УДК 316

Вынужденное одиночество – новый феномен современного китайского общества

Кузнецова Полина Алексеевна – магистрант Московского городского педагогического университета

Аннотация: Проведенная в конце XX века Дэн Сяопином политика реформ и открытости стала причиной коренных изменений в китайском обществе. Произошла трансформация общественной морали и института семьи и брака в КНР. Данные процессы затронули многие социальные институты и привели к возникновению такого нового социального явления как «вынужденное одиночество». Изначально, правительство КНР рассматривало политику ограничения рождаемости, реализуемую внутри политического курса реформ и открытости, как метод уравновешивания, распределения ресурсов и стабилизации экономической ситуации в КНР. Все это, по их мнению, и должно было привести китайскую нацию к процветанию. Последующий быстрый темп проведения экономических и социальных реформ в 70-е годы, стремительная реализация демографической политики, активное влияние западных идей, рост уровня постоянной миграции китайского населения в города стали причинами изменения экономической и прежде всего социальной структуры населения КНР. Гендерный перекос как результат демографического курса «Одна семья – один ребенок» стал причиной появления многих социальных проблем, таких, как вынужденное одиночество. В данной исследовательской работе мы подробно остановимся на комплексной характеристике социальных типов одиноких людей, – типов, которые достаточно четко выявляются на современном этапе развития китайского социума по своим специфическим признакам.

Ключевые слова: одиночество, Китай, общество, социальная проблема, демография, демографическая политика, гендерный дисбаланс.

Вынужденно одинокие мужчины – они же так называемые «голые ветви»

Реализация политики по ограничению рождаемости «Одна семья – один ребенок» на протяжении 36 лет (1979 – 2015 гг.)  стала причиной катастрофического гендерного дисбаланса в КНР. Традиционное предпочтение, отдаваемое потомкам мужского пола, и обязательное ультразвуковое обследование женщин на определение пола ребенка (с августа 2006 г. УЗИ с целью определения пола будущего ребенка стало запрещено Постановлением Министерства здравоохранения КНР) привели к изменению структуры китайского общества [3, с. 189]. Перекос полов был настолько велик, что по данным 6-й. Всекитайской переписи населения 2010 г., численность лиц мужского пола превышала численность женщин на 35 млн. человек [6].  Данный феномен опасен не только своими масштабами, но и ужасающими последствиями для всего китайского общества. Возникшая огромная диспропорция среди женщин и мужчин, имеет огромное влияние на психику последних. Молодой человек, зная о существующей гендерной диспропорции и осознавая свои минимальные шансы на создание семьи, сталкивается со стрессом, психологическим давлением, в нем возникает чувство социальной несправедливости и неуверенности в себе. Как правило, мужчины, испытывающие подобные ощущения, имеют тенденцию к суицидальным настроениям и агрессивному поведению. Помимо этого, из-за огромного численного разрыва между количеством лиц женского и мужского пола в китайском современном обществе остро встает проблема вынужденного гомосексуализма и, как следствие, распространение СПИДа.

Современные демографы утверждают, что число таких одиноких мужчин, вынужденных холостяков или, как их называют в Китае, «голых ветвей»  гуанъ гунь (光棍) в 2020 г. достигло в КНР 40 млн. человек.

Профессор Мичиганского университета госпожа Ван Чжэнь в свою очередь подчеркивает, что ситуация для мужчин также осложняется тем, что понятия мужественности и успешности в представлении китайских женщин тесно связаны с материальным достатком. То есть если у молодого человека нет собственного жилья и машины, то он уже не только теряет свои позиции в конкурсе за невесту, но и не может считаться настоящим мужчиной. Таким образом, материально необеспеченные мужчины практически не имея шансов найти свою вторую половину, остаются одинокими и испытывают огромное давление со стороны общества» [7].

Возникновение феномена «голых ветвей» и острая нехватка невест в Китае привела к тому, что жен стали нелегально покупать в соседних странах. В 2011 году был опубликован доклад британского посольства в Ханое, где заявлялось, что в период с 2005-го по 2009-й год 3190 вьетнамских женщин и детей были нелегально проданы и вывезены в Китай. Китайские медиа в свою очередь упоминают о нескольких сотнях иностранных невест в год. На самом деле в данном вопросе никто не может дать четких цифр, ведь женщин ввозят страну нелегально по поддельным документам, соответственно в миграционных службах не остается никакой информации о их въезде.

