Оценка конфликтного поведения и управление конфликтами в образовательном учреждении

"Научный аспект №5-2024" - Психология

УДК 37.02

Гончарова Мария Сергеевна – магистрант Нижневартовского государственного университета.

Аннотация: Ключевая роль в формировании у человека навыков общения с другими людьми принадлежит школе. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости формирования элементарной конфликтологической культуры на всех уровнях образовательного процесса. Это, в значительной мере, улучшит климат, как в педагогическом коллективе, так и в отношении учащегося с учителем.

Ключевые слова: конфликт, школа, человек и общество, конфликтная ситуация, управление конфликтами.

Длительное время конфликты в педагогическом процессе оценивались односторонне, как нежелательное явление, как показатель слабости руководства группой. С одной стороны, конфликты усложняют психологическую жизнь, способствуют ее переходу на новые, более сложные уровни ее функционирования, с другой — могут привести к нарушению гармонии взаимоотношений с окружающими людьми. Конфликты — неизбежные спутники школьной жизни, поэтому изучение педагогических конфликтов является необходимым и актуальным [6].

Подробно рассмотрим понятие буллинга – травля, издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Данное явление было всегда, так как оно обуславливается периоду взросления ребенка, в связи с различными психологическими аспектами, неумением коммуницировать с ровесниками и не понимание, как просить поддержки, агрессор начинает проявлять жестокость к другим детям. В мотивации данных действий чаще всего заложена психологическая травма взаимоотношений с родителями.

Учитель обязан понимать атмосферу в коллективе и знать необходимые инструменты для решения данного феномена, так как это напрямую влечет за собой формирование личности детей, а также различные уголовные последствия разной тяжести.

Он распространен в большей степени среди учеников младшего и среднего звена. Чаще всего происходит моральная травля, но и физические издевательства также практикуются в школьной среде. Кто или что стоит за этим?

Формы насилия и его участники

Так как буллинг присущ в большей степени детям начальной и средней школы, то физическое насилие происходит редко. Хотя это могут быть: пинки, толкания, подножки.

В основном травля выражается через психологическое воздействие:

  • Слухи, сплетни, выдумывания (дети любят манипулировать ровесниками и сочинять про них небылицы);
  • Травлю из-за того, что с ним никто не общается; это может довести ребенка до суицида;
  • Злые шутки, клички, издевательства (такой вид буллинга встречается в младшем звене школьников).

В травле есть 3 основные группы героев: «жертва», «буллер» и наблюдатели. Если с первыми двумя все понятно, то третья группа вызывает массу вопросов. Во-первых, это могут быть не только одноклассники, которые со стороны следят за издевательствами и занимают нейтральную сторону. Важно то, что персонал школы часто знает о происходящем в коллективе, но ничего не делает. Это скрытое поощрение насилия. Учителя «закрывают глаза» на агрессию между учениками, а «буллеры» чувствуют свою силу и находят все новые и новые жертвы.

Школа не должна воспитывать. Этим обязаны заниматься родители. Но следить за жизнью и здоровьем детей во время обучения – прямая обязанность педагога. В том числе, это касается и психологического состояния ребенка. Страшно и досадно, когда чадо испытывает лютый страх перед походом в школу.

Как распознать жертву травли в ученике?

Жертва скрывает издевательства над собой. А родители и учителя начинают что-то подозревать, когда замечают очевидные вещи: рваная одежда, синяки, испорченные школьные принадлежности и т.д. Но если быть внимательнее к ребенку, то можно заметить первые симптомы того, что над ним издеваются в школе:

  1. Бессонница или тревожные сны. Дети испытывают тревогу, которая ночью обостряется.
  2. Снижение успеваемости и нежелание посещать занятия. Психологическое давление отнимает у школьника всякое желание получать знания.
  3. Частые простуды и боли в животе. Психосоматика не заставит себя долго ждать. Защитные механизмы психики ослабевают, а иммунитет падает. Дети, которые часто болеют, подвергаются агрессии или насмешкам со стороны одноклассников.
  4. Депрессивное состояние. Нежелание общаться, выходить на улицу и посещать места развлечения – один из главных симптомов травли.
  5. Нервный тик. Это может проявляться и в постоянном подергивании ногами, и в «пугливой» реакции на незначительный шум.

Чтобы ребенок навсегда лишился статуса жертвы, необходимо, чтобы и педагог, и родители работали сообща:

  • Учитель должен объяснить детям, что такое поведение может убить человека. Любой ребенок не захочет стать «убийцей». Педагогу необходимо говорить не только с жертвой и «буллером», но и с наблюдателями. Равнодушие – убивает.
  • Семье стоит провести беседу с администрацией школы, родителями обидчика и своим ребенком. Чаду требуется внушить, что он самый замечательный и уникальный. Если есть возможность, следует провести собрание со всеми: обе стороны родителей, обиженный и обидчик, учителя. В случае, если вторая сторона не идет на контакт, а буллинг не прекращается, лучше сменить школу. Так ребенок сможет полноценно развиваться.

Роль учителя играет большую роль в поведении детей и отношении их друг к другу. Если педагог пропагандирует гуманизм и уважение ко всем, то дети, словно губка, впитывают это. Тогда максимум, что будет происходить в коллективе – это мелкие ссоры или конфликты. Учитель является центром коллектива, дети следуют за ним, если чувствуют уверенность и чуткость к каждому.

Список литературы

  1. Бессонова Н.Н., Никандрова А.Г. Совершенствование управления конфликтами (на примере МБОУ "Зырянская средняя общеобразовательная школа") / Бессонова Н.Н., Никандрова А.Г. [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-upravleniya-konfliktami-na-primere-mbou-zyryanskaya-srednyaya-obscheobrazovatelnaya-shkola/viewer (дата обращения: 06.11.2023).
  2. Истрофилова О.И. Организация работы по коррекции агрессивного поведения подростков в педагогическом процессе школы / О.И. Истрофилова. Текст: непосредственный // Европейский журнал социальных наук (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 5-2 (44). С.153-158.EDN: SPDCOH
  3. Панова Н. В., Козловская, О. В. Управление конфликтами в педагогическом коллективе дошкольного учреждения [Текст] / Н. В. Панова, О. В. Козловская // Академия профессионального образования. — 2016. — № 10. — С. 17-23.
  4. Салаватова А.М. Современные проблемы образования: Учебное пособие / А.М. Салаватова, Л.А. Ибрагимова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022. – 136 с. – ISBN 978-5-00047-658-1. – EDN PYOCKP
  5. Силина А. А. Управление конфликтами в образовательных учреждениях [Текст] / А. А. Силина // ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ. — 2018. — № 19(09) . — С. 201-209.
  6. Тайлакова, Е. В. Некоторые особенности педагогических конфликтов и пути их разрешения / Е. В. Тайлакова, Е. С. Теплякова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11130/ (дата обращения: 06.11.2023).
  7. Халин К.Е. Конфликтология. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014. – С. 17.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Гончарова Мария Сергеевна