Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с разным уровнем тревожности

"Научный аспект №5-2024" - Психология

УДК 159.9

Степанова Татьяна Юрьевна – студент Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.

Марихин Сергей Васильевич – кандидат психологических наук, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина.

Аннотация: В статье рассмотрены показатели учебной мотивации и тревожности младших школьников по методикам Н.Г. Лускановой и Филлипса, изучена зависимость учебной мотивации от тревожности с помощью коэффициента корреляции Пирсона, показана эффективность разработанной коррекционной программы для преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: мотивация, особенности, учебная деятельность, уровень тревожности, дети младшего школьного возраста.

Согласно исследованию, проведенному Российской Академией образования в 2024 году, 53% российских школьников 5-11 классов испытывают математическую тревожность [1]. Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства школьников средних и старших классов не сформирован навык преодоления стресса в младших классах, вследствие чего школьники сталкиваются с трудностями учебной успеваемости в математике.

 Изучением тревожности младших школьников занимались М. Н. Оробей, В. А. Блинов, А. Ю. Тарасов [2, с. 6], что дети, занимающиеся футболом, испытывают меньшую тревожность, что благоприятно отражается на их успеваемости в школе; А. И. Ильина [3, с. 65] устанавливает прямую зависимость между тревожностью и учебной мотивацией, ключевым аспектом тревожности исследователь выделяет страх самовыражения; М. В. Хворостова, Н. А. Черных [4, с. 65] рассматривают психологические приемы и упражнения для снятия тревожности у детей, включающие создание ситуации успеха, проживание тревожной ситуации, обсуждения с детьми понятия тревожности.

Исследованиями учебной мотивации младших школьников посвящены научные работы Т.Ю. Степановой, С.В. Марихина [5, с. 1093], в которой устанавливаются основные причины отсутствия мотивации учебной деятельности; Н. Неустроева, Д.В. Кулебакина [5, с. 187] устанавливают, что мультимедийные технологии благоприятно влияют на уровень учебной мотивации; А.А. Суворова [6, с. 137] предлагает использовать проектную деятельность в качестве инструмента повышения учебной мотивации.

Участниками настоящего исследования стали 50 младших школьников в возрасте от 6 до 11 лет Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №552 Пушкинского района города Санкт-Петербурга.

Диагностика уровня учебной мотивации проведена с использованием методики оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой, оценка уровня тревожности - методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Результаты исследования показали, что 38% младших школьников обладают низким уровнем учебной мотивации, слабая учебная мотивация обусловлена плохой академической успеваемостью, отсутствием социальной адаптации в школе. 36% учащихся имеют средний уровень мотивации, в их стремлении к хорошим оценкам преобладает социальный статус академических достижений.

Уровень тревожности у 32% детей является высоким, учебная успеваемость дается таким младшим школьникам с трудом, при этом отдельные дети с сильной тревожностью, умеют справляться со своей тревожностью, они отличаются хорошей успеваемостью; другие испытывают проблемы с освоением учебного материала ввиду эмоционального перенапряжения, неуверенности в своих силах.

У 52% участников средний уровень тревожности, что свидетельствует о проблемах учеников в какой-то конкретной сфере, это может быть определенный школьный предмет или неблагоприятные взаимоотношения с учителем. С целью выявления наличия зависимости показателя тревожности от показателя мотивации к обучению у младших школьников применен расчет коэффициента корреляции Пирсона. Подсчет коэффициента корреляции Пирсона показал значение равное -0,815, что подтверждает наличие достаточно высокой обратной связи между этими показателями. Проведенное исследование позволило выявить проблемы у большинства детей младшего школьного возраста с учебной мотивацией и тревожностью, а также установить зависимость между этими показателями.

Для снижения уровня тревожности у младших школьников разработана специализированная коррекционная программа, включающая в себя такие этапы как снятие психологического напряжения, приобретение знаний о негативном влиянии тревожности на учебный процесс, получение практических навыков, помогающих преодолевать состояние тревожности.

В рамках освоения программы предусмотрены следующие виды и формы работы: музыкальная психокоррекция, медитативные, дыхательные, релаксационные упражнения, психологический тренинг, беседа, кинотерапия, игровая терапия, трудотерапия и др.

Продолжительность программы составила 16 часов, частота проведения занятий два раза в неделю. По завершении программы у младших дошкольников появились практические навыки стабилизации эмоционального состояния, приобретения уверенности в себе, управления тревожностью во время учебного процесса.

Эффективность разработанной программы была подтверждена проведением эмпирического эксперимента, для осуществления которого учащиеся младших классов были разделены на две группы контрольную и экспериментальную по 25 человек, с учетом приблизительно равномерного распределения уровней тревожности и учебной мотивации.

Расчет t-критерия Стьюдента для несвязных выборок, представленный в таблице 1 и на рисунке 1, подтвердил эффективность программы для увеличения мотивации у детей. Стоит отметить, что для установления итоговых результатов и получения более достоверных данных требуется продолжение эмпирического исследования, поскольку прошло недостаточно времени между констатирующим и контрольным этапом для выявления закономерностей.

Таблица 1 – Результаты расчета t-критерия Стьюдента

 

Экспериментальная группа

Контрольная

 группа

t

p

 

M

SD

M

SD

   

Тревожность

63,24

17,27

62,24

15,53

0,2153

p>0,05

Мотивация

16,60

4,06

16,92

3,91

-0,284

p>0,05

Тревожность после

71,60

17,09

63,00

15,47

1,8656

p>0,05

Мотивация после

20,04

3,75

16,20

3,76

3,615

p<0,05

 1

Рисунок 1. Оценка уровня учебной мотивации и тревожности у младших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах

В результате исследования была выявлена прямая зависимость учебной мотивации от уровня тревожности, которая была подтверждена расчётом коэффициента корреляции Пирсона. Исследование уровня тревожности и учебной мотивации показало, что большинство детей младшего школьного возраста испытывают проблемы в сфере преодоления тревожности. Коррекционная программа помогла детям прийти к пониманию, что представляет из себя тревожность и узнать, как можно бороться со своей тревожностью, в том числе в контексте обучающего процесса в школе.

В краткосрочной перспективе с помощью расчета t-критерия Стьюдента удалось подтвердить эффективность коррекционной программы, проведенной с детьми младших классов, однако для более достоверного и обоснованного вывода необходима более продолжительная реализация программы.

Список литературы

  1. Половина российских школьников побаиваются математики // Российская академия образования [сайт]: rusacademedu.ru – 2024. – URL: https://clck.ru/3AejZ3 (дата обращения: 16.05.2024)
  2. Оробей, М.Н. Профилактика тревожности у младших школьников, занимающихся футболом / М. Н. Оробей, В. А. Блинов, А. Ю. Тарасов // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – Т. 5, № 2(15). – С. 1-13.
  3. Ильина, А.И. Взаимосвязь тревожности и учебной мотивации младших школьников / А. И. Ильина // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 5(34). – С. 62-66.
  4. Хворостова, М.В. Способы преодоления тревожности у младших школьников / М.В. Хворостова, Н. А. Черных // Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы Научной сессии 2022 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО "ВГУ", Борисоглебск, 01–30 апреля 2022 года. – Москва: Издательство "Перо", 2022. – С. 369-372.
  5. Степанова, Т.Ю. Отсутствие мотивации к учебной деятельности у учеников начальной школы, психолого-педагогическое сопровождение / Т. Ю. Степанова, С. В. Марихин // Научный аспект. – 2023. – Т. 9, № 7. – С. 1087-1093.
  6. Неустроева, Е. Н. Влияние мультимедийных технологий на повышение учебной мотивации младших школьников / Е. Н. Неустроева, Д. В. Кулебакина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-3. – С. 184-187.
  7. Суворова, А.А. Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации младшего школьника / А. А. Суворова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2021. – № 2. – С. 137-144.
Автор: Степанова Татьяна Юрьевна