Политические риски в современных транспортных проектах России

"Научный аспект №5-2024" - Политология

УДК 328.18

Алексашин Матвей Алексеевич – аспирант кафедры «История» Отраслевого центра подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации Управления научно-исследовательской работы Российского университета транспорта

Аннотация: В настоящей статье рассматривается актуальная тема, касающаяся политических рисков и механизмов их превентивной и фактической нейтрализации в транспортных проектах в условиях трансформации и модернизации транспортного кластера в современной России. Автором подчеркивается приоритетность развития транспортной отрасли через призму разноплановых аспектов влияния на социально-экономическое и социально-политическое благополучие государства, но также акцентируется внимание на том, что транспортная отрасль – среда достаточной рискоемкости, в которой особое внимание стоит уделять именно политическим рискам как рискам междисциплинарного характера, в контексте рассмотрения их последствий. Предлагаются меры по тому, каким образом можно было бы нейтрализовать политические риски в транспортной отрасли, чтобы сохранить эффект от развития.

Ключевые слова: политические риски, транспортная отрасль, транспортные проекты, механизмы нейтрализации, рискоемкость.

Транспортные коммуникации, в контексте всеобъемлющего понимания данного словосочетания, подразумевающего под собой транспортно-логистические сети, маршруты, транспортные хабы и транспортный кластер в целом, на всех исторических этапах формирования России являлись и являются ныне не только одним из системообразующих факторов, стимулирующих развитие, но и в достаточной степени весомым – в качестве междисциплинарного – ресурсом, который требует особенного внимания к управлению им в силу его всеобъемлющей и всеохватывающей рискоемкости.

Развитие транспортных коммуникаций, транспортного кластера в целом, их модернизация и всякого рода трансформации фактически всегда исторически сопряжены с положительным влиянием на различного рода аспекты (таблица 1).

Таблица 1. Аспекты развития транспортных коммуникаций.

Аспект

Характеристика

Экономический

Создание экономических возможностей для новых капиталовложений; создание новых производственных площадок; влияние на уровень безработицы; влияние на экономику государства в целом; и т.д.

Социальный

Транспортно-логистическая мобильность граждан; рекреационная мобильность; производственно-трудовая мобильность; влияние на уровень безработицы; и т.д.

Политический

Развитие внешнеполитических связей с другими государствами; централизация или децентрализация политических ресурсов; обеспечение национальной безопасности; расширение политического влияния на новые территории; и т.д.

Исторически развитие транспортных коммуникаций, транспортного кластера оказывало влияние на то:

  • как функционирует экономика государств;
  • в каких границах государство территориально располагается;
  • как государства взаимодействуют между собой;
  • как распределяются ресурсы между сферами влияния или взаимодействия в государстве и между государствами;
  • насколько государство функционально в оборонном аспекте и вопросах национальной безопасности;
  • как распределены трудовые ресурсы внутри государства;
  • как распределены производственные ресурсы внутри государства.

С политической точки зрения, в мировой истории имеют место быть кейсы, когда от транспортных коммуникаций, транспортной инфраструктуры и транспортного кластера в целом зависело стимулирование становления государств в качественно новом виде: так, например, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры США, в контексте политики «Нового курса» Рузвельта, позволило создать новые рабочие места, стимулировать экономику и, хотя и частично, но снять социальное напряжение граждан. Но были и кейсы, когда отсутствие стимулирования развития кластера приводило к крушению режимов: так, например, российская монархия пала в том числе из-за того, что транспортный кластер государства не развивался должным образом, не обеспечивал должный уровень логистического ресурса как с точки зрения перевозки людей, так и сточки зрения перевозки грузов, из-за чего имели место быть перебои в снабжении фронта, что в конечном итоге сказалось на общественно-политической обстановке.

Так или иначе от развития – или его отсутствия – транспортных коммуникаций, транспортной инфраструктуры и транспортного кластера в целом и в частном в современном государстве во многом зависит его социально-экономическое и социально-политическое благополучие. Между тем в условиях перманентной нестабильности современного мира развитие чего-либо – и транспортный кластер в данном случае не является исключением – всеобъемлюще сопряжено с беспрецедентным набором разноплановых рисков, которые необходимо учитывать на разных этапах, начиная с планирования создания или модернизации, заканчивая эксплуатацией. Особое внимание заслуживают политические риски в силу своего междисциплинарного характера влияния последствий на все сферы жизнедеятельности.

В условиях настоящего качественного стимулирования развития транспортной отрасли в целом в России это актуально как никогда ранее. В настоящий момент времени имеет место быть огромное число стратегически важных проектов по строительству, модернизации, трансформации транспортно-коммуникационных объектов (таблица 2).

Таблица 2. Приоритетные транспортные проекты современной России.

