Личностные особенности подростков с аддиктивным поведением

"Научный аспект №5-2024" - Психология

УДК 37.013.46

Беккелеева Ольга Александровна – студентка факультета общественного здоровья Тихоокеанского государственного медицинского университета.

Волошина Милана Дмитриевна – студентка факультета общественного здоровья Тихоокеанского государственного медицинского университета.

Аннотация: Цель исследования заключается в изучении особенностей подростков с аддиктивным поведением. Рассмотрено понятие аддиктивного поведения и его разновидности. Проанализированы особенности личности подростка, которые оказывают влияние на формирование аддиктовного поведения. В заключении работы сделан вывод о важности проведения профилактической диагности для выявления аддиктивного поведения подростков на ранней стадии с целью дальнейшего эффективного лечения.

Ключевые слова: личностные особенности, подростки, аддиктивное поведение, девиантное поведение, самооценка, саморазвитие, психоактивные вещества.

Подростковый возраст представляет собой яркий и эмоциональный период времени, в рамках которого индивидуум переходит от прекрасной поры детства к взрослой жизни. Подросток старается понять самого себя, собственные возможности и личностные особенности, определить сходства и различия самого себя с окружающими его людьми. Несомненно, что одним из способов достижения поставленных задач является общение с людьми одинакового возраста. В процессе общения и взаимодействия со сверстниками, у каждого подростка формируется собственные черты поведения, которые в подавляющем числе случаев относятся к числу девиантных [1].

Именно в данной категории отклонений большинством мировых ученых, которые занимаются исследованием проблемных вопросов, касающихся подросткового возраста, выделяется так называемое аддиктивное поведение. Исследователи отмечают, что в данном возрастном периоде у подростков формируется наибольшее число отличных друг от друга аддикций, которые могут оказать отрицательное влияние на процесс адаптации подростка к социуму и совершение им неправоправных действий [2, 3]. Это происходит под влиянием различных факторов, в том числе и личностных, исследование которых в настоящее время представляет собой важный практический и научный интересы ввиду постоянно растущих показателей, характеризующих выявление данного типа поведения у современных подростков.

Под аддиктвным поведением принято понимать одну из форм девиантного поведения, которое приводит к постепенном уходу подростка от окружающей реальности. Данный уход становится возможным за счет изменения подростком собственного состояния психики, что достигается употреблением запрещенных веществ. Данный тип поведения, несомненно, указывает на сложности в адаптациии подростка к переменам, происходящим в среде, и является своеобразом «криком», сигнализирующем о необходимости оказания своевременной помощи [4].

Анализ литературных данных позволяет выделить следующие личностные разновидности аддиктивного поведения:

1 Химические аддикции, к формированию которых приводит употребление психоактивных веществ. Чаще всего внимание подростка сосредотачивается на каком-то определенном веществе или небольшой группе, которые, по его мнению, являются наиболее эффективными. В данной ситуации разрушение личности подростка происходит достаточно быстро и в нем принимают непосредственное участие близкие для него люди.

2 Нехимические аддикции, к формированию которых приводят переедание, булемия, чрезмерное сексуальное влечение, азартные или компьютерные игры и т.п. Чаще всего внимание подростка сосредотачивается на каком-то определенном предмете или же определенном типе активности, которые, по мере развития, могут начать управлять его личностью и жизнью. Подобного рода предметы или типы деятельности со временем полностью вытесняют общение как между сверстниками, так и в целом [5].

Конечно важно отметить, что на трансформацию аддиктивного поведения в серьезную болезнь оказывает влияние достаточно большое количество факторов, которые принято подразделять на следующие большие группы:

- социальные;

- социально-психологические;

- индивидуально-психологические;

- биологические [6].

Личностные особенности, которые оказывают непосредственное влияние на развитие аддиктивного поведения подростка, могут быть однозначно отнесены к категории индивидуально-психологических факторов. Несомненно, что для того, чтобы аддиктивное поведение проявилось у подростка, у него должна быть сформирована личностная предрасположенность, которая заключается в:

- полном отсутствии мотивации к каким-либо достижениям;

- недостаточном уровне развития собственного сознания;

- полном отсутствии рефлексационных навыков;

- недостаточном уровне развития дисциплины;

- заниженной самооценки;

- низком уровне эмоциональной устойчивости;

- преобладании пассивных методов защиты психики;

- тенденции к самоустранению от окружающей реальности и некоторые другие.

При злоупотреблении различных разновидностей наркотиков или алкогольной продукции, личная предрасположенность подростков перерастает в активную фазу аддиктивного поведения. Для данной ситуации можно перечислить следующие личностные особенности подростков, которые были выявлены в процессе проведения исследовательских работ по различным методикам:

- недостаточное владение навыками самодисциплины;

- низкий уровень развития навыков самоконтроля;

- практически полное отсутствие каких-либо навыков для проведения самостоятельного анализа, к числу которых можно отнести невозможность осознания реальных причин, которые привели к употреблению наркотической или алкогольной продукции;

- различного рода отклонения, связанные с развитием сознания (может проявляться в формировании отрицательной «Я-концепции»);

- неуверенность в личных возможностях;

- завышенный уровень притязаний в сочетании с низкой самооценкой и неуверенностью в себе;

- низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействиям;

- неумение преодолевать трудности (ограниченность совладающего поведения);

- эмоциональная неустойчивость;

- склонность неадекватно реагировать на фрустрирующую ситуацию;

- неумение найти продуктивный выход из конфликта;

- высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов;

- особенности акцентуации характера [4, 6].

Именно эти личностные особенности вызывают отклонения в поведении, напряженность в социальных контактах, делают невозможным продуктивное разрешение жизненных проблем.

В заключении работы хотелось бы отметить, что такие черты личности подростка, как склонность к проявлению вражды, постоянное чувство вины, нестабильность эмоций и низкий уровень самостоятельного контроля, являются наиболее влияющими факторами на появление у подростков аддиктивного поведения. Такие подростки будут пытаться абстрагироваться от окружающей их жизни с помощью употребления различных запрещенных веществ, которые позволят им на время изменить собственную психику и получить новые эмоции. Несомненно, что чем длительнее будет такое воздействие на подростка, тем более негативным будет их влияние и тем труднее будет протекать процесс его возвращения в реальную жизнь посредством психологического вмешательства (в ряде случаев это является невозможным). Статистика последних лет говорит о том, что с каждым годом как в нашем государстве, так и во всем мире растет число детей, у которых в подростковом возрасте выявляются признаки аддиктивного поведения, в связи с этим необходимо уделять особое внимание профилактической работе с подростками для того, чтобы иметь возможность выявить склонность к аддиктивному поведению на ранней стадии и начать эффективно бороться с данным отклонением.

Список литературы

  1. Кадыров Р.В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD): учебник и практикум для вузов / Р.В. Кадыров. – М.: Юрайт, 2024. – 644 с.
  2. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебник и практикум для вузов / Л.Б. Шнейдер. –М.: Юрайт, 2024. – 219 с.
  3. Минюрова С.А. Аддиктивное поведение подростков и юношей в системе образования: обзор психолого-педагогических исследований / С.А. Минюрова, О.В. Кружкова, И.В. Воробьева, А.И. Матвеева // Образование и наука. – 2022. – № 6 (24). – С. 84-121.
  4. Липовая О.А. Психологические особенности аддиктивного поведения подростков / О.А. Липовая, М.Д. Федосова // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции. Таганрог, 25 октября 2019 года. – Таганрог: РИНХ, 2020. – С. 131-134.
  5. Покровская С.В. Представление о личностных особенностях у подростков, склонных к аддиктивному поведению / С.В. Покровская, Т.В. Пугачева // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2022. – № 3 (86). – С. 68-72.
  6. Зуйкова А.А. Психологическая характеристика личностных особенностей подростков, склонных к аддиктивному поведению в части, касающейся употребления психоактивных веществ / А.А. Зуйкова, А.И. Сафронов, Ю.В. Чуманов // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – № 3. – С. 370-375.
Автор: Беккелеева Ольга Александровна