УДК 37

Сложности в изучении английского языка студентов технических специальностей

Панова Юлия Владимировна – исполняющий обязанности заведующего кафедрой, старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

Чередов Владислав Александрович – магистрант, Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы возникающие у студентов в процессе изучения английского языка в высших учебных заведениях технического профиля. Обозначены трудности, снижающие эффективность образовательного процесса. Обосновывается необходимость использования профессионально-ориентированного подхода в обучении английскому, что позволит акцентировать внимание на профессиональных навыках и компетенциях, важных для будущей деятельности студентов. В статье анализируются основные причины возникновения данных трудностей, предлагаются практические рекомендации и методики, направленные на повышение успеваемости и качества обучения студентов в данной области.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, мотивация, технические специальности, изучение английского языка, иностранный язык для специальных целей.

1. Введение

В условиях тесной интеграции мирового сообщества английский язык занял значимое место во всех сферах деятельности. В связи с этим, обучению иностранным языкам уделяется все больше и больше внимания. Необходимость изучать иностранный язык зафиксирована в государственном образовательном стандарте, и студенты технических ВУЗов в данном контексте занимают особое положение. Предполагается, что выпускник не только должен понимать устную и письменную речь изучаемого языка, но и обладать навыками профессионального общения, владеть определенной терминологией в рамках своей специальности. Во время учебы студенты технических специальностей сталкиваются с рядом серьезных трудностей на пути к формированию иноязычной языковой компетенции, что влияет на их уровень профессионализма и востребованность на рынке труда. Учащимся может быть трудно понять нюансы языка, потребоваться больше времени и усилий, чтобы овладеть им. Низкий уровень иноязычной компетенции лишает будущих специалистов важного средства общения, лишает доступа к большому количеству ценной информации на английском языке и тем самым замедляет профессиональный рост. Важно понимать трудности, с которыми сталкиваются эти студенты при изучении английского языка, и разработать соответствующие стратегии обучения иностранному языку, которые помогут им преодолеть любые трудности. Целью данной статьи является выявление основных проблем, с которыми приходится сталкиваться студентам технического университета в процессе обучения английскому языку, что в будущем позволит найти эффективные пути их решения.

2. Основные проблемы

2.1. Проблемы общего характера

Освоение дисциплины «Иностранный язык» в высшем учебном учреждении технического профиля связанно с рядом проблем. В первую очередь это отсутствие мотивации у ученика. Недостаток желания может быть связан как просто с отсутствием интереса, так и просто с непонимание важности отдельного предмета. Студенты считают допустимым игнорирование гуманитарной дисциплины. В контексте своей специальности рассматривают «Иностранный язык» как непрофильный предмет и соответственно не требующий большого внимания. Такой подход к обучению явно не будет способствовать прогрессу в обучении. Важным источником мотивации может выступать и сам педагог, который через диалог с обучающимся сможет донести перспективы овладения английским в будущем. Правильный подход и поддержка доверительных взаимоотношений позитивно влияют на настрой студента.

Следующим барьером к освоению иноязычной компетенции студентов технического профиля может стать низкий уровень базовых знаний английского языка и разный уровень знаний студентов одной группы. Большой разрыв в знаниях может демотивировать всех, как преуспевающих, так и отстающих студентов. Освоение определенной образовательной программы в ВУЗе предполагает серьезную загруженность, в таких условиях важно чтобы выпускник школы уже имел крепкий базис, на котором будет формироваться новые компетенции. Однако, в реальности часто бывает так, что за период обучения в школе не формируется достаточного уровня знаний, что вызывает трудности уже в студенческий период и проблемы, увеличиваются год от года. Бывает, что студент вынужден учить английский с нуля, так как в школе он изучал другой иностранный язык (немецкий, китайский и т. д.). Эта ситуация также требует более пристального внимания.

Устаревшие учебно-методические пособия и малоэффективные методики обучения. Темпы технического прогресса на столько высоки что пособия не способны угнаться за спросом и устаревают очень быстро. Часто в процессе обучения применяются учебники, давно потерявшие свою актуальность, содержащие слова, которые вышли из обихода. Происходит игнорирование современных инструментов для изучения языка: образовательных web-ресурсов, приложений из маркетплейсов. Еще одним важным фактором, влияющим на подготовку, является ограниченное количество учебных часов, выделенное на изучение английского языка студентами-технарями.

Языковой барьер. Из-за малого количества часов, выделенных на дисциплину коммуникативные навыки студентов в устной речи, могу сильно страдать, и их недостаточно для профессиональной коммуникации или в ситуации публичных выступлений, защите доклада, выступлении на конференции.

Зависимость от словаря. Большинство студентов впадают в зависимость от словаря и не могут угадать значение неизвестного слова из контекста или не могут проигнорировать его вовсе. Такой подход отнимает много времени и тормозит обучение ведь студенты не могут извлечь никакого смысла из предложения, содержащего одно или несколько неизвестных слов. Обучение становится трудоемким и неэффективным.

2.2. Проблемы в усвоении терминологии

Для каждой специальности характерна своя собственная терминология. Терминология несет в себе основную смысловую нагрузку текста и составляет более 26% от общего количества слов в тексте. От правильного перевода этих терминов зависит успешность работы специалиста.

Сложности в освоении терминологии связанны, во-первых, с интерпретацией значения термина. Многие технические слова сложны даже для носителей английского языка, что делает их особенно трудными для тех, для кого английский язык не является родным.

Во-вторых, часто проблемой становится многозначность понятий, поэтому перед студентом стоит задача научиться вычленять нужное, отбрасывая лишнее. Например, при попытке перевести термин “bus” первым вариантом в строке перевода будет «автобус» и только в самом низу, возможно, отразится «шина передачи информации». Многозначность слов английского языка становится серьезной преградой в интерпретации смысла термина.

В-третьих, разнообразие и многозначность сокращений. Студенты программисты могут встретить акроним «KISS» что при первом прочтении может быть переведенно как «поцелуй», на самом же деле обозначает принцип написания кода «Keep it simple, stupid»- Сделай просто до безобразия. В документации часто можно встретить большое количество аббревиатур: OATH (Open Authentication) – Открытая аутефикация; AMP (Accelerated Mobile Pages)- Ускоренные мобильные страницы.

3. Английский для конкретных целей

Каким образом можно минимизировать количество сложностей в изучении английского языка в техническом ВУЗе? Образовательная система нашей страны пытается перенять основные тенденции зарубежных стран, так, растет спрос на профессионально- ориентированное обучение иностранному языку. ESP (English for Specific Purposes)– английский для конкретных целей, больше ориентирован на потребности учащихся в сфере профессиональной коммуникации, учитывает особенности профильного образования. Этот метод преподавания английского языка подразумевает большую интеграцию с профильными дисциплинами. С помощью содержательных и интерактивных заданий, связанных с их повседневной профессией или предполагаемыми техническими специальностями, студенты могут лучше понять аспекты английского языка.

Освоив специализированную лексику, необходимую для их профессии, а также овладев английским языком, учащиеся могут получить больше преимуществ, когда дело доходит до карьерного роста и получения работы. «Английский для специальных целей» смещает акцент с преподавания аспектов языка на развитие важных профессиональных навыков.

4. Заключение

Процесс обучения английскому языку в техническом вузе сопряжен с разноуровневыми проблемами, которые оказывают влияние на уровень профессиональной компетенции обучающихся. Тут огромное значение играют личностные мотивации студента, общий уровень языковой подготовки, образовательные ресурсы и роль педагога. Основная сложность освоения языка связанна с обилием технической терминологии. Минимизировать данные сложности позволил бы профессионально- ориентированный подход в обучении английскому, что позволило бы сделать больший акцент на профессиональных навыках и тех компетенциях, с которыми будет связанна будущая деятельность.

Список литературы

  1. Коган Е.А. «Английский» в техническом вузе: мнения студентов // Высшее образование в России. 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/angliyskiy-v-tehnicheskom-vuze-mneniya-studentov (дата обращения: 09.02.2024).
  2. Лутфуллина Г.Ф. Проблемные вопросы преподавания иностранного языка в техническом вузе Инновационная наука, № 5, 2017. С. 152-155.
  3. Копытин, В. Ю. Основные трудности, возникающие при изучении английского языка / Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 388-391. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86238/ (дата обращения: 15.03.2024).
  4. Бабаян В.Г., Киргуева Р.А. Распространенные трудности в изучении иностранного языка // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4. – С. 600-602.
  5. Попова А.С. проблема изучения иностранных языков. «Ложные друзья переводчика» в английском языке // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 200-202.