Проект

Характеристика

Восточный полигон

Модернизация и строительство новых железнодорожных путей; модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей; потенциальное увеличение грузоперевозок; потенциальное ускорение логистических цепочек; переориентация логистических цепочек на «Восток»; и т.д.

Северный морской путь

Развитие труднодоступных территорий Арктики и Дальнего Востока; развитие новых территорий с целью увеличения добычи полезных ископаемых; увеличение скорости логистических цепочек для перевозки нефти, газа, угля; увеличение грузооборота; возможность обеспечения продуктовой безопасности регионов (транспортировка морепродуктов); развитие атомной энергетики; и т.д.

Продолжение таблицы 2

Северный широтный ход

Модернизация и строительство новых железнодорожных путей в Ямало-Ненецком Автономном Округе; связывание двух железнодорожных путей – Северного и Свердловского; создание экосистемности с Северным морским путем с целью увеличения грузоперевозок полезных ископаемых и обеспечения продуктовой безопасности

Трасса М-12 «Восток»

В рамках строительства и модернизации планируется достроить ее до Тюмени, включив в маршрут «Россия», затем – интегрировать с маршрутом «Европа – Западный Китай», что позволит увеличить мобильность граждан, грузоперевозки, логистически преобразовать модель экспорта-импорта с Китаем; и т.д.

Аэропорт «Толмачево»

Планируется расширение крупнейшего уральского авиаузла, что позволит увеличить пассажиропоток, мобильность граждан, грузоперевозки и т.д. в экономически важном для России регионе; и т.д.

Каждый из этих проектов и многие другие неперечисленные стоят миллиарды и триллионы рублей инвестиций как государства, так и частного бизнеса в рамках концессионных соглашений: транспортный комплекс на текущий момент времени получает беспрецедентные инвестиционные ресурсы, которые в ряде случаев не будут возращены в ближайшие десятилетия в силу их изначальной важности в государственных интересах, которые в свою очередь не всегда предполагают инвестиционную рентабельность. Так или иначе все использованные ресурсы могут привести не к развитию, а к убыткам и сопутствующим им последствиям, в случае наступления политических рисков.

В силу данных обстоятельств особое внимание следует уделить созданию механизмов по нейтрализации политических рисков в транспортной отрасли России. Следует неисчерпывающие, как минимум, превентивно приступить к формированию следующих мер:

  • к созданию аналитических центров, которые на каждом этапе стратегически важного транспортного проекта будут прогнозировать политические риски и планировать мероприятия по их нейтрализации;
  • к созданию шаблонных моделей по нейтрализации наступивших политических рисков;
  • к созданию шаблонных моделей по нейтрализации прогнозируемых политических рисков;
  • к созданию условий, в которых на каждом этапе проекта будут проводиться консультационные сессии между всеми участниками стадий, которые позволят избежать появления политических рисков или заранее спрогнозировать их; и т.д.

Внедрение, как минимум, этих мер позволит избежать потерь в контексте отнюдь не маленьких капиталовложений в отрасль, а также – активации других дисциплинарных рисков, сохранить эффект от ее развития.

Список литературы

  1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РАСПОРЯЖЕНИЕ от 27 ноября 2021 года N 3363-р [электронный ресурс] https://docs.cntd.ru/document/727294161?marker=65C0IR (дата обращения 10.05.2024).
  2. Крупномасштабные транспортные объекты и экономический рост регионов [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/krupnomasshtabnye-transportnye-proekty-i-ekonomicheskiy-rost-regionov/viewer (дата обращения 10.05.2024).
  3. Модели оценки влияния транспортных проектов на экономическое развитие: методологические и прикладные особенности [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-otsenki-vliyaniya-transportnyh-proektov-na-ekonomicheskoe-razvitie-metodologicheskie-i-prikladnye-osobennosti (дата обращения 10.05.2024).
  4. КРУПНОМАСШТАБНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОЕКТЫ: ТОЧНОСТЬ В ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/krupnomasshtabnye-transportnye-proekty-tochnost-v-otsenke-stoimosti (дата обращения 10.05.2024).
  5. Политические риски в системе государственной инновационной политики [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-riski-v-sisteme-gosudarstvennoy-innovatsionnoy-politiki (дата обращения 10.05.2024).
  6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-riski-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 10.05.2024).
  7. Политические риски в условиях трансформации власти [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-riski-v-usloviyah-transformatsii-vlasti (дата обращения 10.05.2024).
  8. "Паспорт национального проекта "Национальный проект "Безопасные качественные дороги" (утв. Минтрансом России) [электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_399975/ (дата обращения 10.05.2024).
  9. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА (Сводный реферат) [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-polozhenie-rossii-nakanune-revolyutsii-1917-goda-svodnyy-referat (дата обращения 10.05.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Алексашин Матвей Алексеевич