УДК 159.9
Профессиональное самоотношение личности с разным уровнем эмоционального выгорания
Цариценцева Оксана Петровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета
Березовская Татьяна Юрьевна – магистрант Оренбургского государственного педагогического университета
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования, характеризующие проявление профессиональное самоотношение личности с разным уровнем эмоционального выгорания у людей, связанных с родом занятий “человек-человек”. Актуальность исследования вытекает из увеличения роста эмоционального выгорания и профессиональной деформации субъектов деятельности социальной сферы. В данном аспекте существенное значение могут иметь исследования проблемы профессионального самосознания личности в общем и самоотношения профессионала как значимой его составляющей части, которая выступает в качестве одной из главных характеристик субъекта профессиональной деятельности. Цель – исследование содержательных особенностей профессионального самоотношения личности с разным уровнем эмоционального выгорания.
Ключевые слова: самоотношение, эмоциональное выгорание, симптомы, характеристики, показатели.
Введение
В нынешних условиях экономики значительно вырос запрос со стороны рынка труда на разного рода исследования профессиональной деятельности, что обусловлено как необходимостью повышения экономической эффективности предприятий и организаций, так и задачей улучшения качества трудовой жизни субъекта профессиональной деятельности. В данном аспекте существенное значение могут иметь исследования проблемы профессионального самосознания личности в общем и самоотношения профессионала как значимой его составляющей части, которая выступает в качестве одной из главных характеристик субъекта профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников). Профессиональное самоотношение во многом определяет особенности осуществления профессиональной деятельности, стремления личности к росту и развитию в профессии, специфику самооценки достижений и неудач в профессиональной сфере. Однако характерное для последних лет реформирование экономических, социальных и иных систем, связанных с осуществлением профессиональных задач, определяет возникновение разнообразных стрессовых нагрузок в трудовой деятельности, которые могут приводить к эмоциональному выгоранию, негативно сказывающемуся на восприятии себя как субъекта труда, а также на профессиональной деятельности в целом, ее результативности. Помимо этого, выраженные негативные переживания в профессиональной сфере могут сказываться и на самосознании личности в целом, обуславливая внутреннюю конфликтность, самоуничижительные тенденции (В.В. Бойко, И.Ф. Шиляева, А.Р. Биктагирова). В связи с этим выявление особенностей профессионального самоотношения личности при разном уровне эмоционального выгорания представляется социально актуальным.
Методы и методики исследования
Для выявления особенностей содержания профессионального самоотношения личности с разным уровнем эмоционального выгорания нами было организовано эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование проводилось в логике констатирующего эксперимента и следующие этапы.
1 этап – организационный. Целью этапа стало определение состава выборки, обоснование методов и методик исследования.
1 этап – диагностический. Целью данного этапа было получение эмпирических данных о содержании профессионального самоотношения и уровнях эмоционального выгорания. Эмпирические данные были получены с помощью метода опроса («Опросник диагностики профессионального самоотношения личности» К.В. Карпинский, А.М. Колышко; методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко).
2 этап – сравнительный анализ. Цель этапа: сравнительный анализ особенностей содержания профессионального самоотношения личности с разным уровнем эмоционального выгорания. В ходе проведения сравнительного анализа применялся математико-статистический метод (Н-критерий Крускала-Уоллиса).
3 этап – практический: разработка на основании полученных результатов исследования рекомендаций психологу по коррекции профессионального самоотношения личности при разном уровне эмоционального выгорания.
База исследования: исследование проводилось онлайн, выборка подбиралась на основании возраста (взрослые), наличия постоянной работы (3 и более лет), а также добровольного согласия.
Выборка исследования включила взрослых (26-47 лет) людей разных специальностей со стажем профессиональной деятельности от 3 до 26 лет в количестве 84 человек, в числе которых 40 женщин и 44 мужчины.
