УДК 159.9

Профессиональное самоотношение личности с разным уровнем эмоционального выгорания

Цариценцева Оксана Петровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета

Березовская Татьяна Юрьевна – магистрант Оренбургского государственного педагогического университета

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования, характеризующие проявление профессиональное самоотношение личности с разным уровнем эмоционального выгорания у людей, связанных с родом занятий “человек-человек”. Актуальность исследования вытекает из увеличения роста эмоционального выгорания и профессиональной деформации субъектов деятельности социальной сферы. В данном аспекте существенное значение могут иметь исследования проблемы профессионального самосознания личности в общем и самоотношения профессионала как значимой его составляющей части, которая выступает в качестве одной из главных характеристик субъекта профессиональной деятельности. Цель – исследование содержательных особенностей профессионального самоотношения личности с разным уровнем эмоционального выгорания.

Ключевые слова: самоотношение, эмоциональное выгорание, симптомы, характеристики, показатели.

Введение

В нынешних условиях экономики значительно вырос запрос со стороны рынка труда на разного рода исследования профессиональной деятельности, что обусловлено как необходимостью повышения экономической эффективности предприятий и организаций, так и задачей улучшения качества трудовой жизни субъекта профессиональной деятельности. В данном аспекте существенное значение могут иметь исследования проблемы профессионального самосознания личности в общем и самоотношения профессионала как значимой его составляющей части, которая выступает в качестве одной из главных характеристик субъекта профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников). Профессиональное самоотношение во многом определяет особенности осуществления профессиональной деятельности, стремления личности к росту и развитию в профессии, специфику самооценки достижений и неудач в профессиональной сфере. Однако характерное для последних лет реформирование экономических, социальных и иных систем, связанных с осуществлением профессиональных задач, определяет возникновение разнообразных стрессовых нагрузок в трудовой деятельности, которые могут приводить к эмоциональному выгоранию, негативно сказывающемуся на восприятии себя как субъекта труда, а также на профессиональной деятельности в целом, ее результативности. Помимо этого, выраженные негативные переживания в профессиональной сфере могут сказываться и на самосознании личности в целом, обуславливая внутреннюю конфликтность, самоуничижительные тенденции (В.В. Бойко, И.Ф. Шиляева, А.Р. Биктагирова). В связи с этим выявление особенностей профессионального самоотношения личности при разном уровне эмоционального выгорания представляется социально актуальным.

Методы и методики исследования

Для выявления особенностей содержания профессионального самоотношения личности с разным уровнем эмоционального выгорания нами было организовано эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование проводилось в логике констатирующего эксперимента и следующие этапы.

1 этап – организационный. Целью этапа стало определение состава выборки, обоснование методов и методик исследования.

1 этап – диагностический. Целью данного этапа было получение эмпирических данных о содержании профессионального самоотношения и уровнях эмоционального выгорания. Эмпирические данные были получены с помощью метода опроса («Опросник диагностики профессионального самоотношения личности» К.В. Карпинский, А.М. Колышко; методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко).

2 этап – сравнительный анализ. Цель этапа: сравнительный анализ особенностей содержания профессионального самоотношения личности с разным уровнем эмоционального выгорания. В ходе проведения сравнительного анализа применялся математико-статистический метод (Н-критерий Крускала-Уоллиса).

3 этап – практический: разработка на основании полученных результатов исследования рекомендаций психологу по коррекции профессионального самоотношения личности при разном уровне эмоционального выгорания.

База исследования: исследование проводилось онлайн, выборка подбиралась на основании возраста (взрослые), наличия постоянной работы (3 и более лет), а также добровольного согласия.

Выборка исследования включила взрослых (26-47 лет) людей разных специальностей со стажем профессиональной деятельности от 3 до 26 лет в количестве 84 человек, в числе которых 40 женщин и 44 мужчины.

Обоснование методов и методик исследования

В рамках исследования мы рассматриваем профессиональное самоотношение личности как сложную систему, включающую в себя разнообразные смысловые структуры и процессы. Оно отражает взаимосвязь индивидуальных характеристик личности с осуществлением своих мотивов и ценностей в рабочей сфере. Это обеспечивает устойчивую основу для профессиональной деятельности, общения и карьеры. Суть профессионального самоотношения проявляется в различных его аспектах: уверенность в себе на работе, способность самостоятельно управлять собой в профессиональном плане, а также способность к саморазвитию и росту. Также важным компонентом является понимание внутренних конфликтов и способность принять на себя ответственность за свои ошибки в рабочей сфере.
В основе использования опросной методики «Опросник диагностики профессионального самоотношения личности» К.В. Карпинский, А.М. Колышко [31] лежат компоненты, формирующие общий показатель позитивности профессионального самоотношения как единого, неструктурированного внутреннего ощущения личности «за» или «против» себя в качестве субъекта профессиональной деятельности (К.В. Карпинский, А.М. Колышко).

Цель применения методики: выявление содержательных особенностей профессионального самоотношения.

Опросник профессионального самоотношения является специализированным исследовательским (диагностическим) методом, сконструированным для изучения содержания и структуры самоотношения личности как субъекта профессиональной трудовой деятельности. Он предназначен для обследования взрослых испытуемых, имеющих стабильную занятость и прошедших этап адаптации к профессии или к новому рабочему месту. Опросник может применяться для тестирования лиц, получивших профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование, занятых в различных отраслях экономики.

Опросник включает 39 утверждений, относительно которых респондентам предлагается выразить степень своего согласия, используя следующую шкалу:

  • 1 – совершенно неверно;
  • 2 – пожалуй, неверно;
  • 3 – пожалуй, верно;
  • 4 – совершенно верно.

Обработка данных производится путем подсчета сырах баллов в соответствии с ключом по следующим шкалам: самоуважение в профессии (самоуверенность в профессии, самопривязанность в профессии), самоэффективность в профессии (саморуководство в профессии, самооценка личностного роста в профессии), самоуничижение в профессии (внутренняя конфликтность профессионального самоотношения, самообвинение в профессии). Компоненты профессионального самоотношения складываются в общий показатель позитивности профессионального самоотношения.

Полученные сырые баллы переводятся в стэны, что позволяет выделить уровневые показатели по отдельным компонентам и интегральному показателю, а также построить общий профиль профессионального самоотношения личности.

Для разделения выборки на группы по уровням эмоционального выгорания в соответствии с принятым в теоретической части определением эмоционального выгорания нами применялась методика «Опросник диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) [11].

Цель применения методики: изучение уровня эмоционального выгорания и выделение групп с разным уровнем эмоционального выгорания.

Стимульный материал представлен 84 утверждениями, относительно которых испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет».

Обработка результатов производится в соответствии с ключом. Подсчитываются баллы по всем отдельным симптомам, стадиям и общему уровню эмоционального выгорания.

Результаты исследования

Для выделения особенностей профессионального самоотношения личности с разным уровнем эмоционального выгорания на первом этапе анализа полученных данных нами были выделены три группы (рисунок 1).

image001

Рисунок 1. Группы респондентов с разным уровнем эмоционального выгорания.

На рисунке 1 можно видеть, что 27,4% выборки показали высокий уровень эмоционального выгорания. Такие результаты свидетельствуют о том, что эмоциональное выгорание достигло фазы истощения, характеризующейся наиболее выраженными симптомами выгорания, такими как эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, деперсонализация, а также психосоматические и психовегетативные нарушения. Помимо этого, для высокого уровня эмоционального выгорания характерны и симптомы других фаз, в частности неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, переживание безвыходности (фаза напряжения), неадекватное эмоциональное реагирование в отдельных стрессовых ситуациях, дезориентация в эмоционально-нравственном плане, расширение сфер эмоциональной отстраненности и редукция профессиональных обязанностей (фаза резистенции). Выраженность симптоматики эмоционального выгорания при высоком уровне может проявляться в общем негативном фоне настроения, подавленности, ощущении бессмысленности деятельности. Такой уровень обусловлен постоянно действующими сильными стрессорами в разных аспектах профессиональной деятельности, неспособностью личности конструктивно преодолевать негативные переживания.

У большинства респондентов выявляется средний уровень эмоционального выгорания (47,6%). При таком уровне отдельные симптомы разных фаз эмоционального выгорания могут быть достаточно выраженными, однако личность, в целом, преодолевает большинство стрессовых переживаний. Средний уровень эмоционального выгорания проявляется преимущественно в симптомах фаз напряжения и резистенции, в отдельных случаях могут проявляться те или иные симптомы истощения, однако в целом симптоматика не так обширна, как при высоком уровне эмоционального выгорания. Такой уровень эмоционального выгорания может быть обусловлен наличием постоянно действующих стрессоров при, в целом, сформированных на достаточном уровне способностях преодолевать отдельные стрессовые переживания.

25% выборки показали низкий уровень эмоционального выгорания. При таком уровне симптомы отдельных фаз не являются выраженными или же могут проявляться отдельные симптомы фазы напряжения. В целом, при низком уровне эмоционального выгорания можно говорить об отсутствии эмоционального выгорания, способности личности преодолевать стрессовые нагрузки достаточно успешно в большинстве сфер жизни и профессиональной деятельности.

Так, в составе выборки нами выделено три группы респондентов:

  • группа с высоким уровнем эмоционального выгорания – 27,5% выборки (23 человека);
  • группа со средним уровнем эмоционального выгорания – 47,6% выборки (40 человек);
  • группа с низким уровнем эмоционального выгорания – 25% (21 человек).

Далее в данных группах в логике сравнительного анализа нами рассматривались особенности профессионального самоотношения.

Уровневые показатели самоуверенности в профессии при разном уровне эмоционального выгорания представим в таблице 1.

Таблица 1. Показатели самоуверенности в профессии при разном уровне эмоционального выгорания.

Уровни самоуверенности в профессии

Высокий уровень эмоционального выгорания

Средний уровень эмоционального выгорания

Низкий уровень эмоционального выгорания

Высокий

8,7%

30%

57,2%

Средний

43,5%

40%

33,3%

Низкий

47,8%

30%

9,5%

По данным таблицы 3 можно видеть, что высокий уровень самоуверенности в профессии чаще отмечается при низком уровне эмоционального выгорания (57,2%), реже – при среднем (30%) и высоком (8,7%) уровнях. При высоком уровне самоуверенности в профессии можно говорить о том, что личность проявляет выраженную уверенность в собственной профессиональной компетентности, умелости, опытности в сравнении себя, своих достижений с ближайшим профессиональным окружением. Большая представленность показателей высокого уровня при низком уровне эмоционального выгорания может быть обусловлена способностью респондентов преодолевать различные стрессовые ситуации, конструктивно справляться с негативными переживаниями без потери уверенности в своем профессионализме. При среднем уровне эмоционального выгорания такие результаты могут быть связаны со способностью преодолевать отдельные стрессовые ситуации, сохраняя при этом уверенность в себе, своих профессиональных возможностях. При высоком уровне эмоционального выгорания высокие показатели самоуверенности в профессии могут быть связаны либо с «отключением» эмоций относительно различных стрессоров, либо со стремлением преодолевать эмоциональное выгорание за счет собственной компетентности, способности решать различные профессиональные задачи.

Средние показатели самоуверенности в профессии встречаются со сходной частотой во всех группах. Такие показатели свидетельствуют о частичной неуверенности субъектов в собственной компетентности, профессионализме, в сравнении с ближайшим профессиональным окружением, и могут быть обусловлены индивидуальными особенностями решения различных профессиональных задач без учета их стрессовой нагрузки.

Низкие показатели самоуверенности в профессии чаще всего выявляются при высоком уровне эмоционального выгорания (47,8%) и реже отмечаются при среднем (30%) и низком (9,5%) уровнях эмоционального выгорания. Такие показатели свидетельствуют об отсутствии уверенности в собственной профессиональной компетентности, профессионализме, в сравнении с ближайшим профессиональным окружением. Низкая самоуверенность в профессии при высоком уровне эмоционального выгорания может быть обусловлена общей «истощенностью» психологических ресурсов личности в аспекте преодоления профессиональных стрессов, что приводит к сомнениям в себе, неудовлетворенности собой в профессии, переживанию собственной некомпетентности, неумелости. При среднем уровне эмоционального выгорания такие результаты могут быть связаны с неспособностью справляться с отдельными и наиболее значимыми профессиональными стрессами. При низком уровне эмоционального выгорания низкая самоуверенность в профессии может быть обусловлена осознанием некомпетентности в тех или иных вопросах, сомнениями в себе, не связанными со стрессовыми нагрузками.

Так, самоуверенность в профессии является более выраженной при более низких показателях эмоционального выгорания

Заключение

Эмпирическое исследование было организовано с участием 84 человек. Эмпирические данные были получены с помощью метода опроса («Опросник диагностики профессионального самоотношения личности» К.В. Карпинский, А.М. Колышко; методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко). В ходе проведения сравнительного анализа применялся математико-статистический метод (Н-критерий Крускала-Уоллиса).

На первом этапе анализа данных в составе выборки нами было выделено три группы респондентов: группа с высоким уровнем эмоционального выгорания – 27,5%, группа со средним уровнем эмоционального выгорания – 47,6%, группа с низким уровнем эмоционального выгорания – 25%.

Проведенный сравнительный анализ показал, что при низком уровне эмоционального выгорания профессиональное самоотношение характеризуется преимущественно высокими (47,6%) и средними (42,9%) показателями самоуважения в профессии, высокими (52,4%) и средними (47,6%) показателями самоэффективности в профессии при низких (47,6%) и средних (42,9%) показателях самоуничижения в профессии. В целом, профессиональное самоотношение чаще характеризуется как позитивное (52,4%) и нейтральное (38,1%), редко – как негативное (9,5%).

У респондентов со средним уровнем эмоционального выгорания профессиональное самоотношение характеризуется преимущественно средними (42,5%) и низкими (30%) показателями самоуважения в профессии, средними (37,5%) и низкими (35%) показателями самоэффективности в профессии при средних (45%) и высоких (30%) показателях самоуничижения в профессии. В целом, профессиональное самоотношение чаще характеризуется как нейтральное (42,5%) и позитивное (30%), реже – как негативное (27,5%).

При высоком уровне эмоционального выгорания профессиональное самоотношение характеризуется преимущественно средними (43,5%) и низкими (43,5%) показателями самоуважения в профессии, низкими (52,2%) и средними (43,5%) показателями самоэффективности в профессии при высоких (52,2%) и средних (47,8%) показателях самоуничижения в профессии. В целом, профессиональное самоотношение чаще характеризуется как нейтральное (47,8%) и негативное (43,5%), редко – как позитивное (8,7%).

На основании полученных результатов нами были разработаны общие рекомендации психологу по коррекции профессионального самоотношения личности при разном уровне эмоционального выгорания.

Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2010. – 282 с.
  3. Арутюнян, С.Г. Профессиональное самоотношение личности учителя: сущность и содержание [Электронный ресурс] / С.Г. Арутюнян // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 24-1. – С. 34-38. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samootnoshenie-lichnosti-uchitelya-suschnost-i-soderzhanie.
  4. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2016. – 302 с.
  5. Духновский, С.В. Психодиагностика: учебник и практикум для вузов / С.В. Духновский. – М.: Юрайт, 2023. – 353 с.
  6. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2003. – 462 с.
  7. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 57-64.

Интересная статья? Поделись ей с другими: