УДК 34

Актуальные вопросы ответственности за преступления в сфере экономической деятельности

Талан Мария Вячеславовна – доктор юридических наук, профессор кафедры Уголовного права Казанского юридического института МВД России

Надысева Екатерина Андреевна – магистрант Казанского юридического института МВД России

Аннотация: Цель статьи заключается в рассмотрении существующих подходов к определению понятия «экономические преступления». Особое внимание уделяется характеристике видов и особенностей экономических преступлений. В статье приводятся статистические данные по количеству преступлений экономической направленности в России и за рубежом, а также перечисляются меры ответственности за экономические преступления и регламентирующие их законы.

Ключевые слова: экономическое преступление, виды экономических преступлений, ответственность, законодательные акты.

Экономическая преступность является одной из главных проблем, с которой сталкивается МВД России в настоящее время. Каждый год  миллиарды долларов уходят из экономики страны из-за различных видов экономических преступлений, включая коррупцию, налоговые махинации, мошенничество и другие.

Несмотря на все усилия правоохранительных органов, эта проблема остается очень актуальной и требует разработки новых стратегий для успешной борьбы с экономической преступностью.

Продвижении экономического развития и увеличении финансового благосостояния населения, что приводит к увеличению числа сторонников данной идеи среди политических и экономических деятелей. необходимо внести изменения в конкретные нормы уголовного законодательства, касающиеся экономических преступлений.

Как гласит сводный отчёт по России «О состоянии преступности и результатах расследования преступлений» [1], количество совершенных правонарушений составило:

Период

Количество преступлений, уголовные дела о которых находились в производстве на начало года или зарегистрированы в отчётный период

Всего преступлений

Преступления экономической направленности

% от общего числа преступлений

Январь – декабрь 2019

2394508

145772

6,09

Январь – декабрь 2020

2429972

148713

6,12

Январь – декабрь 2021

2396193

162739

6,79

Январь – декабрь 2022

2360445

160333

6,79

Согласно данным статистики, отмечается увеличение роста преступлений в экономической сфере. За последние четыре года, с 2019 по 2022 год, их количество возросло на 0,7%.

В 2022 году больше всего людей – 2216 – осудили за незаконное использование документов для учреждения юридического лица по ст. 173.2 УК. [2].

Нарушения в сфере предпринимательства и саморегулируемых организаций подпадают под действие норм «Кодекса об административных правонарушениях» (Глава 14 КоАП РФ).[3]

В 1996 году в Уголовном кодексе Российской Федерации  в разделе VIII были введены новые статьи, касающиеся правонарушений в экономической сфере. Однако среди исследователей существуют разногласия в попытке толкования данного термина, поскольку закон не содержит ясного определения преступлений в данной сфере.

Экономическая сфера может быть нарушена различными способами, которые могут иметь различный характер. Понятие "экономическая сфера" не охватывает полностью всю суть отношений, которые регулируются законами данной области. Вероятно, это и является источником данных разногласий в рамках законодательства Российской Федерации.

 По мнению Н.А. Лопашенко, «любое нарушение закона может быть отнесено к сфере экономических преступлений, то есть тех, что приносят пользу их исполнителю». [4]

По словам А.Ю. Чупровой, такой тип преступлений проявляется не только в совершении преступлений, описанных в разделе VIII  Уголовного кодекса Российской Федерации о «Преступлениях в сфере экономики», а также других нарушениях и преступлениях, которые являются основой для формирования «чёрной» экономики. [4]

По мнению П.С. Яни, определение данного понятия представляет собой сложную задачу из-за того, что всегда будет присутствовать определенная степень условности.[4]

Существует множество преступлений, связанных с экономикой: убийства, самоубийства, нарушения конституционных прав и либертарных принципов. Кроме того, многие преступления, такие как захват заложников, бандитизм, незаконная торговля оружием, взрывчаткой, наркотиками, пиратство, также имеют экономический характер.

Ряд учёных убежден, что раздел VIII Уголовного Кодекса Российской Федерации следует переименовать в раздел "Преступления против экономики", а 22-ю главу - "Преступления против экономической сферы".

В главе 22 Уголовного кодекса Российской Федерации описаны экономические преступления, которые характеризуются следующими особенностями:

  • экономические преступления совершаются в сфере предпринимательства, которая занимается созданием, обменом, распределением и потреблением товаров и услуг;
  • чаще всего такие преступления совершаются предпринимателями, занимающими высокие должности и имеющими доступ к финансовым ресурсам;
  • указанные преступления совершаются с целью личной выгоды, что приносит ущерб как физическим и юридическим лицам, так и государству в целом;
  • экономические преступления нацелены на личное обогащение и свидетельствуют о жадности;
  • в большей части экономических преступлений преступники применяют специальные приемы для скрытия своей преступной деятельности.

