УДК 342.4

Реализация принципа охраны материнства и детства

Федотова Елена Александровна – студент Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий.

Наумова Евгения Валерьевна – старший преподаватель кафедры Конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В новейшей редакции Конституции РФ закреплено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Подобное особое положение детей обусловлено тем, что они являются наиболее беззащитными субъектами. Беззащитность детей выражается в их физической слабости, умственной и психической незрелости, а также в их материальной зависимости от опекунов и попечителей. Следствием подобной беззащитности является тот факт, что данная категория граждан больше всех подвержена нарушения прав и свобод.

Особое место в данной системе органов занимает Прокуратура России. Как известно, данный надзорный орган не входит ни в одну из ветвей власти, а генеральный прокурор напрямую отвечает перед Президентом России.

Ключевые слова: прокурорский надзор, материнство, детство, акты реагирования, конституционный принцип.

Ребенок является социальным существом и его нормальное развитие возможно только при взаимосвязи (помимо семьи) с другими социальными институтами. Это необходимо не только для его развития, но и для нормального психического и физического развития и сохранения здоровья ребенка.

Охрана материнства и детства прежде всего гарантируется Конституцией РФ, что закреплено в ч. 1 ст. 38 Основного закона РФ. Более подробно и детально соответствующие правоотношения регулируются семейным законодательством.

Деятельность прокурора в данном направлении реализуется при рассмотрении обращений о незаконных изъятиях детей из семей, при осуществлении надзора за соблюдением прав детей. В целом, направление в этой сфере может носить самый разнообразный характер ввиду того, что категории материнство и детство можно трактовать широко, но все же основной задачей здесь следует считать обеспечение сохранности института семьи, поскольку семейная форма воспитания детей является наиболее благоприятной для ребенка.

Прокурор имеет широкие полномочия по осуществлению надзора за соблюдением прав несовершеннолетних. Это могут быть выездные проверки по различным социальным институтам, где непосредственно находятся дети – образовательные учреждения, детские дома, здравоохранительные учреждения, места отбывания наказания и т.п., либо органы и учреждения, которые проводят различную работу с детьми – органы опеки и попечительства, органы предварительного расследования, полиция и т.п. Проверки могут быть и документарными, когда прокурор истребует различные локальные акты, индивидуальные акты, которые так или иначе касаются прав несовершеннолетних.

Общим для всех указанных проверок является то, что при выявлении каких-либо правонарушений – прокурор выносит акт реагирования, который может преследовать различные цели, в зависимости от самого акта и выявленного нарушения.

Под актами прокурорского реагирования принято понимать закрепленные в специальных документах решения прокуроров властно-распорядительного характера, вынесенные ими при осуществлении прокурорских полномочий. Акты реагирования позволяют прокурору выявлять, устранять нарушения законодательства, а также не допускать их совершения. В зависимости от направления деятельности и объекта надзора – те или иные акты реагирования имеют разную степень полезности и применимости.

Общими для всех актов прокурорского реагирования являются следующие требования:

Прежде всего, акты реагирования должны быть своевременными. Это касается подготовки их проекта и направления адресату данного акта реагирования. Несвоевременность может привести к совершению повторных правонарушений в отношении ребенка, которые могут иметь более серьезные последствия. Например, если прокурор, выявив факт неподготовки пляжей к летнему сезону несвоевременно направит предостережение, то к этому времени уже могут случиться несчастные случаи с летальным исходом.

Во-вторых – наличие аргументированных выводов.

Иногда правонарушения могут носить неочевидный характер, и субъект, его допустивший может и не осознавать факт совершения или допущения им правонарушения. Не стоит также забывать о том, что законодательство периодически обновляется и совершенствуется и соответствующее должностное лицо может добросовестно заблуждаться о новшествах законодательства. В связи с этим, прокурор должен последовательно отразить в акте реагирования что именно было нарушено и как соответствующее правоотношение должно было быть регулировано.

В-третьих – установление причин и условий, которые способствовали нарушению прав ребенка [1, c. 176].

Исходя из концепции причинно-следственной связи, любое допущенное нарушение имеет причину и логичным будет предположить, что для того, чтобы впредь не допускалось нарушение прав ребенка в конкретных правоотношениях необходимо устранить его причину. Следует, однако понимать, что не стоит воспринимать причинно-следственную связь слишком однобоко. Например, ранее приводился пример со случаем в Демском районе г. Уфы, где на ребенка упали ворота. В данном случае недостаточно лишь закрепить ворота. Необходимо помимо прочего, закрепить обязанность соответствующих работников проверять безопасность на детских площадках, а с детьми производить соответствующие беседы о правилах безопасности во время занятий на детских площадках.

