Диагностика сформированности знаний о традиционном искусстве региона у обучающихся

"Научный аспект №5-2024" - Педагогика

УДК 372.874 

Мухамедзянова Ильнара Мирхатовна – студентка Тюменского государственного университета.

Евсеева Ольга Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент Тюменского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена роли знаний о традиционном искусстве региона и диагностике их сформированности в общеобразовательной школе. Проблема применения региональной составляющей на занятиях изобразительного искусства недостаточно изучена. На процесс формирования знаний о традиционном искусстве региона обучающихся на уроках изобразительного искусства указывают современные федеральные государственные стандарты образования (ФГОС), которые разработаны с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.

Авторы акцентируют внимание на том, что региональная составляющая, позволяющая сформировать знания о традиционном искусстве региона, является эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Поскольку культура региона, его история, особенности развития всех областей рассматриваемого региона находятся в тесной взаимосвязи.

На основе анализа философской, психологической и методической литературы уточнено понятие «знания о традиционном искусстве на уроках изобразительного искусства». На основе уточненного понятия сформулированы показатели формирования знаний о традиционном искусстве региона у обучающихся на примере традиционного искусства Тюменского региона. Для каждого показателя авторами разработаны и предложены диагностические задания. Данная статья будет интересна преподавателям общеобразовательных школ.

Ключевые слова: традиционное искусство, регион, формирование, диагностические методы.

Согласно Паспорту Национального проекта «Образование», одним из ключевых направлений основного общего образования является «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов» [6]. Но в современном мире, в условиях модернизации процесса образования, учащиеся проявляют меньший интерес к изделиям традиционного искусства, в том числе и своего региона.

Наряду с Национальным проектом «Образование», в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте требования освоения основной образовательной программы в общеобразовательной школе предполагают «участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей, а предметные результаты изучения предметной области «Искусство» должны отражать воспитание уважения к истории культуры своего Отечества» [4], что, соответственно, позволяет рассмотреть образовательный, развивающий и воспитывающий потенциал народного декоративно-прикладного искусства России и локальных школ народного мастерства региона.

Особое внимание к региональной составляющей в обучении и развитии школьников младшего подросткового возраста, обусловлено основной особенностью данного периода - резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. [11, с.92-93]. Еще одним аргументом, подтверждающим значимость и влияние традиционного искусства региона на обучающихся, можно считать то, что осознание преемственности искусства возможно только при погружении подростка в эту среду: «чтобы подросток действительно осознал и почувствовал историческое прошлое и свою связь с ним, оно должно стать фактом его личного опыта» [2, с.77]. Соответственно роль художественных традиций на уроках в общеобразовательной школе, сконцентрированная в народном декоративно прикладном искусстве, очевидна.

Как отмечает М.А. Некрасова, «очаги народного искусства свидетельствуют о большом творческом потенциале народа. Ведь каждый очаг – это свои таланты, свои традиции, свои художественные системы и методы, выверенные в опыте многих поколений народных мастеров. И этот опыт складывает культуру в традиции, укрепляющую народность искусства профессиональных художников. Таким образом, традиционное не только питает новое, оно органично входит в контекст эпохи» [5, с. 98]. В данном контексте, духовно-нравственное воспитание на материале традиционного искусства России, позволяет учителям в общеобразовательных учреждениях не только формировать знания о традиционном искусстве народов, но и оказывать общеразвивающее и воспитывающее воздействие.

Выделенные положения свидетельствуют о необходимости реализации данного аспекта обучения в условиях общеобразовательной школы, поскольку, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования «осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей культурно-регионального сообщества» [3]. Непосредственно путем формирования и последующего развития знаний о традиционном народном искусстве и в частности, его региональных проявлений, на уроках изобразительного искусства в школе, осуществляется реализация духовно-нравственной преемственности, трансляция непроходящих ценностей этносов последующим поколениям. На уроках изобразительного искусства, посвященным изучению народного творчества региона, современные школьники приобретают базовые национальные ценности и осознают регион, этнос, как неотъемлемую составляющую общего культурного кода России. Проблемы изучения, сохранения и дальнейшей эволюции традиционной (народной) культуры на сегодняшний день требуют особо пристального внимания и взаимодействия различных органов власти, учреждений и организаций культуры, искусства и образования, соединения усилий общества и отдельных личностей [10, с. 778].

Учитывая актуальность темы исследования, следует отметить, что остается недостаточно разработанным диагностический инструментарий по исследованию уровня формирования знаний о традиционном искусстве региона, а, так же, в теории обучения изобразительному искусству в школе, требует уточнения само понятие «знания о традиционном искусстве на уроках изобразительного искусства».

Для уточнения формулировки нашего ключевого понятия необходимо изучить понятие «традиционное искусство». Наиболее подходящее для нас в своем методическом пособии для художников использует кандидат исторических наук Сиволап Т.Е.: «Традиционное искусство – искусство, существовавшее на низших этапах развития у всех народов и сохранившее тесную преемственность во всех основных аспектах (функции, виды, жанры, образы и т. д.)» [8].

Для более полного и разностороннего рассмотрения нашего ключевого понятия необходимо привести определения понятия «регион». Так, под регионом понимается «локализованная территория, обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории» [1].

Опираясь на рассмотренные определения, можем определить ключевое понятие, учитывая, что основным показателем «знания» в этой связи будет возможность их практического применения на занятиях, в процессе выполнения творческих заданий и упражнений:

Знания о традиционном искусстве региона на уроках изобразительного искусства – это осведомленность об искусстве народов, сохранивших преемственность в традиционных видах и техниках народного декоративно-прикладного искусства и живущих на обладающей единством целостной территории для практического использования этих знаний при выполнении творческих заданий и упражнений.

Имея представление о теоретической стороне поставленного вопроса, в качестве сформулированного понятия, а также практической значимости с точки зрения эстетического и духовно-нравственного воспитания гражданина, разберемся подробнее, что необходимо учитывать при формировании знаний о традиционном искусстве региона. В современных условиях модернизации народные художественные промыслы и ремесла оказываются под влиянием процессов различного характера и направленности, оказывающих воздействия на локальные школы народного мастерства по многим факторам, как внешнего характера, так и местного значения. Но «силы» этноса, сконцентрированные в народном декоративно-прикладном искусстве, вопреки всем влияниям, сохраняют национальное достояние, как представления народа о мироустройстве, красоте, добре. «Особенности народной культуры складываются в зависимости от географического положения, исторических условий жизни народа или народности и проявляется в формах быта, поведения, традиционных обрядах, представлениях о мире и месте человека в нем. Все это способствует формированию определенного эстетического восприятия мира, имеющего национальную и региональную окраску». [9, с. 25]

Региональная составляющая, по мнению педагогов, оставаясь составной частью содержания школьного образования, обладает самоценностью и самозначимостью. В нем закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, самобытности народной культуры, что способствует становлению личности, не безразличной к судьбе своей малой родины и страны в целом [7, с. 197].

В связи со всеми рассмотренными аспектами включение региональной составляющей в программы обучения изобразительному искусству в школе является действующим способом гуманизации образования, позволяющей раскрыть перед подрастающим поколением духовную культуру этноса, через фольклор, обряды и традиции; данный содержательный аспект направлен на формирование толерантности у учащихся, через принятие традиционной культуры своего этноса к уважительному отношению к традициям и культуре народов проживающих в регионе.

В соответствии с темой и целью нашего исследования была организована и проведена опытно-поисковая работа по оценке уровня сформированности знаний о традиционном искусстве региона на уроках изобразительного искусства. Исследование проходило в три этапа на базе МАОУ СОШ № 94 города Тюмени. В исследовании приняли участие школьники пятого класса в количестве двадцати восьми человек возрастом от десяти до одиннадцати лет.

По итогам проведения анализа психологической, методической и педагогической литературы по теме исследования, учитывая возрастные особенности школьников, на основании уточненного понятия «знания традиционного искусства региона на уроках изобразительного искусства», были выведены показатели данного качества у обучающихся.

Таблица 1 – Показатели диагностики формирования знаний о традиционном искусстве региона у обучающихся пятого класса

Критерий

Знания о традиционном искусстве региона на уроках изобразительного искусства – это осведомленность об искусстве народов, сохранившем преемственность в традиционных видах и техниках народного декоративно-прикладного искусства и живущих на обладающей единством, целостной территории для практического использования этих знаний при выполнении творческих заданий и упражнений.

Показатели

Осведомленность об искусстве народов Тюменского региона

Использование знаний о традиционном искусстве региона при выполнении упражнений

Использование знаний о традиционном искусстве региона при выполнении творческих заданий

Диагностические методы

Анкетирование

Упражнение

Творческое задание

Уровни развития

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Для каждого показателя были разработаны диагностические задания с учетом возрастных особенностей обучающихся пятых классов.

Обучающимся было предложено пройти анкетирование и ответить на ряд вопросов, требующих развернутого ответа, которые помогут определить уровень показателя: «Осведомленность об искусстве народов Тюменского региона».

Для данного показателя были определены уровни. Опишем каждый из них и продемонстрируем примеры заданий, которые использовались для оценки диагностики (таблица 2).

Таблица 2 – Уровни формирования показателя «Осведомленность об искусстве народов Тюменского региона»

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обучающийся осведомлен о традиционном искусстве народов Тюменского региона, посещает выставки и мероприятия, посвященные традиционному искусству и народным промыслам области, знает, какие виды народного декоративно-прикладного искусства появились и развивались в регионе и может назвать их.

Обучающийся частично осведомлен о традиционном искусстве народов Тюменского региона, посещает выставки и мероприятия, посвященные традиционному искусству и народным промыслам области, знает, какие виды народного декоративно-прикладного искусства появились и развивались в регионе и может назвать более трех из них.

Обучающийся не осведомлен обучающийся осведомлен о традиционном искусстве народов Тюменского региона, посещает выставки и мероприятия, посвященные традиционному искусству и народным промыслам области, знает, какие виды народного декоративно-прикладного искусства появились и развивались в регионе не может назвать более одного из них.

Для оценки первого показателя использовались следующие вопросы:

1. Посещали ли Вы выставки и мероприятия, посвященные традиционному искусству, художественным ремеслам и народным промыслам Тюменской области?

2. Знаете ли Вы, какие виды народного декоративно-прикладного искусства появились и развивались в Тюменской области?

3. Назовите любые ассоциации в творчестве (предметы быта, мебель, одежда и т.д.), возникающие у Вас со словами Сибирский или Тюменский.

4. Знаете ли Вы, где появилась эта игрушка и что на ней изображено?

Рисунок 1. Тюменская игрушка

5. Подпишите фотографии названиями изделий художественных ремесел и народных промыслов, которые Вам известны:

Рисунок 2. Сибирские валенки

Рисунок 3. Тобольское косторезное ремесло

Рисунок 4. Урало-сибирская роспись

Рисунок 5. Сибирский ковер

Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя: «Использование знаний о традиционном искусстве региона при выполнении упражнений». Опишем критерии оценки уровней (таблица 3) и применяемое задание.

Формулировка к заданию звучит следующим образом: «Перед Вами наличник (архитектурная деталь, обрамляющая окно). Дорисуйте изображение деревянного наличника, используя орнаменты, встречающиеся в декоре Тюменской деревянной архитектуры. Завершите работу в цвете».

Таблица 3 – Уровни формирования показателя «Использование знаний о традиционном искусстве региона при выполнении упражнений»

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обучающийся использовал основные орнаменты, встречающиеся в декоре наличников тюменской деревянной архитектуры, и корректно завершил работу в цвете.

Обучающийся частично использовал орнаменты, встречающиеся в декоре наличников тюменской деревянной архитектуры, и корректно завершил работу в цвете.

Обучающийся не использовал основные орнаменты, встречающиеся в декоре наличников тюменской деревянной архитектуры, и не завершил работу в цвете или завершил некорректно.

Третье диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя: «Использование знаний о традиционном искусстве региона при выполнении творческих заданий».

Формулировка к заданию: «Изобразите народный костюм коренного народа севера Тюменской области – хантов, используя традиционные элементы одежды, орнаменты и цветовые решения».

Таблица 4 – Уровни формирования показателя «Использование знаний о традиционном искусстве региона при выполнении творческих заданий»

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обучающийся обладает знаниями о традиционных художественных ремеслах коренных народах севера Тюменской области и может применить их в достоверном создании образа народного костюма выбранного этноса.

Обучающийся частично обладает знаниями о традиционных художественных ремеслах коренных народах севера Тюменской области и использует в создании образа достоверные элементы костюма выбранного этноса.

Обучающийся не обладает знаниями о традиционных художественных ремеслах коренных народах севера Тюменской области и не использует в создании образа достоверные элементы костюма выбранного этноса.

На основе суммы баллов можно выделить три уровня формирования знаний о традиционном искусстве региона на уроках изобразительного искусства (таблица 5).

Таблица 5 – Уровни формирования знаний о традиционном искусстве региона на уроках изобразительного искусства

Высокий (9 баллов)

Средний (6-8 баллов)

Низкий (3-5 баллов)

Обучающийся осведомлен о художественных традициях народов Тюменской области и традиционном искусстве народов Тюменского региона, посещает выставки и мероприятия, посвященные традиционному искусству и народным промыслам Тюменской области, знает, какие виды народного декоративно-прикладного искусства появились и развивались в регионе, может использовать полученные знания при выполнении упражнение и может применить их в творческом задании.

Обучающийся частично осведомлен об искусстве народов Тюменского региона и/или посещает выставки и мероприятия, посвященные искусству Тюменской области, знает, какие виды искусства появились и развивались в регионе и может назвать более 3 из них, обучающийся может частично выполнить упражнение с изображением орнаментов деревянного зодчества, используя некоторые из них, встречающиеся на наличниках Тюменских зданий и корректно используя в работе цвет; обучающийся частично обладает знаниями о коренных народах севера Тюменской области и использует в создании образа достоверные элементы народного костюма.

Обучающийся не осведомлен об искусстве народов Тюменского региона и/или не посещает выставки и мероприятия, посвященные искусству Тюменской области, не знает, какие виды искусства появились и развивались в регионе и не может назвать более 1 из них; обучающийся не может выполнить упражнение с изображением орнаментов деревянного зодчества, использовать орнаменты, встречающиеся на наличниках Тюменских зданий и завершить работу в цвете корректно; обучающийся не обладает знаниями о коренных народах севера Тюменской области, т.к. не использует в создании образа достоверные элементы костюма выбранного этноса.

Результаты начальной диагностики уровня формирования исследуемых показателей (таблица 6).

Таблица 6 – Результаты диагностики

%

Уровень

Количество учеников

0

Высокий

0

25

Средний

7

75

Низкий

21

Исходя из данных результатов, можно сделать вывод, что есть необходимость дать обучающимся понимание сущности понятия «традиционное искусство региона». На уроках изобразительного искусства необходимо разработать и внедрить программу обучения изобразительному искусству, охватывающую различные аспекты традиционного искусства региона; использовать на занятиях формы и методы, дающие возможность для большего количества творческих заданий и упражнений с различными материалами и техниками, связанными с традиционным искусством.

Представленная диагностика позволяет достаточно объективно определить уровень сформированности знаний о традиционном искусстве региона на уроках изобразительного искусства. Это обусловлено подходом, позволяющим оценить не только теоретические знания, но и способность применять их в процессе практической работы. Результаты начальной диагностики подтверждают необходимость разработки и проведения формирующих занятий.

Выбранный авторами подход к составлению диагностического инструментария дает возможность контролировать уровень сформированности знаний о традиционном искусстве региона не только на начальном этапе, но и на этапах текущей и констатирующей диагностик. Это достигается заменой иллюстративного материала в тестовой диагностике, практическими упражнениями и творческими заданиями по затрагивающим тематику различным художественным ремеслам и народным промыслам региона.

Список литературы

  1. Алаев Э.Д. Социально-экономическая география: Понятийно-терминол. слов.. - М.: Мысль, 1983. - 290 с.
  2. Кон И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. - 254, [1] с.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
  4. Министерство образования и науки российской федерации; приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo
  5. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М. А. Некрасова. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 343с. : ил.
  6. Паспорт национального проекта «Образование» // Минпросвещения России URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 03.04.2024).
  7. Раджабов И. М., Шахбиева Х. Х. Национально-региональный компонент в системе художественного образования школьников // Вестник ЮУрГГПУ. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-regionalnyy-komponent-v-sisteme-hudozhestvennogo-obrazovaniya-shkolnikov (дата обращения: 16.05.2024).
  8. Сиволап, Т. Е. Традиционное искусство : учебное пособие / Т. Е. Сиволап ; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения». - Санкт-Петербург : Издательство СПбГИКиТ, 2021. - 343, [1] с.
  9. Сорокина Л. И., Прямкова Н. А. Традиции народного искусства в современной культуре // Культура и искусство. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-narodnogo-iskusstva-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 15.04.2024).
  10. Спирина М. Ю. Искусствоведение в сфере народного искусства и процесс модернизации регионов России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. №13-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvovedenie-v-sfere-narodnogo-iskusstva-i-protsess-modernizatsii-regionov-rossii (дата обращения: 18.12.2023).
  11. Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения : Сб. науч. тр.. - М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, 1980. - 166 с.
Автор: Мухамедзянова Ильнара Мирхатовна