С учётом указанных характеристик, экономические преступления могут быть определены как системно связанное сочетание намеренных и корыстных преступлений, совершаемых в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [4].

Среди экономических правонарушений выделяются преступления, характеризующиеся длительным сроком совершения. В Уголовном Кодексе Российской Федерации под такими преступлениями понимаются действия, связанные с продолжительным нарушением обязанностей, возложенных на виновное лицо. Примерами таких правонарушений могут служить составы преступлений, предусмотренные статьями 198, 199, 224 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В статьях 174, 180, 186, 187, а также 171-1  Уголовного Кодекса Российской Федерации  установлены категории преступлений, известные как "продолжаемые". Сюда относятся налоговые преступления, незаконное предпринимательство, мошенничество в отношении потребителей и контрабанда.

Большинство составов, описанных в разделе 22 Уголовного Кодекса Российской Федерации, являются обобщенными. Для раскрытия экономических преступлений необходимо изучать нормативные акты в области деловой активности, налогового и гражданского законодательства и других смежных областях [5].

В последние годы в нашей стране все чаще обсуждаются идеи о снижении наказания за экономические преступления. Например, об этом недавно заявил российский бизнесмен Олег Дерипаска на Красноярском экономическом форуме, где обсуждались различные меры законодательного характера, включая изменения Федеральным законом от 18 марта 2023 года, внесенные в Уголовный Кодекс и Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Эти изменения направлены на уменьшение уголовной ответственности за определенные преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей, предусмотренные статьями 199, 199.1, 199.2 и 199.4 УК РФ.

Доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при правительстве РФ, кандидат юридических наук С. Горохова признаёт, что в настоящее время привычные алгоритмы экономической деятельности существенно перестраиваются. «Это повышает риски предпринимательской деятельности и степень неопределенности её результатов», – характеризует складывающуюся ситуацию эксперт.

 «Поддержка стабильности экономики – приоритетное направление деятельности государства, которое направлено на обеспечение социального благополучия общества через обеспечение насыщенности товарного рынка для потребителей", - подчеркивает Горохова. Нецелесообразно привлекать к уголовной ответственности тех, кто готов полностью погасить налоговую задолженность, пени и штрафы, отмечает юрист. Согласно Гороховой, "либерализация экономической политики способствует улучшению инвестиционного климата, снижению уровня коррупции и развитию предпринимательства в стране".

Эксперты также высказали свою точку зрения относительно декриминализации статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации, касающейся экономических преступлений. Юрист Александр Митрюк считает, что «необходимо исключить предпринимательство из сферы уголовной ответственности». По его мнению, более эффективно будет обращаться за взысканием задолженностей по налогам и другим платежам через арбитражные суды. Митрюк предлагает заменить уголовное преследование для бизнеса на административные штрафы и уверен, что смягчение наказаний за экономические преступления принесет только позитивные результаты.

По мнению экономиста Николая Журавлёва, отличающегося от других специалистов, возможен такой вариант трактовки, что «процесс либерализации может побудить некоторых людей к мысли, будто нарушения закона являются допустимыми и менее рискованными». Это, в свою очередь, может способствовать распространению противоправных действий в экономике и угрожать общественной безопасности. Николаай Журавлёв уверен, что уменьшение наказания допустимо только при условии, что экономические преступления не имеют отношения к насилию, угрозам жизни и здоровью людей, национальным или религиозным конфликтам и терроризму.

Предложение о смягчении уголовной ответственности по экономическим преступлениям было внесено Правительством в Государственную думу в виде законопроекта, следует из базы данных нижней палаты парламента. В документе говорится, что речь идёт о сокращении срока давности по нескольким экономическим статьям, а также о закрытии уголовного дела при уплате штрафов, недоимок и пени по делам об уклонении от уплаты налогов.

В своем обращении к Федеральному собранию в феврале 2022 года, президент Владимир Путин выразил четкую позицию относительно необходимости усиления государственного контроля над деловой средой. Однако он также подчеркнул, что «избегать чрезмерного вмешательства также важно», поскольку свобода предпринимательства играет ключевую роль в экономическом развитии: "Я считаю, что важно пересмотреть некоторые нормы уголовного законодательства, касающиеся экономических преступлений" [6].

В пояснительной записке к документу отмечается, что согласно статьи 78 Уголовного Кодекса  Российской Федерации (об освобождении от уголовной ответственности из-за истечения сроков давности), для выполнения поручения Президента необходимо уменьшить максимальные наказания, предусмотренные для некоторых статей Уголовного Кодекса Российской Федерации. В частности, речь идет о ст. 199 (уклонение от уплаты налогов) и ст. 199.1 (неисполнение обязанностей налогового агента), авторы законопроекта предлагают сократить максимальный срок заключения по этим статьям с 6 до 5 лет.

Предлагается сократить максимальный срок наказания по статье 199.2 (о сокрытии денежных средств или имущества организации или ИП) с 7 до 5 лет, а по статье 199.4 (об уклонении от уплаты страховых взносов) – с 4 до 3 лет. Это изменение поможет уменьшить период времени, в течение которого возможно привлечение к уголовной ответственности.

В дополнение к этому, предложение в законопроекте о том, что в случае полной уплаты недоимки, пеней и штрафов уголовное дело по уклонению от уплаты налогов не может быть возбуждено (или должно быть прекращено, если уже заведено).

Одобрил предложенные изменения в налоговом законодательстве член Комитета СФ, занимающийся вопросами экономической политики, Владимир Кравченко.В данном направлении были приняты определенные меры, так как было объявлено о принятии Федерального закона, вносящего изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации не существует тяжких налоговых преступлений - все тяжкие преступления переходят в категорию преступлений средней тяжести.

Сенатор также отметил поддержку Федерального закона, разработанного Верховным Судом РФ, о внесении изменений в статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. «Этот документ улучшает процесс производства уголовных дел в отношении предпринимателей, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях, связанных с их предпринимательской деятельностью, и укрепляет процессуальные гарантии для них. Эти изменения направлены на более гуманный подход к уголовному производству в отношении обвиняемых индивидуальных предпринимателей и членов управляющих органов коммерческих организаций», - пояснил Владимир Кравченко [7].

Проблема экономической преступности остается актуальной не только на территории России, но и в других странах мира. Из-за усиления мер по борьбе с преступлениями в сфере финансов Верховная народная прокуратура Китая отмечает снижение их числа, однако высокий уровень преступности все еще остается на прежнем уровне.

С начала 2023 года и до конца ноября органы прокуратуры по всей стране дали санкции на арест 11 060 человек, подозреваемых в финансовых махинациях и нарушениях финансового законодательства. Обвинения были выдвинуты в отношении 22 529 подозреваемых, что на 10% меньше, чем в предыдущем году, согласно данным, опубликованным ВНП.

В течение первых 11 месяцев 2023 года прокуратура обвинила 15 590 человек в преступлениях, связанных с незаконным присвоением вкладов населения и мошенничеством. Это на 5,6% меньше, чем в предыдущем году, по информации из ВНП.

Согласно статистике, за период с января по ноябрь 2023 года в стране было выявлено 2 301 человек, причастных к отмыванию денег, что на 10% больше, чем за аналогичный период в прошлом году.

Кроме того, по словам представителя ВНП Чжан Сяоцзиня, были зафиксированы случаи отмывания денег, незаконных платежей и операций с наличными, а также незаконной торговли иностранной валютой. Он отметил, что использование виртуальной валюты стало новым методом для совершения международных денежных переводов [8].

В марте 2023 года Информационное управление Государственного совета Китая (SCIO) объявило о начале широкомасштабной антикоррупционной операции под названием Sky Net, запущенной правительством страны.

Целью инициативы является выявление, поиск и пресечение попыток коррумпированных чиновников покинуть страну. Кроме того, в рамках программы будут организованы мероприятия по возвращению украденных активов обратно в Китай. Решение о запуске программы Sky Net было принято 20 марта 2023 года на совещании отдела по возвращению беглецов Центральной антикоррупционной координационной группы Китая.

Кроме того, отметим, что в рамках борьбы с коррупцией Национальная комиссия по надзору запустит специальную кампанию по пресечению преступлений, связанных с злоупотреблением должностным положением. Планируется проведение операций по выявлению коррумпированных чиновников, скрывающихся за рубежом. У таких лиц могут быть изъяты незаконно нажитые активы с целью их последующего возвращения в Китай.

Одновременно Министерство общественной безопасности КНР организует программу «Охота на лис» (Fox Hunt) для репатриации экономических преступников. В то же время, Народный банк Китая помогает в борьбе со скрытой передачей незаконно присвоенных активов за границу. Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура КНР совместно проводят операцию по возвращению в страну похищенных активов, связанных с делами, по которым подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений скрылись или скончались. При этом Организационный отдел ЦК Коммунистической партии Китая сотрудничает с другими органами власти для решения вопросов, связанных с выдачей документов, которые могут помочь в борьбе с коррупцией в рядах чиновников [9].

Государства Центральной Азии также активно борются с экономической преступностью и предпринимают целый комплекс мероприятий для этой цели. Недавние реформы направлены на предотвращение коррупционных преступлений и наказание их исполнителей. Основная задача заключается в поддержке устойчивого экономического роста и улучшении бизнес-среды в этом регионе.

Особо актуальной в современном мире остаётся проблема экономических преступлений в странах Востока. Ущерб бизнесу от подобного рода преступлений в 2020 году составил около 42 млрд долларов США. Такие данные приводит международная аудиторско-консалтинговая фирма PwC [12].

В странах Востока широко распространены различные виды коррупции, такие как взяточничество, киберугрозы и мошенничество при закупках. Например, для оплаты импорта КНДР использует как экспортную выручку, так и обходные пути. Существует предположение, что представители КНДР могут использовать преступные схемы для приобретения иностранной валюты. Секретное подразделение Inside Room 39, предположительно, является главным подозреваемым в источнике поддельной американской валюты, предоставляющим северокорейским высокопоставленным лицам доступ к наличным долларам.

Другой правительственный орган – подразделение 108 главного разведывательного бюро КНДР – был назван официальными лицами ООН, США и Южной Кореи как источник крупных хакерских атак. Группа Lazarus попала под обвинение в краже 81 миллиона долларов из Центрального банка Бангладеш. Лабораторией Касперского была установлена прямая связь КНДР с IP-адресом, использованным при атаке с европейского сервера [13].

По данным южнокорейской разведки, северокорейские хакеры регулярно осуществляли кражу криптовалюты на сумму 88 тысяч долларов ежемесячно из Южной Кореи, заражая компьютеры вредоносным программным обеспечением для майнинга криптовалюты.

За период с 2018 по 2019 год количество украденных средств выросло с 571 миллиона до 2 миллиардов долларов. Эти киберпреступления принесли значительный поток денежных средств для страны, которая ограничена в международной торговле и внутренних источниках доходов.

Последние доклады ООН содержат убедительные доказательства того, что указанные средства были направлены на развитие ядерной программы Северной Кореи. Также стоит отметить, что в 2021 году было обнародовано, что три члена группы Lazarus участвовали в краже более чем 3 миллиардов долларов в результате крипто- и банковских атак. Согласно обвинительному заключению США, двое из них являются военнослужащими из Северной Кореи.

Несмотря на опровержение многих обвинений со стороны КНДР, по-прежнему поступают сообщения о новых атаках со стороны северокорейских программ вымогателей. Они требуют от пользователей оплатить определенную сумму в биткоинах для разблокировки их персональных данных. Согласно обвинительному заключению, за эти преступления несет ответственность военная разведка КНДР.

 «Группа двадцати» (The Group of Twenty, G20) – форум международного сотрудничества, где собраны крупнейшие развитые и развивающиеся экономики мира, ответственные за 80% мирового ВВП и объема мировой торговли, акцентирует внимание на противодействии современным проявлениям коррупции, связанным с экономической и организованной преступностью.

Деятельность G20 сосредоточена на мерах по укреплению добросовестности в долгосрочном восстановлении, включая эффективное выполнение обязательств по борьбе с отмыванием денег, прозрачность бенефициарного владения юридическими лицами и механизмами, а также улучшение международного сотрудничества путём создания совместных следственных групп и обеспечения их достаточными ресурсами и полномочиями.

G20 стремится к прозрачности в своей работе, придерживаясь принципа доступности компетентным органам к информации, необходимой для эффективного выполнения своих обязанностей. «Группа двадцати» настаивает на необходимости предоставления точной и актуальной информации. Они также поддерживают идею реформирования мировых стандартов и эффективного выполнения обязательств и правил, усиление надзора и справедливое применение санкций как к юридическим, так и к частным лицам.[14]

Таким образом,экономические преступления – это серьезные нарушения законов и правил в сфере бизнеса и финансов, которые имеют актуальность не только в России, но и во многих других странах. Они могут негативно сказываться на экономике и обществе в целом. Для борьбы с такими преступлениями необходимо использовать комплексный подход, включающий правовые, организационные и этические меры.

Список литературы

  1. Сводный отчёт по России «О состоянии преступности и результатах расследования преступлений».
  2. Суддеп подсчитал количество осужденных за экономические преступления [электронный ресурс] в 2022 году https://pravo.ru/news/246114/ (дата обращения 10.05.2024).
  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023).
  4. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО [электронный ресурс] http://k-press.ru/bh/2003/2/mazur/mazur.asp (дата обращения 10.05.2024).
  5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) (глава 22) (дата обращения 10.05.2024).
  6. В СФ обсудили вопросы смягчения уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности [электронный ресурс] http://council.gov.ru/events/news/149336/ (дата обращения 10.05.2024).
  7. В Китае наблюдается снижение количества финансовых преступлений при высоком уровне преступности [электронный ресурс] http://russian.china.org.cn/china/txt/2023-12/28/contenthtm (дата обращения 10.05.2024).
  8. Статья: Преступность в Китае [электронный ресурс] https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения 10.05.2024).
  9. Содействие прозрачности и борьбе с экономическими преступлениями [электронный ресурс] https://pjp-eu.coe.int/ru/web/central-asia/fighting-economic-crime (дата обращения 10.05.2024).
  10. G20 Position Paper/ Transparency International. – March 2021.

Интересная статья? Поделись ей с другими: