УДК 340

Развитие системы подрядных торгов в России

Чеботарёв Иван Андреевич - магистрант факультета Юриспруденции Института Права Волгоградского Государственного Университета.

АннотацияВ статье рассматривается развитие системы подрядных торгов в России. Указываются определение ключевых терминов статьи, важность развития системы подрядных торгов в России, исторические предпосылки возникновения системы подрядных торгов в России. Приводятся мнения ученых по аналогичной тематике исследования, а также ссылки на основные законы, регулирующие данную деятельность.

Ключевые слова: подрядчик, заказчик, государственный заказ, строительные работы, система подрядных торгов, тендер.

Прежде чем начинать разбирать тему исследования, для начала следует предоставить краткую историческую справку о развитии системы подрядных торгов в России, а также привести понятия термина подрядные торги. Подрядные торги, это некий способ закупок товара, размещение заказов и выдача подрядов, при котором к установленному срокам времени поступают предложения о предоставлении услуг разного рода поставщиков, которые могут указывать сумму своей работы по собственному усмотрению, это их субъективное право. Так в своей работе Иншакова А.О указывает, что субъективное право- это мера дозволенного поведения субъекта [1]. В процессе ознакомления с условиями работы и предложения цены за работу, после всех процедур организаторы торгов выбирают самое выгодное им предложение и заключают договор. Также существует и официальное определение данного термина указанная в распоряжении Госкомимущества, где подрядные торги являются формой размещения заказов на проведения строительных работ, при котором предусматривается выбор подрядчика для оказания услуг по проведению работ строительства на основе конкурса [2].Первое и второе понятие по своему смыслу полностью аналогичны. Перейдем к истории развития подрядных торгов в России. Подрядные торги явление не новейшее и появилось несколько веков назад, первое упоминание о подрядных торгах в России начинается с XVII-XVIII веков, тогда и был выпушен первый документ. Выпустили этот документ при царе Алексее Михайловиче, данном документе устанавливались условия поиска подрядчика, выполнения его работ и вознаграждение за его труды. Указ был подписан 7 июля 1654 года, описание вида работы была таковым, транспортировка в Смоленск сухарей и муки, а также описывалась цена за выполнение услуги. В XVIII веке в связи с перерасходом средств государства Петр I выставил новый Указ от апреля 1720 года “ О не заключении подряда без пошлины” контракты на проведения подрядных работ уплачивались без внесения пошлин, а сами контракты имели очень крупную цену. Подрядчики, которые повышали свои цены, были обязаны возвращать переплаченную сумму, а работники государства, которые были пойманы на получение взятки обязаны были выплатить штраф. После того как Россия получила статус империи в 1721 году уже был разработан механизм, при котором были установлены проведения государственных закупок. Многие из этапов проведения закупок, установленные при Петре I, используются и по сей день. Первым из этапов является планирование закупок, под ней подразумевается доставка определенных товаров в определенные времена года на момент их нужды, так, например планировка товаров, которые будут необходимы в зимний период планировка проходит не позднее июля месяца. Вторым этапом является объявление закупочной процедуры. Условия закупочной процедуры развешивались во всех людных местах, на которых описывались запросы к поставщикам и товарам. Третий этап процедуры, подача заявок. В течении трех недель поставщик имел полное право подать свою заявку для выполнения работы. Подрядчики должны были указать в заявке стоимость своих работ. После окончания приема заявок проводился конкурс, в котором зажигалась свеча и до момента пока она не потухнет подрядчикам давали шанс снизить цену. Побеждал тот подрядчик, который предложил самую меньшую цену. Во времена правления Екатерины II проведение торгов передали в Казенную палату. После подписания контракта от поставщиков требовали полное выполнение условий контракта не зависимо от обстоятельств, помешавших ему выполнить условия. В случае если Казенная палата терпела убытки при проведение своей деятельности, то они обязаны были возместить убытки в полном размере за свой счёт. После вступления на престол Александра I он продолжил регламентировать систему государственных закупок. В конце его правления число нормативно правовых актов, регламентирующих данную деятельность, была выше 150 документов. В Российской Империи впервые начали публиковать аналитику, а также статистику торгов. После его брат Николай I привел следующие шаги по объединению всех законов о закупках в единый документ. В 1900 году при правлении Николая II осуществилась публикация закона “ Положение о подрядах и поставка”, действующая до 1917 года. В данном законе описывалась проведения торгов по трем ключевым типам: запрос котировок, аукцион и смешанный вид торгов. Уже в наше время в 2005 году был принят Федеральный закон № 94-ФЗ, который неизменно дополняли при помощи разных федеральных законов. На замену данному закону пришел новый, более совершенный Федеральный закон от 5 апреля 2013 года [3]. С 2011 года аукцион в электронном виде стал непременной процедурой. В 2014 году начала действия контрактная система, появилась новейшая система закупок, были доработаны антикоррупционные меры воздействия, которые способствуют снижению уровня преступности, а также защита конкуренции. В работах Иншаковой А.О Уголовно-процессуальное право на этапе современной цивилизации: методологические и технологические подходы [4].

Усовершенствование законодательства по защите конкуренции в значительной степени улучшило состояние многих слоев малого и среднего бизнеса, так в своей работе Балтутите И.В описывала, что Конкуренция в закупках и возможность получения государственных контрактов для многих предприятий малого и среднего бизнеса были одной из немногих возможностей получения прибыли [5]. Сейчас в наше время во шло в правило называть торги более новым названием, тендер, сейчас он проводится практически во всех окружениях деятельности. Как мы видим история развития подрядных торгов стремительно развивалась на протяжение XVII- XXI веков, создавались новые законы, к ним применялись дополнения, которые благополучно повлияли на ход истории нашего государства, вместе с этим развивалась и защита конкуренции и антикоррупционная борьба, которая поспособствовали развитию нашего законодательства до достойного уровня. Прогресс не должен останавливаться и законодательство на этом уровне должно развиваться, вновь и вновь становясь только надежнее и действенней.

Список литературы

  1. Балтутите И.В. Особенности правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд в период пандемии коронавирусной инфекции // Legal Concept = Правовая парадигма. – 2020. – Т. 19, № 3. – С. 21–30.
  2. Иншакова А. О. Теоретическая модель субъективных прав и юридических обязанностей: государственно-правовая реальность // Legal Concept = Правовая парадигма. – 2023. – Т. 22, № 2. – С. 6–16. – DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.1
  3. Иншакова А. О. Уголовно-процессуальное право на этапе современной цивилизации: методологические и технологические подходы // Legal Concept = Правовая парадигма. – 2023. – Т. 22, № 1. – С. 6–12. – DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.1.1 
  4. Распоряжение Госкомимущества РФ N 660-р, Госстроя РФ N 18-7 от 13.04.1993 (ред. от 18.10.1994) "Об утверждении Положения о подрядных торгах в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.04.1993 N 244)
  5. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)