Влияние психологического благополучия педагога на готовность к инновационной деятельности

"Научный аспект №5-2024" - Психология

УДК 159.9.07

Жукова Виктория Игоревна – магистрант Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: В статье рассматривается психологическое благополучие педагогов, которое играет решающую роль в их открытости к инновационным методам обучения и внедрению новаторских подходов в учебный процесс. Исследования показывают, что учителя, находящиеся в состоянии психологического комфорта и удовлетворённости своей профессиональной деятельностью, гораздо активнее ищут и применяют инновационные методики в образовании. Благополучие способствует не только повышению личной мотивации педагогов к обновлению своих профессиональных знаний и умений, но и улучшает общую эффективность учебного процесса, что, в свою очередь, ведёт к повышению качества образования. Поддержка психологического здоровья учителей должна стать одним из приоритетов в образовательной политике, поскольку это напрямую влияет на успешную интеграцию инноваций в образовательные практики.

Ключевые слова: психологическое благополучие, готовность к инновациям, педагогические инновации, образовательные организации, педагоги.

Психологическое благополучие педагогов является ключевым фактором, влияющим на их способность к инновационной деятельности. В научной литературе подчеркивается, что уровень психологического благополучия может значительно влиять на творческую активность и инновационные процессы в учебной среде. своих исследованиях подтвердили, что благополучие педагогов напрямую связано с их внутренней мотивацией, которая является важным стимулом для инновационного поведения [1].

Кроме того, исследования показали, что уровень профессионального выгорания у педагогов может существенно снизить их готовность и способность к освоению и применению новых подходов и технологий в образовательном процессе. В этой связи, обеспечение благоприятных условий для поддержания высокого уровня психологического благополучия педагогов выступает не только как задача по улучшению их личного благосостояния, но и как стратегия повышения эффективности образовательного процесса в целом [3].

Таким образом, теоретические основы изучения взаимосвязи между психологическим благополучием и готовностью к инновационной деятельности педагога подчеркивают необходимость интеграции подходов по укреплению психологического здоровья учителей в рамках образовательных учреждений. Это позволит не только повысить эффективность образовательного процесса в целом, но и создать благоприятную среду для развития творческого мышления и инновационных подходов у педагогов. Исследования в этой области могут привести к разработке специальных программ и мероприятий, направленных на поддержку психологического благополучия учителей и их готовности к внедрению инноваций в образовательный процесс [5].

Осознание важности психологического благополучия педагогов как фактора, повышающего их инновационную готовность, стало предметом нашего исследований. В работе подчеркивается, что учителя, чувствующие себя психологически комфортно и удовлетворенно, более склонны к освоению и внедрению новых методик обучения и технологий. Исследование показало, что психологическое состояние педагогов напрямую влияет на их отношение к изменениям в образовательной практике [2][4].

На начальном этапе исследования мы изучили уровень готовности педагогов к инновационной деятельности и его отдельных компонентов с помощью опросника «Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности» (В.А. Сластёнин, Л.С, Подымова) (рисуно 1, 2).

Рассмотрим результаты изучения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение педагогов по уровню готовности к инновационной деятельности (%)

Как мы видим, на рисунке 1 большая часть испытуемых педагогов имеет средний уровень готовности к инновационной деятельности (60%). То есть им характерно понимания значимости инновационной деятельности.

Далее рассмотрим выраженность составляющих готовности педагогов к инновационной деятельности (рисунок 2).

Рисунок 2. Выраженность показателей готовности педагогов к инновационной деятельности (ср.б.)

Как мы видим, на рисунке 2 наибольшую выраженность имеет показатель готовности педагогов к инновационной деятельности «Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности» (Мх=23,9). Респонденты оценивают свои умения и навыки применения инновационных технологий на практике в больше степени на среднем уровне.

Далее рассмотрим результаты исследования барьеров, препятствующих инновационной деятельности.

Результаты, полученные с помощью анкеты «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» (Т.В. Чирковой), представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Распределение педагогов по уровням инновационного потенциала (%)

Можно отметить, что большая часть (61%) педагогов имеют средний уровень инновационного потенциала. (рис. 3). По мнению автора анкеты, чем меньше инновационных барьеров будет выявлено у педагога, тем выше его уровень инновационного потенциала.

Далее подробно рассмотрим количественные показатели инновационного потенциала педагогов, которые представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Количественные показатели инновационного потенциала педагогов

Наиболее частыми барьерами к инновациям называют отсутствие помощи, большая учебная нагрузка, слабая информированность в коллективе о возможных инновациях, чувство страха перед отрицательным результатов, отсутствие материальных стимулов.

Далее рассмотрим результаты исследования, полученные при прохождении респондентами методики, направленной на выявление уровня психологического благополучия педагогов (рисунок 5).

Рисунок 5. Распределение педагогов по уровню психологического благополучия (%)

Из распределения видно, что большая часть сотрудников (49%) имеют средний уровень психологического благополучия.

С целью выявления выраженности показателей готовности к инновационной деятельности в зависимости от уровня психологического благополучия нами был применен непараметрический статистический критерий для трёх независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса (табл. 1). В таблицу включены только те переменные, по которым были получены статистически значимые различия.

Таблица 1 – Выраженность показателей готовности к инновационной деятельности в зависимости от уровня психологического благополучия

Показатели готовности к инновационной деятельности

Уровни психологического благополучия, ср.б.

Нэмп

Низкий Мх1

Средний Мх2

Высокий Мх3

Мотивационно-творческая направленность личности

0

15,6

24,5

29,9**

Креативность педагога

0

11,6

16

13,5**

Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности

0

16,3

25,9

29**

Индивидуальные особенности личности учителя

0

8,2

11,7

14**

Общи уровень готовности к инновационной деятельности

52,3

65,5

88,4

40,7**

Примечание: *- р≤0,1; **- р≤0,05

Полученный результат говорит нам о том, что педагоги, имеющие более высокий уровень психологического благополучия, заинтересованы в творческой деятельности, стремятся к самосовершенствованию, к лидерству, способны отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, имеют высокий уровень владения методами педагогического исследования, а также способны к сотрудничеству и творчески разрешать конфликты, в отличие от испытуемых со средним и низким уровнем психологического благополучия. Испытуемые с высоким уровнем психологического благополучия, обладают умением находить компромиссы во взаимоотношениях, противостоять социальному давлению в своих мыслях и поступках, выбирать и создавать условия, удовлетворяющие личностным потребностям и ценностям, а также признаюсь и промают всё собственное личностное многообразие, включающее как хорошие, так и плохие качества, что помогает им реализовывать свой потенциал в профессиональной деятельности, управлять окружением и ощущать большую готовность к инновационной деятельности, в отличие от коллег с более низким уровнем психологического благополучия.

В рамках проведенного экспериментального исследования группы педагогов, мы разработали программу, направленную на улучшение психологического состояния учителей. Программа включает тренинг, направленный на развитие устойчивости к стрессу, коммуникационные навыки и методы саморегуляции.

Таким образом, поддержание и развитие психологического благополучия педагогов является ключевым фактором для повышения их готовности и открытости к инновационной деятельности в образовательной сфере. Это подтверждается как теоретическими разработками, так и практическими результатами современных научных исследований.

Для повышения инновационной активности школы следует уделять особое внимание поддержанию и развитию эмоционального благополучия учителей. В контексте этого, руководствам образовательных учреждений стоит включать в свою стратегию программы психологической поддержки и профессионального развития педагогов, что в итоге способствует созданию благоприятной атмосферы для инноваций.

Список литературы

  1. Заусенко И. В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-pedagoga (дата обращения: 11.05.2024).
  2. Разуваева Т.Н. Психологическая готовность педагогической системы к инновационной деятельности /Инновационные подходы в образовании Материалы Всероссийской научно-практической молодежной конференции 20-22 октября 2011 г. Белгород 2011 (rudocs.exdat.com 12.03.2012 21:02)
  3. Скорынин Андрей Александрович К вопросу о структуре психологического благополучия личности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-strukture-psihologicheskogo-blagopoluchiya-lichnosti (дата обращения: 11.05.2024).
  4. Францева Е.Н. Психологическая готовность педагогов к инновационной деятельности в современных образовательных условиях // Sciences of Europe. 2017. №14-2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-pedagogov-k-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-sovremennyh-obrazovatelnyh-usloviyah (дата обращения: 11.05.2024).
  5. Щигарцова А. А. Психологическое благополучие и удовлетворенность профессией современного учителя // StudArctic forum. № 2 (22), 2021. С. 14.
Автор: Жукова Виктория Игоревна