Проблемы применения национального режима в закупках в рамках международных договоров и соглашений

"Научный аспект №5-2024" - Право

УДК 34

Гулина Анастасия Олеговна – магистрант Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются международные договоры, на которые идет прямое указание в ПП РФ № 925 и обсуждаются возможности применения национального режима в закупках к товарам, работам и услугам, которые предлагают иностранные исполнители. Рассмотрены проблемы несопоставимости отдельных пунктов международных договор и соглашений с ПП РФ № 925, так же предложены пути разрешения данных ситуаций.

Ключевые слова: национальный режим, закупки, Заказчик, Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) или Соглашение ГАТС, Договор о Евразийском экономическом союзе, ВТО.

В этой исследовательской работе рассматриваются вопросы развития и совершенствования национального режима при реализации закупок, как меры контроля за торгово-денежными и финансовыми процессами, заключением сделок с другими государствами, международными организациями. Следует отметить, что в актуальных условиях мировая торговля справедливо занимает первое место по значимости для российской экономики (а также для экономик многих европейских стран и стран постсоветского пространства).

В первую очередь необходимо дать определение и выделить ключевые признаки национального режима, как одного из компонентов международных договоренностей. Так, национальный режим выражается в наличии запретов на приобретение конкретных товаров или услуг, требованиях по соблюдению норм отечественного законодательства, а также в ограничениях на покупки и заказу иностранной продукции. В положениях нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы осуществляется закупок по национальному режиму и международным договорам, установлены конкретные условия для допуска зарубежных товаров и услуг к реализации на торгах. Основные изменения в эту процедуру были внесены в 2016-2018 годах, и сейчас они актуальных для всех субъектов РФ. С начала 2017 года все коммерческие организации и иные субъекты экономико-хозяйственной деятельности в стране, осуществляющие закупки – должны соблюдать норм ФЗ РФ №223 от 18.07.2011 года. В этом документе закреплен приоритет продукции отечественных компаний [1].

Также стоит отметить, что это решение было принято на высшем уровне – после согласования всех правовых и социально-экономических аспектов. По нормам Постановления Правительства РФ №925 от 16.09.2016 года любые претенденты, которые предлагают товары, услуги и работы от отечественных компаний, обладают явным преимуществом перед иностранными компаниями и их продукцией. При этом важно отметить, что в последние несколько лет РФ стала одной из тех стран, которую коснулись серьезные санкции со стороны государств Евросоюза, США и Великобритании. Актуальная политическая среда лишь подтверждает необходимость должного следования приоритету национальной продукции в осуществлении закупок.

Положения ФЗ РФ №223 от 18.07.2011 года о национальном режиме при осуществлении закупочной деятельности действуют в следующих случаях:

  1. Закупка товаров из иностранных государств и от зарубежных фирм, коммерческих организаций, предприятий;
  2. При заказе разных видов услуг и работ у иностранных физических лиц, а также в коммерческих организациях;
  3. При необходимости сопоставления отечественных товаров, услуг и работ с зарубежной продукцией, а также с услугами и работами иностранных физических и юридических лиц [2].

Подлинность страны происхождения участник закупки может подтвердить следующими документами:

  1. Сертификат, который имеет право выдать только соответствующий орган страны происхождения продукции. Этот документ является основным доказательством происхождения товара.
  2. Заключение о происхождении, выдаваемое Минпромторгом России. Это официальное подтверждение, которое может потребоваться при экспорте и импорте товаров.
  3. Декларация, которая составляется в свободной форме. Она также может служить документом, подтверждающим происхождение товара.
  4. Акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Это один из вариантов подтверждения страны происхождения товара.
  5. Копия специального инвестиционного контракта, согласно которому юридическое лицо инвестирует в производство товара в стране не менее 3 млрд. Это дополнительный документ, который может быть использован для подтверждения происхождения товара.

Таким образом, национальный режим имеет свою основу в виде документов, подтверждающих страну происхождения товара, ответственность за предоставление и подлинность которых лежит непосредственно на участнике закупки. Данный режим нацелен на создание благоприятных условия для отечественных производителей и способствует развитию внутренней экономики страны [3].

В контексте реализации постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 Заказчики сталкиваются с рядом проблем. Одной из них является неоднозначное толкование положений документа, что приводит к затруднениям в применении норм при проведении закупочных процедур. Кроме того, заказчики нередко сталкиваются с отсутствием четких методических рекомендаций по применению данного постановления, что увеличивает риск ошибок и судебных споров.

К примеру, ч. 8 ПП РФ № 925 гласит, что необходимо при установлении приоритета учитывать Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года и Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о ЕврАзЭС). При всем этом следует отметить, что ПП РФ № 925 не содержит никаких методических рекомендаций и упоминаний как именно применяются данные международные соглашения. Далее мы постараемся разобрать как именно законодатель предполагает их применение в контексте поставленной задачи [4].

  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года

В Российской Федерации Соглашение 1994 года применяется через участие страны в ВTO. Россия стала членом этой организации в 2012 году и обязалась соблюдать все ее правила и соглашения, включая те, которые были приняты до ее вступления. Таким образом, Соглашение 1994 года является основой для регулирования международной торговли России со многими другими странами мира.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос реализации 925 ПП РФ по этому соглашению с учетом положений, конкретизирующих перечень товаров для закупочной деятельности. В этом документе сказано, что для все продукции, которая будет перевозиться из страны, с которой у Российской Федерации уже заключен торговый договор или иное соглашение – будут действовать весьма лояльные условия, благоприятный режим для заключения выгодных сделок. При этом важно отметить, что в отечественном законодательстве проведена четкая граница между международными договоренностями и приоритетом норм Конституции РФ, а также других законодательных предписаний (чаще, конечно, федерального значения, но в некоторых случаях – и регионального) [5].

  • Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) или Соглашение ГАТС

На территории РФ ГАТС применяется через участие страны в ВТО. Россия стала членом этой организации в 2012 году и обязалась соблюдать все ее правила и соглашения, включая ГАТС. Применение ГАТС в РФ подразумевает, что российские компании могут предоставлять свои услуги на территории других стран-членов ВТО на условиях, предусмотренных этим соглашением. Также это означает, что иностранные компании имеют право предоставлять свои услуги на территории России в соответствии с условиями ГАТС.

Рассматривая ст. II Генерального Соглашения по торговле услугами (ГАТС) мы можем увидеть аналогичные положения, что очень важно учитывать в актуальных условиях. В целом сейчас Российская Федерация в полной мере реализует национальный режим, как меру регулирования сделок по закупкам по международным договорам и соглашениям. Исходя из ч. 8 ПП РФ № 925 мы делаем вывод о том, что все страны-участницы данных международных Соглашений имеют право на приоритет так же, как и отечественные производители и исполнители. Исключением из данного правила являются закупки по 44-ФЗ, так как по ним применяются различные запреты и преференции – так, к примеру, письмо Минэкономразвития России от 21.10.2016 № Д28и-2806 говорит нам о том, что ПП РФ № 925 не имеет отношения к государственным закупкам, данный факт подтверждается и в письме Минэкономразвития России от 26.04.2016 N Д28и-1038 [6].

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года упоминается в письмах Минэкономразвития России от 16.12.2016 № Д28и-3458, от 06.12.2016 № Д28и-3201. На основании положений этого документа может быть сделан следующий вывод. Применение ПП РФ № 925 возможно только в данных случаях – оборона и безопасность, защита человека, оборот золота и серебра, охрана культурных ценностей и это создает большие проблемы при толковании, так как не существует конкретного перечня товаров, услуг или работ – указана только сфера деятельности.

  • Договор о Евразийском экономическом союзе

Договор объединяет пять стран: Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Кыргызстан. История схожая с проблемой применения 925 ПП РФ в предыдущих рассмотренных соглашениях повторяется и при применении Договора о ЕврАзЭС, однако она на много сложнее – в разделе о государственных (муниципальных) закупках (XXII) и Протоколе о регулировании закупок никак не определен статус Закупок для нужд компаний с государственным участием, то есть фактически на Заказчиков, применяющих 223 ФЗ не должно распространяться действие Договора о ЕврАзЭС, но тем не менее письма Минэкономразвития России от 21.10.2016 № Д28и-2858, от 18.11.2016 № Д28и-3107, от 06.12.2016 № Д28и-3197 указывают на необходимость предоставления приоритета белорусской продукции наравне с продукцией отечественного производителя, что противоречит содержанию данного Договора. В данном случае проблема толкования заключается конкретно в белорусской продукции, потому что Армения, Казахстан и Киргизия входит в ВТО и получают приоритет на данном основании [7].

Против оснований для предоставления приоритета белорусским производителям так же говорит нам факт того, что в Договоре о ЕврАзЭС абзацы, посвященные применению национального режима, говорят нам о применении данного правила в государственных и муниципальных закупках, под которыми мы подразумеваем организации, применяющие Закон № 44-ФЗ:

Часть I. Общие положения:

закупки - государственные (муниципальные) закупки, под которыми понимается приобретение заказчиками товаров, работ, услуг;

заказчик - государственный орган, орган местного самоуправления, бюджетная организация, а также иные лица в случаях, определенных законодательством государства-члена о закупках;

Если Заказчик, работающий по 223-ФЗ все-таки предоставляет приоритет белорусской продукции, то в Положении о закупках необходимо указывать факторы, отсутствующие в 223-ФЗ, которые присутствую в 44-ФЗ. – запрет на указание товарных знаков, ограничения на закупки у единственного поставщика, закрытый перечень способов закупки [8].

Из вышеизложенных фактов можно сделать вывод о том, что приоритет белорусским товарам не представляется возможным предоставить до внесения соответствующих изменений в ПП РФ № 925 или Договоре о ЕврАзЭС и данный момент касается конкретно товаров, но не работ или услуг, хотя в пользу предоставления приоритета белорусской продукции говорит пп. 21 п. 1 "Национальный режим при торговле услугами, учреждении и деятельности" ч. VI "Торговля услугами, учреждение и деятельность" Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение N 16 к Договору о ЕврАзЭС):

"Каждое государство-член в отношении всех мер, затрагивающих торговлю услугами, предоставляет услугам, поставщикам и получателям услуг другого государства-члена режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при таких же (подобных) обстоятельствах своим собственным таким же (подобным) услугам, поставщикам и получателям услуг" [9].

Подводя итог, стоит отметить, что в настоящее время законодательство РФ в сфере закупочной деятельности является весьма лояльным, гибким и главное – с возможностью адаптации под постоянно меняющиеся внешние и внутренние условия развития рыночной экономики. Положения нормативно-правовых актов часто обновляются, что является важным преимуществом этой системы. При этом внесение изменений в ПП РФ №925 требует лишь больше времени и коллективной работы, чтобы устранить все текущие недостатки и совершенствовать процесс закупочной деятельности. Необходимо добиться баланса между приобретением приоритетных отечественных товаров, услуг и работ и покупкой в рамках торгов иностранной продукции.

Список литературы

  1. Шевченко В.А. Международные договоры об юридическом регулировании закупок: общие принципы функционирования // Российский юридический журнал. – 2017. – № 1. – С. 120-132.
  2. Абдулатипов Р.Г. Правовое регулирование государственных закупок в современной России // Публичные закупки. – 2019. – № 3. – С. 45-56.
  3. Васильев Д.В. Законодательные меры по применению национального режима в государственных закупках: опыт российской практики. – М.: Издательство «Юстиция», 2018. – 217 с.
  4. Кабинет Министров Российской Федерации. Постановление от 20 декабря 2019 г. № 1753 «О внесении изменений в Правила размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». – URL: https://base.garant.ru/17220378/ (Дата обращения: 20.04.2021).
  5. Мальцева О.Н. Особенности использования механизмов международного права в регулировании государственных закупок в Российской Федерации // Журнал российского права. – 2018. – № 5. – С. 88-101.
  6. Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (ред. от 17.02.2022) «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами». – URL: https://www.zakonrf.info/postanovlenie-pravitelstvo-rf-925-16092016/ (Дата обращения 20.05.2024).
  7. Договор о евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года). – URL: https://favt.gov.ru/public/materials/c/6/4/3/9/c6439914043fe4ea13eba5e9a8bdd331.pdf (Дата обращения 20.05.2024).
  8. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=428061 (Дата обращения 20.05.2024).
  9. Приложение 1В к Марракешскому Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года, Генеральное соглашение по торговле услугами. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902340076 (Дата обращения 20.05.2024).
Автор: Гулина Анастасия Олеговна