Особенности психологической адаптации детей национально-этнических групп в русскоязычных школах

"Научный аспект №5-2024" - Психология

УДК 159.9

Луговская Юлия Викторовна – магистрант факультет «Экстремальная психология» Московского государственного психолого-педагогического университета

Розенова Марина Ивановна – доктор психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогический университета

Аннотация: Рассмотрены особенности, факторы, барьеры и последствия нарушений психологической адаптации детей национально-этнических групп в русскоязычной школе. Сравнительно-эмпирически выявлен высокий уровень тревожности и страха самовыражения у подростков национально-этнических групп, в сравнении с русскоязычными обучающимися. У детей из национально-этнических групп «Страх несоответствовать ожиданиям окружающих» статистически значимо коррелирует с низкой физиологической сопротивляемостью стрессу, фрустрацией потребности достижения успеха и ситуацией проверки знаний. Полученные результаты выступают основой разработки коррекционно-адаптационных программ для подростков, начавших обучение в русскоязычной школе.

Ключевые слова: психологическая адаптация, особенности, барьеры, подростки, национально-этнические группы, русскоязычная школа.

В общеобразовательных школах российских городов все больше появляется детей различных национально-этнических групп. Процесс их обучения и воспитания следует организовывать по-особому. Как и дети, говорящие на русском языке, они поступают в школу с государственным русским языком, но незамедлительно сталкиваются с рядом проблем - учебных, воспитательных, коммуникативных, социокультурных, психологических и организационных [2].

Они вынуждены использовать свои внутренние ресурсы, как интеллектуальные, так и эмоциональные, для успешной адаптации. Однако этот процесс может быть очень трудным и требовать значительных усилий.

Переезд может вызывать у детей тревогу, страх и стресс из-за разрыва с привычной средой и близкими людьми, с которыми они прежде жили. Тревога, страх и стресс являются значимыми элементами в жизни каждого человека и общества в целом. Они играют важную роль в формировании личности и влияют на различные сферы жизнедеятельности [4]. Этот разрыв может оставить эмоциональные и психологические последствия. Некоторые дети также могут столкнуться с проблемами в области образования, языка, культурных различий и отношений с одноклассниками. Поэтому внимание к этим проблемам и их немедленное решение крайне важны для успешной адаптации и преодоления трудностей [5].

Адаптация в общем смысле означает непрерывный процесс и результат приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Это свойство присуще не только биологическим системам, но также социальным и техническим системам. Адаптация включает в себя динамическое формирование и изменение, которое позволяет системам оставаться функциональными и успешно справляться с новыми требованиями и вызовами, предъявляемыми окружающей средой [6].

Психологическая адаптация относится к процессу, в результате которого личность успешно вписывается в различные социальные, социально-психологические и профессиональные контексты, исполняя свои ролевые функции. Это состояние, когда человек эффективно функционирует в новых социальных условиях и устанавливает соответствующие связи и отношения [1].

В 1960 году американский исследователь Калерво Оберг предложил понятие «культурного шока», который описывается как эмоциональная реакция на потерю привычных знаков и символов социального взаимодействия при переходе в новую культуру. В своих работах Оберг отмечает, что в процессе адаптации к новой культуре у человека могут возникать неприятные ощущения и тревога.

Культурный шок, введенный Калерво Обергом, характеризуется рядом психологических признаков:

  • напряжение, которое сопровождает усилия, необходимые для психологической адаптации;
  • ощущение потери или лишения, например статуса, друзей или родной среды;
  • чувство отверженности, связанное с неприятием новой культурой;
  • нарушение ролевой структуры, когда привычные роли исчезают или меняются;
  • чувство тревоги, вызванное неопределенностью и неизвестностью новой ситуации;
  • ощущение неполноценности из-за трудностей справиться с новыми вызовами [3].

При изучении процесса психологической адаптации детей национально-этнических групп в общеобразовательной русскоязычной школе, важно учитывать, какие эмоции у них преобладают. Если есть тенденция к доминированию отрицательных эмоций (повышенной тревожности, появлению страхов), это может приводить к зацикленности на трудностях и неудачах, что замедлит процесс адаптации. Поэтому важно обращать внимание на уровень тревожности ребенка и его эмоциональное состояние в различных ситуациях школьной жизни [7].

В российских школах подростки национально-этнических групп составляют значительную долю учащихся. В свете этого, вопрос адаптации этих подростков в образовательной среде становится особенно актуальным. Поэтому наиболее эффективным и своевременным подходом является начало работы по преодолению взаимных негативных установок и предубеждений именно в школе. Ведь именно в подростковом возрасте закладываются модели поведения, формируются отношение к себе и другим людям, и осваиваются различные социальные требования и роли [6].

Для лучшего понимания особенностей психологической адаптации детей национально-этнических групп в русскоязычной школе и выявления направлений коррекционно-развивающей работы с возникающими трудностями было проведено описываемое эмпирическое исследование.

Объект исследования: адаптация детей национально-этнических групп в русскоязычной школе.

Предмет исследования: трудности психологической адаптации детей национально-этнических групп в русскоязычной школе.

Целью исследования было выявить особенности и трудности психологической адаптации детей национально-этнических групп в русскоязычной школе.

Гипотеза исследования: дети малых национально-этнических групп в русскоязычной школе имеют пониженный уровень адаптации, детерминированный повышенной тревожностью, слабым развитием учебной мотивации и пониженной эмоциональной включенностью в обучение.

Методический аппарат исследования:

  • методика «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан);
  • методика «Тест диагностики уровня школьной тревожности Филлипса»;
  • методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах (Ч.Д. Спилберг - А.Д. Андреева).

База исследования:

Эмпирическое исследование проводилось на базе МАОУ ООШ № 15 г. Калининграда. В исследовании приняли участие 20 подростков (10 русскоязычных подростков и 10 подростков национально-этнических групп) в возрасте 12-14 лет. 

Для исследования различий между выборками подростков национально-этнических групп и русскоязычных подростков, использовался U-критерий Манна-Уитни.

Таблица 1. Значимые различия по показателям психологической адаптации по U-критерию Манна-Уитни.

Показатель

Среднее, русскоязычные дети

 

Среднее, дети национально-этнических групп

 

Уровень статистической значимости p

Школьная тревожность

75,5

134,5

20,5

Общая тревожность в школе

74

136

19

Страх самовыражения

64,5

145,5

9,5

В результате анализа было выявлено следующее. Значимо данные группы отличаются по показателям школьная тревожность («Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан)), общая тревожность в школе («Тест диагностики уровня школьной тревожности Филлипса») и страх самовыражения («Тест диагностики уровня школьной тревожности Филлипса»).

Данные исследования показывают, что у подростков национально-этнических групп в два раза выше уровень тревожности и страх самовыражения по сравнению с русскоязычными обучающимися. Это означает, что у подростков национально-этнических групп в два раза больше вероятность испытывать тревожность и страх в контексте самовыражения, выступлений или проявлений собственных идей и мнений.

Для исследования взаимосвязей показателей в каждой группе был проведен корреляционный анализ с применением критерия Спирмена. Сравнив корреляционные связи в обеих группах, мы можем отметить следующее, что в отличие от русскоязычных обучающихся у детей национально-этнических выявленная корреляция достигает уровня статистической значимости между признаками «Страх ситуации проверки знаний» – «Страх несоответствовать ожиданиям окружающих» (0,642), «Фрустрация в потребности достижения успеха» – «Страх несоответствовать ожиданиям окружающих» (0,703), «Страх несоответствовать ожиданиям окружающих» – «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» (0,73).

Связи, наблюдаемые в группе национально-этнических подростков, говорят нам о состоянии хрупкости, шаткого равновесия, когда любые дополнительные трудности могут приводить данных подростков к негативному поведению, увеличивать их тревожность и симптомы дезадаптации.

Изучая структуру и содержание школьной адаптации в группах подростков, вынужденно переменивших место жительства и обучения, и подростков, проживающих и обучающихся в привычной ситуации, выявлен высокий уровень тревожности и страха самовыражения у подростков национально-этнических групп.

Один из возможных факторов повышенной тревожности — это социокультурные особенности. Подростки национально-этнических групп могут сталкиваться с дискриминацией, предубеждением или ощущать себя неуверенно в контексте своей культуры или идентичности. Это может создавать дополнительное напряжение и тревожность при выражении своих идей и мнений.

В адаптации подростков большую роль играют языковые и коммуникативные барьеры. Если подростки национально-этнических групп имеют ограниченный доступ к русскому языку и испытывают проблемы с его использованием, они могут испытывать страх совершать ошибки или неуверенность в своей коммуникации.

Другим фактором может быть недостаток поддержки. Если подростки национально-этнических групп ощущают, что их голос и опыт не принимаются во внимание или не находят отражения в учебной среде, это может усилить их тревожность и страх самовыражения.

У детей национально-этнических групп наблюдаются определенные психологические и физиологические реакции на стрессовые ситуации, связанные с ожиданиями окружающих и требованиями успеха. Они могут испытывать страх провалиться в проверках, не соответствовать ожиданиям окружающих и чувствовать фрустрацию из-за недовольства своими результатами и стремления к достижению большего успеха. Также, дети этой группы могут быть более уязвимыми к физиологическим проявлениям стресса, что может иметь влияние на их общее состояние и функционирование.

Полученные результаты подтверждают наличие особых вызовов и проблем, с которыми сталкиваются дети национально-этнических групп в процессе адаптации к русскоязычной школе и образовательной среде. Выявленные особенности детей указывают на необходимость учета названных факторов при разработке коррекционно-развивающих программ поддержки и инклюзивной среды для детей из данной группы, чтобы помочь им преодолеть тревогу и страх, связанные с обучением, коммуникацией и самовыражением.

Список литературы

  1. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза // Вестник СМУС74. – 2016. – № 2 (13).
  2. Егорычев А. М., Казакова Е. В. Дети мигрантов (уровень начального образования) и характерные проблемы их адаптации в русскоязычной школе // ЦИТИСЭ. – – № 3. – С. 114-127.
  3. Питерова Анна Юрьевна Культурный шок: особенности и пути преодоления // Наука. Общество. Государство. 2014. – № 4.
  4. Розенова М.И.  и др. Стресс и страх в экстремальной ситуации / М.И.  Розенова, В.И.  Екимова, А.В.  Кокурин, А.С.  Огнев, О.С.  Ефимова // Современная зарубежная психология.  Том 9.  № 1.  С.  94-102. DOI:10.17759/jmfp.2020090110.
  5. Ушева Т.Ф., Мункоева Н.А. Социальная адаптация детей-мигрантов в общеобразовательной школе // Russian Journal of Education and Psychology. – 2019. – № 8.
  6. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1987.
  7. Хотинец, В. Ю. Школьная адаптация и этническая культура / В. Ю. Хотинец, Д. У. Василов // Tatarica. – 2014. – № 2(3). – С. 217-228.
Автор: Луговская Юлия Викторовна