Диагностика сформированности знаний о традиционном искусстве региона у обучающихся
"Научный аспект №5-2024" - Педагогика
УДК 372.874
Мухамедзянова Ильнара Мирхатовна – студентка Тюменского государственного университета.
Евсеева Ольга Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент Тюменского государственного университета.
Аннотация: Статья посвящена роли знаний о традиционном искусстве региона и диагностике их сформированности в общеобразовательной школе. Проблема применения региональной составляющей на занятиях изобразительного искусства недостаточно изучена. На процесс формирования знаний о традиционном искусстве региона обучающихся на уроках изобразительного искусства указывают современные федеральные государственные стандарты образования (ФГОС), которые разработаны с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.
Авторы акцентируют внимание на том, что региональная составляющая, позволяющая сформировать знания о традиционном искусстве региона, является эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Поскольку культура региона, его история, особенности развития всех областей рассматриваемого региона находятся в тесной взаимосвязи.
На основе анализа философской, психологической и методической литературы уточнено понятие «знания о традиционном искусстве на уроках изобразительного искусства». На основе уточненного понятия сформулированы показатели формирования знаний о традиционном искусстве региона у обучающихся на примере традиционного искусства Тюменского региона. Для каждого показателя авторами разработаны и предложены диагностические задания. Данная статья будет интересна преподавателям общеобразовательных школ.
Ключевые слова: традиционное искусство, регион, формирование, диагностические методы.
Согласно Паспорту Национального проекта «Образование», одним из ключевых направлений основного общего образования является «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов» [6]. Но в современном мире, в условиях модернизации процесса образования, учащиеся проявляют меньший интерес к изделиям традиционного искусства, в том числе и своего региона.
Наряду с Национальным проектом «Образование», в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте требования освоения основной образовательной программы в общеобразовательной школе предполагают «участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей, а предметные результаты изучения предметной области «Искусство» должны отражать воспитание уважения к истории культуры своего Отечества» [4], что, соответственно, позволяет рассмотреть образовательный, развивающий и воспитывающий потенциал народного декоративно-прикладного искусства России и локальных школ народного мастерства региона.
Особое внимание к региональной составляющей в обучении и развитии школьников младшего подросткового возраста, обусловлено основной особенностью данного периода - резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. [11, с.92-93]. Еще одним аргументом, подтверждающим значимость и влияние традиционного искусства региона на обучающихся, можно считать то, что осознание преемственности искусства возможно только при погружении подростка в эту среду: «чтобы подросток действительно осознал и почувствовал историческое прошлое и свою связь с ним, оно должно стать фактом его личного опыта» [2, с.77]. Соответственно роль художественных традиций на уроках в общеобразовательной школе, сконцентрированная в народном декоративно прикладном искусстве, очевидна.
Как отмечает М.А. Некрасова, «очаги народного искусства свидетельствуют о большом творческом потенциале народа. Ведь каждый очаг – это свои таланты, свои традиции, свои художественные системы и методы, выверенные в опыте многих поколений народных мастеров. И этот опыт складывает культуру в традиции, укрепляющую народность искусства профессиональных художников. Таким образом, традиционное не только питает новое, оно органично входит в контекст эпохи» [5, с. 98]. В данном контексте, духовно-нравственное воспитание на материале традиционного искусства России, позволяет учителям в общеобразовательных учреждениях не только формировать знания о традиционном искусстве народов, но и оказывать общеразвивающее и воспитывающее воздействие.
Выделенные положения свидетельствуют о необходимости реализации данного аспекта обучения в условиях общеобразовательной школы, поскольку, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования «осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей культурно-регионального сообщества» [3]. Непосредственно путем формирования и последующего развития знаний о традиционном народном искусстве и в частности, его региональных проявлений, на уроках изобразительного искусства в школе, осуществляется реализация духовно-нравственной преемственности, трансляция непроходящих ценностей этносов последующим поколениям. На уроках изобразительного искусства, посвященным изучению народного творчества региона, современные школьники приобретают базовые национальные ценности и осознают регион, этнос, как неотъемлемую составляющую общего культурного кода России. Проблемы изучения, сохранения и дальнейшей эволюции традиционной (народной) культуры на сегодняшний день требуют особо пристального внимания и взаимодействия различных органов власти, учреждений и организаций культуры, искусства и образования, соединения усилий общества и отдельных личностей [10, с. 778].
