УДК 316.034

Социология религиозных групп центрального административного района города Санкт-Петербурга

Белоликов Василий Сергеевич – аспирант по социологическим наукам, социолог, аспирант кафедры теории, истории и методологии социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В данной научной статье рассматривается социологический аспект религиозных групп Центрального административного района города Санкт-Петербурга. Исследование охватывает анализ социальной структуры, особенностей взаимодействия и функционирования религиозных сообществ в условиях мегаполиса. Основное внимание уделяется вопросам адаптации религиозных организаций к современным городским условиям, их роли в жизни городской общины и взаимодействию с местной властью и обществом.

Ключевые слова: религиозные группы, Санкт-Петербург, Центральный административный район, социология религии, городская община, адаптация, взаимодействие с обществом.

Введение

Рассматривая религиозные группы Центрального административного района города Санкт-Петербурга, необходимо отметить, что данный район является уникальным полигоном для изучения социальных аспектов религиозной жизни. Густонаселенность района, наличие значительного числа религиозных объектов различных конфессий и богатая история города создают особые условия для функционирования и взаимодействия религиозных сообществ.

Основная часть

Исследование включает в себя анализ структуры религиозных групп, их исторического развития, особенностей организации и практик. Особое внимание уделяется вопросам социальной адаптации религиозных сообществ к условиям современного города, их участию в социальной жизни района, взаимодействию с местными властями и другими общественными институтами.

В Центральном районе Петербурга имеется очень разнообразная социальная жизнь различных религиозных групп и организаций. В частности, представлена так называемая Невская поморская община, которая содержит храм на Тверской улице дом восемь. Есть церковь шестоковской иконы божией матери грузинского прихода на Старорусской улице(Клирик Грузинской Православной Церкви, митрофорный протоиерей Константин Гиоргадзе назначен настоятелем петербургского храма - Назначение состоялась по соглашению Католикоса-Патриарха всея Грузии Ильи Второго и Патриарха всея Руси Кирилла), есть центр духовной помощи (протестантская община) на Дегтярной улице и довольно крупные объекты вроде Петрикирхе (Петра и Павла церковь) и Кафедральный собор святой Марии Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии в ведениии протестантов (elci.ru).

Также стоит отметить Евангелическо Реформатская Церковь "Путь, Истина и Жизнь" (refspb.ru). Множество ещё собственно православных храмов – Благовещенская и Рождественская церковь в Песках, Троицкая церковь при НИИ Трансфузиологии и Тихвинское подворье, Феодоровский собор, Церковь святителя Петра на Роменской, Крестовоздвиженский собор (или просто казачий), комплекс Александро-Невской лавры вместе с епархией Рпц, Владимирский собор и коневская церковь, Казанский кафедральный собор (kazansky-spb.ru) и Собор Вознесения Христова (спас на крови spas.spb.ru), Воскресенский Смольный собор, Церковь Спаса Нерукотворного образа на конюшенной площади. Особняком стоит Приход Святой Екатерины Римско-католической Церкви (catherine.spb.ru). Помимо этого Армянская апостольская церковь св. Екатерины.

В посте на платформе Живого Журнала shantinathini освещается уникальный аспект религиозной жизни Санкт-Петербурга - Невская обитель старообрядцев, расположенная в спальном районе города. Автор делится своими наблюдениями и историческими сведениями о жизни и традициях этого замкнутого религиозного сообщества.

Пост начинается с личных впечатлений автора о встрече со строгим и замкнутым миром старообрядцев, которые сохраняют свои традиции и обряды в современном мегаполисе. В тексте подробно описывается история Невской общины старообрядцев, начиная с XVII века, когда возникли первые расколы в Русской Православной Церкви из-за реформ патриарха Никона.

Автор приводит интересные исторические факты о том, как староверы, будучи мастеровыми людьми, прибыли в Петербург по приглашению царя Петра и со временем обосновались на реке Охте. Описывается, как в течение веков община староверцев переживала периоды гонений и репрессий, особенно после большевистского переворота, и как она смогла сохранить свою идентичность и вероисповедание в условиях советской власти и модернизации.

Важной частью поста в ЖЖ является описание архитектуры и внутреннего убранства Невской обители, которая служит не только местом молитвы, но и центром духовной жизни общины. Автор подробно рассказывает о строительстве нового здания церкви в преддверии 1000-летия Крещения Руси, о реконструкции и пристройках, которые были выполнены силами прихожан.

Особое внимание уделяется богослужению и традициям старообрядцев, их строгому соблюдению древних правил и обрядов, а также отношению к современному миру и сохранению своей уникальной культуры в условиях современного города. Автор описывает особенности старообрядческого богослужения, роль наставников в отсутствие священников, и как община старается привлечь молодежь и сохранить свои традиции для будущих поколений.

Запись в блоге завершается рассуждениями о значении Невской обители для старообрядцев и всего Петербурга как важного центра сохранения религиозного и культурного наследия, а также о том, как важно уважать и ценить такие уникальные явления культурного и религиозного многообразия.

Результаты исследований

Результаты исследования показывают, что религиозные группы Центрального района Санкт-Петербурга демонстрируют высокую степень социальной адаптации и активности. Религиозные организации принимают участие в социальных проектах, оказывают благотворительную помощь нуждающимся, способствуют сохранению культурного наследия региона. В то же время, наблюдается динамика изменений в структуре и практиках религиозных групп, обусловленная как внутренними процессами, так и влиянием внешней социальной среды.

Заключение и выводы

Исследование социологических аспектов религиозных групп Центрального административного района города Санкт-Петербурга позволяет сделать вывод о значительной роли религиозных сообществ в социальной жизни района. Религиозные группы способствуют укреплению социальной когезии, сохранению культурных традиций и оказывают влияние на формирование моральных ценностей общества. В то же время, динамика развития религиозных сообществ и их адаптация к современным условиям требуют дальнейшего внимания и изучения.

Список литературы

  1. Вах И. "Социология религии". Чикаго & Лондон: The University of Chicago Press, 1971.
  2. Пришвин М. Воспоминания о посещении моленной в Петербурге. ВЫГОВСКАЯ ПУСТЫНЬ. Отрывки из очерка. 1907 год. Воспроизводится по Собранию сочинений М.М.Пришвина, Москва, 1982
  3. Сайт "Староверы в Рыбацком". История Невской общины. Pomoria.ru доступно на 05.05.2010
  4. "Днесь благодать Святаго Духа нас собра...". Третий Всероссийский Собор християн-поморцев в Санкт-Петербурге. Pomoria.ru доступно на 05.04.2009
  5. Лукашевич Марта. Приходское Рождественское братство в Санкт-Петербурге (1863-1871). Дата публикации 2010. Журнал Вестник Свято-Филаретовского института Номер 2 Страницы 82-96 Издатель Частное образовательное учреждение высшего образования «Свято-Филаретовский православно-христианский институт»
  6. Дивисенко Константин. Апробация краткой версии методики Религиозный копинг. Социологический институт ФНИСЦ РАН. Журнал Телескоп. №5 (131). 2018-ый год.
  7. Васильева Елена Типология религиозных объединений … 2015-ый год. Становление классического зарубежного теоретического религиоведения в XIX - первой половине XX века. Сборник материалов научной конференции с международным участием. / ред. В.В. Барашков, Д.С. Дамте, С.А. Панин. – М.:Эдитус, 2015.