УДК 376

Логопедическая работа по преодолению оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста

Сотченкова Юлия Александровна – студентка Психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета.

Якушева Вероника Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы дисграфии учащихся начальных классов, механизмам ее возникновения и методам коррекции оптической дисграфии. Указывается на важность выявления и работы с оптическими нарушениями уже в младшем школьном возрасте. Рассматриваются аспекты дисграфии, включая трудности в развитии двигательного аппарата, смешение букв и звуков, а также устранение оптических ошибок через работу над зрительно-пространственными представлениями.

Ключевые слова: речь, оптическая дисграфия, логопедическая работа, младший школьный возраст, нарушение письменной речи, обучение.

В современном школьном образовании крайне остро стоит проблема нарушений письменной речи у учеников начальных классов. Из-за нее дети не могут успешно учиться в дальнейшем, ведь чтение и письмо – основные средства обучения.

Т.А. Аристова [1] приводит данные, что в 50-60-е годы прошлого века среди учащихся начальной школы в нашей стране было не больше 10% детей с дисграфией. Сейчас же эта проблема стала появляться куда чаще – ее диагностируют уже у 50% и более учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ.

Причиной появления дефектов на письме являются нарушения речи и речевого вникания [4]. Ключевой проблемой системы образования всегда является отставание учащихся. Разные авторы приводят разные цифры по количеству младших школьников, которые сталкиваются с проблемами в обучении – от 15 до 40%. Сложности с письмом в большинстве случаев соседствуют с проблемами в овладении устной речью [6].

Детская оптическая дисграфия (далее – ОП) заключается в нарушении функций зрительного запоминания и восприятия, синтеза и анализа, координации движений. У ребенка отмечаются неправильные представления о цветах, размерах и формах предметов, их пространственном расположении. В результате ребенок на письме искажает букв или заменят их другими.

Из-за сложностей с письмом становится невозможным успешное обучение, ребенок сложно адаптируется школе. У него могут возникать вызывают вторичные психические расстройства, нарушения в личностном развитии.

У детей младшего школьного возраста есть проблемы с различением визуально сходных букв. Эти ошибки имеют кредитоспособный характер и часто могут быть исправлены только в рамках специальных коррекционных мероприятий [7].

Крайне важно своевременно выявлять ОП у младших школьников. В связи с этим необходимо выделить симптомы и механизмы нарушений, отличающие ОП от прочих нарушений, чтобы в дальнейшем выстроить эффективную систему коррекционной и профилактической работы.

Л.Г. Парамонова считает, что начинать коррекцию дисграфии любого типа с непосредственных упражнений на письмо бессмысленно. Сначала нужно нормализовать те процессы, из-за которых нарушается процесс письма и без которых ребенок так и не научится правильно писать [8].

В ходе логопедической работы по коррекции ОП важно учитывать базовые принципы коррекции нарушений письменной речи:

  • Опредедять систему методов для устранения нарушений письма после выявления базового расстройства, определения механизма и структуры нарушения, их соотношения с симптоматикой.
  • Учитывать симптомы и выраженности дисграфии, то есть частоту и характер допускаемых ребенком ошибок.
  • Рассматривтаь дисграфию как комплексный, а не изолированный дефект. Вызывающие это нарушение механизмы чаще всего приводят и к проблемам с устной речью.
  • Понимать, что речевая функция формируется как единая функциональная система, где все элементы взаимосвязаны.
  • Определять этапы работы над оптической дисграфией, учитывая упорство освоения ребенком речевых функций в ходе нормального течения онтогенеза.
  • Постепенное усложнять речевой материал и задания [3].

Умственные действия формируются сложно и на протяжении достаточно длительного времени. Этот процесс стартует с установления развернутых внешних операций, а потом свертывается, сокращается, доводится до автоматизма, постепенно становится интеллектуальным действием и далее происходит уже во внутреннем плане [2].

Л.Г. Парамонова [8] предлагает для коррекции ОП развивать у детей зрительно-пространственные представления. Это позволит им научиться замечать различия в написании букв, которые они путают. В ходе непосредственной работы детям предлагают выполнять с буквами, которые они не различают, следующие действия:

  • складывать из отдельных элементов;
  • вылеплять из пластилина;
  • обводить по контуру;
  • писать в воздухе;
  • вырезать из картона или бумаги.

Также дети могут определять буквы, которые расположены в пространстве непривычным образом: перевернуты, положены на бок и т. д.; изучать буквы, которые наложены друг на друга; распознавать буквы, которые имеют разное написание (рукописное, печатное, строчное, заглавное, стилизованное).

Р.И. Лалаева разработала методологию коррекции ОП и дислексии [5], которая направлена на то, чтобы:

  • развивать у детей функции визуального узнавания и восприятия, включая распознавание букв;
  • работать над увеличением объема визуальной памяти;
  • развивать у ребенка представления о пространстве и способность его воспринимать;
  • формировать функции зрительного синтеза и анализа;
  • обучать ребенка речевым обозначениям визуально-пространственных отношений;
  • учить ребенка различать смешиваемые при письме буквы как по-отдельности, так и в составе слогов, слов, предложений, текстов.

Многие авторы видят сильный развивающий потенциал в использовании компьютерных технологий [9].

В список методик исправления дефектов письменной речи входят методики с использованием интерактивных средств обучения. У них куда более широкие возможности, чем у традиционных образовательных методик. Они улучшают учебный процесс, активизируют самостоятельную и групповую работу детей, делают ее более творческой.

Коррекция дефектов письма и чтения в основном направлена на исправление нарушений устной речи, которые лежат в основе нарушений речи письменной. Это проблемы с произношением звуков, различением фонем, отсутствие навыков языкового анализа. Но такой подход приводит к разрыву между теоретическими основами и практикой логопедии. Например, далеко не все случаи дисграфии могут объясняться только недоразвитием устной речи, ведь у части дислексиков и дисграфиков с устной речью все в порядке или нарушения слабо выражены [10].

Итак, анализ научной и методической литературы позволяет нам сделать вывод, что существует целый ряд методик коррекции ОП у детей младшего школьного возраста. Разные авторы предлагают направления коррекционной работы, целью которых являются формирование и развитие зрительного восприятия, визуально-пространственной ориентации, визуально-двигательной координации и всех видов праксиса.

Список литературы

  1. Аристова Т.А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методич. пособие Под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб. КАРО, 2014. С. 208.
  2. Дорофеева С.В. Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/ /lingvisticheskie-aspekty-korrektsii-disleksii-i-disgrafii-opyt-uspeshnogo-primeneniya-kompleksnogo-podhoda.pdf (Дата обращения: 23.12.2023).
  3. Иншакова О. Б. Изменение способа анализа ошибок письма при дисграфии у младших школьников. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы Международной конференции Российской ассоциации дислексии. Под общ.ред. Г. В. Чиркиной, Е. В. Оганесяна, М. Н. Русецкой. М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного института. 2019. С. 99-105.
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие А.Н. Корнев СПб. МиМ, 2022. С. 86.
  5. Лалаева Р.И. Устанение оптической дислексии и дисграфии. Логопедическая работа в коррекционных классах Р.И. Лалаева [Электронный ресурс] http://pedlib.ru/Books/2/0007/2-00071.shtml (Дата обращения: 30.04.2024).
  6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. С. 351.
  7. Лурия А. Р. Очерки по психофизиологии письма Изд-во Акад. пед. наук РСФСР 1950. С. 1.
  8. Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. Л. Г. Парамонова. СПб: Детство-пресс. 2006. С. 128.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС. 2007. С. 12.
  10. Самсонова С.Н. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредствам дактилирования: Сборник статей по итогам Международной научно практической конференции. Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2017. С. 4.

Интересная статья? Поделись ей с другими: