Принципы и методы развития речемыслительной деятельности у детей с умственной отсталостью

"Научный аспект №5-2024" - Педагогика

УДК 376.42

Барканова Асибе Исметовна – студентка кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Развитие речемыслительной деятельности у лиц с нарушениями интеллекта – важный аспект в формировании их личности и дальнейшей социализации. Знание принципов, методов и приемов в практике дефектолога важны для понимания механизмов развития речемыслительной деятельности.

Ключевые слова: умственная отсталость, речемыслительная деятельность, мышление, речь, обучение, воспитание.

Речь выступает формой существования мысли, речь и мысль представляют из себя одно целое и находятся в постоянной взаимосвязи. Дети с нарушениями интеллекта имеют типичные отличия речемыслительной деятельности в отличие от детей с нормой. Их сложности напрямую связаны с такими аспектами, как: стойкое снижение познавательной деятельности, отсутствие мотивации к обучению, проблемами в эмоционально-волевой сфере.

Умственно отсталые дети составляют разнообразную группу с разным типом мышления, динамикой развития и возможностями. Знание принципов, методов и приемов развития речемыслительной деятельности позволит дефектологу применять их в коррекционно-развивающем процессе.

Проблемами развития речемыслительной деятельности занимались такие отечественные и зарубежные исследователи, как: Н.И. Виноградова, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, Ж. Пиаже и другие.

Н.И. Виноградова отмечает, что речемыслительная деятельность – это сложное единство интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер познания [1, с. 97].

А.Н. Леонтьев отмечает, что речемыслительная деятельность — это сложный психический процесс, который объединяет мышление и речь. Она представляет собой процесс создания, хранения и обработки информации с использованием языка.

Первым закономерность мышления с речью выделил древнегреческий философ и ученый Аристотель. Среди отечественных сподвижников данной теории выступил Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин [1, с. 97]. 

Важным в практике педагога является осознание единства таких процессов, как: интеллект-воля-чувства. Знание данных основ позволит педагогу выстроить коррекционно-развивающий маршрут по развитию речемыслительной деятельности.

Важность развития речемыслительной деятельности ребенка по Д.Б. Эльконину заключается в прогнозировании успешности остальных психофизических процессов. Развитие речемыслительной деятельности складывается из таких компонентов, как:

  • обучение ребенка слышать;
  • развитие навыков слушать
  • обучению говорения;
  • развитию способностей чтения;
  • обучение письму [1, с. 97]

Наиболее эффективным методом развития речемыслительной деятельности является метод Синквейна. Работа по формированию речемыслительной деятельности по этому методу начинается с подготовки мелкой моторики рук. Это обособляется тем, что в совокупности с мелкой моторикой активно активизируются функции головного мозга. Правила составления синквейна:

1 строка – слово, отражающее какой-либо предмет;

2 строка – два слова, которые отражают признаки предмета;

3 строка – три слова отражающие действия предмета или явления;

4 строка – фраза, которая отражает собственное отношение;

5 строка – слова, которые отражают сущность всей темы [4, с. 5].

Один из нетрадиционных методов развития речемыслительной деятельности является метод суджок-терапии. Данный метод был открыт южнокорейским профессором Пак ЧжеВу. Данный метод отлично впишется в практику работы с умственно отсталыми школьниками. Сущность метода заключается в массаже высокоактивных точек, так как их стимуляция активирует психофизическую работоспособность детей [4, с. 5].

Данный метод является одним из эффективных, так как его технология является основой подготовки умственной работоспособности детей.

Одним из не менее популярных методов является мнемотехника, которая также активно используется в практике дефектологов. Под мнемотехникой понимают быстрое запоминание, что способствует увеличению объема памяти. Метод мнемотехники в развитии речемыслительной деятельности умственно отсталых рассматривается ввиду накопления словарного запаса. Так как работа по расширению и уточнению словарного запаса позволит составлять рассказы о предметах и явлениях [4, с. 7]

Основными принципами в работе над коррекцией речемыслительной деятельности в соответствии с опытом отечественных и зарубежных исследователей выступали следующие принципы:

  • принцип деятельностного подхода;
  • принцип использования наглядностей;
  • принцип максимального включения;
  • принцип единства диагностики и коррекции комплексного использования.

Следование данным принципам позволит дефектологу максимально включать речь на всех этапах формирования мыслительных операций. Использование наглядностей активизирует познавательную и коммуникативную активность, повышает интерес к деятельности [3, с. 474].

А.В. Николаева отмечает, что в процессе речемыслительной деятельности умственно отсталых детей следует придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип взаимосвязи мыслительного, речевого и сенсорного развития. Данный принцип базируется на триединстве данных процессов так как речь опирается на сенсорные ощущения, которые лежат в основе мышления. Придерживаясь данного принципа в обучении педагогу необходимо использовать наглядные средства.
  2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на формировании речи на основе деятельности. В механизмах его использования лежит коммуникация и среда общения ребенка.
  3. Принцип развития языкового чутья. Основу данного принципа составляет обучение ребенка использовать языковые средства в соответствующей для этого коммуникативной обстановке.
  4. Принцип формирования сознания явлений языка. Использование данного принципа подразумевает под собой не только имитацию и подражание речи педагогу, но и формирование неосознанного обобщения явлений языка.
  5. Принцип взаимосвязи всех сторон речевого развития. Придерживаясь данного принципа, педагог осуществляет освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.
  6. Принцип создание условий для мотивации к речевой деятельности. Использование данного принципа подразумевает стимулировать ребенка к речемыслительной деятельности посредством создания мотивационной среды обучения. Учет возрастных особенностей, индивидуального подхода, динамики развития, позволит педагогу воссоздать атмосферу мотивационного поля. Используя разнообразные увлекательные и интересные для ребенка приемы возможно стимулировать речевую активность [2, с. 8].

Список литературы

  1. Виноградова, Н. И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования : монография / Н. И. Виноградова, А. И. Улзытуева, Н. М. Шибанова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 255 с.
  2. Николаева, А. В. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста : учебное пособие / А. В. Николаева. — Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2022. — 62 с. 
  3. Педагогические традиции и инновации в национальных системах образования: Материалы V Международной научно-практической конференции : материалы конференции. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2022. — 1077 с.
  4. Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежом: Материалы VII Международной научно-практической конференции Чебоксары, 28–29 января 2022 г : материалы конференции. — Чебоксары : ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 2022. — 236 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Барканова Асибе Исметовна