Особенности личности у девушек, склонных к пищевой аддикции

"Научный аспект №5-2024" - Психология

УДК 159.9

Субботина Алина Юрьевна – студент Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается пищевая аддикция у девушек подросткового возраста. Анализируются такие особенности личности, как уровень самооценки, потребность в достижении цели и саморегуляция поведения у девушек, склонных к пищевой аддикции. Представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей личности у девушек, склонных к пищевой аддикции, с помощью методик: «Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн» в модификации А.М. Прихожан; «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха» Ю.М. Орлова; «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, а также теста отношения к приему пищи Д. Гарнера, в адаптации О.А. Скугаревского, С.В. Сивухи. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 4 с углубленным изучением английского языка, г. Новый Уренгой. Участники – 41 девушек-подростков в возрасте от 15 до 17 лет.

Ключевые слова: подростковый возраст, самооценка, потребность в достижении цели, саморегуляция поведения, склонность к пищевой аддикции, девушки.

Подростковый возраст – сложный период в формировании личности, в это время происходит зарождение мировоззрения человека – образное представление о мире и себе, других людях. Развиваются личные принципы, которые оказывают большое влияние на дальнейшую жизнь подростка. В этом возрасте повышается уровень оценивания и познания себя, а в будущем это играет явную роль на развитие личности. Чувство взрослости наделяет подростков некоторой ответственностью за свою жизнь.

К психологическим характеристикам подросткового возраста относятся: повышенная тревожность, склонность к внезапным сменам настроения, уныние, раздражительность, конфликтность и противоречивость чувств, агрессивность, желание подростка быть признанным и оцененным другими [1, с. 24]. Подростки зачастую являются очень эгоистичными и грубыми по отношению к другим людям, хотя сами обладают очень сильной собственной ранимостью. Любое замечание, сказанное в их адрес, может вывести их из себя и довести до истерики [5].

Подростки остро реагируют на оценку их внешнего вида, способностей и умений со стороны других людей. В ответ на это они проявляют высокомерие и презрительность. В этом возрасте подростки неадекватно оценивают свою внешность и стараются ее изменить. Именно поэтому очень часто в подростком возрасте происходят нарушения пищевого поведения [2]. Расстройства пищевого поведения (РПП) напрямую связаны с повышенной тревожностью у подростков. Еда для подростков всегда доступна. Именно поэтому, подростки находят еду как средство регуляции над своими эмоциональными состояниями, и это является проблемой. В этот кризисный период подросткам нужна поддержка со стороны окружающих, для того чтобы не допустить развития серьёзных пищевых расстройств.

Образ тела для подростков является главным критерием их уверенности в себе. Неудовлетворенность своим внешним видом может послужить риском для формирования нарушений пищевого поведения [3, с. 161].

Для исследования самооценки девушек была использована методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан, позволяющая выявить заниженный, адекватный и завышенный уровень самооценки. Для определения потребности в достижении цели применялась методика Ю.М. Орлова, где мы могли диагностировать низкий, средний и высокий уровень потребности в достижении цели. Методика В.И. Моросановой дала возможность определить уровень саморегуляции поведения у девушек подростков: низкий, средний или высокий. Для диагностики наличия проявлений нарушения пищевого поведения у девушек-подростков мы использовали методику «EAT-26: тест отношения к приему пищи» Д. Гарнера, в адаптации О.А. Скугаревского, С.В. Сивухи [4].

Выборка исследования представляла собой 41 девушек-подростков МАОУ СОШ № 4, г. Новый Уренгой.

В результате анализа, получены следующие данные: из 41 девушек-подростков у 8 (20%) выявлен высокий уровень беспокойства о своём весе, пищевая тревога и избирательность пищи, у 33 (80%) нет РПП (см. рис.1.). Возможно, это связано с такими особенностями личности девушек, как неадекватная самооценка, сниженная потребность в достижении цели и недостаточно развитая саморегуляция поведения.

 1

Рисунок 1. Уровни склонности к пищевой аддикции у девушек-подростков

В ходе исследования самооценки, потребности в достижении цели и уровня саморегуляции, нами были получены следующие результаты: у испытуемых, склонных к пищевой аддикции, высокий уровень саморегуляции поведения выявлен у 1 (12,5%) девушки, средний – у 6 (75%), низкий – у 1 (12,5%) девушек-подростков. Высокий уровень потребности в достижении цели у подростков не выявлен вообще, средний уровень потребности в достижении цели – у 4 (50%), низкий уровень потребности в достижении цели – у 4 (50%) девушек. Завышенный уровень самооценки выявлен у 1 (13%) девушки, адекватный уровень самооценки – у 3 (37%), заниженный уровень самооценки – у 4 (50%) подростков.

На рисунке 2 представлены общие данные по исследованию самооценки, уровню саморегуляции поведения и уровню потребности в достижении цели у девушек-подростков, склонных к пищевой аддикции.

 2

Рисунок 2. Уровни самооценки, саморегуляции поведения и потребности в достижении цели у девушек-подростков, склонных к пищевой аддикции

Диагностика личностных особенностей проводилась также и у девушек выборки, не склонных к пищевой аддикции, с целью проверки значимости различий между нормативной выборкой и выборкой склонных к пищевой аддикции девушек.

Применение U-критерия Манна-Уитни подтвердило достоверность различий между выборками склонных к пищевой аддикции и несклонных к пищевой аддикции девушек-подростков по уровню саморегуляции поведения, мотивации к достижению цели и успеха, самооценки (при p≤0,05).

В результате проведенного исследования было обнаружено, что у девушек-подростков, склонных к развитию пищевой аддикции, имеется заниженная самооценка, низкий уровень саморегуляции поведения и низкий уровень потребности в достижении. Данные особенности личности играют огромную роль в формировании здорового пищевого поведения у девушек подросткового возраста.

Список литературы

  1. Диагностический портфель для определения склонности к аддиктивному поведению / Под общ. ред. О.В. Иониной. Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2019. 39 с.
  2. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Москва: Педагогика, 1987. 181 с.
  3. Иванов Д.В., Хохрина А.А. Образ тела у подростков с нарушениями пищевого поведения // Вестник ГУУ. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-tela-u-podrostkov-s-narusheniyami-pischevogo-povedeniya (дата обращения: 21.05.2024).
  4. Келина М.Ю. Социокультурные факторы формирования неудовлетворенности телом и нарушений пищевого поведения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 640 (7). С. 158-166.
  5. Лебедева Л.Н. Психологические особенности подросткового возраста // Теория и практика современной науки. 2015. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta-1 (дата обращения: 21.05.2024).
Автор: Субботина Алина Юрьевна