Обоснование методов и методик исследования
В рамках исследования мы рассматриваем профессиональное самоотношение личности как сложную систему, включающую в себя разнообразные смысловые структуры и процессы. Оно отражает взаимосвязь индивидуальных характеристик личности с осуществлением своих мотивов и ценностей в рабочей сфере. Это обеспечивает устойчивую основу для профессиональной деятельности, общения и карьеры. Суть профессионального самоотношения проявляется в различных его аспектах: уверенность в себе на работе, способность самостоятельно управлять собой в профессиональном плане, а также способность к саморазвитию и росту. Также важным компонентом является понимание внутренних конфликтов и способность принять на себя ответственность за свои ошибки в рабочей сфере.
В основе использования опросной методики «Опросник диагностики профессионального самоотношения личности» К.В. Карпинский, А.М. Колышко [31] лежат компоненты, формирующие общий показатель позитивности профессионального самоотношения как единого, неструктурированного внутреннего ощущения личности «за» или «против» себя в качестве субъекта профессиональной деятельности (К.В. Карпинский, А.М. Колышко).
Цель применения методики: выявление содержательных особенностей профессионального самоотношения.
Опросник профессионального самоотношения является специализированным исследовательским (диагностическим) методом, сконструированным для изучения содержания и структуры самоотношения личности как субъекта профессиональной трудовой деятельности. Он предназначен для обследования взрослых испытуемых, имеющих стабильную занятость и прошедших этап адаптации к профессии или к новому рабочему месту. Опросник может применяться для тестирования лиц, получивших профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование, занятых в различных отраслях экономики.
Опросник включает 39 утверждений, относительно которых респондентам предлагается выразить степень своего согласия, используя следующую шкалу:
- 1 – совершенно неверно;
- 2 – пожалуй, неверно;
- 3 – пожалуй, верно;
- 4 – совершенно верно.
Обработка данных производится путем подсчета сырах баллов в соответствии с ключом по следующим шкалам: самоуважение в профессии (самоуверенность в профессии, самопривязанность в профессии), самоэффективность в профессии (саморуководство в профессии, самооценка личностного роста в профессии), самоуничижение в профессии (внутренняя конфликтность профессионального самоотношения, самообвинение в профессии). Компоненты профессионального самоотношения складываются в общий показатель позитивности профессионального самоотношения.
Полученные сырые баллы переводятся в стэны, что позволяет выделить уровневые показатели по отдельным компонентам и интегральному показателю, а также построить общий профиль профессионального самоотношения личности.
Для разделения выборки на группы по уровням эмоционального выгорания в соответствии с принятым в теоретической части определением эмоционального выгорания нами применялась методика «Опросник диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) [11].
Цель применения методики: изучение уровня эмоционального выгорания и выделение групп с разным уровнем эмоционального выгорания.
Стимульный материал представлен 84 утверждениями, относительно которых испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет».
Обработка результатов производится в соответствии с ключом. Подсчитываются баллы по всем отдельным симптомам, стадиям и общему уровню эмоционального выгорания.
Результаты исследования
Для выделения особенностей профессионального самоотношения личности с разным уровнем эмоционального выгорания на первом этапе анализа полученных данных нами были выделены три группы (рисунок 1).
Рисунок 1. Группы респондентов с разным уровнем эмоционального выгорания.
На рисунке 1 можно видеть, что 27,4% выборки показали высокий уровень эмоционального выгорания. Такие результаты свидетельствуют о том, что эмоциональное выгорание достигло фазы истощения, характеризующейся наиболее выраженными симптомами выгорания, такими как эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, деперсонализация, а также психосоматические и психовегетативные нарушения. Помимо этого, для высокого уровня эмоционального выгорания характерны и симптомы других фаз, в частности неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, переживание безвыходности (фаза напряжения), неадекватное эмоциональное реагирование в отдельных стрессовых ситуациях, дезориентация в эмоционально-нравственном плане, расширение сфер эмоциональной отстраненности и редукция профессиональных обязанностей (фаза резистенции). Выраженность симптоматики эмоционального выгорания при высоком уровне может проявляться в общем негативном фоне настроения, подавленности, ощущении бессмысленности деятельности. Такой уровень обусловлен постоянно действующими сильными стрессорами в разных аспектах профессиональной деятельности, неспособностью личности конструктивно преодолевать негативные переживания.
