УДК 32:019:51

Информационная война как стратегия «мягкой силы» в современном мире

Гусев Егор Сергеевич – бакалавр Московского педагогического государственного университета

Аннотация: В статье рассматриваются методы и технологии ведения информационных войн как «мягкой силы» в условиях геополитического противоборства Российской Федерации и западных стран в 2020-х годах. Геополитическое противоборство Запада с Россией, которое все больше трансформируется в т.н. «Холодную войну 2.0», вновь актуализировало вопросы ведения информационных войн в современном мире как инструментов достижения политических целей несиловыми методами, прежде всего, технологиями «мягкой силы». В статье также рассматриваются основные методы ведения современных информационных войн, исследованных на примерах различных международных конфликтов и в рамках защиты Российской Федерации от вмешательства стран Запада. Все это, как считает автор, позволяет выявить новейшие методы информационного воздействия и методы по их противоборству.

Ключевые слова: информационная война, когнитивная война, ментальная война, Россия, Запад, геополитика.

Для того, чтобы понять роль информационных войн как стратегии «мягкой силы» в современном мире, необходимо начать с определения этого понятия. Информационная война представляется как разновидность боевых действий, в которых ключевым объектом воздействия является информация, циркулирующая в различных средствах массовой коммуникации и системах противника. В контексте исследования особое внимание уделяется особенностям информационной войны на примере геополитического противоборства стран Запада с Российской Федерацией. 
 В контексте информационно-психологического измерения геополитического противоборства Запада с Россией, манипулятивные приемы могут включать распространение ложной информации о событиях на территории России, дезинформацию о действиях государственной власти РФ, а также использование эмоциональных апелляций для формирования определенных убеждений и перспектив.            
 В контексте этого также важным представляется определение политологической сущности концепции и технологий «мягкой силы».
 Наиболее углубленное исследование концепции «мягкой силы», обеспечивающее ясное понимание ее сути, составных элементов, механизмов действия и примеров применения в политике, принадлежит политологу и социологу Д. Наю.  
 В своей основополагающей работе «Мягкая сила: средство достижения успеха во всемирной политике» [7, с. 10-19], Най начинает с рассмотрения понятия власти в целом. Он сравнивает традиционное понимание власти как способности контролировать подчиненных с погодой, от которой зависят условия жизни. Най отмечает, что прогнозирование погоды похоже на процесс, которым занимаются политики и аналитики, когда оценивают и строят сценарии развития событий. Традиционное определение власти как способности влиять на поведение других для достижения желаемого результата подразумевает, что существует несколько способов такого влияния.
 Переходя к концепции «мягкой силы», Най определяет ее как способность достигать желаемого результата без применения принуждения или подкупа. Такой способ получения желаемого также называют «вторым лицом власти». Любое государство может добиться желаемых внешнеполитических результатов, если его ценности, модель поведения, уровень развития и открытости вызывают восхищение в других странах, которые захотят следовать их примеру и подражать им.
 «Мягкая сила» является одним из фундаментальных элементов национальной мощи наряду с экономической и военной силой. Най выделяет три основных инструмента государственной «мягкой силы» – культуру, политику и экономику.

  1. Культура. Сюда входит язык, религия, искусство, образование, образ жизни и ценности страны. Привлекательная культура может притягивать людей, вызывая желание подражать и сотрудничать с данной страной.
  2. Политика. Внешняя политика страны, ее позиции по международным вопросам и отношения с другими государствами влияют на ее восприятие за рубежом. Политика, основанная на сотрудничестве, уважении и поддержке международного порядка, может укреплять «мягкую силу».
  3. Экономика. Экономический успех и инновации могут вызывать уважение и демонстрировать потенциал страны для развития и процветания.

«Мягкая сила» отличается от «твердой силы» тем, что она не основана на принуждении или страхе. Вместо этого она опирается на привлечение, убеждение и формирование благоприятного имиджа. «Мягкая сила» не только более эффективна и экономична, чем «твердая сила», но и может способствовать более стабильному и кооперативному миру.       
 США являются ярким примером страны, умело использующей мягкую силу для достижения своих внешнеполитических целей, в том числе в геополитическом противоборстве с Россией.     
Американская культура, представляющая собой разнообразную смесь различных влияний, притягивает людей со всего мира, не исключение и россияне. Внешняя политика США, часто замаскированная под продвижение демократии и прав человека, также способствует укреплению «мягкой силы» США и их сателлитов за счет ложного формирования образа Запада как «рая на земле». Кроме того, мощная экономика США, являющаяся источником инноваций и процветания, привлекает внимание и уважение других стран.
«Мягкая сила» сыграла ключевую роль в укреплении глобального лидерства США после Второй мировой войны. План Маршалла, оказавший значительную помощь Европе в восстановлении после войны, продемонстрировал приверженность США сотрудничеству и восстановлению международного порядка. В последующие десятилетия американская культура, образ жизни и ценности, такие как свобода, демократия и индивидуализм, притягивали людей по всему миру, создавая положительный имидж страны, что использовалось Штатами в геополитическом противоборстве с СССР, а в нынешних условиях – с Россией.          
Однако в последние годы «мягкая сила» США подвергается испытаниям. Изменение геополитической обстановки, восстановление геополитического статуса России, подъем новых держав и растущий изоляционизм внутри страны привели к снижению ее привлекательности на мировой арене. Чтобы сохранить свое лидерство, США продолжают инвестировать в свою «мягкую силу» путем показного продвижения демократических ценностей, а также вкладывания средств в развитие агентов культурного, образовательного и политического влияния по всему миру, прежде всего, в России. Однако в последние пять лет парадигма «мягкой силы» США, как и политика американского государства в целом, также претерпевает изменения: все большее значение приобретает комбинированное использование технологий «мягкой» и «твердой» силы с приоритетом последних.

Информационные войны в когнитивной сфере – когнитивные войны – это осуществляемая конкурентная борьба за влияние на общественное мнение, которая ведется с помощью различных методов манипуляции информацией и психологического воздействия на людей в целях коррекции когнитивно-мировоззренческих оснований экзистенциальной идентичности личности в интересах субъекта борьбы.

Как отмечается в монографии «Ментальная и военная безопасность России: конвергенция в оценке состояния и обеспечения», когнитивная война является новым видом информационной войны. Она направлена на достижение и обеспечение господства субъекта ведения войны над когнитивными (интеллектуально-ценностными) системами населения противника. В этом заключается ее отличие от других стратегий информационных войн.      
 Информационные войны ХХ века были ориентированы на поведенческий уровень активности объекта воздействия: их целью был «бездумный» (нерациональный) призыв к конкретным действиям, например, свержению государственного строя, протестным акциям, экстремизму и терроризму.
 Следующим уровнем развития информационных войн (конец ХХ – начало ХХI веков) стала ментальная (психологическая) война, которую можно представить, как стратегию «мягкой силы», основанную на навязывании населению новых смыслов путем передач эмоционально окрашенной информации, содержащей определенный эмоциональный заряд, создающий условия для оккупации сознания противника выгодными субъекту воздействия нарративами.           
Поэтому, когда мы говорим о ментальных войнах, в первую очередь имеется в виду стратегия, «подразумевающая подмену устоявшихся понятий, базовых установок, ценностей человека на эмоциональном уровне, то есть временно. При этом тактикой ментальной войны выступает высмеивание всего полезного, конструктивного, игнорирование здравого смысла, который становится немодным, непопулярным. И когда человек, как правило, не осознает, что им манипулируют, то он начинает вырабатывать нужные противнику решения» [3, с. 102-115].

В отличие от традиционной информационной и относительно современной ментальной войн, появившиеся в конце 2000-х годов стратегии когнитивной войны предусматривают полный захват сознания противника, подмену его ценностей, установок, ориентиров на когнитивном (рациональном) уровне, изменение когнитивно-мировоззренческих оснований экзистенциальной идентичности личности, за счет чего достигается долговременная зависимость общественного и индивидуального сознания граждан государства-противника от воли и интересов субъекта воздействия.
Как утверждает С. Уралов в своей книге «Технологии сведения с ума», задачи когнитивной войны заключаются во введении человека в состояние «взрослого подростка» – эмоционально неуравновешенной личности, склонной к истерикам, категоричным суждениям и выяснениям отношений. Стратегия же когнитивной войны предполагает ведение ее на постоянной основе и до степени потери обороноспособности противника. Ее конечные цели: с одной стороны – идеологическая мобилизация своих союзников, а с другой – доведение ситуации в определенном государстве (регионе) до состояния бунта, гражданской войны или силового вмешательства извне [4, с. 22-37].

Как отмечает автор в качестве примера, кампания ИГИЛ (самопровозглашенное террористическое Исламское государство на территории Ирака и Ливана) по использованию социальных сетей началась в 2014 году и имела целью пропагандировать идеи ИГИЛ, привлечь новых сторонников и финансирование через социальные сети в различных странах мира. ИГИЛ использовал широкий спектр онлайн-платформ, включая X (бывший Twitter), Facebook, Telegram и YouTube, чтобы распространять свою пропаганду, а также общаться со своими сторонниками и координировать свои действия.

В качестве методов мобилизующей пропаганды ИГИЛ использовал фотографии и видео с участием бойцов, в которых они демонстрировали свою силу и жестокость, а также показывали жизнь в «халифате». Кроме того, ИГИЛ использовал психологические методы воздействия на аудиторию, создавая угрожающую атмосферу и подстрекая к насилию.
 По сути, ИГИЛ эффективно использовал социальные сети для рекрутинга новых сторонников со всего мира. Они создавали закрытые группы, в которых общались со своими нанимателями, предлагали им поддержку и финансирование, а также обучали их методам терроризма.
 Кампания ИГИЛ по использованию социальных сетей привела к резкому увеличению числа сторонников организации в различных странах мира и стала одним из самых успешных примеров использования социальных сетей для пропаганды и мобилизации. Однако она также вызвала серьезную обеспокоенность в мировом сообществе и стала причиной ужесточения мер по борьбе с терроризмом в ряде стран.

Важно отметить, что данные о кампании ИГИЛ по использованию социальных сетей основаны на отчете «The ISIS Twitter Census» («Перепись твиттер-аккаунтов ИГИЛ») издания Brookings Institution, который был опубликован в 2015 году. Этот отчет анализирует использование ИГИЛ социальных сетей, включая Twitter (ныне X), в период с сентября 2014 года по январь 2015 года [6, с. 29-45].

Социолог Д. Безсонов в январе 2024 года представил вторую редакцию пособия под названием «Методы ЦИПсО», которое содержит ключевые методы психологического воздействия со стороны коллективного Запада в ходе его противоборства с Россией (название пособия происходит от аббревиатуры «ЦИПсО» – украинских центров информационно-психологических операций, однако в книге автор использует выражение «методы ЦИПсО» фигурально, нарицательно-риторически). Это пособие описывает различные западные (в первую очередь – США) методики, используемые для достижения целей информационно-психологического воздействия и дезинформации.

В результате нашего исследования, ниже представлены самые распространённые методы информационно-психологического влияния со стороны актора западного влияния А. Навального, а также его организации ФБК и неофициального общественного движения «команда Навального», осуществляющих функции иностранного агента, в ходе реализации стратегий «мягкой силы» США по дестабилизации общественно-политической обстановки в России.   

  1. Размещение на популярных сайтах, видеохостингах и иных сервисах в качестве рекламы в текстовой, фото- или видео-форме фейковых материалов о коррупции и негативных событиях в системе государственной власти РФ в ходе осуществления управленческой деятельности должностными лицами, а также материалов, содержащих провокационные или дискредитирующие заявления. Указанная деятельность осуществляется с целью деморализации российских граждан.
  2. Телефонный экстремизм:
  • рассылка sms-сообщений с недостоверной информацией, агитацией к участию в протестах, призывами к провокациям на выборах и т.д.;
  • телефонные звонки с анонимных номеров с целью переубеждения граждан в пользу повестки команды Навального» [1, с. 11-16].
    Акция проводится с целью манипуляции. Для проведения подобных телефонных атак используются профессиональные психологи, чтобы найти подход к любому человеку.
  1. Создание и популяризация экстремистских организаций, в том числе псевдопатриотического толка, в сети Интернет, действующих в целях антироссийской пропаганды. Реализуется через рекламу, рассылку, создание и распространение медиаконтента. Указанная деятельность направлена на вовлечение граждан в незаконную деятельность непосредственно» [1, с. 11-21]. (участие в протестных движениях, порча бюллетеней на выборах, негативное информационно-психологическое воздействие в интернете) или опосредованно (сбор информации или агитация, информационная поддержка).
     Деятельность таких организаций незаконна, многие из них признаны с 2021 года экстремистскими.
  2. Создание фейковых аккаунтов корреспондентов, журналистов и общественных деятелей, распространение с их помощью недостоверной информации. Так, в 2018-2021 годах существовала целая т.н. «ботоферма» «команды Навального», осуществляющая подобную деятельность.
  3. Создание и распространение фейковых материалов о должностных лицах органов государственной власти, противоправных действиях со стороны государственных служащих.
  4. Распространение фейковых рейтингов и искаженной статистики о социальных и экономических процессах, общественно значимых событиях или политических лидерах. Подобная деятельность проводится с целью введения общества в заблуждение и дискредитации руководства России или наоборот, повышения популярности оппозиции. В дополнение к вышеуказанным примерам, можно добавить еще 10 различных методов, используемых Западом в рамках информационной войны. Важно отметить, что данные методы осуществляются с использованием различных каналов связи, включая традиционные СМИ, социальные сети, а также специализированные информационные ресурсы, созданные и распространяемые специально для реализации таких задач.

Ниже представлены основные методы, выявленные в 2020-2024 годах.

Дезинформация и фейки, информационные кампании, психологическое давление, манипуляция информацией, целенаправленное использование социальных сетей, подрывная деятельность.

Все эти методы были направлены на формирование и поддержку желаемого образа врага, манипуляцию общественным мнением и создание необходимого психологического фона для достижения политических целей Запада при проявлении агрессии в сторону Российской Федерации.       

В связи с тем, что мы выявили основные современные методы информационного воздействия, необходимо отметить и те методы, которые используются для выявления таких методов и их противодействию. Сложность выявления признаков информационно-психологического воздействия (ИПВ), его направленности, относительно низкая стоимость при существенном эффекте способствуют тому, что оно становится распространенным средством достижения целей в информационной сфере. Это обуславливает необходимость решения проблемы организации эффективного противодействия негативному информационно-психологическому воздействию, в первую очередь, на граждан Российской Федерации.
Система противодействия негативному информационно-психологическому воздействию состоит из трех подсистем:

  • предупреждение условий осуществления негативного информационно-психологического воздействия;
  • выявление негативного информационно-психологического воздействия;
  • противодействие негативному информационно-психологическому воздействию.

Также существует система противодействия негативному информационно-психологическому воздействию.

  1. Предупреждение условий осуществления негативного информационно-психологического воздействия. Осуществляемые для этого меры:
  • постоянный поиск и устранение уязвимостей в информационной системе безопасности России, выявление и устранение условий для осуществления противником негативного информационно-психологического воздействия на граждан страны;
  • мониторинг, выявление и ликвидация угроз информационной безопасности России.
  • поиск новых источников информационно-психологической напряженности» [17, с. 15-20];
  1. Выявление негативного информационно-психологического воздействия. Осуществляемые для этого меры:
  • выявление признаков осуществления негативного информационно-психологического воздействия;
  • определение начала осуществления негативного информационно-психологического воздействия;
  • определение объекта воздействия (целевой аудитории);
  1. Противодействие негативному информационно-психологическому воздействию. Осуществляемые для этого меры:
  • разъяснение гражданам России сущности, задач, методов, способов и приемов осуществления негативного информационно-психологического воздействия, их направленности;
  • изучение общественно-политической и оперативной обстановки в стране;
  • получение и анализ информации о замыслах, возможных силах, средствах информационно-психологического воздействия на население и прогнозирование его результатов;
  • систематический анализ взглядов (мнений) граждан Российской Федерации по поводу негативного информационно-психологического воздействия;
  • оценка степени готовности населения к негативным информационно-психологическим воздействиям;
  • прогнозирование возможных информационно-психологических воздействий с целью их предупреждения и нейтрализации» [18, с. 60-68].

На сегодняшний день проблема эффективного противодействия негативному информационно-психологическому воздействию в Российской Федерации актуальна, поскольку значительный спектр угроз информационно-психологической безопасности нуждается в создании эффективных методик и технических средств по выявлению негативного информационно-психологического воздействия, определение его негативных аспектов и разработки мер противодействия такому влиянию, особенно в условиях информационно-психологической агрессии Запада против России.

Эффективное противодействие негативному информационно-психологическому воздействию возможно только при использовании всех возможностей органов государственной власти, правоохранительных органов, государственных СМИ и т.д.

Информационная война происходит по определенной модели, определяющей подходы к сбору, обработке, распространению и использованию информации с целью достижения конкретных целей. Наиболее эффективными являются такие модели, как: модель пропагандистской коммуникации; модель массовой демонстрации; модель дезинформационной кампании; модель массовой коммуникации; модель кампании нейтрализации. Эти модели могут использоваться как по отдельности, так и комбинированно в зависимости от конкретного контекста и целей информационной войны

В контексте реализации этих моделей в ходе информационно-психологической агрессии Запада против России на сегодняшний день максимально актуализируется проблема эффективного противодействия негативному информационно-психологическому воздействию на население России.

Значительный спектр угроз информационно-психологической безопасности нуждается в создании эффективных методик выявления негативного информационно-психологического воздействия, определения его деструктивных аспектов и разработки мер противодействия, эффективная реализация которых возможна только при использовании всех возможностей органов государственной власти, СМИ и институтов гражданского общества.

Список литературы

  1. Безсонов Д. Методы ЦИПсО – М.: Глобус, 2024.
  2. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структура. – М.: «Культурная революция», «Республика», 2006.
  3. Мишуткин И.В. Ментальная и военная безопасность России: конвергенция в оценке состояния и обеспечения: военно-теоретический труд – ВУ МО, 2023. – 361 с.
  4. Уралов С.С. Технологии сведения с ума – СПб: Питер, 2023. – с. 384.
  5. Новикова Т.Е. Симулятивная сущность сущность социальных сетей (на примере INSTAGRAM) // Знак. – 2016, № 5 (22), C. 69-71.
  6. al-IstrabadiSumit F.G. The Future of ISIS: Regional and International Implications, 2018 – p. 272.
  7. Nye J. Soft power: The means to success in world politics. New York, 2004, p. 191.
  8. Атака на российскую демократию – Фонд исследования проблем демократии [Электронный ресурс].URL: https://democracyfund.ru/userfiles/%D0%90%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%CC%86%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8E.pdf.
  9. Минюст объявил фонд Алексея Навального иностранным агентом – РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/09/10/2019/5d9dd4019a794733fee77221.
  10. Baudrillard J. The Masses: the Implosion of the Social in the Media // J. Baudrillard. Selected Writings. Stanford University Press, 2002.
  11. Библия "МАТРИЦЫ" или экранизированная философия// LiveJournal.com [Электронный ресурс]. URL: https://drugoe-kino.livejournal.com/2264290.html (дата обращения 02.05.2022).
  12. Жан Бодрийяр о “Матрице” // скрытыйсмысл.рф [Электонный ресурс]. URL: http://xn--i1abedsedbf3gbd.xn--p1ai/blog/zhan-bodriyyar-o-matrice (дата обращения 25.04.2022).
  13. Жан Бодрийяр: симулякры и разрушение смысла в средствах массовой информации // Monocler [Электронный ресурс]. URL: https://monocler.ru/zhan-bodriyyar-simulyakryi-i-razrushenie-smyisla-v-sredstvah-massovoy-informatsii/ (дата обращения 30.04.2022).
  14. Итоги-2013: Эдвард Сноуден – человек, который не смог промолчать // russian.rt.com [электронный ресурс]. URL:https://russian.rt.com/article/20348.
  15. Meta-вселенная Facebook: главное из интервью Марка Цукерберга The Verge // trends.rbc.ru [Электронный ресурс]. URL:https://trends.rbc.ru/trends/industry/617fbbc79a79476037fa
  16. The Matrix Decoded: Le Nouvel Observateur Interview with Jean Baudrillard // baudrillardstudies.ubishops.ca [Электронный ресурс]. URL: https://baudrillardstudies.ubishops.ca/the-matrix-decoded-le-nouvel-observateur-interview-with-jean-baudrillard/ (дата обращения 25.04.2022).
  17. Попова С. В., Федоринов В. Е. Цели и последствия информационной войны // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2018. № 6 (6) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-i-posledstviya-informatsionnoy-voyny (дата обращения: 23.12.2023).
  18. Шибаев, Д.В. Методы противодействия информационной войне / ДВ Шибаев. – Текст: электронный // Российский журнал правовых исследований [Электронный ресурс]. URL: https://journals.eco-vector.com/2410–7522/article/view/18192/ru_RU (дата обращения: 07.04.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: