Эффективность работы семейного клуба «Счастливы вместе» осуществляющего социальное сопровождение семей с детьми на базе Ханты-Мансийского центра содействия семейному воспитанию

"Научный аспект №5-2024" - Психология

УДК 364

Сурин Илья Сергеевич – студент магистр Высшей психолого-педагогической школы Югорского государственного университета.

Аннотация: В статье представлены результаты исследования эффективности работы семейного клуба «Счастливы вместе», реализующего социальное сопровождение семей с детьми в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Целью исследования являлась оценка эффективности деятельности семейного клуба посредством опроса его участников и анализа документации о результатах их сопровождения. Полученные данные показали положительное влияние семейного клуба на укрепление семейных отношений, улучшение детско-родительских взаимодействий, повышение родительской компетентности и социальный статус семей.

Ключевые слова: семейный клуб, социальное сопровождение, семьи с детьми, межведомственное взаимодействие, эффективность.

При осуществлении социального сопровождения семей с детьми ключевым моментом является поддержание постоянной связи куратора с семьями и более глубокое вовлеченности в их проблемы. В процессе работы возникает потребность граждан в неформальном общении, дискуссиях и обмене мнениями по различным жизненным ситуациям.[1] В связи с этим в рамках деятельности «Ханты-Мансийского центра содействия семейному воспитанию» функционирует семейный клуб «Счастливы вместе»[2].

Участники клуба не являются постоянными, их число периодически меняется. Как правило среднее время участия одной семьи составляет от 3 до 6 месяцев. Среди участников клуба наибольший интерес проявляют малоимущие неполные семьи и семьи с безработными родителями.

В рамках клубных программ предлагается широкий спектр мероприятий, включающих в себя групповые занятия, направленные на развитие навыков родительских компетенций и вопросов воспитания детей. Также проводятся психологические консультации и тренинги, направленные на повышение самооценки и мотивации семьи, включая поддержку родителей в поиске работы или оформления самозанятости, а также раскрытие потенциала семьи. Кроме того, предлагаются занятия по повышению финансовой грамотности и тематические лектории, посвященные семейному праву, защите прав детей, трудовому законодательству и законодательству в сфере социальной защиты.

В настоящее время клуб объединяет около 80 семей и насчитывает 151 участника, среди которых 93 родителя и 58 детей. Он предоставляет организацию семейного досуга, проводит арт-терапевтические сессии и развивающие занятия для детей.

Согласно результатам опроса 2024 года, 89% семей отмечают, что участие в клубе позволило им получить полную своевременную помощь в таких областях, как оформление социальной поддержки, психологическая помощь и юридическая поддержка. Организация клубной работы как часть социального сопровождения семей с детьми способствует улучшению условий их жизнедеятельности, а также помогает закрепить достигнутый эффект по стабилизации и укреплению положения семей в долгосрочной перспективе.

Организация клубной деятельности для семей, основывается на принципах межведомственного партнерства, является основной задачей данного клуба. В рамках этой деятельности приглашаются специалисты из системы социальной защиты, представителей религиозных конфессий, а также успешных предпринимателей, специалисты финансовых организаций и бизнес сообществ чтобы выступить в качестве лекторов.

Для оценки эффективности работы семейного клуба нами был проведен опрос среди родителей, чьи дети принимают участие в клубной деятельности. В опросе приняли участие 56 родителей, являющихся участниками Семейного клуба «Счастливы вместе».

Важно отметить, что 80% участников остаются в клубе более года, что свидетельствует о их высокой приверженности. При этом 60% участников являются родителями, а оставшиеся 40% - детьми. Основные мотивы вступления в клуб включают желание улучшить семейные отношения (85%), развить родительские навыки (70%) и обеспечить социальную поддержку (60%).

Более 90% участников отмечают, что их ожидания были оправданы полностью. Общая удовлетворенность участников программой клуба является высокой, средний балл составляет 4,5 из 5. Респонденты высоко оценили содержание занятий (4,6 из 5), квалификацию специалистов (4,7 из 5) и атмосферу в клубе (4,6 из 5). Самыми популярными оказались занятия, сфокусированные на коммуникации и решении проблем в детско-родительских отношениях. Участники отметили положительное влияние клуба на семейные отношения, особенно в области коммуникации (4,7 из 5), взаимопонимания (4,6 из 5) и сплоченности (4,5 из 5).

Родители отметили, что участие в клубе способствовало улучшению их навыков коммуникации, развитию умений разрешать конфликты и укреплению эмоциональных связей внутри семьи. Кроме того, участники отметили положительное воздействие клуба на их личностный рост, особенно в части повышения уверенности в себе (4,4 из 5), самооценки (4,3 из 5) и родительских навыков (4,5 из 5).

Участники подчеркнули, что работа в клубе способствовала развитию более позитивного отношения к себе, укреплению уверенности в своем родительском предназначении и приобретению навыков эффективного воспитания детей.

Большинство респондентов (95%) высоко оценили клуб и рекомендовали бы его другим семьям, указывая на его положительное влияние на семейные отношения и личностный рост. Основными мотивами вступления родителей в клуб было стремление улучшить социальные и навыки своих детей (70%), помочь им в развитии уверенности (60%) и обеспечить возможность общения со сверстниками (50%). Общая удовлетворенность программой клуба оценена высоко, со средним рейтингом 4,5 из 5. Родители высоко оценили содержание занятий (4,8 из 5), профессионализм специалистов (4,7 из 5) и атмосферу в клубе (4,6 из 5).

Изучение показало, что наиболее востребованными занятиями были те, которые ориентированы на развитие социальных навыков, самооценки и умений решать проблемы. Оценки родителей свидетельствуют о значительном позитивном влиянии клуба на их детей, особенно в области улучшения социальных навыков (4,7 из 5), увеличения уверенности в себе (4,6 из 5) и развития навыков общения (4,5 из 5). Многие из них подчеркнули, что участие в клубе способствовало более активному общению, повышению самооценки и эффективному взаимодействию с окружающими. Кроме того, родители отметили благоприятное влияние клуба на семейные отношения, в частности, на улучшение коммуникации (4,7 из 5), взаимопонимания (4,6 из 5) и сплоченности (4,5 из 5).

Многие родители отметили, что участие в Семейном клубе «Счастливы вместе» помогло им научиться эффективно разрешать конфликты и укрепить эмоциональные связи внутри семьи. Практически все родители (92%) рекомендовали клуб другим семьям, указывая на его положительное влияние на детей и отношения в семье. Некоторые родители также предложили несколько рекомендаций для улучшения программы клуба, включая добавление большего количества занятий, посвященных проблемам подростков, и проведение специальных мероприятий для родителей.

Проведенный анализ результатов опроса свидетельствует о высокой удовлетворенности участников программой клуба и о его положительном влиянии на семейные отношения и личностный рост участников. Полученные результаты будут использованы для дальнейшего совершенствования программы клуба и повышения ее результативности в поддержке семей.

На основе анализа ответов на вопросы выявлены следующие предпосылки для разработки мер по улучшению:

- Расширение тематического спектра занятий, необходимость включить более широкий круг тем, соответствующих потребностям и интересам семей, включая проблемы, связанные с подростковым возрастом.

- Индивидуальный подход, меры должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям и целям каждой конкретной семьи.

- Меры должны обеспечивать возможности для семей общаться и укреплять социальные связи.

Регулярная оценка и обратная связь играют важную роль в обеспечении актуальности и эффективности мер, направленных на поддержку семей. Исходя из этого, рекомендуется создать программу улучшения направленную на внедрение все вышеперечисленных мер.

Список литературы

  1. Титаренко, Е. С., Андрон, О. В., & Хабирова, И. Ф. Социальное сопровождение семей с детьми в Югре: организация информационного пространства : инструментарий специалиста : учебно-методическое пособие. — Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2018. — 68 с.
  2. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ханты-Мансийсктй центр содействия семейному воспитанию» [Электронный ресурс]. URL: https://hmcpd.ru (дата обращения: 25.05.2024).
Автор: Сурин Илья Сергеевич