У большинства респондентов выявляется средний уровень эмоционального выгорания (47,6%). При таком уровне отдельные симптомы разных фаз эмоционального выгорания могут быть достаточно выраженными, однако личность, в целом, преодолевает большинство стрессовых переживаний. Средний уровень эмоционального выгорания проявляется преимущественно в симптомах фаз напряжения и резистенции, в отдельных случаях могут проявляться те или иные симптомы истощения, однако в целом симптоматика не так обширна, как при высоком уровне эмоционального выгорания. Такой уровень эмоционального выгорания может быть обусловлен наличием постоянно действующих стрессоров при, в целом, сформированных на достаточном уровне способностях преодолевать отдельные стрессовые переживания.
25% выборки показали низкий уровень эмоционального выгорания. При таком уровне симптомы отдельных фаз не являются выраженными или же могут проявляться отдельные симптомы фазы напряжения. В целом, при низком уровне эмоционального выгорания можно говорить об отсутствии эмоционального выгорания, способности личности преодолевать стрессовые нагрузки достаточно успешно в большинстве сфер жизни и профессиональной деятельности.
Так, в составе выборки нами выделено три группы респондентов:
- группа с высоким уровнем эмоционального выгорания – 27,5% выборки (23 человека);
- группа со средним уровнем эмоционального выгорания – 47,6% выборки (40 человек);
- группа с низким уровнем эмоционального выгорания – 25% (21 человек).
Далее в данных группах в логике сравнительного анализа нами рассматривались особенности профессионального самоотношения.
Уровневые показатели самоуверенности в профессии при разном уровне эмоционального выгорания представим в таблице 1.
Таблица 1. Показатели самоуверенности в профессии при разном уровне эмоционального выгорания.
Уровни самоуверенности в профессии |
Высокий уровень эмоционального выгорания |
Средний уровень эмоционального выгорания |
Низкий уровень эмоционального выгорания |
Высокий |
8,7% |
30% |
57,2% |
Средний |
43,5% |
40% |
33,3% |
Низкий |
47,8% |
30% |
9,5% |
По данным таблицы 3 можно видеть, что высокий уровень самоуверенности в профессии чаще отмечается при низком уровне эмоционального выгорания (57,2%), реже – при среднем (30%) и высоком (8,7%) уровнях. При высоком уровне самоуверенности в профессии можно говорить о том, что личность проявляет выраженную уверенность в собственной профессиональной компетентности, умелости, опытности в сравнении себя, своих достижений с ближайшим профессиональным окружением. Большая представленность показателей высокого уровня при низком уровне эмоционального выгорания может быть обусловлена способностью респондентов преодолевать различные стрессовые ситуации, конструктивно справляться с негативными переживаниями без потери уверенности в своем профессионализме. При среднем уровне эмоционального выгорания такие результаты могут быть связаны со способностью преодолевать отдельные стрессовые ситуации, сохраняя при этом уверенность в себе, своих профессиональных возможностях. При высоком уровне эмоционального выгорания высокие показатели самоуверенности в профессии могут быть связаны либо с «отключением» эмоций относительно различных стрессоров, либо со стремлением преодолевать эмоциональное выгорание за счет собственной компетентности, способности решать различные профессиональные задачи.
Средние показатели самоуверенности в профессии встречаются со сходной частотой во всех группах. Такие показатели свидетельствуют о частичной неуверенности субъектов в собственной компетентности, профессионализме, в сравнении с ближайшим профессиональным окружением, и могут быть обусловлены индивидуальными особенностями решения различных профессиональных задач без учета их стрессовой нагрузки.