«Третий пол» или «женщины – объедки»

Удивительно, что несмотря на существующую ситуацию с огромным количеством «голых ветвей» в Китае, в современном обществе появилось два новых термина «第三性» (дисаньсин) и «剩女» (шэнънюй), которыми принято характеризовать успешных в карьере, но одиноких и незамужних женщин.

До коммунистической революции в Китае женщины воспринимались как собственность семьи. Впоследствии знаменитое изречение Мао Цзэдуна «женщины держат половину неба» (妇女能顶半边天) стало в Китае лозунгом общенациональной кампании за освобождение и равноправие женщин, таким образом  разрушив сложившиеся социальные и гендерные нормы, а равноправие полов было прописано в конституции КНР [1, C.49]. В те годы лишь мужской силы не хватало, чтобы построить Китай, именно поэтому было основано движение «железных леди» (тенянцзы, 铁娘子). Однако в наши дни в Китае феминистические движения зачастую сдерживаются и подавляются, и уже на протяжении нескольких десятилетий незамужние женщины старше 27 лет называются «женщинами-остатками» (剩女 шэнънюй).

Но существует и другое мнение: некоторые специалисты считают, что из-за огромного гендерного дисбаланса и нехватки женщин в Китае, термин шэнънюй был создан искусственно, чтобы мотивировать молодых девушек раньше вступать в брак, одновременно клеймя женщин, решивших полностью отдать себя профессии [7].

Стоит отметить, что родители такого рода «женщин-объедков» и «голых ветвей» крайне обеспокоены сложившейся ситуацией и поэтому изо всех сил стремятся взять ситуацию в свои руки. Так, в Китае возникло новое явление и термин «гунъюань сянъцинь цзяо» (公园相亲角), который подразумевает под собой ярмарку женихов и невест в общественных местах [8]. Обычно родители приходят туда без своих детей, но каждый из них обязательно имеет при себе табличку, на которой размещена информация о человеке, для которого ищут вторую половинку, а также перечень требований для будущего партнера. Такого рода ярмарки женихов и невест работают несколько дней в неделю по всему Китаю.

Незаконнорожденные китайские дети

Еще одним серьезным последствием проведения политики реформ и открытости являются дети, не имеющие регистрации или, как их по-другому называют хэйхайцзы (黑孩子 досл. ‘черные/темные дети’). По данным переписи населения, проведенной в 2010 году, в КНР насчитывалось 12,68 млн. таких детей в возрасте до 17 лет, при этом 9 млн. из них были жителями сельской местности. Такие «хэйхацзы», рожденные вне закона, были ущемлены в своих правах: их не регистрировали официально, им не предоставляли медицинские услуги и лишали возможности получить образование. Из-за отсутствия документов, удостоверяющих личность, такие дети не могли свободно перемещаться по стране, а впоследствии – устроиться на работу или вступить в брак. То есть они просто обречены на одиночество (по крайней мере пока), вынужденно становясь изгоями общества. Хэйхайцзы ограничены в своих передвижениях по стране из-за политики регистрации, они не могут переезжать вместе с семьей, и отсюда возникает уже другая проблема, а именно проблема оставленных детей (农村留守儿童 нунцунь люшоу эртун). Но стоит отметить, что китайское правительство ищет способы решить возникшую проблему: в конце октября 2015 г. ПК Госсовета КНР в целях ускорения урбанизации нового типа принял проект Временных положений КНР о виде на жительство, которые, как ожидается, несколько смягчат остроту данной проблемы [3, C. 186]. На основании этого документа вводится система видов на жительство, которая предусматривает дальнейшее право на постоянное проживание. По нашему мнению, данный документ является важным шагом со стороны правительства КНР, ведь он позволит родителям с незарегистрированными детьми свободно перемещаться по стране. 

Оставленные китайские дети

Как было отмечено выше, одним из последствий массовой внутренней миграции и роста процесса урбанизации является большое количество оставленных китайских детей нунцунь люшоу эртун. Вышеуказанная ситуация возникает из-за сложностей регистрации при миграции целой семьи и впоследствии ведет к разрыву семейных связей [3, с. 186]. Проблема оставленных детей является очень актуальной для современного Китая: правительство КНР, международные организации обеспокоены происходящими изменениями внутри социума, ведутся постоянные научные споры на эту тему, ведь она является отражением традиционных ценностей китайского народа и может привести к долгосрочным сложностям в современном обществе. Для современной КНР эта проблема встала настолько остро, что в 2014 г. Международный чрезвычайный детский фонд ООН ЮНИСЕФ провел в Пекине форум, во время которого обсуждалось ее решение.

Но в чем действительно заключается опасность данного феномена? Все дело в том, что из растущих тенденций миграции и урбанизации, каждый пятый китайский ребенок, попадает в подобную ситуацию. Для простой небогатой семьи в Китае подобная схема действительно является выходом: родители уезжают в город на заработки для того, чтобы обеспечить семью, а ребенок остается с бабушкой и дедушкой или с родственниками, а то и вообще без присмотра (таблицы 1, 2).

Таблиц 1. Категории лиц, с которыми проживают оставленные дети в Китае (млн).

Отец

10,2

Мать

22,21

Прародители (дедушка/бабушка)

19,94

Сиблинги (брат/сестра)

6,53

Другие родственники

7,84

Без родственников (одни)

2,06

Данные предоставлены источником [11].

Таблица 2. Возрастные характеристики оставленных детей (млн).

0–2 года

3–5 лет

(дошкольни-

ки)

6–11 лет

(учащиеся

начальной

школы)

12–15 лет

(учащиеся

средней

школы

первой

ступени)

16–18 лет

(учащиеся

средней

школы

высшей

ступени)

11,72

11,70

19,53

9,95

8,13

Данные предоставлены источником [11].

Основываясь на данных переписи населения 2010 г., уже на тот момент их численность составляла 61,03 млн. (40%) сельских детей. Но опасность заключается в том, что родители, желая обеспечить и прокормить семью, зачастую не представляют, какой катастрофический ущерб формированию и социальной адаптации ребенка может нанести их отъезд и, как следствие, долговременное их отсутствие. Постоянное ощущение «брошенности» и одиночества может стать причиной большого количества проблем, связанных с психическим развитием ребенка, что в свою очередь может прямо отразиться на формировании его как личности.

Безусловно, существуют объективные причины, которые повлияли на возникновение подобного чувства социальной обделенности у подростков. Из-за стремительной модернизации КНР и проведенных реформ произошли необратимые изменения в китайском обществе: произошла трансформация ценностей как отдельного китайца, так и социума в целом, что в итоге привело к резкому расслоению китайского общества. Но все же главную роль в формировании личности играет отсутствие родительского контроля, внимания, заботы, преследующее детей чувство постоянного одиночества, собственной ненужности и несправедливости, ощущение социальной нестабильности и осознание отсутствия возможности дальнейшей самореализации.

«Пустые гнезда»

Необходимо упомянуть, что ранее о «синдроме опустевшего гнезда» говорили лишь в контексте людей преклонного возраста. Данный термин символизирует семью, состоящую из престарелых родителей (или одного родителя), повзрослевшие дети которых (птенцы), начав самостоятельную жизнь, покинули отчий дом (гнездо).

Феномен так называемых "пустых гнезд" (кунчао 空巢) в китайских городах, т.е. семей, где "дети-птенцы вылетели из гнезда" и в доме остались одни престарые родители, сейчас уже затронул и те семьи, где родителями являются люди среднего возраста. А между тем, ранее словосочетание "пустые гнезда" касалось только семей, состоящих из достаточно пожилых людей.

Как сообщает газета "Ухань чэньбао" ("Утренний Ухань"), возникновение подобного феномена в китайских городах связано с поступлением единственного сына (дочери) семьи в вузы, в армию или на работу в другие города. Отъезд ребенка и смена привычного уклада и быта, все это обычно вызывает у родителей, и прежде всего у матерей, обостренное чувство одиночества. Именно по этой причине по праздничным дням в КНР особенно часто наблюдаются вспышки психических заболеваний и душевного дискомфорта у старших членов новых "пустых гнезд".

С точки зрения структуры, семья типа «пустое гнездо» является результатом распада семьи традиционного типа, обычно состоящей из детей, родителей и представителей старшего поколения. Результатом такого разделения семьи является формирование новых семей нуклеарного типа или семей, состоящих из одного человека. Из таблицы в Приложении 4 видно, что начиная с 2000 г., число семей, состоящих из одного человека стремительно растет [2, C. 218].

Согласно статистике, по состоянию на 2002 г. в Ухане – административном центре провинции Хубэй (Центральный Китай) – на долю подобных семей-"пустых гнезд" приходилось 5-8% от общего числа местных семей [5].

«Молодежь пустого гнезда»

В соответствии с данными, опубликованными Министерством гражданских дел КНР, ситуация в конце марта 2017 г. была следующая: на территории КНР проживало более 58 млн. одиноких граждан, из них более 20 млн. составляют молодые люди в возрасте от 20 до 39 лет. Социологи били тревогу: общая численность одиноких китайцев должна была превысить отметку в 65 млн. человек уже к 2020 году, число молодых людей, вынужденных вести холостяцкий образ жизни, соответственно также увеличится [7].

С ростом темпа глобализации и урбанизации за последние несколько лет в китайском обществе появилось новое понятие – «молодежь пустого гнезда» (空巢青年). Оно используется публицистами для обозначения молодых людей, в большинстве своем рожденных в девяностые, т.е. так называемых миллениалов в возрасте от 20 до 35 лет, как правило, с высшим образованием, которые, в поисках лучшей жизни переезжают в большие города из провинции и в конечном итоге живут в одиночестве, вдалеке от родных [8].

Возникшие в результате реализации демографической политики социальные проблемы видоизменили китайское общество, и до сих пор влияют на дальнейшее его развитие и представляют собою угрозу для социальной безопасности КНР. За последние десятилетия произошла существенная трансформация общественной морали и института семьи и брака в Китае. Вышеперечисленные процессы затронули многие социальные институты и привели к возникновению такого нового социального явления как «вынужденное одиночество».

Но феномен «вынужденного одиночества» – это не просто специфичное социальное явление китайского общества. Это глобальная мировая проблема. И проблема не только социальная, но и экономическая. Уже в ближайшем будущем станут ощутимы глобальные последствия этого явления – снижение рождаемости, нехватка молодой здоровой рабочей силы, снижение производительности труда, рост социальной напряженности, рост преступности. Таким образом, мы можем наблюдать, как реализованная в отдельно взятой стране социально-экономическая политика имеет пролонгированные последствия как для самой КНР, так и, в определенной мере, для всего мира.

Список литературы

  1. Корноухова Г.Г., Луковкина Е.С. Особенности китайского женского движения в первой половине XX в.: историографический взгляд современных китайских исследователей. //2014. № 2. С. 47-57.
  2. Ли Сыжуй «Семья в состоянии «пустого гнезда». Вестник ТОГУ. 2017. № 1 (44) С. 211-222.
  3. Почагина О.В. Деформация семейных связей как угроза социальной стабильности в КНР // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф / Забайкал. гос. ун-т; отв. А.Ю. Лавров. – Чита: ЗабГУ, 2016. – С. 181-193.
  4. Чэнь Сяоминь (陈晓敏). Семья «пустого гнезда» в процессе модернизации (现代化进程中的空巢家庭) / Сяоминь Чэнь, Лю Ян // Журнал китайского женского университета (中华女子学院学报). – 2004. – № 1. – P. 35-38.
  5. Феномен так называемых "новых пустых гнезд" вызывает озабоченность части семей в китайских городах // Новости Синьхуа. – 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/russian/280730.htm (дата обращения 07.10.2022)
  6. Шестая национальная перепись населения Китайской народной Республики // [Электронный ресурс]. URL: https://www.hmong.press/wiki/2010_Chinese_census (дата обращения 30.10.2022).
  7. Одиночество в мегаполисе: Более 58 млн граждан КНР не имеют пары // ИА REGNUM. [Электронный ресурс]. URL: regnum.ru/news/2261681.html (дата обращения: 10.05.22).
  8. 何绍辉. “空巢青年”群体的多维解读 / 何绍辉 // 中国青年社会科学. 2017. № 36(03). 页
  9. China's Unmarried 'Leftover' Women //Vice Asia [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=WBMcoJWo92Y&list=FLXCLa9Qj0LuB3jfSuaMQKGQ&index=2&t=150s (дата обращения 17.10.22).
  10. 到北京公园相亲角体验“中国式相亲” // [Электронный ресурс] URL: http://static.nfapp.southcn.com/content/201707/16/chtml (дата обращения 17.10.22).
  11. What Census Data Can Tell Us About Children in China Facts and Figures 2013 // UNICEF China [Электронный ресурс]. URL: https://www.unicef.cn/media/10621/file/Census%20Data%20About%20Children%20in%20China%20Facts%20and%20Figures%202013.pdf (дата обращения: 10.10.23).

Интересная статья? Поделись ей с другими: