // Известия высших учебных заведений и физического воспитания.- 2015. – С. 56-59
  4. Елизаров В.В. Социально-культурная деятельность: методология и практика.- Москва: Академический проект, 2018.
  5. Гойхман, О.Я. Организация и проведение мероприятий/ О.Я. Гойхман. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 119 с.