Банкротство юридических лиц в России

"Научный аспект №5-2024" - Право

УДК 330

Рагузова Татьяна Владимировна – студент факультета Юриспруденции Московского университета имени С. Ю.. Витте.

Научный руководитель Егерева Олеся Александровна – доцент, заведующая кафедрой Гражданского права и процесса Московского университета имени С. Ю.. Витте.

Аннотация: Экономическая нестабильность, изменчивость сферы бизнеса, учащение финансово-экономических кризисов оказывают значительное влияние на финансовую устойчивость предприятий разных отраслей и форм собственности. В связи с этим изучение методов управления финансовой стабильностью, процессами предотвращения банкротства приобретает особую значимость, его первоначальным этапом является исследование статистики банкротств в России.

Ключевые слова: динамика банкротства, банкротство юридических лиц, фиктивное банкротство, финансовые риски, причины банкротства, должник, банкрот.

Закон о банкротстве регулирует все основные процедуры данного процесса. Проведение процедуры банкротства обусловлено конкретной ситуацией, а перед ее запуском важно определить финансовое состояние должника и подтвердить тот факт, что он не способен удовлетворить требования кредиторов в полной мере по различным, взятым на себя гражданско-правовым обязательствам (обязательные выплаты, оплата труда и прочее).

Начало процесса банкротства инициируется с даты вступления в силу судебного определения о необходимости погашения должником собственных задолженностей.

Количество стадий выплаты долгов, определяемых арбитражными судебными инстанциями, находится в прямой зависимости от конкретных фактов по спору кредиторов с должником. Поэтому применяют различные формы процедуры банкротства, определяющие, будет ли возможность дальнейшего существования предприятия и можно ли восстановить его платежеспособность. Законодательные акты о банкротстве юридических лиц перечисляют существующие сегодня процедуры банкротства, среди которых: наблюдение; оздоровление финансового состояния; передача управления; конкурсное производство; мировое соглашение. Судебные процессы, посвященные банкротству юрлиц, подразделяют на упрощенные и комплексные.

Ст. 2 Закона о банкротстве посвящена процедуре наблюдения, под которой понимают действия, обеспечивающие сохранность имущества ответчика. С этой целью анализируют его финансовое положение, составляют список требований кредиторов, проводят их первоначальное собрание [3].

Процедура наблюдения предназначается для юридических лиц, находящихся в сложном финансовом состоянии, но все еще способных выплачивать свои задолженности с течением некоторого времени и с наступлением определенных обстоятельств. Пока длится период наблюдения, должник обязуется с определенной регулярностью предоставлять финансовую отчетность временному управляющему (ст. 65) и встречаться с кредиторами. Временный управляющий вправе подавать исковое заявление, если должник не производит платежи либо нарушает условия плана погашения долгов [1,3].

Процедура наблюдения за банкротством может иметь долгосрочные последствия, такие как ухудшение кредитных рейтингов, трудности с получением ссуд или кредита, потенциальная потеря активов. Хотя в юридической литературе нет споров по поводу текущего определения процедуры наблюдения, мы полагаем, что следует включить дополнительные элементы для обеспечения четких отличий наблюдения от других судебных процедур банкротства. Одной из существенных характеристик процедуры наблюдения является ее обязательный характер, который составляет уникальность данной процедуры [2]. Надо учитывать, что наблюдение не применяется к ликвидированному либо отсутствующему должнику. На подобных должников распространяются процедуры банкротства по упрощенному типу, включающие более короткую последовательность действий. Однако в целом процедура наблюдения не рассматривается в качестве необязательной. Возникает некое несоответствие, и для его разрешения мы предлагаем расширить рамки понятия «процедура наблюдения», дополнив его указаниями на обязательный характер такой процедуры и на ее важнейшее значение для сохранения имущества ответчика [4].

Ст. 62 Закона о банкротстве определяет, что процесс наблюдения запускается после определения арбитражным судом обоснованности иска о признании банкротом. Данное правило было введено, чтобы предотвратить возможность злоупотреблений недобросовестных кредиторов. Согласно ст. 48 рассматриваемого закона [3], Арбитражный Суд тщательно изучает, обоснован ли иск о признании банкротом, и определяет действительность того факта, что должник неплатежеспособен, то есть не может закрыть собственные задолженности в назначенный срок. Судебные инстанции учитывают целый ряд факторов, определяя несостоятельность должника, включая его материальное состояние, все действующие обязательства и возможность получения дохода либо активов [5].

Запуск процедуры наблюдения обычно имеет ряд последствий и для должника, и для кредиторов. Среди них: возможное ограничение кредиторских запросов по финансовым обязательствам и выплатам; приостановка имущественных взысканий с должника, возникающих вследствие исполнения решений суда о наложении ареста и ограниченности прав распоряжаться имуществом; направление определения Арбитражного суда о запуске процедуры наблюдения в кредитные организации, где должником заключались договора об открытии счета, а также в судебные инстанции общей юрисдикции и в территориальные уполномоченные органы по месту проживания должника [6].

Ведущая цель наблюдения, когда речь идет о банкротстве, - обеспечить должнику определенный период защищенности от кредиторов. В этот период суд контролирует его материальное состояние, все финансовые операции, позволяя реструктурировать либо реорганизовать собственные активы, погасить задолженности, вернуть бизнесу жизнеспособность. Поскольку в ходе этапа наблюдения должник должен быть защищен от принудительных действий и судебных разбирательств со стороны кредиторов, именно при достижении такого баланса у должника появляется время для переговоров с кредиторами, разработки плана реорганизации и получения одобрения суда [9].

Таким образом, целеполагание рассматриваемой процедуры можно условно подразделить на две категории. Ведущие цели: обеспечить сохранение имущества должника и провести полное имущественное обследование. Второстепенные цели: все остальные, поскольку именно они направлены на наиболее эффективную реализацию Закона о банкротстве.

Т. В. Хохлова рассматривает процедуру наблюдения как предварительный шаг перед основным судебным процессом, исключая случаи применения процедуры признания банкротом к ликвидируемому должнику. Этап наблюдения вводится только после принятия судом иска о признании банкротом, когда суд подтверждает целесообразность подобных мер. Соответственно, дальнейшие шаги выполняются вслед за прохождением этапа наблюдения [7].

Крайне важен процесс оздоровления финансового состояния, выполняемый для восстановления способности выплатить долги, следуя составленному графику [3].

В РФ финансовое оздоровление – это действенный способ разрешить финансовые затруднения потенциального банкрота. Оно позволяет восстановить платежеспособность при помощи реструктуризации задолженностей, избежав банкротства. Данная процедура возможна для тех, кто еще способен закрыть все долги за разумный временной срок.

Некоторые авторы, в частности Игнатьева М. В., считают этап финансового оздоровления не стадией банкротства, а отдельной программой, дающей возможность не становиться реальным банкротом. Она способствует формированию согласованных условий, позволяющих реструктурировать все задолженности и улучшить финансовое состояние [6, с. 7]. Процедуру оздоровления финансов, согласно ст. 76 Закона о банкротстве, имеет право инициировать сама организация-должник. Она подает ходатайство в арбитражные судебные инстанции, которое содержит запланированные этапы финансового оздоровления, включающие сокращение расходной части, реструктуризацию задолженности, повышение доходной части [10].

Подобный план содержит также график погашения долгов. Кроме того, ходатайствовать о введении финансового оздоровления могут и третьи лица, если у должника с ними достигнуто соглашение. Судебный орган рассматривает предлагаемый план, а сочтя его продуманным и реально осуществимым, одобряет, внося необходимые изменения. Официально утвержденный план становится обязателен для всех сторон, имеющих отношение к делу о банкротстве [11].

Важный аспект процедуры оздоровления финансового состояния - соблюдение должником графика выплаты долгов. За этим пристально следит административный управляющий, назначенный судом (ст. 83), применяя к должнику при необходимости меры обеспечения долговых обязательств. Среди последних: независимая гарантия, государственная гарантия, залог, поручительство [3].

Законодательные акты, касающиеся процедуры банкротства, направлены в первую очередь на то, чтобы реабилитировать должника и восстановить его способность выплачивать долги. Но практически в большинстве случаев все же проводится конкурсное производство и завершающая процедура банкротства, ликвидирующая юрлицо. Конкурсные кредиторы в любом случае стремятся к тому, чтобы их требования максимально удовлетворялись [1-3].

Кредиторы, которые желают участвовать в процедуре банкротства, обязаны предъявлять требования должнику не позже 2-х месяцев с начала запуска процесса признания банкротом. Кредиторские претензии регулирует конкурсный управляющий, используя активы так называемой конкурсной массы, в которую включены имущественные права и все имущество должника, если они не связаны с его личностью или не изъяты из оборота.

В процессе прохождения этапов банкротства конкурсную массу конвертируют в денежную, продавая имущество должника, переуступая права требования либо выполняя замену активов. Кредиторы вправе принимать участие в вышеперечисленных действиях, защищая собственный правовой статус. Конкурсный управляющий периодически отчитывается о проделанной работе и финансово-имущественном положении должника перед собранием кредиторов. Рассчитываться с кредиторами может и третья сторона, однако подобная структура расчетов ставит вопрос о полноценной реализации кредиторских интересов и прав [11,12]. Чтобы таких вопросов не возникало, законодательный механизм получения должником финансов от третьей стороны должен давать гарантию использования их по назначению, то есть для погашения задолженностей перед кредиторами. Одновременно закон должен обеспечивать законные интересы и права тех, кто предоставляет денежные средства. Однако на сегодняшний день в законодательстве о банкротстве отсутствуют положения, четко определяющие правовой статус третьих лиц.

Надо учитывать, что в конкурсную массу включают все имущество должника, даже если его не обнаруживают в процессе разбирательства, но если оно находилось в прямом доступе на момент начала судебного процесса.

Таким образом, отечественное право предусматривает несколько процедур, призванных разрешить вопросы неплатежеспособности должника. Чтобы попытаться предотвратить банкротство, выполняется процедура наблюдения, затем оздоровления финансового состояния и внешнего контроля, благодаря которым должник получает возможность реструктурировать задолженности без ликвидации предприятия. В ситуации безуспешности перечисленных процедур инициируют конкурсное производство, создавая конкурсную массу для погашения задолженностей [2,3]. Еще один вариант избегнуть процедуры полного банкротства — мировое соглашение [1]. В целом, Закон о банкротстве эффективно защищает интересы и кредиторов, и должников, обеспечивая рабочий механизм разрешения финансовых трудностей.

Список литературы

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11. 2021) / [Электронный источник] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 28.03. 2021) / [Электронный источник] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
  3. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01. 2021) / [Электронный источник] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/.
  4. Афанасьева А. Н., Ефимова Н. Ф. Применение моделей оценки степени банкротства предприятий / А. Н. Афанасьева, Н. Ф. Ефимова // Синергия Наук. № 8. С. 129-139.
  5. Баклаева Н. М. Финансовый анализ (продвинутый уровень): Учебное пособие для студентов экономических вузов. - Пятигорск: РИА-КМВ, - 400 с.
  6. Бехтина О. Е. Современные проблемы прогнозирования банкротства предприятий / О. Е. Бехтина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Т. 1. № 1. С. 75-81.
  7. Бурыкина А. И. Некоторые вопросы правовго регулирования банкротства юридических лиц / А. И. Бурыкина // Журнал Огарёв-Online. Выпуск № 13 (78) / 2021 – С. 78-80.
  8. Вдовченко Н. А., Скачкова О. С. Банкротство как форма реструктуризации: актуальные проблемы банкротства / Н. А. Вдовенко, О. С. Скачкова // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016. № 1-1. С. 72-74.
  9. Дюсенов Д. С. Банкротство и несостоятельность в РФ / Д.С. Дюсенов // Отечественная юриспруденция. 2016. № 8 (10). С. 19-22.
  10. Жукова Т. М. Современные особенности применения экономических моделей диагностики вероятности наступления банкротства юридических лиц / Т. М. Жукова, К. С. Кондратьева // Вестник Пермского университета: Юридические науки. – – №1. – С. 197–205.
  11. Зинченко Я. В., Орехова Л. Л. Причины банкротства предприятий в РФ / Я. В. Зинченко, Л. Л. Орехова / Молодой исследователь Дон. № 1 (4). С. 110-114.
  12. Никонова Н. В., Гамулинская Н. В. Реалистичность методов оценки диагностики вероятности банкротства / Н. В. Никонова, Н. В. Гумулинская // / А. А. Мочалина // Инновационная наука. 2022. № 4-1. С. 16-19.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Рагузова Татьяна Владимировна