Учитывая актуальность темы исследования, следует отметить, что остается недостаточно разработанным диагностический инструментарий по исследованию уровня формирования знаний о традиционном искусстве региона, а, так же, в теории обучения изобразительному искусству в школе, требует уточнения само понятие «знания о традиционном искусстве на уроках изобразительного искусства».
Для уточнения формулировки нашего ключевого понятия необходимо изучить понятие «традиционное искусство». Наиболее подходящее для нас в своем методическом пособии для художников использует кандидат исторических наук Сиволап Т.Е.: «Традиционное искусство – искусство, существовавшее на низших этапах развития у всех народов и сохранившее тесную преемственность во всех основных аспектах (функции, виды, жанры, образы и т. д.)» [8].
Для более полного и разностороннего рассмотрения нашего ключевого понятия необходимо привести определения понятия «регион». Так, под регионом понимается «локализованная территория, обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории» [1].
Опираясь на рассмотренные определения, можем определить ключевое понятие, учитывая, что основным показателем «знания» в этой связи будет возможность их практического применения на занятиях, в процессе выполнения творческих заданий и упражнений:
Знания о традиционном искусстве региона на уроках изобразительного искусства – это осведомленность об искусстве народов, сохранивших преемственность в традиционных видах и техниках народного декоративно-прикладного искусства и живущих на обладающей единством целостной территории для практического использования этих знаний при выполнении творческих заданий и упражнений.
Имея представление о теоретической стороне поставленного вопроса, в качестве сформулированного понятия, а также практической значимости с точки зрения эстетического и духовно-нравственного воспитания гражданина, разберемся подробнее, что необходимо учитывать при формировании знаний о традиционном искусстве региона. В современных условиях модернизации народные художественные промыслы и ремесла оказываются под влиянием процессов различного характера и направленности, оказывающих воздействия на локальные школы народного мастерства по многим факторам, как внешнего характера, так и местного значения. Но «силы» этноса, сконцентрированные в народном декоративно-прикладном искусстве, вопреки всем влияниям, сохраняют национальное достояние, как представления народа о мироустройстве, красоте, добре. «Особенности народной культуры складываются в зависимости от географического положения, исторических условий жизни народа или народности и проявляется в формах быта, поведения, традиционных обрядах, представлениях о мире и месте человека в нем. Все это способствует формированию определенного эстетического восприятия мира, имеющего национальную и региональную окраску». [9, с. 25]
Региональная составляющая, по мнению педагогов, оставаясь составной частью содержания школьного образования, обладает самоценностью и самозначимостью. В нем закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, самобытности народной культуры, что способствует становлению личности, не безразличной к судьбе своей малой родины и страны в целом [7, с. 197].
В связи со всеми рассмотренными аспектами включение региональной составляющей в программы обучения изобразительному искусству в школе является действующим способом гуманизации образования, позволяющей раскрыть перед подрастающим поколением духовную культуру этноса, через фольклор, обряды и традиции; данный содержательный аспект направлен на формирование толерантности у учащихся, через принятие традиционной культуры своего этноса к уважительному отношению к традициям и культуре народов проживающих в регионе.
В соответствии с темой и целью нашего исследования была организована и проведена опытно-поисковая работа по оценке уровня сформированности знаний о традиционном искусстве региона на уроках изобразительного искусства. Исследование проходило в три этапа на базе МАОУ СОШ № 94 города Тюмени. В исследовании приняли участие школьники пятого класса в количестве двадцати восьми человек возрастом от десяти до одиннадцати лет.
По итогам проведения анализа психологической, методической и педагогической литературы по теме исследования, учитывая возрастные особенности школьников, на основании уточненного понятия «знания традиционного искусства региона на уроках изобразительного искусства», были выведены показатели данного качества у обучающихся.
Таблица 1 – Показатели диагностики формирования знаний о традиционном искусстве региона у обучающихся пятого класса
Критерий |
||
Знания о традиционном искусстве региона на уроках изобразительного искусства – это осведомленность об искусстве народов, сохранившем преемственность в традиционных видах и техниках народного декоративно-прикладного искусства и живущих на обладающей единством, целостной территории для практического использования этих знаний при выполнении творческих заданий и упражнений. |
||
Показатели |
||
Осведомленность об искусстве народов Тюменского региона |
Использование знаний о традиционном искусстве региона при выполнении упражнений |
Использование знаний о традиционном искусстве региона при выполнении творческих заданий |
Диагностические методы |
||
Анкетирование |
Упражнение |
Творческое задание |
Уровни развития |
||
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
Для каждого показателя были разработаны диагностические задания с учетом возрастных особенностей обучающихся пятых классов.
Обучающимся было предложено пройти анкетирование и ответить на ряд вопросов, требующих развернутого ответа, которые помогут определить уровень показателя: «Осведомленность об искусстве народов Тюменского региона».
Для данного показателя были определены уровни. Опишем каждый из них и продемонстрируем примеры заданий, которые использовались для оценки диагностики (таблица 2).
Таблица 2 – Уровни формирования показателя «Осведомленность об искусстве народов Тюменского региона»
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Обучающийся осведомлен о традиционном искусстве народов Тюменского региона, посещает выставки и мероприятия, посвященные традиционному искусству и народным промыслам области, знает, какие виды народного декоративно-прикладного искусства появились и развивались в регионе и может назвать их. |
Обучающийся частично осведомлен о традиционном искусстве народов Тюменского региона, посещает выставки и мероприятия, посвященные традиционному искусству и народным промыслам области, знает, какие виды народного декоративно-прикладного искусства появились и развивались в регионе и может назвать более трех из них. |
Обучающийся не осведомлен обучающийся осведомлен о традиционном искусстве народов Тюменского региона, посещает выставки и мероприятия, посвященные традиционному искусству и народным промыслам области, знает, какие виды народного декоративно-прикладного искусства появились и развивались в регионе не может назвать более одного из них. |
Для оценки первого показателя использовались следующие вопросы:
1. Посещали ли Вы выставки и мероприятия, посвященные традиционному искусству, художественным ремеслам и народным промыслам Тюменской области?
2. Знаете ли Вы, какие виды народного декоративно-прикладного искусства появились и развивались в Тюменской области?
3. Назовите любые ассоциации в творчестве (предметы быта, мебель, одежда и т.д.), возникающие у Вас со словами Сибирский или Тюменский.
4. Знаете ли Вы, где появилась эта игрушка и что на ней изображено?
Рисунок 1. Тюменская игрушка
5. Подпишите фотографии названиями изделий художественных ремесел и народных промыслов, которые Вам известны:
Рисунок 2. Сибирские валенки |
Рисунок 3. Тобольское косторезное ремесло |
Рисунок 4. Урало-сибирская роспись |
Рисунок 5. Сибирский ковер |
Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя: «Использование знаний о традиционном искусстве региона при выполнении упражнений». Опишем критерии оценки уровней (таблица 3) и применяемое задание.
Формулировка к заданию звучит следующим образом: «Перед Вами наличник (архитектурная деталь, обрамляющая окно). Дорисуйте изображение деревянного наличника, используя орнаменты, встречающиеся в декоре Тюменской деревянной архитектуры. Завершите работу в цвете».
Таблица 3 – Уровни формирования показателя «Использование знаний о традиционном искусстве региона при выполнении упражнений»
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Обучающийся использовал основные орнаменты, встречающиеся в декоре наличников тюменской деревянной архитектуры, и корректно завершил работу в цвете. |
Обучающийся частично использовал орнаменты, встречающиеся в декоре наличников тюменской деревянной архитектуры, и корректно завершил работу в цвете. |
Обучающийся не использовал основные орнаменты, встречающиеся в декоре наличников тюменской деревянной архитектуры, и не завершил работу в цвете или завершил некорректно. |
Третье диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя: «Использование знаний о традиционном искусстве региона при выполнении творческих заданий».
Формулировка к заданию: «Изобразите народный костюм коренного народа севера Тюменской области – хантов, используя традиционные элементы одежды, орнаменты и цветовые решения».
Таблица 4 – Уровни формирования показателя «Использование знаний о традиционном искусстве региона при выполнении творческих заданий»
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Обучающийся обладает знаниями о традиционных художественных ремеслах коренных народах севера Тюменской области и может применить их в достоверном создании образа народного костюма выбранного этноса. |
Обучающийся частично обладает знаниями о традиционных художественных ремеслах коренных народах севера Тюменской области и использует в создании образа достоверные элементы костюма выбранного этноса. |
Обучающийся не обладает знаниями о традиционных художественных ремеслах коренных народах севера Тюменской области и не использует в создании образа достоверные элементы костюма выбранного этноса. |
На основе суммы баллов можно выделить три уровня формирования знаний о традиционном искусстве региона на уроках изобразительного искусства (таблица 5).
Таблица 5 – Уровни формирования знаний о традиционном искусстве региона на уроках изобразительного искусства
Высокий (9 баллов) |
Средний (6-8 баллов) |
Низкий (3-5 баллов) |
Обучающийся осведомлен о художественных традициях народов Тюменской области и традиционном искусстве народов Тюменского региона, посещает выставки и мероприятия, посвященные традиционному искусству и народным промыслам Тюменской области, знает, какие виды народного декоративно-прикладного искусства появились и развивались в регионе, может использовать полученные знания при выполнении упражнение и может применить их в творческом задании. |
Обучающийся частично осведомлен об искусстве народов Тюменского региона и/или посещает выставки и мероприятия, посвященные искусству Тюменской области, знает, какие виды искусства появились и развивались в регионе и может назвать более 3 из них, обучающийся может частично выполнить упражнение с изображением орнаментов деревянного зодчества, используя некоторые из них, встречающиеся на наличниках Тюменских зданий и корректно используя в работе цвет; обучающийся частично обладает знаниями о коренных народах севера Тюменской области и использует в создании образа достоверные элементы народного костюма. |
Обучающийся не осведомлен об искусстве народов Тюменского региона и/или не посещает выставки и мероприятия, посвященные искусству Тюменской области, не знает, какие виды искусства появились и развивались в регионе и не может назвать более 1 из них; обучающийся не может выполнить упражнение с изображением орнаментов деревянного зодчества, использовать орнаменты, встречающиеся на наличниках Тюменских зданий и завершить работу в цвете корректно; обучающийся не обладает знаниями о коренных народах севера Тюменской области, т.к. не использует в создании образа достоверные элементы костюма выбранного этноса. |
Результаты начальной диагностики уровня формирования исследуемых показателей (таблица 6).
Таблица 6 – Результаты диагностики
% |
Уровень |
Количество учеников |
0 |
Высокий |
0 |
25 |
Средний |
7 |
75 |
Низкий |
21 |
Исходя из данных результатов, можно сделать вывод, что есть необходимость дать обучающимся понимание сущности понятия «традиционное искусство региона». На уроках изобразительного искусства необходимо разработать и внедрить программу обучения изобразительному искусству, охватывающую различные аспекты традиционного искусства региона; использовать на занятиях формы и методы, дающие возможность для большего количества творческих заданий и упражнений с различными материалами и техниками, связанными с традиционным искусством.
Представленная диагностика позволяет достаточно объективно определить уровень сформированности знаний о традиционном искусстве региона на уроках изобразительного искусства. Это обусловлено подходом, позволяющим оценить не только теоретические знания, но и способность применять их в процессе практической работы. Результаты начальной диагностики подтверждают необходимость разработки и проведения формирующих занятий.
Выбранный авторами подход к составлению диагностического инструментария дает возможность контролировать уровень сформированности знаний о традиционном искусстве региона не только на начальном этапе, но и на этапах текущей и констатирующей диагностик. Это достигается заменой иллюстративного материала в тестовой диагностике, практическими упражнениями и творческими заданиями по затрагивающим тематику различным художественным ремеслам и народным промыслам региона.
Список литературы
- Алаев Э.Д. Социально-экономическая география: Понятийно-терминол. слов.. - М.: Мысль, 1983. - 290 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. - 254, [1] с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
- Министерство образования и науки российской федерации; приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo
- Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М. А. Некрасова. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 343с. : ил.
- Паспорт национального проекта «Образование» // Минпросвещения России URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 03.04.2024).
- Раджабов И. М., Шахбиева Х. Х. Национально-региональный компонент в системе художественного образования школьников // Вестник ЮУрГГПУ. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-regionalnyy-komponent-v-sisteme-hudozhestvennogo-obrazovaniya-shkolnikov (дата обращения: 16.05.2024).
- Сиволап, Т. Е. Традиционное искусство : учебное пособие / Т. Е. Сиволап ; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения». - Санкт-Петербург : Издательство СПбГИКиТ, 2021. - 343, [1] с.
- Сорокина Л. И., Прямкова Н. А. Традиции народного искусства в современной культуре // Культура и искусство. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-narodnogo-iskusstva-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 15.04.2024).
- Спирина М. Ю. Искусствоведение в сфере народного искусства и процесс модернизации регионов России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. №13-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvovedenie-v-sfere-narodnogo-iskusstva-i-protsess-modernizatsii-regionov-rossii (дата обращения: 18.12.2023).
- Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения : Сб. науч. тр.. - М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, 1980. - 166 с.