В-четвертых – предложения об устранении нарушений законодательства о правах ребенка и о привлечении виновных лиц к юридической ответственности.

Установив причины возникновения правонарушения – прокурор должен указать на способы их устранения. Следует, однако понимать, что прокуратура является надзорным, а не контрольным органом. Поэтому предложения прокурора не носят обязательный характер. Кроме того, прокурор не может наказать виновных лиц, он может лишь указать на необходимость их наказания.

В то же время, если требования прокурора являются законными, а виновное лицо не желает их исполнять, то прокурор может обратиться в суд с исковым заявлением, или возбудить административное производство по факту неисполнения законных требований прокурора.

В-пятых – акты прокурорского реагирования должны соответствовать правилам юридической техники.

Акты реагирования являются юридическими актами, в связи с чем им предъявляются требования, характерные для всех юридических документов. Кроме того, следует понимать, что акты реагирования являются внешним выражением деятельности прокурора и судить о качестве их работы можно исходя из тех актов, которые они издают. В них обязательно должна содержаться следующая информация: наименование прокуратуры, место, время и дата вынесения акта, должностное положение, классный чин, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего акт, адресат, которому акт предназначен.

При проверке прокурором выявляются нарушения в ходе работы надзорных органов, которые как правило носят системный характер. В большинстве случаев такие нарушения связаны с недостатком при организации их деятельности. Прокуратура же в свою очередь на практике борется только с последствиями, не затрагивая конкретные причины. К тому же, прокуратура, являясь надзорный органом не имеет полномочий для решения данных нарушений, так как ее функции ограничиваются контрольными полномочиями, а не возможность. вмешиваться в работу иных органов.

Следует в первую очередь упоминание того, что имеются проблемы, которые связаны с работой основных органов, отвечающих за надзор за детьми. Это касается же комиссий, занимающихся делами несовершеннолетних и защитой их прав. Так, по мнению Ю.В. Далаевой, государство ставит данные органы на позицию одних из важнейших, следовательно, прокуратура сталкивается с трудн6осятми, которые затрагиваются непосредственно с работой данных комиссий [2, c. 74].

Стоит упоминание и то, что одной из главных проблем является недостаточное или вовсе отсутствие информирования прокуратуры о всех нарушения, которые были выявлены комиссиями при осуществлении своих полномочий. Также, важным вопросом является взаимодействие данных комиссий непосредственно с другими органами – на данный период времени это является наиболее актуальной и достаточно проблемной ситуацией [3, c. 108].

Еще одной из важнейших проблем можно выделить саму работу комиссий, то есть их формирование и организация. В большинстве случаев, местные органы управления создают данные комиссии. В некоторых случаях в работе комиссий могут допускаться ошибки, которые оказывают влияние на сами комиссии, так и на прокуратуру. Данные ошибки могут затянуть процесс восстановления прав несовершеннолетних, тем самым оставляя их без защиты от надзорных органов на длительное время. Такие обстоятельства могут случаться в отдаленных сельских районах, где секретари комиссий не всегда имеют нужное юридическое образование. Для решения данной проблемы могут стать изменения самой процедуры формирования и функционирования работы комиссий, чтобы на должности, которые занимаются документами, всегда назначались специалисты в области юриспруденции.

Таким образом, прокурорский надзор за исполнением законодательства о соблюдении прав детей является важным направлением деятельности данного надзорного органа.

Значение данного направления обусловлено тем, что дети являются наиболее подверженными субъектами, чьи права нарушаются. В то же время дети в силу своего возраста не способны самостоятельно осуществлять защиту своих прав. Помимо прочего, у детей могут отсутствовать родители, которые могли бы обеспечить им надлежащую защиту, заботу, духовную и материальную поддержку. Прокурор в данном случае должен обеспечить реализацию указанных задач со стороны органов публичной власти, поскольку государство взяло на себя обязательство по охране и защите детство и материнства и их поддержке.

Список литературы

  1. Воеводина Т.Г. Пробелы правового регулирования прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 6. С. 175-178.
  2. Дадаева Ю.В. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних // Проблемы науки. 2019. № 7(43). С. 73-76.
  3. Банщикова C.Л. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в России // Вестник СИБИТа, 2016. № 3 (19). С. 107-110.

Интересная статья? Поделись ей с другими: