Психологическое сопровождение русскоговорящих подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе их социальной адаптации в Германии

"Научный аспект №5-2024" - Психология

УДК 159.9

Мазурова Виктория Дмитриевна – студент Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова.

Научный руководитель Токарь Оксана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Психологии Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова.

Аннотация: Статья посвящена актуальному вопросу русскоговорящих подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в процессе их социальной адаптации в Германии. В статье представлено определение, симптомы и последствия наличия СДВГ у детей. Отмечается, что симптомы СДВГ могут сохраняться и у подростков и взрослых, что подчеркивает важность углубленного изучения СДВГ. Обсуждается необходимость психологического сопровождения подростков с СДВГ в процессе социальной адаптации, который должен включать в себя обширный комплексный подход и участие различных специалистов.

Ключевые слова: подростки, синдром дефицита внимания и гиперактивность, СДВГ, социальная адаптация, психологическое сопровождение.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это психическое расстройство, которое чаще всего диагностируется у детей и относится к группе гиперкинетических расстройств. Оно характеризуется нарушениями внимания, гиперактивностью и импульсивностью [12].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является основной причиной нарушений поведения и обучения у детей. Его симптомы включают в себя необычно высокий уровень двигательной активности, проблемы с концентрацией внимания, легкое отвлечение, импульсивное поведение и трудности в общении с окружающими. СДВГ довольно распространено, страдают от него примерно 5% школьников, причем мальчики чаще подвержены этому расстройству [6].

До настоящего времени не удалось окончательно выяснить причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, что приводит к отсутствию достоверной информации о методах патогенетического лечения этого психического расстройства. В России и за рубежом основные методы лечения СДВГ основаны на практическом опыте и ограниченных исследованиях, особенно в отношении использования психофармакологических препаратов. В связи с этим существует необходимость проведения глубокого исследования СДВГ, включая его причины, патогенез, возрастные особенности, прогноз, методы психотерапии, педагогической коррекции и фармакологического лечения.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью значительно влияет на качество жизни детей, страдающих им, приводит к значительной социальной дезадаптации, увеличивает вероятность получения травм, случайного отравления и самоповреждений. Кроме того, с этим синдромом связаны проблемы со сном, риски употребления наркотиков, раннего алкоголизма и курения, а также риск развития сопутствующих психических расстройств [9].

Известно, что у большинства людей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью симптомы обычно ослабевают по мере взросления, но, согласно последним данным и исследованиям, некоторые подростки и даже взрослые могут продолжать испытывать симптомы этого расстройства [8]. Некоторые исследователи утверждают, что у 50- 80% детей с СДВГ симптомы сохраняются и в подростковом возрасте [6]. Проспективные исследования показали, что примерно у 78% подростков и 33% взрослых, у которых в детстве был СДВГ, продолжают проявляться симптомы и дальше. С возрастом гиперактивность, как правило, снижается, в то время как невнимательность, импульсивность, неорганизованность и трудности в отношениях часто сохраняются. Факторы, которые влияют на развитие СДВГ, остаются неизменными. тяжесть симптомов, сопутствующие заболевания, уровень интеллекта, семейный анамнез СДВГ и неблагоприятные обстоятельства в семье могут свидетельствовать о сохранении СДВГ во взрослом возрасте [12]. Типичные проблемы с когнитивными функциями, такие как организация, планирование и контроль над мыслями и действиями, часто встречаются как у подростков, так и у взрослых, страдающих от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Сегодня специалисты и исследователи отмечают необходимость разработки специальных диагностических критериев для СДВГ у взрослых, так как существующие критерии сконцентрированы, главным образом на детях [3].

Подростковый возраст представляет собой период активного развития и изменений в организме, связанных с изменениями в метаболизме и гормональным фоном. В этот период дети особенно чувствительны к воздействию окружающей среды, что может привести к увеличению стресса и нервного напряжения [8]. Именно поэтому подростки являются наиболее уязвимым контингентом при миграции.

Различные точки зрения были применены к исследованию потенциальных причин и механизмов воздействия смены места жительства на психическое здоровье подростков. Например, Н.Г. Осухова отмечала, что переезд из города в город или из страны в страну может представлять сложную ситуацию в жизни, что может вызвать серьезные душевные трудности и жизненные кризисы, которые на свою очередь могут привести к саморазрушению (девиантному поведению, алкоголизации, употреблению наркотиков, суициду) [11].

В свою очередь, Е.Н. Караваева и Ю.И. Савченков отмечали, что переезд в новый регион приводит к изменениям в различных аспектах психики человека, включая активность, пластичность и темп в моторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах деятельности [7].

Пубертат и переезд в другую страну накладываясь друг на друга могут привести к усилению основных симптомов СДВГ, таких как тревожность и проблемы с концентрацией внимания, а также к возникновению новых симптомов, которые ранее могли оставаться незамеченными. Поэтому психологическая поддержка выступает важным аспектом работы с подростками, страдающими от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, в процессе их социальной адаптации в Германии.

В целом, социальная адаптация представляет собой процесс приспособления человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Для прогнозирования успешности адаптации детей и подростков в обществе необходимо учитывать не только их уровень воспитанности, но и личностные особенности, такие как эмоциональная стабильность, активность, выносливость, интересы, способность к адаптации к новым условиям и другие [11].

Попова О.С. указывает на различные направления работы психолого-педагогического сопровождения, такие как профилактика, скрининг, консультирование, развивающая и коррекционная работа, психолого-педагогическое просвещение и образование, формирование психологической культуры, развитие компетентности учащихся, администрации и педагогов школ, родителей, а также экспертиза образовательных программ и деятельности специалистов в образовании.

Для эффективного сопровождения подростков с СДВГ необходимо провести основные этапы:

  1. Определение информации о ребенке, включая анализ его физического, психического и социального состояния с использованием различных методов.
  2. Анализ полученной информации.
  3. Разработка рекомендаций для всех участников, разработка плана помощи для подростка.
  4. Консультирование участников о решении проблем ребенка.
  5. Реализация рекомендаций участниками.
  6. Оценка выполненных рекомендаций.
  7. Дальнейший мониторинг развития и эмоционального состояния подростка [14].

Для эффективной интеграции подростков с дефицитом внимания и гиперактивностью в общество необходима специальная поддержка со стороны взрослых, требующая особого терпения. Для достижения успешной адаптации таких детей необходимо разработать комплексную стратегию психологической поддержки. Важно, чтобы в этот процесс были вовлечены не только сами дети и их семьи, но и специалисты – психологи, педагоги, медики, которые следуют общим ценностям и используют единую систему методов. Только согласованная система поддержки как в семье, так и в образовательных учреждениях, поможет этим детям успешно адаптироваться и быть успешными в обществе.

Список литературы

  1. Barkley R.A. Adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder: an overview of empirically based treatments // Journal of Psychiatric Practice. − 2004. − № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/8377411_Adolescents_with_Attention-DeficitHyperactivity_Disorder_An_Overview_of_Empirically_Based_Treatments (дата обращения: 30.05.2024).
  2. DuPaul G.J. Preschool children with attention-deficit/hyperactivity disorder: impairments in behavioral, social, and school functioning // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. − 2001. − № 40 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/223951300_Preschool_Children_With_Attention-DeficitHyperactivity_Disorder_Impairments_in_Behavioral_Social_and_School_Functioning (дата обращения: 30.05.2024).
  3. Kessler, R.C. The prevalence and correlates of adult ADHD in the United States: results from the National Comorbidity Survey Replication // American Journal of Psychiatry. − 2006. − № 163 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/7195472_The_Prevalence_and_Correlates_of_Adult_ADHD_in_the_United_States_Results_From_the_National_Comorbidity_Survey_Replication (дата обращения: 30.05.2024).
  4. Leung A.K, Lemay J.F. Attention deficit hyperactivity disorder: an update // Advanced in Therapy. − 2003. − № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sci-hub.ru/10.1007/BF02849796 (дата обращения: 30.05.2024).
  5. Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Сельверова Н.Б. Особенности нейровегетативного, гормонального и психоэмоционального статуса подростков на начальных этапах полового созревания // Новые исследования. – 2015. − № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-neyrovegetativnogo-gormonalnogo-i-psihoemotsionalnogo-statusa-podrostkov-na-nachalnyh-etapah-polovogo-sozrevaniya/viewer (дата обращения: 30.05.2024).
  6. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для вузов. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Юрайт, 2018. − 274 с.
  7. Караваева Е.Н., Савченков Ю.И. Изменения черт темперамента при переезде в другой регион на постоянное жительство // Сибирское медицинское обозрение. − 2011. − № 4(70) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-chert-temperamenta-pri-pereezde-v-drugoy-region-na-postoyannoe-zhitelstvo/viewer (дата обращения: 30.05.2024).
  8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1995. − 560 с.
  9. Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона / Н.Н. Заваденко, Н.Ю. Суворинова, А.А. Овчинникова [и др.] // Русский медицинский журнал. − 2005. − № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rmj.ru/articles/obshchie-stati/Lechenie_minimalynyh_mozgovyh_disfunkciy_u_detey_terapevticheskie_vozmoghnosti_Instenona (дата обращения: 30.05.2024).
  10. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001. – 282 с.
  11. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. − 5-е изд., перераб. и доп. − М.: Издательский центр «Академия», 2012. − 320 с.
  12. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. − СПб.: Речь, 2000. − 402 с.
  13. Попова О.С. Психологическое сопровождение учащихся в процессе профессионального образования: монография. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 284 с.
  14. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под редакцией Л.М. Шипицыной. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 528 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Мазурова Виктория Дмитриевна