Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с разным уровнем тревожности
"Научный аспект №5-2024" - Психология
УДК 159.9
Степанова Татьяна Юрьевна – студент Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.
Марихин Сергей Васильевич – кандидат психологических наук, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина.
Аннотация: В статье рассмотрены показатели учебной мотивации и тревожности младших школьников по методикам Н.Г. Лускановой и Филлипса, изучена зависимость учебной мотивации от тревожности с помощью коэффициента корреляции Пирсона, показана эффективность разработанной коррекционной программы для преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: мотивация, особенности, учебная деятельность, уровень тревожности, дети младшего школьного возраста.
Согласно исследованию, проведенному Российской Академией образования в 2024 году, 53% российских школьников 5-11 классов испытывают математическую тревожность [1]. Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства школьников средних и старших классов не сформирован навык преодоления стресса в младших классах, вследствие чего школьники сталкиваются с трудностями учебной успеваемости в математике.
Изучением тревожности младших школьников занимались М. Н. Оробей, В. А. Блинов, А. Ю. Тарасов [2, с. 6], что дети, занимающиеся футболом, испытывают меньшую тревожность, что благоприятно отражается на их успеваемости в школе; А. И. Ильина [3, с. 65] устанавливает прямую зависимость между тревожностью и учебной мотивацией, ключевым аспектом тревожности исследователь выделяет страх самовыражения; М. В. Хворостова, Н. А. Черных [4, с. 65] рассматривают психологические приемы и упражнения для снятия тревожности у детей, включающие создание ситуации успеха, проживание тревожной ситуации, обсуждения с детьми понятия тревожности.
Исследованиями учебной мотивации младших школьников посвящены научные работы Т.Ю. Степановой, С.В. Марихина [5, с. 1093], в которой устанавливаются основные причины отсутствия мотивации учебной деятельности; Н. Неустроева, Д.В. Кулебакина [5, с. 187] устанавливают, что мультимедийные технологии благоприятно влияют на уровень учебной мотивации; А.А. Суворова [6, с. 137] предлагает использовать проектную деятельность в качестве инструмента повышения учебной мотивации.
Участниками настоящего исследования стали 50 младших школьников в возрасте от 6 до 11 лет Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №552 Пушкинского района города Санкт-Петербурга.
Диагностика уровня учебной мотивации проведена с использованием методики оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой, оценка уровня тревожности - методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Результаты исследования показали, что 38% младших школьников обладают низким уровнем учебной мотивации, слабая учебная мотивация обусловлена плохой академической успеваемостью, отсутствием социальной адаптации в школе. 36% учащихся имеют средний уровень мотивации, в их стремлении к хорошим оценкам преобладает социальный статус академических достижений.
Уровень тревожности у 32% детей является высоким, учебная успеваемость дается таким младшим школьникам с трудом, при этом отдельные дети с сильной тревожностью, умеют справляться со своей тревожностью, они отличаются хорошей успеваемостью; другие испытывают проблемы с освоением учебного материала ввиду эмоционального перенапряжения, неуверенности в своих силах.
У 52% участников средний уровень тревожности, что свидетельствует о проблемах учеников в какой-то конкретной сфере, это может быть определенный школьный предмет или неблагоприятные взаимоотношения с учителем. С целью выявления наличия зависимости показателя тревожности от показателя мотивации к обучению у младших школьников применен расчет коэффициента корреляции Пирсона. Подсчет коэффициента корреляции Пирсона показал значение равное -0,815, что подтверждает наличие достаточно высокой обратной связи между этими показателями. Проведенное исследование позволило выявить проблемы у большинства детей младшего школьного возраста с учебной мотивацией и тревожностью, а также установить зависимость между этими показателями.
Для снижения уровня тревожности у младших школьников разработана специализированная коррекционная программа, включающая в себя такие этапы как снятие психологического напряжения, приобретение знаний о негативном влиянии тревожности на учебный процесс, получение практических навыков, помогающих преодолевать состояние тревожности.
В рамках освоения программы предусмотрены следующие виды и формы работы: музыкальная психокоррекция, медитативные, дыхательные, релаксационные упражнения, психологический тренинг, беседа, кинотерапия, игровая терапия, трудотерапия и др.
Продолжительность программы составила 16 часов, частота проведения занятий два раза в неделю. По завершении программы у младших дошкольников появились практические навыки стабилизации эмоционального состояния, приобретения уверенности в себе, управления тревожностью во время учебного процесса.
Эффективность разработанной программы была подтверждена проведением эмпирического эксперимента, для осуществления которого учащиеся младших классов были разделены на две группы контрольную и экспериментальную по 25 человек, с учетом приблизительно равномерного распределения уровней тревожности и учебной мотивации.
Расчет t-критерия Стьюдента для несвязных выборок, представленный в таблице 1 и на рисунке 1, подтвердил эффективность программы для увеличения мотивации у детей. Стоит отметить, что для установления итоговых результатов и получения более достоверных данных требуется продолжение эмпирического исследования, поскольку прошло недостаточно времени между констатирующим и контрольным этапом для выявления закономерностей.
Таблица 1 – Результаты расчета t-критерия Стьюдента
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
t |
p |
|||
M |
SD |
M |
SD |
|||
Тревожность |
63,24 |
17,27 |
62,24 |
15,53 |
0,2153 |
p>0,05 |
Мотивация |
16,60 |
4,06 |
16,92 |
3,91 |
-0,284 |
p>0,05 |
Тревожность после |
71,60 |
17,09 |
63,00 |
15,47 |
1,8656 |
p>0,05 |
Мотивация после |
20,04 |
3,75 |
16,20 |
3,76 |
3,615 |
p<0,05 |
Рисунок 1. Оценка уровня учебной мотивации и тревожности у младших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах
В результате исследования была выявлена прямая зависимость учебной мотивации от уровня тревожности, которая была подтверждена расчётом коэффициента корреляции Пирсона. Исследование уровня тревожности и учебной мотивации показало, что большинство детей младшего школьного возраста испытывают проблемы в сфере преодоления тревожности. Коррекционная программа помогла детям прийти к пониманию, что представляет из себя тревожность и узнать, как можно бороться со своей тревожностью, в том числе в контексте обучающего процесса в школе.
В краткосрочной перспективе с помощью расчета t-критерия Стьюдента удалось подтвердить эффективность коррекционной программы, проведенной с детьми младших классов, однако для более достоверного и обоснованного вывода необходима более продолжительная реализация программы.
Список литературы
- Половина российских школьников побаиваются математики // Российская академия образования [сайт]: rusacademedu.ru – 2024. – URL: https://clck.ru/3AejZ3 (дата обращения: 16.05.2024)
- Оробей, М.Н. Профилактика тревожности у младших школьников, занимающихся футболом / М. Н. Оробей, В. А. Блинов, А. Ю. Тарасов // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – Т. 5, № 2(15). – С. 1-13.
- Ильина, А.И. Взаимосвязь тревожности и учебной мотивации младших школьников / А. И. Ильина // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 5(34). – С. 62-66.
- Хворостова, М.В. Способы преодоления тревожности у младших школьников / М.В. Хворостова, Н. А. Черных // Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы Научной сессии 2022 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО "ВГУ", Борисоглебск, 01–30 апреля 2022 года. – Москва: Издательство "Перо", 2022. – С. 369-372.
- Степанова, Т.Ю. Отсутствие мотивации к учебной деятельности у учеников начальной школы, психолого-педагогическое сопровождение / Т. Ю. Степанова, С. В. Марихин // Научный аспект. – 2023. – Т. 9, № 7. – С. 1087-1093.
- Неустроева, Е. Н. Влияние мультимедийных технологий на повышение учебной мотивации младших школьников / Е. Н. Неустроева, Д. В. Кулебакина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-3. – С. 184-187.
- Суворова, А.А. Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации младшего школьника / А. А. Суворова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2021. – № 2. – С. 137-144.