Низкие показатели самоуверенности в профессии чаще всего выявляются при высоком уровне эмоционального выгорания (47,8%) и реже отмечаются при среднем (30%) и низком (9,5%) уровнях эмоционального выгорания. Такие показатели свидетельствуют об отсутствии уверенности в собственной профессиональной компетентности, профессионализме, в сравнении с ближайшим профессиональным окружением. Низкая самоуверенность в профессии при высоком уровне эмоционального выгорания может быть обусловлена общей «истощенностью» психологических ресурсов личности в аспекте преодоления профессиональных стрессов, что приводит к сомнениям в себе, неудовлетворенности собой в профессии, переживанию собственной некомпетентности, неумелости. При среднем уровне эмоционального выгорания такие результаты могут быть связаны с неспособностью справляться с отдельными и наиболее значимыми профессиональными стрессами. При низком уровне эмоционального выгорания низкая самоуверенность в профессии может быть обусловлена осознанием некомпетентности в тех или иных вопросах, сомнениями в себе, не связанными со стрессовыми нагрузками.
Так, самоуверенность в профессии является более выраженной при более низких показателях эмоционального выгорания
Заключение
Эмпирическое исследование было организовано с участием 84 человек. Эмпирические данные были получены с помощью метода опроса («Опросник диагностики профессионального самоотношения личности» К.В. Карпинский, А.М. Колышко; методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко). В ходе проведения сравнительного анализа применялся математико-статистический метод (Н-критерий Крускала-Уоллиса).
На первом этапе анализа данных в составе выборки нами было выделено три группы респондентов: группа с высоким уровнем эмоционального выгорания – 27,5%, группа со средним уровнем эмоционального выгорания – 47,6%, группа с низким уровнем эмоционального выгорания – 25%.
Проведенный сравнительный анализ показал, что при низком уровне эмоционального выгорания профессиональное самоотношение характеризуется преимущественно высокими (47,6%) и средними (42,9%) показателями самоуважения в профессии, высокими (52,4%) и средними (47,6%) показателями самоэффективности в профессии при низких (47,6%) и средних (42,9%) показателях самоуничижения в профессии. В целом, профессиональное самоотношение чаще характеризуется как позитивное (52,4%) и нейтральное (38,1%), редко – как негативное (9,5%).
У респондентов со средним уровнем эмоционального выгорания профессиональное самоотношение характеризуется преимущественно средними (42,5%) и низкими (30%) показателями самоуважения в профессии, средними (37,5%) и низкими (35%) показателями самоэффективности в профессии при средних (45%) и высоких (30%) показателях самоуничижения в профессии. В целом, профессиональное самоотношение чаще характеризуется как нейтральное (42,5%) и позитивное (30%), реже – как негативное (27,5%).
При высоком уровне эмоционального выгорания профессиональное самоотношение характеризуется преимущественно средними (43,5%) и низкими (43,5%) показателями самоуважения в профессии, низкими (52,2%) и средними (43,5%) показателями самоэффективности в профессии при высоких (52,2%) и средних (47,8%) показателях самоуничижения в профессии. В целом, профессиональное самоотношение чаще характеризуется как нейтральное (47,8%) и негативное (43,5%), редко – как позитивное (8,7%).
На основании полученных результатов нами были разработаны общие рекомендации психологу по коррекции профессионального самоотношения личности при разном уровне эмоционального выгорания.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Список литературы
- Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2010. – 282 с.
- Арутюнян, С.Г. Профессиональное самоотношение личности учителя: сущность и содержание [Электронный ресурс] / С.Г. Арутюнян // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 24-1. – С. 34-38. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samootnoshenie-lichnosti-uchitelya-suschnost-i-soderzhanie.
- Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2016. – 302 с.
- Духновский, С.В. Психодиагностика: учебник и практикум для вузов / С.В. Духновский. – М.: Юрайт, 2023. – 353 с.
- Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2003. – 462 с.
- Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 57-64.